Урок окружающего мира по теме "Соседи России: Япония и Китай"
Урок окружающего мира по теме "Соседи России: Япония и Китай"
Предлагаю Вашему вниманию разработку урока окружающего мира в 4 классе, УМК "Школа России", автор учебни ка - Плешаков. Тип урока - иследовательская деятельность.В результате урока учащиеся расширят свои представления о географии стран мира, познакомятся с культурой и традициями народов Японии и Китая.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме "Соседи России: Япония и Китай" »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
Муниципального образования Новопокровский район
Краснодарского края
Конспект урока окружающего мира в 4 классе
по теме
«Соседи России: Япония и Китай»
подготовила
учитель начальных классов
Михайличенко Людмила Алексеевна
Урок окружающего мира.
Михайличенко Людмила Алексеевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 5
ст. Калниболотской
МО Новопокровский район
Класс: 4
Тема урока: «Соседи России: Япония и Китай»
Тип урока: урок исследовательской деятельности.
Цели урока:формирование первичных представлений о восточных соседях России – Японии и Китае, воспитание толерантного отношения к другим народам.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить с культурой и традициями народов Японии и Китая;
расширить представления о географии стран мира, в частности Японии и Китая;
Развивающие (предметные): развивать умения работать с картой;
(УУД): развивать умение работать с различными источниками информации; развивать личностные качества (мышление, внимание, общение, эмоционально-чувственное восприятие);
Воспитательные:
повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, побуждать к установлению конструктивных межличностных отношений;
воспитывать бережное отношение к культуре Японии и Китая;
воспитывать бережное отношение к природе.
План проведения урока
Организационный момент. Вход в урок.
Актуализация знаний учащихся. Деление на группы.
Работа над новым материалом.
Создание проблемной ситуации. УМШ.
Поиск информации. Работа в группах.
Обмен информацией. Отчёты групп о проделанной работе.
Обобщение знаний. Интерактивное путешествие «На Восток».
Рефлексия.
Домашнее задание.
Оборудование урока: мультимедийное оборудование, интерактивная доска, презентация, конверты с заданиями, веера, для чайной церемонии: столик, чайник, чашки, пиалы,
Ход урока
Организационный момент. Мотивация учащихся.
Дети стоят на входе в класс. Встреча детей по восточным традициям: поклон со сложенными руками.
- Я приглашаю вас на урок окружающего мира.
(Дети заходят в класс, становятся полукругом в центре класса, повернувшись лицом к доске. Разуваюсь и становлюсь на коврик).
- Вас что-то удивило? Это древняя традиция восточных стран. Она символизирует чистоту души, уважение к гостям. А какую ещё восточную традицию вы знаете? (Любование цветением сакуры). Откуда вы о ней узнали? (Сегодня, на уроке русского языка).
Сегодня мы продолжим изучать восточные страны.
2. Актуализация знаний.
- Посмотрите вокруг себя. Какие новые предметы вас окружают? Как вы думаете, из каких стран они пришли? (Дети называют). Это восточные страны. Где эти страны расположены? Покажите на карте. (Слайд № 1). Назовите их. Как их можно назвать по отношению к России? (Соседи России). А каких соседей России вы уже знаете? (Дания и Финляндия). Тема нашего урока «Соседи России: Япония и Китай» (на слайде № 2 появляется тема).
- Посмотрите на столы (на них таблички с названиями групп: «Корреспонденты», «Искусствоведы», «Дипломаты»). Кто такие корреспонденты, искусствоведы, дипломаты? В каком качестве вы хотели бы выступить на уроке? Согласно своему желанию займите места за столами. (Дети распределяются по группам).
Создание проблемной ситуации. Учебно-мозговой штурм.
- Что вы уже знаете об этих странах? Что ещё хотели бы узнать? (Дети перечисляют, а я записываю вопросы на доске).
1. Что такое кимоно?
2. По каким законам жили Самура?
3. Какие растения растут в Японии и Китае?
4. Как едят палочками?
5. Какие праздники отмечают в этих странах?
6. Когда наступает Новый год по китайскому гороскопу?
7. Как правильно вести себя при встрече с японцем? И т.п.
- Вот на эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня. Откуда вы можете получить информацию об этих странах? (Дети называют источники информации: учебник, энциклопедии, спросить у взрослого, Интернет).
Работа по теме урока.
Поиск информации. Деловая игра. Работа в группах.
- Поработав с этими источниками, группы «Корреспондентов» соберут необходимый материал об одной из стран. Вы можете воспользоваться картой – опорой. Задания вы найдёте в конвертах, лежащих на ваших столах.
- Так как вас интересовал вопрос: Какие праздники обычаи и традиции существуют в Японии и Китае? я предлагаю искусствоведам исследовать информационное пространство и ответить на эти вопросы. Вы также можете пользоваться картой – опорой и предметами на демонстрационном столике.
- А группа дипломатов придумает эмблему – символ дружбы трёх стран: России, Японии и Китая. В конверте – задание для вас.
Работать вы будете в течение 10 минут. Об окончании работы вам сообщит восточная музыка. Сначала она будет звучать тихо,- это сигнал о том, что работу следует заканчивать, как только она наберёт силу – все группы должны быть готовы к выступлению.
Учащиеся работают с различными источниками информации. Так какработа в группах ведётся давно, роли распределяются самостоятельно.
Творческие отчёты групп. Обмен информацией. Интерактивное путешествие «На восток».
- Что же это за страна – Япония? (Отчёт корреспондентов выпуска новостей, слайды № 3-8).
( обратите внимание на архитектуру Японии (слайды 7-8) - храмовые постройки такой формы вы не увидите ни в какой другой стране).
- Япония богата обычаями и традициями, которые складывались веками. Об одной из них нам расскажут искусствоведы. (Отчёт искусствоведов, слайды № 9-14).
( японцы – люди творческие, они возводят не только сады деревьев, но и сады камней, которые завораживают взгляд, успокаивают человека, помогают ему отрешиться от всего и подумать о жизни) (слайд 13).
- О какой стране вы сейчас узнали? (О Японии). Какой город является столицей Японии? (Токио).
- Что представляет собой другой сосед России на Востоке – Китай? Об этом мы узнаем из передачи «По странам и континентам». (Отчёт группы корреспондентов о Китае, слайды № 15-21).
(Китай не отличается такой же изысканной архитектурой, как Япония, но свои достопримечательности есть и здесь. Удивляет своеобразием кажущаяся невесомой постройка в скале) (слайд № 22).
- Китай – древняя цивилизация. Именно Китай подарил миру чай. В каждой стране сложились свои чайные традиции. А как принято пить чай в Китае? Об этом нам расскажут искусствоведы (отчёт группы искусствоведов по Китаю, слайды № 23-24).
( а в Японии тоже есть свои чайные традиции, но сейчас у них появилась новая мода – «есть» чай. В Токио есть французский ресторан, где в каждое блюдо добавляю чайные листы. Они обогащают пищу витаминами и убивают неприятный запах изо рта.)
- А вы знаете, какое животное является символом Китая? (Большая панда).
( видеосюжет об охране Большой панды) (слайд № 25).
- Не только в Китае, во всех странах занимаются вопросами охраны окружающей среды. Существуют специальные международные организации. Как называются? Перечислите. Как они узнают о деятельности друг друга? На международном уровне всегда выступают дипломаты. Вот и у нас сегодня есть группа дипломатов. Им слово.
Завершают знакомство с восточными соседями России – дипломаты.
5. Рефлексия.
- Ребята, вы сегодня все участвовали в организации урока. Рассказ какой группы вам больше всего запомнился? Произвёл на вас особое впечатление? Возьмите стеки и отдайте свой голос за понравившуюся работу. Помните: за себя не голосуем!
(Дети цветные полоски наклеивают на лист с названием группы, подсчитываем голоса).
- Все сегодня проявили творчество, были активны, но я с вами согласна: эти ребята наиболее творчески подошли к выполнению задания.
- Итак, наше путешествие на Восток заканчивается.
- Назовите страну, которой принадлежит этот флаг.
(Дети отвечают: Японии и Китаю).
«Наведите порядок» среди этих предметов.
(Дети передвигают по интерактивной доске картинки с изображением следующих предметов: Великая китайская стена, сад камней, икебана, бонсай, палочки, рис, кимоно – китайское и японское, самурай, иероглифы – китайские и японские, фонарики, панда, сакура).
Домашнее задание.
- Всё ли вы узнали о Японии и Китае, что хотели? (Ответы детей). Всё знать мы, конечно же, не можем. Какой вопрос вас интересовал в начале урока, на который мы не ответили? Где вы можете найти на него ответ? (Дети перечисляют).
- А где вам могут пригодиться эти знания? Где вы их можете применить?
Какая страна вас заинтересовала? Выберите флаг этой страны (в конверте № 2). На обратной стороне флага записаны задания, одно из которых вы можете выполнить к следующему уроку. (Задания по выбору – составить кроссворд о достопримечательностях или культуре страны, подобрать дополнительный материал о заинтересовавшем вас экспонате, составить план для посещения достопримечательностей этой страны).
- Китайский философ Конфуций сказал (слайд № 2 на интерактивной доске). Пусть это будет вашей мечтой – посетить когда-нибудь эту страну наяву. А на следующем уроке мы с вами окунёмся в атмосферу праздника в Японии и Китае.