Предмет | география |
Класс | 5 |
Урок № | 28 |
Место урока по теме | Урок № 6 , раздел «Земная кора» |
Тема урока | Вулканы. |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Уровень | Стандарт |
Цель | Сформировать представление о вулканах и вулканизме, как о проявлении движений земной коры. |
Задачи | Образовательные: формирование представления у учащихся о строении вулкана, причине вулканизма, типах вулканах, гейзерах, горячих источниках, районах их распространения. Развивающая: развитие умений сравнивать, анализировать, делать выводы. Воспитательная: способствовать воспитанию любви и уважения к природе Земли. |
УУД | Личностные: адекватно оценивать свои возможности для достижения цели; осознавать ценность географических знаний для людей и себя лично. Регулятивные: ставить учебную задачу планировать свою деятельность и работать в соответствии с поставленной учебной задачей под руководством учителя; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, выделять главное; оценивать процесс и результат своей познавательной деятельности. Познавательные: умение систематизировать, обобщать и использовать, полученную информацию, высказывать суждения, подтверждая их фактами; Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать учителя и одноклассников; эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; самостоятельно организовывать речевую деятельность в устной и письменной форме. |
Предполагаемый результат |
личностные | осознать необходимость изучения окружающего мира |
метапредметные | строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, средства, контроль, оценка). |
предметные | Знать: определение понятий «вулкан», «очаг магмы», «кратер», «жерло», «гейзер»; строение вулкана; районы распространения вулканизма. Уметь: |
Методы обучения | объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный. |
Формы организации познавательной деятельности обучающихся | фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах (в парах). |
Средства обучения | Настенная карта «Физическая карта мира», атлас для 5 класса, презентация, учебник, рабочие тетради, раздаточный материал: индивидуальные технологические карты для самостоятельной работы, индивидуальные листы самооценки работы на уроке, карточки с заданиями. |
ХОД УРОКА |
Этап | Постановка учебного задания | Деятельность учащихся | Результат деятельности |
Организационный | | Проверяют готовность рабочего места, наличие дидактического материала. | Готовность учащихся к уроку. |
Формулировка темы урока. | Рассказ учителя: Древние римляне верили, что в недрах горы Этна находится кузнеца могучего бога. Когда бог начинает работать в своей кузнице, гора часто вздрагивает, слышится подземный гул, из горы через провал вырываются дым и пламя. Задание: О чём идёт речь? (вулканы). Учитель: тема сегодняшнего урока - вулканы. Просмотр видео «Извержение вулкана». | Формулируют тему урока и записывают в тетрадь. (Р) | Классная работа в тетради |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Вопрос: Сформулируем цели урока? Что это такое? Какие они бывают?(типы вулканов). Почему они происходят (причины)? Где они встречаются? | Формулируют цели урока. (Р) | Ответы учеников. |
Новый материал | Первая задача нашего урока: Что такое вулканы? (лист самооценки) Рассмотрите рис. 81 стр. 100 в учебнике. Как вы можете ответить на вопрос: что такое вулкан? (Вулканы – это горы, состоящие из застывшей лавы и горных пород). Предложить учащимся сверить свои ответы с учебником. Задание №1: найдите соответствие А | Кратер | 1 | Подземный резервуар (хранилище) магмы. | Б | Жерло | 2 | Чашеобразное углубление на вершине вулкана. | В | Очаг магмы | 3 | Отверстие, по которому лава поступает на поверхность земли. | Ответ: А-2, Б-3, В- 1. | Обдумывают ситуацию, предлагают пути решения, выполняют задание, преобразовывая информацию из одного вида в другой. Оценивают свою работу. (П, Р) | тетради. Ответы учеников. Оценка в лист самооценки |
Вторая задача нашего урока: Какие бывают вулканы, т.е. их типы? (лист самооценки) Вы можете решить эту задачу, если: Прочтёте текст из учебника на странице 102 (и подчеркните ключевые слова, которые отвечают на вопрос). Прочтёте текст в учебнике на странице 102 и сделаете запись в тетрадь (какую считаете нужной) Прочтёте текст в учебнике на странице 102 и сделаете запись в технологической карте, которую даст учитель. Выберите способ решения и выполните задание за 5 минут. Проверка: Задание №2: Географический диктант. (устно вставьте пропущенные слова, и запишите их в тетрадь). Конусообразные горы, состоящие из застывшей лавы и сцементированных горных пород - это…….. Магма, излившаяся на поверхность земли и лишённая газов и паров называется……… Вулканы, которые извергались хотя бы один раз на памяти человечества, называются ………….. Вулканы, об извержении которых данные не сохранились, называются ………… Ответы: вулканы, лава, действующие, потухшие. | Обдумывают ситуацию, предлагают пути решения, выполняют задание. Оценивают свою работу. (П, Р) | Классная работа в тетради. Ответы учеников. Оценка в лист самооценки. |
Третья задача урока: Где они встречаются? Почему они происходят? Практическая работа: Сравните и сопоставьте карты на рис. 69 стр.87 , рис. 78 стр. 97. Какой вывод можно сделать на основе анализа этих карт? (Области распространение вулканов и землетрясений и границы литосферных плит почти совпадают.) Задание №3: Работа в малых группах (в парах) По географическим координатам определите название одного вулкана (по выбору), покажите их на карте. | I | II | III | координаты | 56 с.ш. 160 в.д | 40° с. ш. 14°в. д | 32 ю.ш. 70 в.д. | Краткое описание, высота | Самый высокий вулкан в России (4835 м) | Один из наиболее опасных вулканов мира. (1281 м) | Один из самых высоких в мире вулканов (6962 м) | ОТВЕТЫ | Ключевска́я Со́пка | Везувий | Аконка́гуа | | Высказывают ответы на поставленные вопросы Раскрывают полученные знания. Работают в малых группах. Оценивают свою работу. (П,Р,К). | Классная работа в тетради. Ответы учеников у карты. Ставят оценку в лист самооценки. |
Физминутка | В презентации. | Выполняют гимнастику. | Отдых. |
Актуализация знаний | Даны ключевые слова: эпицентр, очаг, сейсмограф, колебания. О каком природном явлении идёт речь? (землетрясение). | Раскрывают полученные знания (П) | Ответы учеников. |
Применение знаний и умений на практике. | Вопрос: найдите сходства и различия между извержением вулкана и землетрясением. (Вулканизм – (выход на поверхность земли раскалённого вещества мантии) процесс извержения лавы (+пепел, бомбы), а землетрясение это колебания земной коры. Оба явления связаны с глубинными процессами в недрах земли и характерны для подвижных участков земной коры, которые приходятся на границы литосферных плит). Почему говоря о землетрясениях, мы воспоминаем про оз. Байкал? Вопрос: почему же происходят землетрясения и вулканы? (из-за процессов, происходящих в недрах Земли) Таким образом, достигли всех поставленных целей. Видео «гейзер». Вопрос: Кто знает, что это за явление? Вопрос: Вулканизм одно из грозных явлений природы. Вулканы могут разрушить не одно здание, в истории есть примеры, когда пеплом были засыпаны целые города (Помпея). Вулканизм может приносить и пользу человеку? Видео «Геотермальная ГЭС». А вы можете привести пример, когда вулканизм приносит пользу человеку? УСТНЫЕ ОТВЕТЫ. Проверить на слайде. Ответ (на слайде): Выносят на поверхность полезные ископаемые, которые можно использовать в строительстве (пемза, базальт, обсидиан). Вулканический пепел удобряет почву. Горячие источники, используются для обогрева зданий, производства энергии, в лечебных целях Учёные предполагают, что примерно, половина гидросферы планеты образовалась благодаря вулканическим извержениям. | Применяют полученные знания, анализируют, делают вывод, высказывают свою точку зрения, приводят аргументы, подтверждая их фактами (П, Р, К) | Классная работа в тетради. Ставят оценку в лист самооценки. Ответы учеников. |
Домашнее задание. | Изучить параграф 25, 26, Сделать творческую работу (рисунок, стихотворение, рассказ-письмо) от имени очевидца извержения вулкана или землетрясения. http://video.meta.ua/5386456.video , http://www.youtube.com/watch?v=BeR2CrDLA1Q | Записывают в дневник. | Запись в дневнике. |
Контроль усвоения, обсуждение дополнительных знаний по теме. | Сейчас подведём итог. Есть такая профессия вулканолог. Как вы думаете, чем они занимаются (изучением вулканов). Сейчас проведём пресс-конференцию вулканологов. Все в классе – это вулканологи, которые изучают вулканы, совершаю экспедиции к подножью вулкана, а мы (у доски) корреспонденты, пишем занимательные статьи для детей. Сейчас мы возьмём у вас - учёных-вулканологов интервью о вулканах. Кто хочет быть вместе со мной корреспондентами? Подсчитайте свои баллы, переведите в оценку. Кто получил сегодня оценку 5,4, поднимите руку. Сдают лист самооценки | Повторяют изученный материал, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П, Р, К) | Отвечают устно. Слушают одноклассников. |
Рефлексия (подведение итогов урока) | Что я узнал нового… Что меня удивило…… Чтобы я хотел ещё узнать….. | Оценивают свои ощущения после урока (Р, П,К). Сдают лист самооценки. | Отвечают устно. Ставят оценку в лист самооценки. |