Конспект открытого урока по естествознанию на тему: "Почва. Состав почвы"
Конспект открытого урока по естествознанию на тему: "Почва. Состав почвы"
Тема: Почва. Состав почвы.
Цель урока: Продолжить формирование у учащихся знаний о почве. Дать представление о составе почвы и ее свойствах. Сформировать понятие о перегное и плодородии почвы. Развивать навыки чтения, отвечать на вопросы, Формировать связные высказывания.
Коррекционная работа: Коррекция и развитие зрительной памяти и наблюдательности. Развитие и совершенствование внимания. Воспитание интереса к занятиям. Развитие активного словаря, активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Задачи:
· повторить и закрепить понятие “почва”;
· изучить состав почвы;
· развивать навыки практической деятельности (опыты),наблюдательности, внимания,
· аккуратности, любознательности;
· развивать способность воспроизводить изучаемый материал;
· воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по естествознанию на тему: "Почва. Состав почвы"»
Казанская школа № 142
Конспект открытого урока
Тема: Почва. Состав почвы.
Тимашева Т.В.,
учитель I квалификационной категории
2016 год
Тема: Почва. Состав почвы.
Цель урока: Продолжить формирование у учащихся знаний о почве. Дать представление о составе почвы и ее свойствах. Сформировать понятие о перегное и плодородии почвы. Развивать навыки чтения, отвечать на вопросы, Формировать связные высказывания.
Коррекционная работа: Коррекция и развитие зрительной памяти и наблюдательности. Развитие и совершенствование внимания. Воспитание интереса к занятиям. Развитие активного словаря, активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Задачи:
повторить и закрепить понятие “почва”;
изучить состав почвы;
развивать навыки практической деятельности (опыты),наблюдательности, внимания,
аккуратности, любознательности;
развивать способность воспроизводить изучаемый материал;
воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.
- Как вы понимаете слово “земля”? (Земля – это наша планета; земля – суша, земля – это Родина, земля - почва).Слайд 2,3,4,5
2. О какой земле идёт речь в стихотворении?
Сказала лопата: Земля - чтобы рыть. Ботинки сказали: Земля - чтоб ходить. А люди сказали: Земля - чтобы жить. (О почве) А. Тетивкин
3. Везде ли есть почва? (Нет почвы на Северном и Южном полюсах, на голых каменистых склонах, на ледяных вершинах высоких гор)
4. Сможете ли вы назвать признак того, что в нашей местности есть почва? (У нас растут растения)
5. Так чем же почва отличается от горных пород? (Почва – это плодородный слой земли) Слайд 6
6. Почему почва всегда темного цвета?
7. В результате чего почва становится плодородной?
8. Почему самую плодородную почву называют «черноземом» или «черной землей»?
9. Какое самое важное свойство почвы? Слайд 7
III. Изучение нового материала:
1.На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятием «почва». Сегодня наша задача узнать, какие вещества входят в состав почвы.
2. В нашу лабораторию поступили образцы почвы. Вы их видите перед собой. Наша задача провести исследования этих образцов и выяснить из чего же состоит почва.
3.Записываем тему урока: «Состав почвы». Слайд 8
- Результаты исследований вы занесете в схему (на каждой парте лежит схема)
4. Практическая работа.
- Возьмите образец почвы и рассмотрите его. Какого цвета почва? (черная).
- Положите немного почвы на лист бумаги и рассмотрите её с помощью лупы.
- Что вы видите?
- Полусгнившие остатки корешков и листьев растений – перегной.
- Давайте запишем в схему.
5.Что же еще входит в состав почвы? Это мы узнаем из опытов.
Опыт 1: Слайд 9
- В стакан с водой опускаем небольшой кусочек почвы (проделываю опыт)
- Что вы наблюдаете?
- Сделайте вывод, запишите его в тетрадь.
Вывод: в почве есть воздух (заполняем схему)
-Зачем в почве воздух? (воздух нужен для дыхания корней)
Опыт 2.Слайд 10
-Кладём на жестяную крышечку немного почвы и нагреваем ее. Затем с помощью зажима подержим над почвой стекло.
- Что появилось на холодном стекле, помещенном над почвой? (пар)
- Сделайте вывод.
Вывод: в почве есть вода(заполняем схему)
- Нужна ли в почве вода?(нужна, растения всасывают воду своими корнями)
Опыт 3.Слайд 11
-Продолжим нагревание почвы.
- Что появилось над почвой? Что может гореть в почве? (остатки растений, животных).
-Если почву продолжать нагревать, то весь перегной сгорит.
- Сравним прокалённую почву – образец №2 и почву образца №1.
- Чем они отличаются? (отличаются по цвету; по структуре)
Опыт 4. Слайд 14
(учащиеся читают текст на слайде))
- Прокаленную почву насыпьте в стакан с водой, размешайте её стеклянной палочкой.
- Какой стала вода?
- Дадим воде отстояться, а сами в это время проведём физ. минутку
Динамическая пауза Слайд 12, 13
Представьте себе, что вы маленькие семена растений.
Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтобы согреться (тело сгруппировать, плечи свести, руки согнуть в локтях и прижать к груди)
Весной солнышко согрело землю.
Семя отогрелось (распрямиться)
Ему стало интересно, что там, на верху (потянуться)
И оно начало расти (подняли руки)
Появились корешки у семени (потопали ногами)
Стал пробиваться росток из-под земли (покачали руками)
Солнышко так согрело росток, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнышку своими листочками (машем руками)
Появлялись всё новые и новые листочки.
И вот однажды на побеге появился бутон (сложили ладошки)
И расцвёл цветок, улыбнулся он солнышку и другим цветам (повернулись, улыбнулись)
- Вспомните, что мы обнаружили в почве с помощью опытов? (воздух, воду, перегной)- А теперь наблюдайте, что осело на дне стакане? (песок и глина)
- Сделайте вывод.
Вывод: в почве есть песок и глина( заполняем схему)
Опыт 5.Выполняют учащиеся вместе с учителем.
- Отстоявшуюся воду отфильтровать, а затем несколько капель воды поместить на чистое стекло, и дать ей высохнуть.
(учитель проделывает опыт)
- Как называется этот процесс? (испарение)
- Чтобы вода скорее исчезла со стекла, я нагрею его над огнем.
- Что осталось на стекле после испарения воды? (белый налёт)
- Подумайте, что растворилось в воде и осталось на стекле после ее выпаривания? (соли)
Сделайте вывод.
Вывод: в почве есть минеральные соли (заполняем схему).
-Соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.
-Скажите, можем ли мы сейчас заполнить схему “Почва”?(да можем; учащиеся заполняют схему, сравнивают со схемой - эталоном) Слайд 15
- Расскажите по схеме, что входит в состав почвы?
VI. Первичное закрепление:
Дополни предложения.
Слайд 16
1. Если положить в стакан с водой небольшой комок почвы, то пойдут пузырьки, значит_______________(в почве есть воздух.)
Слайд 17
2. Если размешать почву в стакане и дать воде успокоиться, то можно наблюдать, что вода стала мутной, а на дне стакана мы видим ________________(песок и глину).
Слайд 18
3. Если положить на сковородку немного почвы и нагреть ее. На холодном стекле, помещенном над почвой, появились __________ (капельки воды).
Слайд 19
4. Если продолжить нагревать почву, то можно увидеть дым и почувствовать запах, это горит ________________ (перегной)
IV. Самостоятельная работа:
Для основного состава учащихся:
- Перед вами кроссворд с ключевым словом. Вы должны заполнить кроссворд. После выполнения работы самопроверка по эталону Слайд 20
м
и
н
п
е
с
о
к
р
в
о
д
а
л
ь
г
л
и
н
а
ы
е
в
о
з
д
у
х
е
щ
п
е
р
е
г
н
о
й
с
т
в
а
Карточкадля индивидуальной работы.
Задание:подчеркни слова обозначающие вещества, входящие в состав почвы.