kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока географии в 11 классе по теме "Мы познаем Японию"

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка урока географии в 11 классе по теме " Мы познаем Японию"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока географии в 11 классе по теме "Мы познаем Японию"»

Методическая разработка урока географии в 11 классе

по теме «Мы познаем Японию»

Цель урока: развивать интерес учащихся к изучению стран мира, способствовать повышению интереса учеников к предмету.

  1. Образовательные – усвоение знаний, расширение представления об этой удивительной стране, отметить самое интересное в этой стране.
    2) Развивающие – развитие умения составлять экономико-географическую характеристику страны, используя различные источники дополнительной литературы и географической информации.
    3) Воспитательные – формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к природе как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа.



Планируемые результаты:

Предметные

  • Уметь работать с разными источниками географической информации.

  • Уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

  • Учащийся освоит информацию о природных условиях, наличии природных ресурсов, населении и хозяйстве Японии.

Метапредметные

  • Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

  • Развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

Личностные

  • Осознание необходимости ответственного отношения к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.

  • Уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

  • Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.



Универсальные учебные действия (УУД).

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, уметь общаться и работать в группе.

Познавательные: выполнять логические действия для осуществления учебной деятельности.

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу.



Тип урока – урок «открытия» новых знаний.



Оборудование: глобус политический, политическая карта мира, физическая карта Японии, компьютер, проектор.



Методы: практический, беседа, наглядный.



Термины и понятия: ГП Японии, природные условия и ресурсы Японии, население и хозяйство Японии, японское «экономическое чудо».



Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.



Демонстрация: «кимоно», «икебаны», «бонсай», «чайной церемонии», «поклоны».



Ход урока:



  1. Организационный момент. Приветствие, эмоциональный настрой. Подготовка к началу урока.

Учитель: Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть!

Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.



Сегодня у нас с вами необычный урок, мы совершим путешествие в одну из стран Восточной Азии.
А начну урок я со стихотворения:



На островах в соленых водах
Лежала древняя страна
От государств, других районов
Так отличается она.
Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась,
И люди гибли в тот же час.
Там развивается культура,

Веками строятся дома.
И что рождалось здесь впервые -
Не умирало никогда.
Страной восходящего солнца
Назвали соседи ее.
Встает из-за моря здесь солнце, 
За горы садится оно.

А страну эту называют очень странно – «страна-наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает не мужчина, а женщина, руль в машине не с левой, а с правой стороны, кошки здесь бесхвостые, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным. О какой стране сегодня пойдет речь?



Учащиеся: Япония.



Учитель: Верно. Сегодня мы отправляемся в Японию. Цель нашего урока: Понять и узнать эту особенную страну, выявить основные черты экономико- и политико- географического положения, проблемы использования территории и природно-сырьевых ресурсов, особенности населения – его культуру, традиции, обычаи, быт и нравы, а также объяснить в чем «экономическое чудо» этой страны, ее достопримечательности.



Итак, тема нашего урока – «Мы познаем Японию».

Вы все сегодня будете экскурсоводами. Каждый из Вас получит индивидуальный текст с информацией и ответит на поставленные после текста вопросы. Ответы должны быть полными и содержательными.



Учащиеся изучают текст и отвечают на вопросы. После того, как учащиеся подготовились, начинаются выступления.



Выступления учащихся-экскурсоводов:
(выступления сопровождаются презентацией учителя)

1 учащийся-экскурсовод: характеризует «Название страны и состав территории».
2 уч-ся: «Столица Японии».
3 уч-ся: «Экономико- и политико-географическое положение страны».
4 уч-ся: «Особенности населения и государственного устройства».
5 уч-ся: «Крупные города и городское население».
6 уч-ся: «Демографическая политика, национальный и религиозный состав».
7 уч-ся: «Почему японцы живут долго?»
8 уч-ся: «Страна высокой культуры».
9 уч-ся: «Традиции японцев».

10 уч-ся: «Поклоны» (демонстрация)
11 уч-ся: «Чайная церемония» (демонстрируют 3 уч-ся)
12 уч-ся: «Икебана – искусство составления цветов» (демонстрация)
13 уч-ся: «Бонсай – миниатюрные сады» (демонстрация)
14 уч-ся: «Кимоно – национальная одежда» (демонстрация кимоно и непременных атрибутов женского туалета является шпилька для украшения волос, веер, зонтик)
15 уч-ся: «Японский дом».
16 уч-ся: «Оценка природно-ресурсного потенциала».
17 уч-ся: «Промышленность Японии».
18 уч-ся: «Экспорт и импорт страны».
19 уч-ся: «Машиностроение Японии».
20 уч-ся: «Экономическое чудо».
21 уч-ся: «Достопримечательности Японии».
22 уч-ся: «Печальная информация – о мемориале в г. Хиросима, как ярком и мощном символе – август 1945 г. »

Учитель: Итак, ребята, вы услышали и узнали очень многое об этой удивительной стране, о жизни японцев, их традициях, культуре и увидели другую сторону их жизни.


Далее учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает задание, проблемный вопрос, который нужно решить.

На столах у учащихся листы самооценивания, по итогам работы в группах учащиеся оценивают работу каждого члена группы.


1 группа: Проблемный вопрос: Каково ваше мнение, на что была направлена демографическая политика государства в середине 20 века?

Основные направления: снижение рождаемости и повышение уровня жизни.

Методы достижения: - занятия со школьниками по планированию семьи

- повышение брачного возраста

- увеличение затрат на воспитание и образование детей

- дорогие свадебные церемонии.

В результате Япония столкнулась с демографическими проблемами:

- процессом старения населения и угрозой депопуляции.


2 группа: Проблемный вопрос: К каким странам относится Япония по уровню урбанизации?

80% - городское население. В стране более 200 больших городов, 12 из них - города - миллионеры. Самыми крупными агломерациями считаются Токио, Нагоя, Осака. Они образуют мегалополис ТОКАЙДО, где живет около 56% всего населения страны. Самым крупным городом мира является Токио(26 млн. чел.)


3 группа: Проблемный вопрос: Ваше мнение: почему японцы живут долго?

- понимают, насколько хрупка жизнь (Хиросима и Нагасаки)

- любят природу и заботливо её охраняют

-важнейшая черта характера: трудолюбие и прилежание, доброжелательность

- любопытны и многое перенимают у других народов

- веротерпимость и смешивание культов, обрядов

- употребление в пищу морепродуктов

- здоровый образ жизни; лозунг «100 шагов в день!»

- гигиена: марлевая повязка с детского сада

- малое употребление спиртных напитков

- высокая образованность населения.


4 группа: Проблемный вопрос: Страна бедна минеральными и земельными ресурсами. Как она решает эти проблемы?

1. В 50-60 гг. закупала дешевое сырьё. В настоящее время ориентация на наукоемкие отрасли.

2. Опора на высококвалифицированные трудовые ресурсы.

3. Отвоевывает у моря часть побережья, «чудом света» можно назвать аэропорт Кансаи, построенном в бухте Осака в 5 км от о. Хонсю.


Учитель: оцените работу каждого члена группы в листах самооценивания, поставьте отметку.


Закрепление. И последний этап нашей работы – «Блиц-турнир», вопросы для закрепления. Каждому ученику по цепочке задается один вопрос.


  1. 99% населения в Японии составляют? (Японцы)

  2. Религия, проникшая в Европу из Индии? (Буддизм)

  3. Название циновок, покрывающих пол? (Татами)

  4. Как японцы называют свою страну? (Ниппон или Нихон)

  5. Выращивание карликовых деревьев? (Бонсай)

  6. На каком острове расположено Токио? (Хонсю)

  7. Японская система верования? (Синтоизм)

  8. Японские рыцари, сословие, признавшие «военную доблесть»? (Самураи)

  9. Название палочек которыми едят рис? (Хаси)

  10. Красивое письмо кисточкой и тушью (Каллиграфия)

  11. Кодифицированная процедура самоубийства самураев? (Харакири)

  12. Денежная единица Японии? (Иена)

  13. Самая высокая священная гора? (Фудзияма, 3776 м.)

  14. Что такое кюдо? (Стрельба из лука)

  15. Как переводится «каратэ»? (Борьба без оружия)

  16. Что такое «сакура»? (Вишня-символ японской весны)

  17. Любимая еда японцев? (Рыба, морепродукты)

  18. Положительное качество японцев? (Трудолюбие)

  19. Основа национальной кухни Японии? (Рис)

  20. Кто такой «ниндзя»? (Воин – одиночка, разведчик, тайный агент)

  21. «Курума» - что это? («Телега» - так называют японцы свой автомобиль)

  22. Какой жест при встрече друзей отсутствует у японцев? (Рукопожатие)


Учитель: Оцените друг друга по итогам блиц-опроса, результат занесите в листы самоценивания.



Рефлексия

Учитель: продолжите эти предложения:

1. Было интересно узнать……

2. Было нелегко………

3. Я понял, что………..

4. Меня удивило………

5. Мне понравилось задание……………….



Учитель: На этом мы с Вами, ребята, заканчиваем путешествие по Японии. Я думаю, что у Вас появился большой интерес к Японии и японцам, к их образу жизни, складу ума и характера. 
Япония для русских людей не просто одна из многих зарубежных стран Азии. Природа поселила нас бок о бок. А кому неизвестна истина: у соседа могут быть свои взгляды, склонности, привычки, но чтобы ужиться с ним, надо знать его характер. 
Поэтому Вы и познакомились поближе с народом, который связывает собственные душевные качества с образом цветущей вишни.

 
Итог урока: Благодарю всех за участие в этом путешествии. Выставление отметок.

Домашнее задание: § 40, оформить визитную карточку Японии.

Творческое задание: Используя дополнительные источники информации, разработать маршрут для туристов под названием «Два лица Японии».






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока географии в 11 классе по теме "Мы познаем Японию"

Автор: Ваганова Екатерина Андреевна

Дата: 12.05.2018

Номер свидетельства: 469271


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства