kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Урбанизация.Виды населенных пунктов" 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урбанизация. Виды населенных пунктов. Цели урока: – ознакомить учащихся с основными видами расселения; – сформировать представление об урбанизации как о всемирном процессе. Задачи урока: Образовательные: • формировать у учащихся представление об основных формах расселения и урбанизации как всемирном процессе. Развивающие: • Продолжить формирование умения сравнивать, статистический материал; выделять главное в тексте учебника, развивать коммуникативные навыки при работе в парах. Воспитательные: • Определение места своей Родины на карте мира. Тип урока: комбинированный урок Ход урока I.Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку II. диктант на знание определений: 1)Все люди,прожив.на данной территории (население) 2)отношение кол-ва числ.к площади данной территории (плотность) 3)механическое передвижение-переезд население (миграция) 4)переезд внутри страны (внутр.миграция)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Урбанизация.Виды населенных пунктов" 10 класс»

Класс: 10 дата:

Урбанизация. Виды населенных пунктов.

Цели урока: – ознакомить учащихся с основными видами расселения;

– сформировать представление об урбанизации как о всемирном процессе.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формировать у учащихся представление об основных формах расселения и урбанизации как всемирном процессе.

Развивающие:

  • Продолжить формирование умения сравнивать, статистический материал; выделять главное в тексте учебника, развивать коммуникативные навыки при работе в парах.

Воспитательные:

  • Определение места своей Родины на карте мира.

Тип урока: комбинированный урок

Ход урока

I.Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку

II. диктант на знание определений:

1)Все люди,прожив.на данной территории (население)

2)отношение кол-ва числ.к площади данной территории (плотность)

3)механическое передвижение-переезд население (миграция)

4)переезд внутри страны (внутр.миграция)

5)мировоззрение, основанное на вере в высшие силы(бога) (религия)

проверка

III. Изучение нового материала.

Эпиграф к уроку «Города – «командный состав» территории каждой страны»

Н.Н. Баранский

(Основоположник экономической географии )

Учитель. Почему Н.Н. Баранский дал такое определение понятию «город», выясним в течении урока.

Для полного понимания темы урока, нам необходимо вспомнить термины (отвечают учащиеся):

Урбанизация – рост городов и городского населения, усиление их роли, широкое распространение городского образа жизни. Или стр. 67.

Агломерация близко расположенные города сливаются, втягиваются в орбиту крупнейшего города.

Мегалополис – наиболее крупная форма городского расселения, образующаяся в результате слияния большого числа соседних агломераций.

1. Расселение.

Учитель. Расселение – процесс распределения и перераспределения населения на определённой территории.

Сообщение учащегося «Основные формы расселения»

Основные формы расселения

Оседлая Кочевая

Городские поселения Сельские поселения

Кочевая форма расселения - это отголосок далекого прошлого. Кочевой образ жизни ведут несколько миллионов человек, занимающиеся в основном скотоводством в горных, степных и пустынных районах.

Первые сельские поселения появились в связи с развитием осёдлых поселений. Сельских поселений в мире насчитывается около 20млн., Сельские поселения различаются по функциональным особенностям: сельские, несельские (лесные, промысловые), смешанные.

Существуют две формы сельского расселения: групповое и рассеянное. Примером группового расселения является деревня, рассеянного - фермы, хутора. Деревни распространены в Европе, Азии, Африке. Фермы распространены в США, Канаде, Австралии.

Городские поселения возникли в результате развития ремёсел, задолго до начала нашей эры на Востоке. В истории цивилизации с древнейших времён и до середины XIX века Восток был более "городским", чем Запад. Так с V века до н.э. и до середины XIX века большинство из 25 крупнейших городов мира находились в Африке и Азии. С 1360г. До н.э. и по 1800г. Титул самого большого города чаще имели африканские и азиатские поселения. При этом Пекин удостаивался его трижды - в 1500г., 1600г. и 1800г. В 1800г. впервые в истории именно он стал первым городом миллионером.

Самыми древними городами среди столиц мира являются Афины, Дели, Рим. До нашей эры уже существовали Анкара, Белград (Сингидиум), Дамаск, Лондон (Лондониум), Париж (Лютеция), Лиссабон (Олипсо).

Почему возникли города? (Города возникли в связи с отделением ремесла торговли от земледелия. Но большинство городов возникло в XIX-XXвв. - в связи с развитием промышленности.)

2. Городское население.

Учитель. Обратили внимание, что большинство городов возникло в связи с развитием промышленности. Но во II половине XX века и в наши дни функции городов ещё более расширились, прежде всего благодаря отраслям непроизводственной сферы (функции–ЛИЦО ГОРОДА) –

– это города: 1) научные,

2) курортные,

3) столичные.

Обычно современный город выполняет несколько функций.

К примеру:

Воткинск – главное предприятие – машиностроительный завод исторический и промышленный город.

Куршавель – горнолыжный курорт в Альпах (Франция)

Кембрдж -

Вопрос: Проанализируем карту «Плотность населения». Сделайте вывод.

В регионах мира, где больше городов, там самая высокая плотность населения.

В Дании, Швеции, Финляндии городами считаются поселения с численностью более 200 чел., в Японии – свыше 30тыс. чел., в Южной Корее – свыше 40тыс. чел.

3. Урбанизация.

К чему приводит рост городов и городского населения? - к УРБАНИЗАЦИИ

Выделим три черты современной урбанизации.

Работа с уч-м: Стр 117 уч-ка

Входе беседы выясняются черты современной урбанизации и конспектируются в тетради:


I черта: Быстрые темпы роста городского населения.

В 1900 г. в городах жило около 14% населения мира, в 2000 г. – 47.5%.

II черта: Концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах.

Это объясняется – характером производства, усложнением его связей с наукой, образованием;

– города полнее удовлетворяют духовные запросы людей.

Знаменитый французский архитектор писал: «Большие города – это духовные мастерские, где создаются лучшие произведения Вселенной».

Большие города – это свыше 100 тыс. жителей. В настоящее время больших городов 4 тысячи, а городов – «миллионеров» - 400. Первым городом – «миллионером» был Рим во времена

Юлия Цезаря. А ТЫ В КАКОМ БЫ ГОРОДЕ ХОТЕЛ ЖИТЬ?

III черта: «Расползание» городов, расширение их территории.

Это переход от компактного города к городским агломерациям – территориальным группировкам городских и сельских поселений.

Схема 24 уч-ка,проговорить

Схема 23 –ответить на вопросы:

В каких регионах мира большая концентрация крупных городов?

. Концентрация городского населения ….

Наименьший уровень урбанизации…

Наименьшее количество сельских жителей….

Близко расположены агломерации - это …






Крупнейшими мегалополисами мира

Мегалополисы

А

кол-во

Н

млн чел

Sтыс/км²

Ρ

чел/км²

L км

  1. БОСВАШ (Бостон – Вашингтон)

40

45

100

450

800

  1. ЧИПИТС ( Чикаго – Питсбург)

35

35

160

220

900

  1. САН-САН (Сан-Диего–Сан-Франциско)

15

18

100

180

800

  1. ТОКАЙДО (Токио-Осака)

20

55

70

800

700

  1. АНГЛИЙСКИЙ (Лондон-Ливерпуль)

30

30

60

500

400

  1. РЕЙНСКИЙ

30

30

60

500

500

Сообщения учащихся (алгломерации мира)

4.Уровни и темпы урбанизации.

Несмотря на наличие общих черт урбанизации как всемирного процесса в разных странах и регионах она имеет свои особенности.

Кувейт 97%, Венесуэла 93% – нефтедобывающие страны.

Бельгия 97%, Великобритания 89%, Нидерланды 89%, ФРГ 87%, Швеция 83% – экономически развитые страны.

Нигерия 17%, Эфиопия 13%, Непал 14% – развивающиеся страны с преобладанием сельскохозяйственного производства.

Темпы урбанизации во многом зависят от ее уровня. В развитых странах доля городского населения растет значительно медленно. Горожане предпочитают жить в пригородах и сельской местности. Этот процесс называется субурбанизация. Это объясняется:

- удорожанием инженерного оборудования;

- обветшанием инфраструктуры;

- крайним усложнением транспортных проблем;

- загрязнением окружающей среды.

В развивающихся странах городское население быстро увеличивается. В них же находится большинство городов-миллионеров и «сверхгородов». Это явление, получившее в науке наименование «городского взрыва», стало одним из важнейших факторов всего социально-экономического развития развивающихся стран. Однако рост населения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие. Он происходит в значительной мере благодаря постоянному «выталкиванию» избыточного сельского населения в города, особенно крупные. При этом неимущее население обычно селится на окраинах больших городов, где возникают пояса нищеты, пояса трущоб. Подобная, как иногда говорят, «трущобная урбанизация», ложная урбанизация приняла очень большие размеры.

Вот почему в ряде международных документов говорится о кризисе урбанизации в развивающихся странах, где она продолжает оставаться в основном стихийной и неупорядоченной.

В экономически развитых странах, напротив, предпринимаются большие усилия по регулированию процесса урбанизации, управлению им. В качестве одного из путей решения проблемы больших городов строятся и проектируются сверхвысокие здания.

  1. Итог урока.

Учитель. Почему Н.Н. Баранский назвал города – «командный состав» территории каждой страны»?

Ученик. Города влияют: - на размещение населения,

- социально-экономическое развитие страны,

- рост городского населения,

- окружающую среду.


V. Закрепление.

Великобритания Сенегал

- Уровень урбанизации – 89%, высокий - 42%, средний

- Причины – экономически развитая страна - развивающаяся сельскохозяйственная страна

с высоким уровнем развития

инфраструктуры,

– климат умеренного пояса - климат тропического пояса

- Крупнейшие города – Лондон, 10 млн. чел - Дакар, менее 5 млн. чел.


Домашнее задание: параграф 24 Повторить тему «Население» подг . к тесту




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока "Урбанизация.Виды населенных пунктов" 10 класс

Автор: Мелешенко Оксана Сергеевна

Дата: 10.01.2016

Номер свидетельства: 274774


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства