kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Расселение в Иркутской области.Типы поселений. Урбанизация.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Расселение в Иркутской области. Типы поселений.Урбанизация" предназначена для проведения урока по региональному компоненту для учащихся 9 классов. В процессе урока учащиеся повторят понятия "зоны расселения", "урбанизация", "агломерация". Используя картографическую инормацию, отработают навыки расчета средней плотности населения области и отдельных административных районов. В процессе анализа полученной инормации смогут выявить закономерности размещения населения области. В ходе самостоятельной работы учащиеся учаться выявлять проблемы урбанизации, классиицировать города по существенным признакам. На уроке учитель организует  групповую деятельность, а учащиеся учатся составлять план деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Расселение в Иркутской области.Типы поселений. Урбанизация.»

Урок по географии Иркутской области  в 9 классе по теме:   Расселение населения. Типы поселений. Урбанизация.   Гудкова М.И., учитель географии высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 36» г. Ангарск

Урок по географии Иркутской области в 9 классе по теме: Расселение населения. Типы поселений. Урбанизация.

Гудкова М.И., учитель географии высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 36» г. Ангарск

Цели урока

Цели урока

  • Знать понятия «зоны расселения», «урбанизация», «агломерация»;
  • Читать и анализировать картографическую информацию и выявлять закономерности размещения населения в области;
  • Классифицировать города по существенным признакам;
  • Выявить проблемы урбанизации;
  • Организовывать деятельность группы и составлять план действий.
Плотность населения Рассчитайте среднюю плотность населения области. Чем объясняется такая низкая , плотность населения в сравнении с российскими показателями?

Плотность населения

Рассчитайте среднюю

плотность населения области.

Чем объясняется такая низкая , плотность населения в сравнении с российскими показателями?

Плотность населения Задание: Рассчитайте плотность населения отдельных административных районов, используя данные таблицы в приложении 1 рабочей тетради:  I группа – Катангский,  Бодайбинский  II группа – Нижнеилимский,  Чунский  III группа – Иркутский,  Ангарский Проанализируйте ваши ответы и ответьте на вопрос : «Какие зоны расселения можно выделить на территории области?»

Плотность населения

Задание: Рассчитайте плотность населения отдельных административных районов, используя данные таблицы в приложении 1 рабочей тетради:

I группа – Катангский,

Бодайбинский

II группа – Нижнеилимский,

Чунский

III группа – Иркутский,

Ангарский

Проанализируйте ваши ответы и ответьте на вопрос :

«Какие зоны расселения можно выделить на территории области?»

ЗОНЫ РАССЕЛЕНИЯ СЕВЕРНАЯ ЮЖНАЯ Слабозаселенные территории Средняя плотность населения – 6,4 чел/км² Густозаселенные территории. Средняя плотность населения – 30 чел/км² и выше

ЗОНЫ РАССЕЛЕНИЯ

СЕВЕРНАЯ

ЮЖНАЯ

Слабозаселенные территории

Средняя плотность населения – 6,4 чел/км²

Густозаселенные территории. Средняя плотность населения – 30 чел/км² и выше

Что такое урбанизация?

Что такое урбанизация?

  • Урбанизация – это процесс роста городов, городского населения и распространения городского образа жизни
Урбанизация Вспомните, какой населенный пункт в России считается городом ?    А поселком городского типа? В котором живет не менее 12 тыс. человек при условии, что 95 % из них рабочие и служащие, а также члены их семей. Населенный пункт, численность населения которого не менее 3 тыс. человек и доля незанятых сельским хозяйством составляет 85 %.

Урбанизация

  • Вспомните, какой населенный пункт в России считается городом ?
  • А поселком городского типа?

В котором живет не менее 12 тыс. человек при условии, что 95 % из них рабочие и служащие, а также члены их семей.

Населенный пункт, численность населения которого не менее 3 тыс. человек и доля незанятых сельским хозяйством составляет

85 %.

Урбанизация До 1913 г. в городах проживало 76 тыс.человек или 10,2 %. Остальное население – исключительно сельское. С тех пор население городов выросло в 40 раз! В чем, по-вашему причины увеличения городского населения?    Используя приложение 5 в рабочей тетради, определите:

Урбанизация

До 1913 г. в городах проживало

76 тыс.человек или 10,2 %.

Остальное население – исключительно сельское.

С тех пор население городов выросло в 40 раз!

В чем, по-вашему причины увеличения городского населения?

Используя приложение 5 в рабочей тетради, определите:

  • Какой город возник первым?
  • Города – ровесники революции.
  • Города, возникшие до войны.
  • Города послевоенные.
Урбанизация До революции городов было – 7 Сейчас – 22 В настоящее время: Городское население – 80 % Сельское – 20 %  Это I место в Восточной Сибири  и 12 место в России

Урбанизация

  • До революции городов было – 7
  • Сейчас – 22

В настоящее время:

Городское население – 80 %

Сельское – 20 %

Это I место в Восточной Сибири

и 12 место в России

Что такое городская агломерация? Городская агломерация  — это компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. 

Что такое городская агломерация?

Городская агломерация  — это компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. 

Практическая работа в группах    I группа Проанализируйте карту Иркутской области (стр.32) и определите:  плотность какого населения показана на карте? По разделу учебника «Городское и сельское население» стр.119-120, вычертите круговую диаграмму современного соотношения городского и сельского населения. Создание какой городской агломерации возможно в нашей области? II группа Используя блок-схему городов на рис.2 в рабочей тетради на стр.24 распознайте и подпишите города;  2. Найдите не менее трех признаков классификации городов и заполните схему. Классификация городов Период образования ? ? Примеры городов  III группа Используя данные приложения2 рассчитайте удельный вес городского населения (уровень урбанизации) по формуле: У= Hr : H • 100 (%), где  Hr – численность городского населения, а H – общая численность населения 2. Определите проблемы урбанизации.

Практическая работа в группах

I группа

  • Проанализируйте карту Иркутской области (стр.32) и определите:

плотность какого населения показана на карте?

  • По разделу учебника «Городское и сельское население» стр.119-120, вычертите круговую диаграмму современного соотношения городского и сельского населения.
  • Создание какой городской агломерации возможно в нашей области?

II группа

  • Используя блок-схему городов на рис.2 в рабочей тетради на стр.24 распознайте и подпишите города;

2. Найдите не менее трех признаков классификации городов и заполните схему.

Классификация городов

Период образования

?

?

Примеры городов

III группа

  • Используя данные приложения2 рассчитайте удельный вес городского населения (уровень урбанизации) по формуле: У= Hr : H • 100 (%), где

Hr – численность городского населения, а H – общая численность населения

2. Определите проблемы урбанизации.

ПРОБЛЕМЫ УРБАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ

ПРОБЛЕМЫ УРБАНИЗАЦИИ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

СОЦИАЛЬНЫЕ

ПРОГРАММА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ

Тест 1) Укажите центры, получившие статус города до Великой Отечественной войны:  а) Бодайбо в) Саянск  б) Зима г) Шелехов 2) По своей специализации г.Ангарск ближе к группе городов:  а) Тулун, Байкальс; в) Братск, Усть-Кут  б) Саянск, Усолье-Сибирское; г) Усть-Илимск; Бирюсинск 3) Статус города Иркутск получил в году:  а) 1937 в)1861  б)1686 г) 1652 4) Создание какой городской агломерации возможно в Иркутской области:  а) Ангарск, Братск, Иркутск  б) Нижеудинск, Тулун, Слюдянка  в) Иркутск, Шелехов, Ангарск

Тест

1) Укажите центры, получившие статус города до Великой Отечественной войны:

а) Бодайбо в) Саянск

б) Зима г) Шелехов

2) По своей специализации г.Ангарск ближе к группе городов:

а) Тулун, Байкальс; в) Братск, Усть-Кут

б) Саянск, Усолье-Сибирское; г) Усть-Илимск; Бирюсинск

3) Статус города Иркутск получил в году:

а) 1937 в)1861

б)1686 г) 1652

4) Создание какой городской агломерации возможно в Иркутской области:

а) Ангарск, Братск, Иркутск

б) Нижеудинск, Тулун, Слюдянка

в) Иркутск, Шелехов, Ангарск

5) ВЕРНЫ ЛИ УТВЕРЖДЕНИЯ    а) Урбанизация – это расширение городов за счет пригородов.   б) Средняя плотность населения области – 3,6 чел/км².   в) На карте области можно выделить 3 зоны расселения: северную, западную и южную.   г) В нашей области насчитывается 22 города.   д) Сельское население составляет 20% от всего населения области.   е) Одной из проблем урбанизации является проблема нехватки продовольствия.

5) ВЕРНЫ ЛИ УТВЕРЖДЕНИЯ

а) Урбанизация – это расширение городов за счет пригородов.

б) Средняя плотность населения области – 3,6 чел/км².

в) На карте области можно выделить 3 зоны расселения: северную, западную и южную.

г) В нашей области насчитывается 22 города.

д) Сельское население составляет 20% от всего населения области.

е) Одной из проблем урбанизации является проблема нехватки продовольствия.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ,  ВЕРНЫ ЛИ УТВЕРЖДЕНИЯ   Ответы: 1 – а,б 2 – б 3 – б 4 – в 5 – б,г,д Оценки: 8 – «5» 7-6 – «4» 5-4 – «3» 3 и менее – «2»

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ, ВЕРНЫ ЛИ УТВЕРЖДЕНИЯ

Ответы:

1 – а,б

2 – б

3 – б

4 – в

5 – б,г,д

Оценки:

8 – «5»

7-6 – «4»

5-4 – «3»

3 и менее – «2»

Домашнее задание Составить «Визитную карточку городов» для привлечения туристов, промышленников, инвесторов, учитывая одну или несколько характеристик: специализация, ЭГП, значимость города для России, мира, области. 1 вариант – Иркутск 2 вариант – Шелехов 3 вариант – Черемхово 4 вариант – Байкальск 5 вариант – усть-Илимск 6 вариант - Бодайбо

Домашнее задание

Составить «Визитную карточку городов» для привлечения туристов, промышленников, инвесторов, учитывая одну или несколько характеристик:

специализация, ЭГП, значимость города для России, мира, области.

1 вариант – Иркутск

2 вариант – Шелехов

3 вариант – Черемхово

4 вариант – Байкальск

5 вариант – усть-Илимск

6 вариант - Бодайбо

Список литературы

Список литературы

  • Бояркин В.М. География Иркутской области: Учебное пособие для учащихся старших классов.-6-е изд., перераб. и доп.- Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания. 2007.- стр. 120-122
  • Рабецкая З.И. Исторический атлас. Иркутская область.- М.: «Издательство ДИК», 2000.
  • Савченко Н.Д. Физическая и социальная география Иркутской области: Рабочая тетрадь для учащихся 8-9 кл. – Иркутск: «Издательский дом «Сарма».2013. – стр.24
  • http://www.google.ru/ Иркутская область: информация о регионе на русском сайте Википедия
  • http://www. yandex .ru/ Всероссийская перепись населения 2002 года.htm
  • http://www. yandex .ru/ Всемирная География › Россия › Национальный состав населения Иркутской области.htm


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Расселение в Иркутской области.Типы поселений. Урбанизация.

Автор: Гудкова Марина Ивановна

Дата: 04.04.2016

Номер свидетельства: 314810


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства