Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по географии в 7 классе на тему: Япония. »
Тема урока: Япония.
Тип урока: изучение нового материала
Цели по содержанию:
Образовательный аспект:
усвоить знания об основных чертах ЭГП, населении, традициях, отраслевой структуре, модели экономического развития;
объяснить суть проблем использования территории, природных и сырьевых ресурсов;
оценить природно-ресурсный потенциал для развития промышленности и сельского хозяйства Японии.
Развивающий аспект:
развивать критическое мышление и умение анализировать полученные знания;
развивать творческие способности детей;
Воспитательный аспект:
формировать нравственные ценности и эстетическое отношение к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа;
воспитывать интерес и уважение к культуре других народов.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: политическая карта Зарубежной Азии, физическая карта Евразии, “Строение земной коры”, климатические карты, “Плотность населения и народы”, компьютер, видеофильм о Японии, флаг и герб Японии, фотографии.
Учащимся было дано опережающее задание: используя дополнительную литературу, подготовить сообщения о традициях Японии.
План урока:
1.Географическое положение Японии, размер территории, численность населения.
2. Природа Страны восходящего солнца
3. Как живут Японцы?
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Мы продолжаем наше путешествие. И сегодня мы изучим ещё одну страну Азии, название которой вы угадаете сами, прослушав стих.
На островах в солёных водах
Лежала древняя страна.
От государств, других районов
Так отличалася она
Цунами берег разрушали
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась,
И люди гибли в тот же час.
Там развивалась и культура,
Веками строились дома.
И что рождалось здесь впервые
Не умирало никогда.
Страной восходящего солнца
Назвали соседи её.
Встаёт из-за моря здесь солнце,
За горы садится оно.
Ребята, о какой стране идёт речь в этом стихотворении?
Верно, это такая далёкая от нас и в тоже время близкая Япония.
Откройте, пожалуйста, атласы и скажите, где располагается Япония.
(Япония – страна – архипелаг, расположенная на 4 крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и почти на четырех тысячах мелких островах в Тихом океане. Столица - город Токио.)
– Определите по карте, какой остров самый большой? – Какими морями и океанами омывается Япония? (На севере омывается Охотским морем, на востоке – Тихим океаном, на юге – Тихим океаном и Восточно-Китайским морем, на западе – Корейским проливом и Японским морем). – С какими государствами граничит Япония? (На севере граничит с Россией – Сахалин, Курилы, на юге – с Филиппинами, на западе и северо-западе – с Китаем и Южной Кореей
Откроем карту «Строение земной коры» .
Учащиеся определяют, что граница литосферных плит находится в непосредственной близости от Японских островов, следовательно, для Японии характерны землетрясения и извержения вулканов. На востоке от Японских островов находится глубоководный желоб.
А теперь нам нужно определить климат Японии.
Большая протяжённость Японских островов с севера на юг определяет различия в климате северных и южных островов. На острове Хоккайдо холодная зима, часты обильные снегопады, метели. Холодные воздушные массы иногда проникают на юг до острова Кюсю. Снег на Фудзияме лежит до середины августа. Летом с Тихого океана приходят тёплые и влажные ветры. Тёплое течение Куросио также смягчает климат Японии. Осадков выпадает много, в 2-3 раза больше, чем на соседних частях материка. В конце лета над островами часты тайфуны, прохождение которых сопровождается сильными ливнями и ураганными ветрами. Тайфуны вызывают наводнения на реках, порой губят посевы, принося жителям островов немалые убытки. В Японии много рек, но они короткие, с бурным течением, с порогами и водопадами, поэтому на них строят гидроэлектростанции и используют для орошения полей.
Работа с картой “Плотность населения и народы”
- Что вы скажите о населении?
Задание. Проанализируйте данные карты и сделайте вывод о плотности и размещении населения Японии
По карте “Плотность населения и народы” учащиеся определяют, что Япония – одна из наиболее плотно заселённых стран мира. Численность населения – 127,3 млн. человек, средняя плотность – 342 чел на 1км2. 99% жителей – японцы, на острове Хоккайдо живёт малочисленный народ – айны.
Работа с комплексной картой Евразии. Просмотр видеофильма о Японии
По комплексной карте и из видеофрагмента учащиеся определяют основные черты хозяйства страны. Учащиеся узнают, что Япония – одна из наиболее высокоразвитых стран мира. Страна известна ребятам своими автомобилями, роботами, электронно-вычислительной и бытовой техникой. Своих полезных ископаемых в стране мало, поэтому большую их часть приходится ввозить из-за границы, в том числе и из России. В стране выращивают рис, чай, сахарный тростник, разводят крупный рогатый скот, птицу, свиней. Кроме рыболовства, занимаются искусственным разведением рыб и жемчужных раковин.
- Скажите, что является основой культуры любой страны и ее народа?
- Верно ребята – это традиции. Сегодня наши ребята приготовили для вас небольшие сообщения о традициях японского народа.
Ученик
Икебана - искусство составления цветов. Это целая наука, ее преподают в специальных школах. Обучают этому искусству с 6 лет.
Ученик
Бонсай - миниатюрные сады. Эти маленькие садики не превышают размеров комнаты. Растут в них карликовые деревья: дубы, клены, лиственницы до 30 см. Выращивают их более 900 лет, передаются они по наследству.
Ученик
Кимоно - национальный костюм. Его носят и сегодня от мала до велика в праздничные дни. Все радостные и скорбные события заставляют надеть кимоно – парадное или траурное. Непременным атрибутом женского туалета является шпилька для украшения волос, а также веер и зонтик.
Ученик
Чаепитие - японский обряд, который называется «тя но ю», что означает «чайная церемония».В комнате должен быть полумрак, вся мебель и предметы – старинные, лишь льняной платок и бамбуковый коврик – новые. Все участники церемонии садятся на пол, один из них насыпает в чашку порошок – растертый в пудру зеленый чай, заливает водой и метелочкой взбивает в пену. Обряд происходит в полном молчании. Особое внимание уделяется качеству воды.
3. Закрепление нового материала.
Мы с вами изучили ещё одну страну Азии. Представьте, что вы совершили путешествие в Японию. Расскажите о своих впечатлениях.
4.Домашнее задание:§ 76, с. 288-291, разгадать головоломку: вписать в клеточки названия семи японских городов, которые оканчиваются на - ЯМА.