|   Структура урока   |    Деятельность учителя   |    Деятельность обучающихся   |  
  |   Организационный момент   |    Приветствие, создание доброжелательной рабочей атмосферы.   |    Приветствие учителя, проверка готовности рабочего места.   |  
  |   Целеполагание   |    Настраивает учащихся на приобретение опыта работы, выполнения упражнений с картами атласа, решение познавательных задач по ходу урока.   |    Определение объёма работы, прогнозирование возможных результатов своей деятельности.   |  
  |   Актуализация знаний   |    Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;   Развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;  Формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.    Фронтальный опрос   |  
  |        |    Вопросы:1Что называют климатом и климатическими поясами?  2.Какой критерий является главным при выделении климатического пояса?  3.Почему выделяют основные и переходные климатические пояса, в чём главная причина этого процесса?  4.Как западный перенос воздушных масс влияет на климат России?   |    Отвечают на вопросы:  Многолетний режим погод характерный для данной местности.  Тип воздушной массы, который характеризуется показателями.  Вследствие смены сезонов года,т.е расположения Солнца над горизонтом происходит смещение поясов давления и перемещение воздушных масс.       |  
  |   Создание проблемной ситуации   |    Создаёт проблемную ситуацию для обучающихся, направленную на формулирование цели урока.  «Ветры, беспрепятственно носясь по Русской равнине…сближают в климатическом отношении места, очень удалённые друг от друга по географическому положению» В.О. Ключевский.   |    При перемещении воздушных масс над той или иной территорией они способны постепенно изменять свои свойства под влиянием подстилающей поверхности.      Мы познакомимся с закономерностями распределения тепла и влаги по территории России.  Мы научимся выделять компоненты климата и устанавливать причинно-следственные закономерности.   |  
  |   Изучение нового материала   |    Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;  Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности  1.Проанализируйте карту январских температур воздуха и определите закономерности их размещения.  2.Объясните разницу январских температур в Мурманске и Норильске, расположенных примерно на одной широте.  3.Какая сила нарушает закономерность изменения температуры с широтой?  4.Посмотрите на расположение посёлков Оймякон и Верхоянск на физической карте, чем вы можете объяснить низкие температуры воздуха?  5.Проанализируйте карту июльских температур воздуха и определите закономерности их размещения.  6.Проанализируйте карту годового количества осадков и определите, каковы закономерности изменения количества осадков по сезонам года на территории страны.  7.Подумайте, чем на ваш взгляд объясняется объединение карт осадков и испаряемости в один блок?(см. мультимедиа учебник)  8.Обратите внимание на величину коэффициента увлажнения. Сформулируйте самостоятельно понятие «Коэффициент увлажнения».   |    Осмысливают задание, добывают информацию, преобразовывают информацию в соответствии с заданием.  1 Вывод: Ср. температура января на территории России изменяется с юго-запада на северо –восток в субмеридиональном направлении.  2.В Мурманске температура января выше, чем в Норильске, это объясняется тёплым течением с Атлантического океана.  3.Это согревающее влияние морских умеренных воздушных масс приносимых с Атлантического океана западными ветрами.  4.Эти посёлки расположены в межгорных котловинах, поэтому холодный воздух с Северного Ледовитого океана затекает туда и там застаивается и охлаждается.  5.Вывод: Самые низкие температуры июля+2С наблюдаются на побережье Северного Ледовитого океана это объясняется количеством суммарной радиации получаемой данной территорией, а самые высокие температуры июля +24С наблюдаются на юго-западе России это объясняется тем, что данная территория получает самое большое количество солнечной радиации. Средняя температура июля на территории России изменяется с севера на юг в субширотном направлении.  6.вывод: Максимальное количество осадков наблюдается на склонах Большого Кавказа 3200мм в год. По мере продвижения с запада на восток климат становится более континетальным.  7.Для определения коэффициента увлажнения.   |  
  |   Практическая работа   |    Научить обучающихся определять характер увлажнения заданных территорий.   |    По картам атласа, заполните таблицу, по которой вы будете определять коэффициент и характер увлажнения.Определите коэффициент увлажнения в г.Мурманске,Моске,Якутске.  Проведеите самопроверку полученных результатов с данными на карте «Характер увлажнения»(на экране монитора)   |  
  |   Работа с текстом учебника   |    Постановка проблемного вопроса: Почему коэффициент увлажнения более важен для характеристики климата, чем количество осадков?   |    Находят подтверждение своих умозаключений в тексте учебника.   |  
  |   Закрепление учебного материала   |    Постановка цели самостоятельной работы в парах.   |    1.Определение климатических показателей по климатограммам и сравнение климатограмм пунктов, находящихся на одной широте. 2.Формулирование выводов и обобщений.  3.Сопоставление причин и следствий закономерностей распределения тепла и влаги на территории России по карточкам в парах.       |  
  |   Поведение итогов урока(рефлексия)   |    Постановка вопросов:  1.Удалось ли раскрыть закономерности распределения температур т осадков на территории России?  2.Что вызвало затруднение?   |    Определение степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности  Высказывают оценочные суждения.   |  
  |   Домашнее задание   |    На основе выявленных результатов усвоения нового материала дать домашнее задание, которое было бы направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к последующему применению в жизни.   |    Подготовить ответы на вопросы:  1.Что такое комфортность климата?  2.Подумайте,как влияет климат на набор наиболее популярных видов спорта, например, в Якутии и на Черноморском побережье.  3.Почему зимнюю Олимпиаду организовали в Сочи, не смотря на субтропический климат?   |  
  |                    |         |         |