Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока географии в 11 классе по теме "Мы познаем Японию"»
Методическая разработка урока географии в 11 классе
по теме «Мы познаем Японию»
Цель урока: развивать интерес учащихся к изучению стран мира, способствовать повышению интереса учеников к предмету.
Образовательные – усвоение знаний, расширение представления об этой удивительной стране, отметить самое интересное в этой стране. 2) Развивающие – развитие умения составлять экономико-географическую характеристику страны, используя различные источники дополнительной литературы и географической информации. 3) Воспитательные – формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к природе как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа.
Планируемые результаты:
Предметные
Уметь работать с разными источниками географической информации.
Уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
Учащийся освоит информацию о природных условиях, наличии природных ресурсов, населении и хозяйстве Японии.
Метапредметные
Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.
Личностные
Осознание необходимости ответственного отношения к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.
Уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;
Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
Универсальные учебные действия (УУД).
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, уметь общаться и работать в группе.
Познавательные: выполнять логические действия для осуществления учебной деятельности.
Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу.
Тип урока – урок «открытия» новых знаний.
Оборудование: глобус политический, политическая карта мира, физическая карта Японии, компьютер, проектор.
Методы: практический, беседа, наглядный.
Термины и понятия: ГП Японии, природные условия и ресурсы Японии, население и хозяйство Японии, японское «экономическое чудо».
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Организационный момент. Приветствие, эмоциональный настрой. Подготовка к началу урока.
Учитель: Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть!
Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
Сегодня у нас с вами необычный урок, мы совершим путешествие в одну из стран Восточной Азии. А начну урок я со стихотворения:
На островах в соленых водах Лежала древняя страна От государств, других районов Так отличается она. Цунами берег разрушали, И ежегодно много раз Земля внезапно содрогалась, И люди гибли в тот же час. Там развивается культура,
Веками строятся дома. И что рождалось здесь впервые - Не умирало никогда. Страной восходящего солнца Назвали соседи ее. Встает из-за моря здесь солнце, За горы садится оно.
А страну эту называют очень странно – «страна-наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает не мужчина, а женщина, руль в машине не с левой, а с правой стороны, кошки здесь бесхвостые, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным. О какой стране сегодня пойдет речь?
Учащиеся: Япония.
Учитель: Верно. Сегодня мы отправляемся в Японию. Цель нашего урока: Понять и узнать эту особенную страну, выявить основные черты экономико- и политико- географического положения, проблемы использования территории и природно-сырьевых ресурсов, особенности населения – его культуру, традиции, обычаи, быт и нравы, а также объяснить в чем «экономическое чудо» этой страны, ее достопримечательности.
Итак, тема нашего урока – «Мы познаем Японию».
Вы все сегодня будете экскурсоводами. Каждый из Вас получит индивидуальный текст с информацией и ответит на поставленные после текста вопросы. Ответы должны быть полными и содержательными.
Учащиеся изучают текст и отвечают на вопросы. После того, как учащиеся подготовились, начинаются выступления.
Выступления учащихся-экскурсоводов: (выступления сопровождаются презентацией учителя)
1 учащийся-экскурсовод: характеризует «Название страны и состав территории». 2 уч-ся: «Столица Японии». 3 уч-ся: «Экономико- и политико-географическое положение страны». 4 уч-ся: «Особенности населения и государственного устройства». 5 уч-ся: «Крупные города и городское население». 6 уч-ся: «Демографическая политика, национальный и религиозный состав». 7 уч-ся: «Почему японцы живут долго?» 8 уч-ся: «Страна высокой культуры». 9 уч-ся: «Традиции японцев».
10 уч-ся: «Поклоны» (демонстрация) 11 уч-ся: «Чайная церемония» (демонстрируют 3 уч-ся) 12 уч-ся: «Икебана – искусство составления цветов» (демонстрация) 13 уч-ся: «Бонсай – миниатюрные сады» (демонстрация) 14 уч-ся: «Кимоно – национальная одежда» (демонстрация кимоно и непременных атрибутов женского туалета является шпилька для украшения волос, веер, зонтик) 15 уч-ся: «Японский дом». 16 уч-ся: «Оценка природно-ресурсного потенциала». 17 уч-ся: «Промышленность Японии». 18 уч-ся: «Экспорт и импорт страны». 19 уч-ся: «Машиностроение Японии». 20 уч-ся: «Экономическое чудо». 21 уч-ся: «Достопримечательности Японии». 22 уч-ся: «Печальная информация – о мемориале в г. Хиросима, как ярком и мощном символе – август 1945 г. »
Учитель: Итак, ребята, вы услышали и узнали очень многое об этой удивительной стране, о жизни японцев, их традициях, культуре и увидели другую сторону их жизни.
Далее учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает задание, проблемный вопрос, который нужно решить.
На столах у учащихся листы самооценивания, по итогам работы в группах учащиеся оценивают работу каждого члена группы.
1 группа: Проблемный вопрос: Каково ваше мнение, на что была направлена демографическая политика государства в середине 20 века?
Основные направления: снижение рождаемости и повышение уровня жизни.
Методы достижения: - занятия со школьниками по планированию семьи
- повышение брачного возраста
- увеличение затрат на воспитание и образование детей
- дорогие свадебные церемонии.
В результате Япония столкнулась с демографическими проблемами:
- процессом старения населения и угрозой депопуляции.
2 группа: Проблемный вопрос: К каким странам относится Япония по уровню урбанизации?
80% - городское население. В стране более 200 больших городов, 12 из них - города - миллионеры. Самыми крупными агломерациями считаются Токио, Нагоя, Осака. Они образуют мегалополис ТОКАЙДО, где живет около 56% всего населения страны. Самым крупным городом мира является Токио(26 млн. чел.)
3 группа: Проблемный вопрос: Ваше мнение: почему японцы живут долго?
- понимают, насколько хрупка жизнь (Хиросима и Нагасаки)
- любят природу и заботливо её охраняют
-важнейшая черта характера: трудолюбие и прилежание, доброжелательность
- любопытны и многое перенимают у других народов
- веротерпимость и смешивание культов, обрядов
- употребление в пищу морепродуктов
- здоровый образ жизни; лозунг «100 шагов в день!»
- гигиена: марлевая повязка с детского сада
- малое употребление спиртных напитков
- высокая образованность населения.
4 группа: Проблемный вопрос:Страна бедна минеральными и земельными ресурсами. Как она решает эти проблемы?
1. В 50-60 гг. закупала дешевое сырьё. В настоящее время ориентация на наукоемкие отрасли.
2. Опора на высококвалифицированные трудовые ресурсы.
3. Отвоевывает у моря часть побережья, «чудом света» можно назвать аэропорт Кансаи, построенном в бухте Осака в 5 км от о. Хонсю.
Учитель: оцените работу каждого члена группы в листах самооценивания, поставьте отметку.
Закрепление. И последний этап нашей работы – «Блиц-турнир», вопросы для закрепления. Каждому ученику по цепочке задается один вопрос.
99% населения в Японии составляют? (Японцы)
Религия, проникшая в Европу из Индии? (Буддизм)
Название циновок, покрывающих пол? (Татами)
Как японцы называют свою страну? (Ниппон или Нихон)
Кто такой «ниндзя»? (Воин – одиночка, разведчик, тайный агент)
«Курума» - что это? («Телега» - так называют японцы свой автомобиль)
Какой жест при встрече друзей отсутствует у японцев? (Рукопожатие)
Учитель: Оцените друг друга по итогам блиц-опроса, результат занесите в листы самоценивания.
Рефлексия
Учитель: продолжите эти предложения:
1. Было интересно узнать……
2. Было нелегко………
3. Я понял, что………..
4. Меня удивило………
5. Мне понравилось задание……………….
Учитель: На этом мы с Вами, ребята, заканчиваем путешествие по Японии. Я думаю, что у Вас появился большой интерес к Японии и японцам, к их образу жизни, складу ума и характера. Япония для русских людей не просто одна из многих зарубежных стран Азии. Природа поселила нас бок о бок. А кому неизвестна истина: у соседа могут быть свои взгляды, склонности, привычки, но чтобы ужиться с ним, надо знать его характер. Поэтому Вы и познакомились поближе с народом, который связывает собственные душевные качества с образом цветущей вишни.
Итог урока: Благодарю всех за участие в этом путешествии. Выставление отметок.
Домашнее задание: § 40, оформить визитную карточку Японии.
Творческое задание:Используя дополнительные источники информации, разработать маршрут для туристов под названием «Два лица Японии».