kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа: География 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа рабочая программа. рабочая програма работая программа 9 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа: География 9 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Александровская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

Рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры истории и географии

Протокол №1 от .08.2021 г.

Руководитель кафедры

_______ Н. Г. Зерняева




УТВЕРЖДАЮ

Приказ № 53-д от 31 .08.2021

Директор МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа»

____________ С.Г Шишканова





учебного курса «География России»

в 9 классе



Составитель:

учитель географии

Л.Н. Старовойтова










2021






Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «География России. Хозяйство» для 9 классов составлена на основе :

1. Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (5 – 9 классы) из сборника нормативных документов «География». – М.: Дрофа, 2021; страница 69.

В соответствии с авторской программой:

Авторская программа по географии. 5 – 9 классы к линии УМК под редакцией О. А. Климановой, А. И. Алексеева. – М.: Дрофа, 2021.

Рабочая программа составлена с добавлением регионального компонента, на который отводится 6 часов.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  1. Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.

  2. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

  • Учебный план МОУ «Александровская СОШ на 2021/22 учебный год; 

Место курса в системе школьного географическо­го образования, его цели и задачи.

На изучение учебного курса в 9 классе отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год. В ходе изучения материала планируется проведение 1 контрольной работы. Изучение учебного курса завершается проведением промежуточной аттестации в форме теста по всем темам учебного курса в текущем году.

Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечест­венной школе на протяжении уже нескольких деся­тилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существен­но видоизменялись

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомитель­ных функций он сильнейшим образом влияет на ста­новление мировоззрения и личностных качеств уча­щихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и стра­ны» и завершает цикл географического образования в основной школе.

Главная цель данного курса — формирование це­лостного представления об особенностях природы, на­селения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и куль­туре своей страны и населяющих ее народов, выработ­ка умений и навыков адаптации и социально-ответст­венного поведения в российском пространстве; разви­тие географического мышления.

Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей стра­ны н ее многообразии и целостности на основе комп­лексного подхода и показа взаимодействия основ­ных компонентов: природы, населения, хозяйства:

  • сформировать представление о России как цело­стном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географическо­го пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

  • показать большое практическое значение гео­графического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и про­цессов в нашей стране, а также географических ас­пектов важнейших современных социально-эконо­мических проблем России и ее регионов;

  • вооружить школьников необходимыми практи­ческими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статис­тическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностиче­скими, природоохранными и поведенческими;

  • развивать представление о своем географиче­ском регионе, в котором локализуются и развива­ются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

  • создать образ своего родного края, научить срав­нивать его с другими регионами России и с различ­ными регионами мира.

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 часов , 2 часа в неделю.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  • Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  • Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.


Для достижения главной цели раздела изучение географии в 9 классе должно быть направлено на решение следующих задач:

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий;

  • о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществление стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.

Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:

  • Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

  • Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключается в формировании и развитии посредством географического знания:

  • Познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • Гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

  • Готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

К метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

  • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу, и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  • характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных различных территориях, и акваториях, умения и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Технологии обучения: целью развития познавательного интереса, учащихся к предмету, повышения степени их обученности и усвоения обязательного базового уровня, использую технологию обучения в сотрудничестве (работу в группах и парах); проблемное обучение, исследовательское обучение, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, использование ресурсов Интернета и другие источники информации, разноуровневые и технология критического обучения; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра).

Формы организации образовательного процесса: в соответствии с возрастом учащихся предусматриваются типы уроков: комбинированный урок, урок-экскурсия, урок-практикум, групповая работа по заранее выбранной проблеме, урок - презентация, нетрадиционные формы организации учебного процесса и т. д.

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, работа на контурных картах, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.

Методы обучения: словесные — рассказ, беседа; наглядные — иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Требования к уровню подготовки учащихся

    1. Называть и (или) показывать:

  • предмет изучения географии России;

  • основные средства и методы получения геогра­фической информации:

  • субъекты Российской Федерации;

  • пограничные государств;

  • особенности географического положения, раз­меры территории, протяженность морских и сухо­путных границ России;

  • границы часовых поясов:

  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

  • климатообразующие факторы, особенности по­годы в циклонах и антициклонах;

  • распределение рек страны по бассейнам океа­нов;

  • основные области современного оледенения и крупные ледники:

  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и ре­гионах;

  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использова­ния;

  • важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансо­вые, торговые, рекреационные, культурно-истори­ческие, районы нового освоения, старопромыш­ленные и депрессивные:

  • народы, наиболее распространенные языки, ре­лигии;

  • примеры рационального и нерационального раз­мещения производства;

  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

  • районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

  • экологически неблагополучные районы России:

  • маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

2. Определять (измерять):

  • географическое положение объектов;

  • разницу в поясном времени территорий;

  • погоду по синоптической карте;

  • параметры природных и социально-экономиче­ских объектов и явлений по различным источни­кам информации.

3. Описывать:

  • географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (эко­номико-географическое, геополитическое и т. д.);

  • образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленно­го, сельскохозяйственного, городского, транспорт­ного или рекреационного строительства;

  • особенности быта и религии отдельных народов.

4. Объяснять:

  • роль географических знаний в решении со­циально-экономических, экологических проблем

  • страны;

  • влияние географического положения на особен­ности природы, хозяйства и жизни населения Рос­сии;

  • образование и размещение форм рельефа, зако­номерности размещения наиболее крупных место­рождений полезных ископаемых;

  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • как составляют прогноз погоды;

  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и ос­воение территории человеком;

  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

  • разнообразие природных комплексов на терри­тории страны;

  • различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

  • изменение пропорций между сферами, сектора­ми, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения ос­новных отраслей хозяйства и основную специали­зацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

  • особенности природы, населения, хозяйства от­дельных регионов, различия в уровнях их социаль­но-экономического развития;

  • роль географического фактора в развитии чело­веческого общества на примере РФ;

  • уникальность и общечеловеческую ценность па­мятников природы и культуры;

  • причины изменения природных и хозяйствен­ных комплексов регионов;

  • особенности орудий труда, средств передвиже­ния, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления челове­ка к окружающей среде в разных географических ус­ловиях;

  • объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «сол­нечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ": «агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специали­зация»; «кооперирование'; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсив­ный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.


  1. Оценивать и прогнозировать:

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;

  • экологическую ситуацию в стране, регионе

  • изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

  • изменния в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

  • развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.



Учебно-тематический план 9 класса:

раздела

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы


5.

Хозяйство России. (продолжение)

27

5

6.

География крупных регионов России.

25

5


ИТОГО

67+ 1 (резерв)

10












СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

9 класс (68 часов, 2 часа в неделю)


Часть I ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (27 часов — продолжение)

Знать состав вторичного сектора экономики

Знать состав и специфику ТЭК. Называть основные проблемы и перспективы его развития.

Уметь анализировать экономические карты и статистические данные

Тема 1. Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырье

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значе­ние в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.

Нефтяная промышленность. Роль нефти в современ­ном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Ос­новные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефте­проводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.

Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газо­вой промышленности

Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка, Соци­альные и экологические проблемы угледобывающих регионов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинст­ва и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов стан­ций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.

Практическая работа. Составление характерис­тики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.


Тема 2. Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества

Классификация конструкционных материалов, проблемы про­порциональности производящих их отраслей.

Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с дру­гими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлических руд и производству продукции металлургии.

Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тя­желых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.

Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Группиров­ка отраслей химической промышленности, особенности их геогра­фии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплек­сы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность \ и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.

Практические работы. 1. Изучение факторов, влияющих на размещение ЧМ и ЦМ. 2. Определение по кар­там главных факторов размещения металлургических предприятий по произ­водству меди и алюминия. 3. Составление схем внутриотраслевых и межотраслевых связей ХП.

Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с други­ми отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприя­тий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.

Практическая работа. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.

Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Про­блемы развития легкой промышленности.


Тема 3. Третичный сектор экономики — отрасли, производящие разнообразные услуги

Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, про­блемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружаю­щая среда.

Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рын­ку. Перспективы развития комплекса.

Практическая работа: Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану.

Наука, ее значение, состав, роль в жизни современного общества. География российской науки. Технополисы.

Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье — одна из главных по­требностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низ­кие показатели его благоустроенности в России. Географические раз­личия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.


Часть II РЕГИОНЫ РОССИИ (25 часов)

Объяснять значение районирования и зонирования России. Приводить примеры экономических районов, федеральных округов. Давать оценку географическому положению региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения.

Тема 1. Районирование России

Районирование — важнейший метод изучения в географии. Как можно районировать территорию: физико-географическое, экономи­ческое, историко-географическое, природно-хозяйственное, эколого-экономическое и другие виды районирования. Виды районирования: сплошное и узловое, частное и комплексное и т. д. Соподчиненность различных видов районирования России.

Практическая работа. Моделирование вариантов нового районирования России.


Тема 2. Европейская Россия (Западный макрорегион)

Особенности природы, истории и географии хозяйства. Географи­ческое положение на западе России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих про­цессов. Влияние географического положения на климат региона. Са­мый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Ев­ропейская Россия — основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны.

Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохо­зяйственном производстве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.


Европейский Север. Состав района. Географическое положение на севере Восточно-Европейской равнины с выходом к Северному Ледо­витому океану. Особенности экономико-географического, геополити­ческого и эколого-географического положения. Влияние географиче­ского положения и природных условий на освоение территории, жизнь людей, специализацию.

Различия в рельефе и полезных ископаемых Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное увлажнение территории, богатство озерами, река­ми, болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, северная и сред­няя тайга. Природные ресурсы: минеральные, топливные, лесные и водные. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.

Историко-географические особенности формирования. Населе­ние: национальный состав, традиции и культура. Города региона. От­ток населения с Севера и его причины.

Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, хи­мической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Коль­ско-Карельского и Двинско-Печорского подрайонов.

Роль морского транспорта. Мурманский и Архангельский порты. Северный морской путь. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Проблема охраны природы Севера. Северный военно-морской флот. Космодром в горо­де Мирном.


Практические работы. 1. Составление и анализ схемы хозяйственных свя­зей Двинско-Печорского района. 2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.


Северо-Западный район. Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах развития: путь «из варяг в греки», «окно в Европу», современные особенности географического положения района.

Природная специфика: сочетание возвышенностей и низменнос­тей, влияние моря на климат, густая озерно-речная сеть. Район древ­него заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербур­га. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, со­циальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург — северная столица России. Экономические, социальные и экологиче­ские проблемы Санкт-Петербурга. Свободная экономическая зона «Янтарь».


Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Факторы формирования района. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. По­лезные ископаемые. Дефицит большинства видов природных ресур­сов.

Климатические условия Центральной России, их благоприятность для жизни и хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие ре­ки. Разнообразие и пестрота почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Центральная Россия — очаг русской наци­ональной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение юж­ной части региона. Высокая численность и плотность населения. Ко­личество и качество трудовых ресурсов. Современный характер и про­блемы расселения. Преобладание городского населения. Городские агломерации. Высокий уровень развития и концентрации науки. Го рода науки.

Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве. Аг­ропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Относительно высокий уровень развития социальной сферы. Топлив­но-энергетические и природоохранные проблемы. Внутрирегиональ­ные различия. Основные географические фокусы экономических, со­циальных и экологических проблем региона.

Возникновение и развитие Москвы. Москва — столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Москвы. ЭГХ Московского столичного региона.

Нижний Новгород, его географическое положение и торговые | функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Очаги старинных промыслов.

Современность и проблемы древних русских городов — Новгоро­да, Владимира, Пскова, Смоленска.

Практические работы. 1. Сравнение географического положения и плани­ровки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга. 2. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России. 3. Изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России

Европейский Юг. Состав района. Особенности географического положения: самый южный регион России, ограниченный с трех сто­рон природными рубежами. Геополитическое положение района. Природный амфитеатр. Равнинная, предгорная и горная части реги­она: их природная и хозяйственная специфика. Рельеф, геологиче­ское строение и полезные ископаемые Кавказа. Рельеф и этническое разнообразие населения. Народы гор и предгорий: традиции, культу­ра, промыслы. Многонациональность и межнациональные проблемы.

Очаги концентрации населения. Повышенная доля сельского насе­ления. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основ­ные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и животный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы.

Агропромышленный комплекс: единственный в стране район суб­тропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве сель­скохозяйственной продукции. Неравномерность обеспеченности вод­ными ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельского хозяйства и перерабаты­вающих отраслей АПК. Сельскохозяйственное, транспортное и энер­гетическое машиностроение.

Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: курортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения проблем республик Северного Кавказа. Основные географические фо­кусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

Практическая работа. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.


Поволжье. Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Особенности рельефа и климата региона. Зимние и летние температуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга — великая русская река. Ее роль в территориальной организации населения и хозяйства. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы. Поволжье — место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Рус­ское заселение территории. Территориальная организация расселения и хозяйства.

Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агро­промышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК — ведущая позиция Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощ­ная пищевая промышленность.

Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. Научные центры. Столицы рес­публик и крупнейшие города (Волгоград, Самара, Астрахань). Основ­ные географические фокусы экономических, социальных и экологи­ческих проблем региона.

Практические работы. 1. Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав населения. 2. Эко­логические и водные проблемы Волги — оценка и пути решения.


Урал. Границы и состав Урала при разных видах районирования. Географическое положение Урала — на стыке разнообразных границ. Разделяющая и связующая роль Урала в природе и хозяйстве.

Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Разнообразные минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности на Урале. Недостаточная геологическая изученность Урала.

Влияние рельефа на заселение Урала. Современная этническая пестрота. Две меридиональные полосы расселения, влияние речных систем и рельефа на их формирование.

Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем. Особенности климата Урала. Освоение и изучение Урала в связи со сменой представлений о значимости его ресурсов.

География и проблемы современного хозяйства: горнодобываю­щая промышленность, металлургия, химическая и лесная промыш­ленность, разнообразное машиностроение. Их взаимосвязь. Демидов­ские города-заводы и современная система расселения в районе. Про­блемы населения и трудовых ресурсов. Реконструкция уральской промышленности. Отставание развития социальной сферы. Крупней­шие города Урала.

Зональность и высотная поясность почвенно-растительного по­крова и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологиче­ские проблемы региона. Кыштымская трагедия.

Практическая работа 1. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.


Тема 3. Азиатская Россия (Восточный макрорегион)


Географическое положение. Большая площадь территории и ма­лая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Кон­центрация основной части населения на юге.

Разнообразие природных условий. Богатство природными ресур­сами. Очаговый характер размещения производства, его сырье, добы­вающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отрас­лей. Трудности организации производства и жизни населения в экс­тремальных условиях.


Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем.

Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Ее положение на молодой эпипалеозойской плите и особенности формирования рельефа. Карское море. Климат и внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Зона Севера и ее значение. Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири. Котловины, разделяющие горы. Контрастность климатических усло­вий. Высотная поясность.

Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека.

Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропорции в площади и в численности населения Западной Сибири. Научные центры и будущие технополисы.

Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лес­ные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегазохимический комплекс — основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта. Трансси­бирская магистраль, река Обь, железная дорога Тюмень — Сургут — Ямбург. Современные проблемы и перспективы развития ведущих от­раслей хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем Западной Сибири.

Практическая работа. Изучение и оценка природных условий Запад­но-Сибирского района для жизни и быта человека.


Север Восточной Сибири. Состав района. Географическое положе­ние к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Русские исследова­тели северных морей.

Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и геологического строения Среднесибирского плоскогорья. Минеральные ресурсы: руды цветных и редких металлов, алмазы, ка­менный и бурый уголь, химическое сырье. Резко континентальный климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота. Влияние клима­та и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и почвенно-растительный покров. Лесные ресурсы.

Великие сибирские реки: их водность, питание, режим, энергети­ческие и водные ресурсы. Тайга — основная природная зона. Высот­ная поясность; степи котловин. Земельные и агроклиматические ре­сурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в ре­гионе. Крупнейшие заповедники. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Коренные на­роды, особенности их жизни и быта, проблемы.

Исторические особенности заселения русскими. Остроги. Откры­тие медно-никелево-кобальтовой провинции. Основание Норильска.

Топливно-энергетический комплекс — основа хозяйства террито­рии. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Развитие энергоемких произ­водств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышлен­ность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития про­мышленности.

Особенности строительства в условиях многолетней мерзлоты. Экологические проблемы района.

Якутские алмазы, город Мирный.

Перспективы транспортного освоения района. Амуро-Якутская магистраль. Водный и авиационный транспорт. Влияние транспорт­ных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-истори­ческие, промышленные, транспортные центры.

Природно-хозяйственные районы: Путорана и Среднесибирское плоскогорье. Основные экономические, социальные и экологические проблемы района.

Практические работы. 1.Составление характеристики Норильского про­мышленного узла (географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры). 2. Оценка осо­бенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе.


Южная Сибирь. Состав района. Географическое положение: в поло­се гор Южной Сибири, вдоль Транссибирской магистрали. Транспорт­ные связи с приграничными государствами: Китаем, Монголией и Ка­захстаном. Связь с Севером по Енисею и Лене. БАМ

Горные системы Южной Сибири. Складчато-глыбовые горы: Ал­тай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Саяны. Горы Прибайкалья и Забайкалья.

Верхние течения крупных сибирских рек: Оби, Енисея, Лены, Амура. Гидроэнергетическое значение рек. Особенности и проблемы Байкала.

Резко континентальный климат. «Полюс холода» Северного полу­шария. Температурные инверсии. Многолетняя мерзлота.

Природные ресурсы: минеральные, лесные.

Внутренние различия: Кузнецко-Алтайский, Ангаро-Енисейский, Забайкальский подрайоны.

Кузнецко-Алтайский подрайон. Этапы заселения и освоения. Со­здание Транссибирской магистрали. Кузбасс, его проблемы. Новоси­бирск — научный центр.

Ангаро-Енисейский подрайон. Канско-Ачинский бассейн. Гид­роресурсы. Формирование Ангаро-Енисейских ТЭС и ТПК. Заселе­ние территории. Миграции и проблемы трудовых ресурсов. Красно­ярск, Иркутск, закрытые оборонные центры. Проблемы развития подрайона.

Забайкальский подрайон. Горные системы, землетрясения, бай­кальская рифтовая зона. Природные ресурсы: цветные и редкоземель­ные металлы, уголь. Бурятия (Улан-Удэ), Читинская область. Перс­пективы освоения зоны БАМа.

Основные экономические, социальные и экологические пробле­мы региона.

Практическая работа. Составление сравнительной характеристики под­районов Южной Сибири.


Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения: сильная меридиональная вытянутость, наличие материковой, полуостровной и островной частей.

Этапы освоения территории, русские землепроходцы в XVII в., ус­тановление русско-китайской и русско-японской границ.

Геологическая молодость территории. Преобладание гор. Текто­ническая подвижность территории: частые землетрясения и вулка­низм, моретрясения, цунами. Долина гейзеров, термальные источни­ки. Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторож­дения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Отрасль специализации района — добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе.

Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения. Относительная молодость населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.

Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной се­ти. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние примор­ского положения на смещение границ природных зон к югу. Гиган­тизм растений. Характеристика

тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Лесозаготовка и целлю­лозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого океана биоре­сурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перс­пективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке ре­гиона.

Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработ­ка, судоремонт. Отрасли военно-промышленного комплекса. Транс­портная сеть Дальнего Востока. Благоприятные почвенные и агрокли­матические ресурсы юга территории. Агропромышленный комплекс. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского региона. Интег­рация со странами АТР. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток — торговый, про­мышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основ­ные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практические работы. 1. Выделение на карте индустриальных, транспорт­ных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока. 2. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока — проблемы и перспективы развития.

Часть III. Особенности населения и хозяйства Республики Мордовия.

Введение (территория, границы, ЭГП, административно-территориальное деление). Природные ресурсы, как фактор формирования хозяйства Республики Мордовия. История заселения и освоения территории РМ. Население и трудовые ресурсы. Изменение численности, естественное и механическое движение населения. Общая характеристика хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: комплекс обрабатывающих отраслей. Другие отрасли промышленности. АПК. Инфраструктурный комплекс. Историко-культурный комплекс. Территориальная организация хозяйства и внешние экономические связи.

ЧАСТЬ IV. Россия в современном мире

Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи России с другими странами мира



Календарно-тематическое планирование учебного материала

по «Географии России» (Хозяйство. Географические районы) в 9 классе

урока

Наименование тем и разделов

Вид занятия

Кол –во часов

Планируемые результаты

дата


план

факт


Раздел 1. Хозяйство России– 27 уроков


1

Введение. Инструктаж по ТБ

Урок -лекция

1






Тема 1. Россия на карте мира







2.

Геополитическое влияние России

Урок -беседа

1

Знать: определения понятий «отраслевая» и «территориальная структура хозяйства», уметь определять отраслевую и территориальную структуру хозяйства России




3.

Экономическое влияние России

практикум

1

Анализ изменений структуры хозяйства России с целью выявления перераспределения занятости населения по сферам хозяйства за последние десятилетие.




(4)

Географическое положение России:политическая и экономическая оценка

Комбинированный Пр.р.№1

1

Работать с различными источниками информации; систематизировать полученную информацию.




(5)

Природные ресурсы России, их хозяйственная оценка.

беседа с элементами объяснения

1

Определять цель работы и ставить задачи под руководством учителя




6

Подходы к районированию территории России

комбинированный


Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и парной работы




7

Административно-территориальное устройство и районирование России

комбинированный


Структурировать учебный материал; работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую





Тема 2. Общая характеристика хозяйства России







8

Что такое хозяйство, или экономика страны

комбинированный

1

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и парной работы




(9)

Цикличность развития экономики

беседа

1

 с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

23.09

23.09


10

Особенности хозяйства России.

практикум

1

формирование навыков самоконтроля, самоанализа и самокоррекции учебной деятельности

28.09

28.09


11

Факторы развития производства


практикум

1

Научиться систематизировать и обобщать знания, полученные при изучении темы.

30.09

30.09



Тема 3.4.5. Топливно-энергетический комплекс. Машиностроение. Металлургия







12

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная промышленность.

беседа

1

Планировать и прогнозировать результат

5.10

5.10


13

Газовая промышленность.

беседа

1

Структурировать учебный материал; работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую

7.10

7.10


14

Угольная промышленность.

частично -поисковый

1

устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы

12.10

12.10


15

Электроэнергетика.

практикум

1

Работать по плану; владеть навыками самоконтроля; осуществлять осознанный выбор в учебной деятельности.

14.10

14.10


16

Отрасли машиностроения.

исследование

1

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию

19.10

19.10


17

Металлургический комплекс. Чёрная металлургия.

исследование

1

Участвовать в дискуссии; свободно высказывать суждения по интересующей проблеме

21.10

21.10


18

Цветная металлургия.

лекция

1

Научиться систематизировать и обобщать знания, полученные при изучении темы.

26.10

26.10


19

Урок -практикум.

частично-поисковый П.р№2

1

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать письменно свои мысли

28.10

28.10



Тема 5 Химическая промышленность. Тема 6. Лесная промышленность.







20

Химическая промышленность России. Основная химия. Химия органического синтеза

Комбинированый

1

Научиться систематизировать и обобщать знания, полученные при изучении темы.




21

Химия полимеров. Основные районы химической промышленности.

беседа

1

Работать по плану; владеть навыками самоконтроля; осуществлять осознанный выбор в учебной деятельности.




22

Лесная промышленность России


исследование

1

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать письменно свои мысли





Тема 7. АПК. Тема 8. Сфера услуг – инфраструктурный комплекс.





23

Особенности сельского хозяйства. Растениеводство.

комбинированный

1

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах



24

Животноводство

беседа

1

устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы



25

Пищевая и легкая промышленность

комбинированный

1

Участвовать в дискуссии; свободно высказывать суждения по интересующей проблеме



26

Транспорт. Сухопутный транспорт.

Урок-беседа

1

формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде



27

Водный, авиационный и трубопроводный транспорт. Связь.

комбинированный Пр.р№3

1

Работать по плану; владеть навыками самоконтроля; осуществлять осознанный выбор в учебной деятельности.



28

Непроизводственная сфера. Сфера обслуживания.

комбинированный

1

устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы



29

ПОУ «Хозяйство России»

Урок-практикум

1

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать письменно свои мысли



Раздел 2. Регионы России - 47 уроков




Европейская часть России. Центральная Россия







30

Европейская часть России.

комбинированный

1

Работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы на основе сравнения




31

Общая характеристика Центральной России.

частично-поисковый

1

Планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат; работать в соответствии с составленным планом




32

Население и хозяйство Центральной России.

лекция

1

устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы




33

Центральный район.

беседа с4элементами 5бъяснения

1

формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде




34

Москва – столица России.

беседа с элементами объяснения

1

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах




35

Города Центрального района

практикум

1

Организовывать сотрудничество в процессе совместной деятельности; участвовать в дискуссии;




36

Центрально-Чернозёмный район

комбинированный

1

Самостоятельно определять цель урока, ставить задачи;




37

Волго-Вятский район района.

лекция

1

самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, вносить коррективы




38

Европейский Северо-Запад. Общая характеристика Европейского Северо-Запада

семинар

1

самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, вносить коррективы




39

Население и хозяйство Европейского Северо-Запада

исследование

1

Организовывать сотрудничество в процессе совместной деятельности; участвовать в дискуссии;




40

Санкт-Петербург

практикум

1

№4: Сравнение ГП и планировки двух столиц.




41

Калининградская область

беседа

1

устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы




42

Европейский Север. Общая характеристика Европейского Севера

объяснение

1

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах




43

Население и хозяйственно Европейского Севера

конференция

1

формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде




44

Культура Европейского Севера

лекция

1

самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, вносить коррективы




45

Поволжье. Общая характеристика Поволжья.

комбинированный

1

Организовывать сотрудничество в процессе совместной деятельности; участвовать в дискуссии;




46

Население и Хозяйство Поволжья.

практикум

1

самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, вносить коррективы




47

Европейский Юг. Общая характеристика Европейского юга.

беседа

1

Работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы на основе сравнения




48

Население и хозяйство Европейского Юга.

беседа с элементами объяснения

1

формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде




49

Южные моря России

исследование

1

Организовывать сотрудничество в процессе совместной деятельности; участвовать в дискуссии;




50

Урал. Общая характеристика Урала.

практикум

1

Работать по плану; владеть навыками самоконтроля; осуществлять осознанный выбор в учебной деятельности.




51

Население Урала

лекция

1

самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, вносить коррективы




52

Хозяйство Урала.

урок-путешествие

1

Работать по плану; владеть навыками самоконтроля; осуществлять осознанный выбор в учебной деятельности.




53

ПОУ «Европейская Россия»

практикум

1

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать письменно свои мысли





Азиатская часть России







54

Азиатская часть России

беседа с элементами объяснения

1

формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде




55

Арктические моря.

исследование

1

Работать по плану; владеть навыками самоконтроля; осуществлять осознанный выбор в учебной деятельности.




56

Западная Сибирь. Общая характеристика Западной Сибири.

исследование

1

Работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы на основе сравнения




57

Население и хозяйство Западной Сибири

практикум

1

Организовывать сотрудничество в процессе совместной деятельности; участвовать в дискуссии;




58

Восточная Сибирь. Общая характеристика Восточной Сибири

лекция

1

Работать по плану; владеть навыками самоконтроля; осуществлять осознанный выбор в учебной деятельности.




59

Байкал.

объяснение с элементами беседы

1

формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде




60

Население и хозяйство Западной Сибири.

дискуссия

1

самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, вносить коррективы




61

Дальний Восток. Общая характеристика Дальнего Востока

исследование

1

Организовывать сотрудничество в процессе совместной деятельности; участвовать в дискуссии;




62

Население и хозяйство Дальнего Востока.

исследование

1

Работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы на основе сравнения




63

ПОУ «Азиатская Россия»

практикум

1

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать письменно свои мысли





Раздел 3. Особенности населения и хозяйства Республики Мордовия.







64

Экономико-географическое положение и административно- территориальное деление Республики Мордовия

исследование

1

уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии




65

История освоения территории. Население и трудовые ресурсы.

практикум

1

обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию.





66

Общая характеристика промышленности.

Межотраслевые комплексы. Сельское хозяйство. Растениеводство. Животноводство.

практикум

1

обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию.





67

Инфраструктурный комплекс.

беседа

1

Объяснять основные понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства





РАЗДЕЛ 4. Россия в мире.







68

Роль России в мире.

исследование

1

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в различных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений

























Материально- техническое обеспечение




  1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью

  2. Комплекты географических карт:

  3. Печатные демонстрационные пособия (тематические таблицы по разделам курса географии 8 класса)


  1. Модели земного шара (Физический глобус)


  1. КОЛЛЕКЦИИ:

  • Коллекции горных пород и минералов.

  • Коллекция полезных ископаемых различных типов.

  1. Гербарий растений


  1. ПОРТРЕТЫ:

  • Набор «Путешественники»,

  • Набор «Ученые - географы»


  1. Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий.


Учебно –методическое обеспечение:

  1. Основная учебно-методическая литература:

Уроки Кирилла и Мефодия 8 кл

География России: население, и хозяйство России. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений./ Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – М.: Дрофа, 2008 г.

Рабочая программа составлена на основании:

авторской программы И.И.Бариновой, В.П. Дронова (География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—11 классы. — М.: Дрофа, 2009);


  1. Д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а:

Грушина С.Н. Поурочные разработки по географии России: 8 класс: к учебнику под ред. В.П.Дронова «География России: 8-9 классы (1-2 части) / С.Н. Грушина. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

 Сборник методических материалов по преподаванию учебных предметов в образовательных организациях Республики Мордовия в 2014-2015 учебном году. – Саранск: МРИО, 2014

Журнал «География в школе»

Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии 9кл.-М.:ВАКО,2012

КИМ.География: 9кл\сост.Е.А Жижина.- М.:ВАКО,2012


3. Интернет-сайты

Социальная сеть работников образования nsportal.ru

http://festival.1september.ru/

сайт школы http://www.alexschool.edurm.ru/

Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/



1.Основная литература

Учебник: Ром В. Я. , Дронов В. П. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2009.

1. Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа,2008.

2. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии, 9 класс. – М.: Дрофа, 2007


Дополнительная литература:

1. Е.А.Жижина. Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. 9 класс – М.: «ВАКО», 2005;

2. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс; 3.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа: География 9 класс

Автор: Старовойтова Людмила Николаевна

Дата: 23.10.2022

Номер свидетельства: 615712

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа. География "География материков и океанов" 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-gieoghrafiia-gieoghrafiia-matierikov-i-okieanov-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210682"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431488260"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа ГЕОГРАФИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia_programma_geografiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531711"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183774"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа по географии 5 класс "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-5-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "136694"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417169619"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "рабочая программа 8-9 класс"
    ["seo_title"] => string(26) "rabochaiaproghramma89klass"
    ["file_id"] => string(6) "309974"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458902105"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по географии для 5 класса. "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-dlia-5-klassa-1"
    ["file_id"] => string(6) "220016"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434467199"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства