kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Размещение населения на территории России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока

  1. Создать педагогические условия для обучающихся, при которых они смогут:
  • давать определения понятиям по тематике урока;
  • определять особенности размещения населения России;
  • приводить примеры территорий с разной плотностью населения;
  • выявлять и называть причины, влияющие на размещение населения;
  • выявлять и называть зоны расселения в стране и их специфические черты;
  • называть закономерности размещения населения;
  • называть и показывать объекты номенклатуры по тематике урока.
  1. Продолжить формирование универсальных учебных действий на основе тематического содержания урока.
  2. Сформировать условия для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации учения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Размещение населения на территории России»

Технологическая карта урока

Учитель: Хестанова О.В.

Предмет: география

Класс: 9

I. Блок целеполагания

Тема урока и номер урока в теме

Тема №2 –Население России, урок №2/2–Размещение населения на территории России (§ 10)

Цель урока

Формирование представления об особенностях размещения населения по территории России.

Задачи урока

  1. Создать педагогические условия для обучающихся, при которых они смогут:

  • давать определения понятиям по тематике урока;

  • определять особенности размещения населения России;

  • приводить примеры территорий с разной плотностью населения;

  • выявлять и называть причины, влияющие на размещение населения;

  • выявлять и называть зоны расселения в стране и их специфические черты;

  • называть закономерности размещения населения;

  • называть и показывать объекты номенклатуры по тематике урока.

  1. Продолжить формирование универсальных учебных действий на основе тематического содержания урока.

  2. Сформировать условия для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации учения.

II. Блок инструментальный

Тип урока

Урок освоение новых знаний и видов деятельности

Учебно-методический комплекс

С.В. Банников, С.В. Жукова «Методические рекомендации к учебнику», учебник Е.М. Домогацких, «ГЕОГРАФИЯ. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО РОССИИ», рабочая тетрадь, атлас, контурная карта

Оборудование

Политическая карта России, атласы, компьютер, мультимедийный проектор

Оформление доски

Тема, понятия

III. Блок организационно-деятельностный - Таблица-схема "План урока"


Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Планируемые результаты

УУД

1.Организационный – мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке

  • приветствует

  • отмечает присутствующих

  • организует внимание

  • настраивает учащихся на работу

  • желает успеха


  • приветствуют учителя

  • контролируют готовность к уроку

  • настраиваются на работу

  • слушают учителя

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим

Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя

Коммуникативные: слушание учителя

Регулятивные: управление поведением и деятельностью, умение настраиваться на занятие

2. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»


- Активизирует знания учащихся - беседует по вопросам рубрики «Давайте вспомним»

Давайте вспомним

- В каких районах мира сосредоточено большинство населения?

-В чем особенность природы районов с наибольшей концентрацией населения?

-Отчего зависит расселение человека на Земле?

- Какие условия называют комфортными для проживания?

- О чем речь пойдет сегодня на уроке?

Тема «Размещение населения на территории России»

- Слушают учителя, отвечают на вопросы









- Записывают тему урока

Личностные: осознание своих возможностей

Познавательные: первичные компетенции обучающихся в области географии

Коммуникативные: слушание учителя и сверстников, умение выражать свои мысли. Развитие монологической речи

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению

3. Целеполагание

Цель этапа: включение учащихся в деятельность, обеспечение восприятия, осмысление новой темы, раскрытие сущности новых понятий

- Вводит в тему урока и создает условия для осознанного восприятия нового материала

-Нужны ли вам знания по теме «Население России»?

-Для чего нужны вам знания по данной теме?

-Исходя из темы урока, какие цели вы можете поставить к нему?

- Подводит обучающихся к осознанию целей и задач – рубрика «Вы узнаете»

- Определение понятия "плотность населения"

- Расчет плотности населения России и ее отдельных частей

- Закономерности размещения населения по территории страны

-Зоны расселения на территории России и их специфические характеристики


- Слушают учителя




- Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания



-Слушают учителя

Личностные: самоопределение

Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя, формулирование умозаключения

Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: принятие и сохранение учебной цели и задачи

4. Первичное усвоение новых знаний

Цель этапа:восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний

-Как вы уже знаете, в России на площади 17.1 млн. кв. км проживает 145 млн. человек. Таким образом, в среднем на 1 кв. км приходится 8.5 человека.

-Что мы назовём плотностью населения, найдите в тексте учебника?

Работа с текстом учебника

«Плотность населения» – это отношение численности населения к площади территории, на которой оно проживает, или, что это количество человек, приходящихся на елиницу площади территории.

-Плотность населения характеризует уровень заселённости территории. По плотности населения Россия занимает одно из последних мест в мире. Она в 5 раз ниже среднемировой (44 чел./кв. км) и в12 раз ниже, чем в зарубежной Европе. Многие страны мира имеют намного большую плотность населения. В Бангладеш она - более 900 чел./кв.км. Однако  в некоторых странах, например в Австралии, она ещё ниже, чем в России (4 чел./кв.км)

Анализ интерактивной карты плотности населения и эквидемической карты, на которой площадь региона соответствует численности региона.





Кто знает, какова численность на селения РФ? Кто из Вас знает, поделитесь с нами.

-Скажите, пожалуйста, где можно найти данные переписи о численности населения России?

  1. Энциклопедия

  2. Интернет

  3. Учебник

  4. СМИ

Интернет – великое изобретение человечества.

Если вдруг, например, при подготовке к экзаменам (ГИА и ЕГЭ) у вас будет такой вопрос, я предлагаю Вам воспользоваться сайтом «Счетчик населения России»http://priroda.inc.ru/naselenie.php

Кроме этого здесь можно узнать много интересного. Например, первая перепись в России была в 1897 году. Главный инициатор этой переписи был вам наверняка известный географ и путешественник, статист, общественный деятель Семенов-Тянь-Шанский. В ней принимал участие и Д.И.Менделеев, известный вам из курса химии.

-Какова численность населения? (Численность населения России 143 млн. человек) (запись в технологическую карту)

Проблемами населения занимается ... Кто знает, какая наука? А Вы знаете, как называется наука, изучающая население? Найдите определение в учебнике стр.50

Это слово греческое Демография (от греч. demos – народ, grapho - пишу) – наука о населении.

-Итак, первую задачу мы с Вами решили. Узнали численность. --Посмотрите на экран и ответьте мне на вопрос:

-Какое место занимает Россия по численности населения в мире? (Рис.20 стр. 51)

-Не смотря на то, что Россия занимает первое место по площади, а по численности 9 место.

-А теперь внимание, перед вами два графика «Динамика численность населения мира» и «Динамика численности населения России» (рис.19, стр50)

  1. Что показывает график численности населения мира? (быстрое увеличение численности населения Земли)

  2. А что мы видим на графике динамики численности населения России (снижение численности населения)

  3. Что Вас удивило? Что нам предстоит выяснить?

Ставится проблемный вопрос

-Почему в Росси снижается численность населения?

-Как будем решать проблему? (обратимся к учебнику, к интернету, к правительству, выслушать учителя, посмотреть статистику и т.д.)

-А я предлагаю Вам самим решить данную проблему и провести заседание круглого стола по проблемам демографии.

-Вы готовы отправиться на поиски Причин низкой численности населения в России?

Организуется работа по группам.

Историки - нельзя жить в настоящем, прогнозировать будущее не зная истории.

Демографы - раз уж речь у нас о проблемах демографии

Правительство-без него невозможно решать какие-то государственные дела.

Выберите руководителя группы. Им я дам инструктивные карточки к работе.

Каждый из вас должен решить какую-то свою задачу, а потом вместе найти ответ на поставленный вопрос. А я буду вашим советником, если нужна помощь - поднимите руку.

Договорились? Тогда за работу.

Выполнение 5-7 минут


- Организует физминутку

Слайд таблица, демографические кризисы.

Заполните таблицу «Демографические кризисы ХХ в.»

Демографические кризисы

События

Потери с учетом снижения рождаемости

11914-1922


Первая мировая война, революция, гражданская война, эпидемия, голод, эмиграция

12-18 млн.человек

2 1933-1934

Голод, ссылки(репрессии)

5-6.5 млн.человек

3 1940-1946

Великая отечественная Война

21-24 млн.человек

4 1990- 2006

Социально-экономические, экологические

5 млн. человек

-Ребята еще более наглядно это можно увидеть на графике. Вот эти провалы, демографические ямы здесь очень видны.

-В тетради запишем демографический кризис – снижение численности населения



Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию

- Предлагает найти в тексте определение понятия «социально-экономическая география»


- Задает вопрос:

- Что изучает экономическая география?

- Объектами изучения этой науки являются

  • природно-ресурсный потенциал страны,

  • населённые пункты,

  • промышленные центры,

  • транспортные пути,

  • экономические районы,

  • отрасли хозяйства.

- Эти социально-экономические объекты связаны между собой не менее закономерно, чем компоненты природных комплексов.


- Представьте неосвоенный район планеты.

Много людей будут жить здесь?


- Предлагает найти в тексте определение понятия «хозяйственный (территориальный социально-экономический) комплекс»

- Запомним очень важное: это сочетание предприятий и населённых пунктов — взаимосвязанное; это не простой их набор, не склад случайно забытых вещей.

В отличие от компонентов природного комплекса, элементы хо­зяйственного комплекса могут быть изменены в результате целена­правленной деятельности человека.


- Возвращается к проблемному вопросу: Чем отличаются физическая, социальная и экономическая география?


- Слушают учителя



-отвечают на вопрос


- Находят определение понятия, записывают в тетрадь




- Слушают учителя








-делают анализ карты



-Записывают в тетради




-Работают с текстом учебника, записывают определение




-Анализируют график "Численность населения крупнейших стран мира"




-Анализируют графики, сравнивают. Делают вывод




- Находят определение понятия, записывают в тетрадь


- Отвечают на проблемный вопрос








-Ребята работают в группах, учитель в роли консультанта











- Выступление учащихся первой группы историков.


Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов, структурирование знаний, формирование умения анализировать

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнение других

Регулятивные: планирование своих действий, оценка объективных трудностей, самостоятельное исправление ошибок

5. Первичная проверка понимания

Цель этапа:установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

- Организует практическое задание - стр.10, предварительно проинструктировав его выполнение

  1. Внимательно прочитайте задание.

  2. Составьте план работы по выполнению практического задания.

  3. Определите перечень источников информации, необходимы для выполнения практического задания.

  4. Проанализируйте источники информации.

  5. Выберите из всего спектра информации ту, которая непосред­ственно относится к выполняемому заданию.

  6. Преобразуйте информацию в вид, требуемый по условию за­дания.


- Следит за самостоятельностью выполнения

- Проверяет осмысление учащимися изученного материала, ликвидирует неясности осмысления


- Слушают учителя, ищут информацию в учебнике

- Систематизируют учебный материал - обучающиеся по своему усмотрению выбирают хозяйственны комплекс, рассматривают его характеристики (размеры, составные части, связи между компонентами). В заключение работы форму­лируется вывод о целостности хозяйственного комплекса

- Проговаривают алгоритм действий

- Выполняют ПЗ


Познавательные: анализ содержания параграфа, выделение существенной информации, осознанное построение речевых высказываний, составление и анализ схемы

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации,аргументация своего мнения и позиции

Регулятивные: умение устанавливать последовательность действий по выполнению задания, осуществление самоконтроля и контроля

6. Первичное закрепление

Цель этапа: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

- Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления

Вопросы по параграфу

  1. Что такое ландшафт?

  2. Что изучает социально-экономическая география?

  3. Что такое хозяйственный комплекс?


Кто быстрей? – работа со сложными вопросами учебника

  1. Как человек может изменить неблагоприятные природные условия?

  2. С какой целью человек изменяет природные условия территории?

  3. В чём разница между природным и хозяйственным комплексами?


Самостоятельное применение знаний

  1. Работа с ключевыми понятиями – стр.9

  2. Задания в рабочей тетради – стр.5


- Осуществляют учебные действия по намеченному плану



- Задают друг другу вопросы, слушают ответы, исправляют ошибки.





- Работают с учебником стр.10








- Работают с ключевыми понятиями

- Работают в РТ в парах с взаимопроверкой

Личностные: самоопределение.

Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Регулятивные: уточнение и дополнение высказываний обучающихся

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель этапа: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

-Задает и комментирует дифференцированное задание

&1

Вопросы по уровням - стр.10

Практические задания – стр.10

Индивидуально. Приготовить сообщения по темам:

1. Изменение территории страны с XIV по XIX вв.

2.Россия в XX в.

- Записывают домашнее задание.

- Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные: выделение существенной информации

Коммуникативные: слушание учителя

Регулятивные:

регуляция учебной деятельности - умение выбрать задание по силам


8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Организует рефлексию учебной деятельности на уроке

  • Какова была ваша учебная задача?

  • Чему вы научились на уроке?

  • Где можно применить полученные знания?

- Предлагает дать анализ своей деятельности на уроке (с использованием слайда дополнить схему)

Я знаю, что такое

Я могу

Я научился

- Выставляет оценки за работу на уроке

- Анализируют свою деятельность на уроке.





- Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.




Личностные: самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

Познавательные: рефлексия способов и условий действия

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: умение выражать свои мысли вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Размещение населения на территории России

Автор: Хестанова Ольга Викторовна

Дата: 10.06.2019

Номер свидетельства: 514290

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "презентация. 9 класс тема: "Размещение населения России" "
    ["seo_title"] => string(66) "priezientatsiia-9-klass-tiema-razmieshchieniie-nasielieniia-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "138368"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417532657"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) ""Этнический, языковой и религиозный состав населения России", 8 класс "
    ["seo_title"] => string(73) "etnichieskii-iazykovoi-i-rielighioznyi-sostav-nasielieniia-rossii-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "183411"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425862867"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Население и политическая карта Африки "
    ["seo_title"] => string(43) "nasielieniie-i-politichieskaia-karta-afriki"
    ["file_id"] => string(6) "228552"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441377110"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока по теме "Дальний Восток: освоение территории и население" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-tiemie-dal-nii-vostok-osvoieniie-tierritorii-i-nasielieniie"
    ["file_id"] => string(6) "176418"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424419642"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Статья «Защита окружающей среды в Германии, России, Пензенской области»"
    ["seo_title"] => string(81) "stat-ia-zashchita-okruzhaiushchiei-sriedy-v-giermanii-rossii-pienzienskoi-oblasti"
    ["file_id"] => string(6) "296794"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456078648"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства