3. Целеполагание Цель этапа: включение учащихся в деятельность, обеспечение восприятия, осмысление новой темы, раскрытие сущности новых понятий | - Вводит в тему урока и создает условия для осознанного восприятия нового материала -Нужны ли вам знания по теме «Население России»? -Для чего нужны вам знания по данной теме? -Исходя из темы урока, какие цели вы можете поставить к нему? - Подводит обучающихся к осознанию целей и задач – рубрика «Вы узнаете» - Определение понятия "плотность населения" - Расчет плотности населения России и ее отдельных частей - Закономерности размещения населения по территории страны -Зоны расселения на территории России и их специфические характеристики | - Слушают учителя - Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания -Слушают учителя | Личностные: самоопределение Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя, формулирование умозаключения Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: принятие и сохранение учебной цели и задачи |
4. Первичное усвоение новых знаний Цель этапа:восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний | -Как вы уже знаете, в России на площади 17.1 млн. кв. км проживает 145 млн. человек. Таким образом, в среднем на 1 кв. км приходится 8.5 человека. -Что мы назовём плотностью населения, найдите в тексте учебника? Работа с текстом учебника «Плотность населения» – это отношение численности населения к площади территории, на которой оно проживает, или, что это количество человек, приходящихся на елиницу площади территории. -Плотность населения характеризует уровень заселённости территории. По плотности населения Россия занимает одно из последних мест в мире. Она в 5 раз ниже среднемировой (44 чел./кв. км) и в12 раз ниже, чем в зарубежной Европе. Многие страны мира имеют намного большую плотность населения. В Бангладеш она - более 900 чел./кв.км. Однако в некоторых странах, например в Австралии, она ещё ниже, чем в России (4 чел./кв.км) Анализ интерактивной карты плотности населения и эквидемической карты, на которой площадь региона соответствует численности региона. Кто знает, какова численность на селения РФ? Кто из Вас знает, поделитесь с нами. -Скажите, пожалуйста, где можно найти данные переписи о численности населения России? Энциклопедия Интернет Учебник СМИ Интернет – великое изобретение человечества. Если вдруг, например, при подготовке к экзаменам (ГИА и ЕГЭ) у вас будет такой вопрос, я предлагаю Вам воспользоваться сайтом «Счетчик населения России»http://priroda.inc.ru/naselenie.php Кроме этого здесь можно узнать много интересного. Например, первая перепись в России была в 1897 году. Главный инициатор этой переписи был вам наверняка известный географ и путешественник, статист, общественный деятель Семенов-Тянь-Шанский. В ней принимал участие и Д.И.Менделеев, известный вам из курса химии. -Какова численность населения? (Численность населения России 143 млн. человек) (запись в технологическую карту) Проблемами населения занимается ... Кто знает, какая наука? А Вы знаете, как называется наука, изучающая население? Найдите определение в учебнике стр.50 Это слово греческое Демография (от греч. demos – народ, grapho - пишу) – наука о населении. -Итак, первую задачу мы с Вами решили. Узнали численность. --Посмотрите на экран и ответьте мне на вопрос: -Какое место занимает Россия по численности населения в мире? (Рис.20 стр. 51) -Не смотря на то, что Россия занимает первое место по площади, а по численности 9 место. -А теперь внимание, перед вами два графика «Динамика численность населения мира» и «Динамика численности населения России» (рис.19, стр50) Что показывает график численности населения мира? (быстрое увеличение численности населения Земли) А что мы видим на графике динамики численности населения России (снижение численности населения) Что Вас удивило? Что нам предстоит выяснить? Ставится проблемный вопрос -Почему в Росси снижается численность населения? -Как будем решать проблему? (обратимся к учебнику, к интернету, к правительству, выслушать учителя, посмотреть статистику и т.д.) -А я предлагаю Вам самим решить данную проблему и провести заседание круглого стола по проблемам демографии. -Вы готовы отправиться на поиски Причин низкой численности населения в России? Организуется работа по группам. Историки - нельзя жить в настоящем, прогнозировать будущее не зная истории. Демографы - раз уж речь у нас о проблемах демографии Правительство-без него невозможно решать какие-то государственные дела. Выберите руководителя группы. Им я дам инструктивные карточки к работе. Каждый из вас должен решить какую-то свою задачу, а потом вместе найти ответ на поставленный вопрос. А я буду вашим советником, если нужна помощь - поднимите руку. Договорились? Тогда за работу. Выполнение 5-7 минут - Организует физминутку Слайд таблица, демографические кризисы. Заполните таблицу «Демографические кризисы ХХ в.» Демографические кризисы | События | Потери с учетом снижения рождаемости | 11914-1922 | Первая мировая война, революция, гражданская война, эпидемия, голод, эмиграция | 12-18 млн.человек | 2 1933-1934 | Голод, ссылки(репрессии) | 5-6.5 млн.человек | 3 1940-1946 | Великая отечественная Война | 21-24 млн.человек | 4 1990- 2006 | Социально-экономические, экологические | 5 млн. человек | -Ребята еще более наглядно это можно увидеть на графике. Вот эти провалы, демографические ямы здесь очень видны. -В тетради запишем демографический кризис – снижение численности населения Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию - Предлагает найти в тексте определение понятия «социально-экономическая география» - Задает вопрос: - Что изучает экономическая география? - Объектами изучения этой науки являются - Эти социально-экономические объекты связаны между собой не менее закономерно, чем компоненты природных комплексов. - Представьте неосвоенный район планеты. Много людей будут жить здесь? - Предлагает найти в тексте определение понятия «хозяйственный (территориальный социально-экономический) комплекс» - Запомним очень важное: это сочетание предприятий и населённых пунктов — взаимосвязанное; это не простой их набор, не склад случайно забытых вещей. В отличие от компонентов природного комплекса, элементы хозяйственного комплекса могут быть изменены в результате целенаправленной деятельности человека. - Возвращается к проблемному вопросу: Чем отличаются физическая, социальная и экономическая география? | - Слушают учителя -отвечают на вопрос - Находят определение понятия, записывают в тетрадь - Слушают учителя -делают анализ карты -Записывают в тетради -Работают с текстом учебника, записывают определение -Анализируют график "Численность населения крупнейших стран мира" -Анализируют графики, сравнивают. Делают вывод - Находят определение понятия, записывают в тетрадь - Отвечают на проблемный вопрос -Ребята работают в группах, учитель в роли консультанта - Выступление учащихся первой группы историков. | Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов, структурирование знаний, формирование умения анализировать Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнение других Регулятивные: планирование своих действий, оценка объективных трудностей, самостоятельное исправление ошибок |
5. Первичная проверка понимания Цель этапа:установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала | - Организует практическое задание - стр.10, предварительно проинструктировав его выполнение Внимательно прочитайте задание. Составьте план работы по выполнению практического задания. Определите перечень источников информации, необходимы для выполнения практического задания. Проанализируйте источники информации. Выберите из всего спектра информации ту, которая непосредственно относится к выполняемому заданию. Преобразуйте информацию в вид, требуемый по условию задания. - Следит за самостоятельностью выполнения - Проверяет осмысление учащимися изученного материала, ликвидирует неясности осмысления | - Слушают учителя, ищут информацию в учебнике - Систематизируют учебный материал - обучающиеся по своему усмотрению выбирают хозяйственны комплекс, рассматривают его характеристики (размеры, составные части, связи между компонентами). В заключение работы формулируется вывод о целостности хозяйственного комплекса - Проговаривают алгоритм действий - Выполняют ПЗ | Познавательные: анализ содержания параграфа, выделение существенной информации, осознанное построение речевых высказываний, составление и анализ схемы Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации,аргументация своего мнения и позиции Регулятивные: умение устанавливать последовательность действий по выполнению задания, осуществление самоконтроля и контроля |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | - Организует рефлексию учебной деятельности на уроке Какова была ваша учебная задача? Чему вы научились на уроке? Где можно применить полученные знания? - Предлагает дать анализ своей деятельности на уроке (с использованием слайда дополнить схему) Я знаю, что такое Я могу Я научился - Выставляет оценки за работу на уроке | - Анализируют свою деятельность на уроке. - Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Личностные: самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности Познавательные: рефлексия способов и условий действия контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение выражать свои мысли вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его |