kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Расселение и урбанизация 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. Беседа по пройденному материалу:

1. Дать определение понятия плотность населения. Для чего нужно знать плотность населения?

2.В каких странах мира, как и в России, существуют большие контрасты в плотности сельского населения. Приведите примеры таких стран.

3. Двое учащихся работают с каточками у доски. Задание. Составить схему, отразив на ней положительное и отрицательное влияние большой плотности населения на природу и жизнь человека (другой вариант - низкой плотности населения.

4. Задание классу  (оно написано на доске).  Представьте, что вы глава области России, где высокая плотность населения.  Какие задачи могут потребовать неотложного решения?

В обсуждении задач принимает участие весь класс.

5. Учащиеся оценивают ответы товарищей у доски.

Вывод: для России характерно 2 формы заселения территории - зона очагового   и сплошного заселения,   на размещение населения влияют исторические факторы, природные условия, развитие экономики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Расселение и урбанизация 8 класс »

МБОУ «ОШ №25» г. Липецк

Учитель географии Малыхина А.В.


Тема урока:  «Расселение и урбанизация»

Класс:8

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: география, информатика, история

  Методы: словесный (беседа, устный), объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый метод, самостоятельная работа обучающихся с текстом учебника, карточками, рисунком, картами атласа, тестами.

  • Цели и задачи: 

  • Продолжить формирование знаний о размещении населения

  • Ознакомить учащихся с основными видами расселения: сформировать представление об урбанизации как о всемирном процессе.

  • Познакомить с основными типами сельских и городских заселений,

  • Выяснить отличие образа  жизни сельского и городского населения

  • Продолжать  учащихся учить, высказывать свою точку зрения  по той или иной проблеме

Оборудование: настенные карты «Народы и плотность населения России », атласы с контурными картами, компьютерная презентация по теме, учебник, тетрадь,  карточки с заданиями.

Ход урока :

 

  1. Организационный момент

  2. Проверка д/з

  3. Изучение нового материала

  4. Закрепление.


I. Беседа по пройденному материалу:

1. Дать определение понятия плотность населения. Для чего нужно знать плотность населения?

2.В каких странах мира, как и в России, существуют большие контрасты в плотности сельского населения. Приведите примеры таких стран.

3. Двое учащихся работают с каточками у доски. Задание. Составить схему, отразив на ней положительное и отрицательное влияние большой плотности населения на природу и жизнь человека (другой вариант - низкой плотности населения.

4. Задание классу (оно написано на доске). Представьте, что вы глава области России, где высокая плотность населения. Какие задачи могут потребовать неотложного решения?

В обсуждении задач принимает участие весь класс.

5. Учащиеся оценивают ответы товарищей у доски.

Вывод: для России характерно 2 формы заселения территории - зона очагового   и сплошного заселения,  на размещение населения влияют исторические факторы, природные условия, развитие экономики.

II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока.

2, Совместное определение цели урока.

3. Логическое задание (написано на доске).

- Определить, какие бывают типы поселений.

- В чем отличие городов от сел.

План:

1. Расселение.

2.Типы поселений

3. Урбанизация и ее признаки.

4.Городской и сельский образ жизни


    1. Как вы понимаете слово «расселение?».

Для ответа на этот вопрос откройте учебники стр. 274, зачитайте определение. Запишите  в тетрадь

Слайд № 1

1) Расселение - размещение населения по регионам и населенным пунктам.

2) Расселение -  распределение  населения по поселениям, а поселений - по территории страны,

т.е. процесс распределения и перераспределения населения на определенной территории. С исторических времен для удобства проживания люди строили различные жилища.

Слайд №2.

Существуют формы расселения населения. Учащиеся под руководством учителя заполняют следующую схему.


Основные формы расселения

___________________|________________

оседлая

кочевая

| |




| |

Городские поселения



Кочевой образ жизни ведут народы, занимающиеся скотоводством в горных, степных районах.

|

Сельские поселения





Кочевая форма расселения – это отголосок далекого прошлого. Кочевой образ жизни ведут люди, занимающиеся в основном скотоводством в горных, степных и пустынных районах.

Первые сельские поселения появились в связи с развитием оседлых поселений.


2.Работа с картами учебника.

Задание. На основе данных фрагментов карт докажите исключительное разнообразие типов заселения территории страны. Определить сходство и различие в типах заселения территорий, выделенных на фрагментах карт.

(Ответы: тяготеют к рекам, к железным дорогам, к морю, к административным центрам.)

Все населенные пункты принято классифицировать на два больших типа — городские и сельские.

Различаются варианты этих типов — крупнейшие многомиллионные города и самые мелкие сельские поселения, иногда состоящие лишь из одного дома

 Но между ними имеется непрерывная цепочка поселений (сельско-городской), в которой провести четкую границу между городскими и сельскими поселениями практически невозможно.

 Конкретные критерии подразделения поселений на городские и сельские в разных странах различны.

Сельские поселения в нашей стране:

Дере́вня — русское название сельского населённого пункта с несколькими десятками домов индивидуальной застройки. Большими обычно считаются деревни с 30 и более дворами. 

Слайд № 3

Село -До революции селом называлось крестьянское поселение, где была церковь, деревня же наоборот церкви не имела. Село объединяло несколько деревень, являлось чем-то вроде центра.

Деревни были меньше по размерам, с меньшим количеством дворов и жителей

Слайд № 4

Городские поселения:

 Город  - поселения не менее 12 тыс. чел., жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством.

Городское население России составляет 73% от общей его численности. Наиболее высокий удельный вес городского населения - более 80% - в Северо-Западном и Центральном районах; более 70% - в Уральском и Дальневосточном районах; самая низкая доля городского населения - в Северо-Кавказском (около 55%) и Центрально-Черноземном (около 62%) районах.

Еще более высокие различия в степени концентрации городского населения по субъектам Федерации. Более 90% городского населения в Магаданской области (92,0%), в Мурманской области (91,9%),  Ханты-Мансийском автономном округе (91,2%); минимальные показатели в Чеченской республике (23,5%), в Республике Алтай (25,5%), в Коми-Пермяцком автономном округе (25,8%).

В нашей стране 13 городов млн. Найдите их в атласе. Нанесите на контурную карту.

3.Урбанизация и ее признаки.

Самостоятельная работа с учебником. Рассмотреть рис 211.и ответить на вопрос: Как вы понимаете, что такое урбанизация, какие признаки урбанизации можно выделить?.

Запись в тетради.(Урбанизация – рост городов и численности городского населения, уменьшение доли сельского, распространение городского образа жизни, повышение роли городов в жизни общества.).

Урбанизация влечет за собой субурбанизацию - рост и развитие вокруг крупных городов их городов-спутников, которые формируют агломерации.

Слайд № 5

Субурбанизация – процесс, когда город расширяет свою территорию за счет пригородной зоны.

Агломерация - (от лат. agglomero присоединяю, накопляю): Городская агломерация компактное скопление населённых пунктов
(Все термины записываются в тетрадь).

На контурной карте отметить крупнейшие агломерации страны.

4.Самостоятельная работа с графиком. Учебник, рис.212. Установите на основе графика: а) когда начался быстрый рост городского населения; б) в какие годы горожан стало больше, чем сельских жителей.

В процессе беседы учащиеся устанавливают,

в чем состоит отличие городов от сел:

-высокая людность и плотность населения;

-занятость в промышленности;

-наличие административных функций;

-этажность застройки;

-динамичность населения;

-развитая инфраструктура;

-городской образ жизни;

-уровень благоустройства.

Пользуясь таблицей №7. Численность населения крупнейших городов России, рассчитайте во сколько раз увеличилась численность городского населении в отдельных городах России с 1897г по 2010 год.


Самостоятельная работа.

- Опираясь на свои наблюдения, составьте сравнительную таблицу

«Отличие городского образа жизни от образа жизни в селе».


Сферы жизни

Село

Город

Жилищные

Преобладают одноэтажные дома с автономным отоплением

Многоэтажные дома со всеми удобствами

Занятия

В основном сельскохозяйственные работы

Работа на промышленных предприятиях, в научных учреждениях ит.д.

Досуг

Ограничен

Выставки, театры, кинотеатры, спортивные сооружения.

Питание

Продукты с\х.

Более разнообразны, большое разнообразие импортной прдукции.

Одежда

Отсутствие Дома моделей. Ассортимент промышленных товаров более скромный.

Модная одежда. Много современных «Ателье», Дом моделей.


(Учащиеся зачитывают таблицу, дополняют друг друга.)

Давайте проверим логическое задание.

(Учащиеся называют типы поселений, отличие города от деревни.)


III. Закрепление:

Тесты:

Выбрать правильный ответ:

1.Черты, характерные для сельского поселения:

А) Многоэтажность домов;

Б) Централизованное отопление;

В) Все знают друг друга;

2. Что такое урбанизация?

А) Рост численности городского населения при уменьшении доли сельского.

Б) Село предоставляет возможность получить высшее образование.

В) Рост численности сельского населения.

3. Городом может стать населенный пункт, имеющий численность населения

А)3тысячи жителей;

Б)10 тысяч жителей;

В) 12 тысяч жителей.

4.Плотность населения Евразии изменяется,

А) По мере продвижения с запада на восток;

Б)С востока на запад;

В) С севера на юг.

5. Мировые религии:

А) Христианство;

Б) Иудаизм;

В) Мусульмане.

6. Укажите в каких регионах мира большинство жителей не могли бы использовать для повседневной трапезы следующие продукты: свинина, говядина.

IV. Домашнее задание: п.50. Подготовить сообщение о городах России, которые являются промышленными центрами, научными центрами, центрами туризма.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Расселение и урбанизация 8 класс

Автор: Малыхина Александра Васильевна

Дата: 29.04.2015

Номер свидетельства: 206798

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Расселение в Иркутской области.Типы поселений. Урбанизация."
    ["seo_title"] => string(64) "rassielieniie-v-irkutskoi-oblasti-tipy-posielienii-urbanizatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "314810"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459775260"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока "Урбанизация.Виды населенных пунктов" 10 класс"
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-urbanizatsiia-vidy-nasieliennykh-punktov-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "274774"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452441196"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Расселение и урбанизация. Урок географии. 8 класс"
    ["seo_title"] => string(49) "rasselenie_i_urbanizatsiia_urok_geografii_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "559581"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1602343676"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Презентация к уроку географии 9 класс Городское и сельское население "
    ["seo_title"] => string(81) "priezientatsiia-k-uroku-ghieoghrafii-9-klass-gorodskoie-i-siel-skoie-nasielieniie"
    ["file_id"] => string(6) "136956"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417237995"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока географии 10 класс Сельское население. Население и окружающая среда. "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-10-klass-siel-skoie-nasielieniie-nasielieniie-i-okruzhaiushchaia-srieda"
    ["file_id"] => string(6) "168485"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423239493"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства