Цель урока: обобщить, систематизировать и оценить знания учащихся, полученные при изучении темы «Океаны Земли», подвести итог изучаемой темы.
Оборудование: раздаточный материал для работы в группах, карта океанов, физическая карта мира.
Учебно-воспитательные задачи: 1. На основе уже имеющихся знаний и с помощью обобщающего урока-игры, сформировать у школьников представления об особенностях природы Мирового океана и основных видах хозяйственной деятельности в нём. 2. Продолжить работу над формированием практических умений использовать тематические карты как источники информации.3. Умение анализировать и систематизировать знания, полученные в ходе учебного процесса.
I. Организационный момент.
Учащиеся разбиты на две группы: 1 группа садится за компьютеры,
2 группа - за учеб. столы.
II. Разминка.
1. У доски «Узнай слово». - 1 ученик.
2.Игра«Раз, два, три море назови……»
(В игре принимают участие 2-3 уч-ся, которые поочерёдно называют моря. Выигрывает тот ,кто назовёт последний название моря.)
3.Игра «Рулевой»
( В игре участвуют 3 учащихся: рулевой задает вопросы по карте, ученик стоящий у карты показывает географический объект, стоящий спиной к карте объясняет где находится геогр. обьект.)
III. Проверка знаний.
Работа по группам
1 группа - проверка знаний при помощи тестов. Работа с электронным учебником.
2 группа – проверка знаний с помощью контурной карты.
Опрос-беседа.
Рекордсмены Мирового океана:
На уроках по теме «Океаны Земли», мы знакомились с особенностями всех океанов, а сегодня наши экскурсоводы познакомят нас с рекордсменами Мирового океана и побываем в мире интересных фактов.
Рекордсмены Атлантического океана
ü Самое своеобразное на земном шаре море, «море в океане»,-Саргассово.
ü Самый длинный подводный хребет - Срединно-Атлантический.(длина более 18 тыс. км).
ü Самое знаменитое тёплое течение-Гольфстрим. (ширина потока-от75 км -200 км, скорость до300 км/с ,температура- от 10 до 28 С.)
ü Наибольшая из известных для Мирового океана высота морского прилива отмечена в заливе Фанди. (18-20 м.)
ü Самое малое море Мирового океана - Мраморное. (площадь 12 тыс. км, длина 280 км, наиб. Ширина-80 км.,,но глубина доходит до 1389 м).
ü Самое мелкое море - Азовское. (средняя глубина всего 8м, наибольшая-15 м).
ü Самое загрязнённое море - Средиземное.
Рекордсмены Индийского океана:
Самый длинный в мире пролив - Мозамбикский. (Его длина 1760 км).
Самый большой в мире залив - Бенгальский.(Его площадь 2191 тыс.кв.км.).
Самое солёное море Мирового океана - Красное. (42 %).
Рекордсмены Тихого океана:
Наибольшая глубина Мирового океана-11022 м – Марианская впадина.
Самое большое в мире море- Филиппинское.(По объёму воды это море более чем в 6 раз превосходит Средиземное).
Самые гиганские разрушительные волны.(образуются подводными землетрясениями, вулканическими извержениями, скорость до 700 км/час, высота волн у берега от 10-15 м до 30-50 м).
Рекордсмены Северного Ледовитого океана.
Одна из особенностей С.Л.О.- гигантизм, свойственный некоторым формам, здесь обитают самые крупные мидии, имеющие промысловый интерес. Самая большая медуза - циания, достигающая в поперечнике 2 м при длине щупалец до 20 м, гиганский одиночный коралл, морской паук, достигающий в размахе ног 30 см.
Еще одна любопытная черта организмов С.Л.О.- их долголетие-это «фауна стариков». Мидии живут до 25 лет (В Черном море-6 лет). Треска живёт до 20 лет,палтус-30-40 лет.
Исторический этап.
· После такого длительного плавания давайте сейчас в нашей гавани вспомним великих путешественников и исследователей Мирового океана. ( На доске приготовлены вопросы, а ответы даны не по-порядку.)
2.3.. Деятельность людей.
Океаны - слишком большой объект, чтобы их изучал один учёный или учёные целой страны. Океанические изыскания проводятся совместными усилиями учёных многих стран. И сегодня на нашем научно - исследов. судне присутствуют люди разных профессий, но их всех объединяет Океан.Ученик нам подготовил вопросы с помощью которых мы узнаем, люди каких профессий находятся на борту нашего судна.
Перечислите хозяйственную деятельность людей, связанную с океаном.
(Рыболовство, добыча морского зверя, добывание и выращивание морепродуктов, добыча полезных ископаемых, добыча жемчуга, опреснение воды, изучение и использование Мирового океана и его особенностей.)
2.4.Экология.
Говорить о дарах океана можно много и долго, но к чему привела такая бесконтрольная деятельность человека? (К загрязнению океана и оскудению его богатств).
III. Итоги
Ребята, так как мы проделали очень большую работу по изучению океанов, наше командование предложило нам разобраться со следующими утверждениями. Если мы с утверждением согласны ставим знак «плюс», а если нет, то «минус».(Раздаются листы с заданиями, где ученики должны расставить знаки или учитель их читает, а ребята выполняют работу в тетради).
Просмотр отрывка фильма «Микрокосмос».
А если осталось время…….. загадки для души.
Подведение итогов. Выставление оценок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: обобщить, систематизировать и оценить знания учащихся, полученные при изучении темы «Океаны Земли», подвести итог изучаемой темы.
Оборудование: раздаточный материал для работы в группах, карта океанов, физическая карта мира.
Учебно-воспитательные задачи: 1. На основе уже имеющихся знаний и с помощью обобщающего урока-игры, сформировать у школьников представления об особенностях природы Мирового океана и основных видах хозяйственной деятельности в нём. 2. Продолжить работу над формированием практических умений использовать тематические карты как источники информации.3. Умение анализировать и систематизировать знания, полученные в ходе учебного процесса.
Организационный момент.
Учащиеся разбиты на две группы: 1 группа садится за компьютеры,
2 группа - за учеб. столы.
Мы с вами уже познакомились с особенностями всех океанов планеты и сегодня совершим заочное путешествие по ним на научно- исследовательском судне. Пока экипаж готовится к отплытию, мы разомнемся и совершим прогулку по океанам - проверим, готовы ли вы отправится в путешествие, знаете ли вы карту , умеете ли ориентироваться по карте и без карты.
Разминка.
1. У доски «Узнай слово». - 1 ученик.
1. Площадь Т.О. составляет 178,62 млн. км Т
2. В Атл.О. находится течение Куросио О
3. Про Инд. О. можно сказать, что он самый древний А
4. -1 С, -2 С –это средняя температура в поверх. Слое С.Л.О. Р
5. Индийский океан не имеет связи с С.Л.О И
6. Климат Т.О. разнообразен потому, что лежит во всех климат.
поясах У
7. 42 % солёность Красного моря Е
8. В Т.О. улов рыбы-50 % мирового улова С
9. 3 по площади - С.Л.О. Ю
10. Образование А.О. связано с раздвижением плит Т
Игра«Раз, два, три море назови……»
(В игре принимают участие 2-3 уч-ся, которые поочерёдно называют моря. Выигрывает тот ,кто назовёт последний название моря.)
Игра «Рулевой»
( В игре участвуют 3 учащихся: рулевой задает вопросы по карте, ученик стоящий у карты показывает географический объект, стоящий спиной к карте объясняет где находится геогр. обьект.)
Проверка знаний.
Работа по группам
1 группа - проверка знаний при помощи тестов. Работа с электронным учебником.
2 группа – проверка знаний с помощью контурной карты.
Опрос-беседа.
Рекордсмены Мирового океана:
Давайте, ребята, вспомним, в каких океанах мы побывали? (Ученик выходит к карте и показывает все океаны).
Мы начнём своё путешествие из порта Черноморского побережья. Какие моря в своём путешествии мы пересечём и каким океанам они относятся?
Ребята, а какими особенностями обладает Атлантический океан? (Это самый молодой океан, самый изученный, самый освоенный.Здесь относительно небольшой видовой состав органического мир а, но самая высокая продуктивность органического мира. Он -самый загрязнённый.В нём плавают айсберги).
На уроках по теме «Океаны Земли», мы знакомились с особенностями всех океанов, а сегодня наши экскурсоводы познакомят нас с рекордсменами Мирового океана и побываем в мире интересных фактов.
Рекордсмены Атлантического океана
Самое своеобразное на земном шаре море, «море в океане»,-Саргассово.
Самый длинный подводный хребет - Срединно-Атлантический.(длина более 18 тыс. км).
Самое знаменитое тёплое течение-Гольфстрим. (ширина потока-от75 км -200 км, скорость до300 км/с ,температура- от 10 до 28 С.)
Наибольшая из известных для Мирового океана высота морского прилива отмечена в заливе Фанди. (18-20 м.)
Самое малое море Мирового океана - Мраморное. (площадь 12 тыс. км, длина 280 км, наиб. Ширина-80 км.,,но глубина доходит до 1389 м).
Самое мелкое море - Азовское. (средняя глубина всего 8м, наибольшая-15 м).
Самое загрязнённое море - Средиземное.
Из Атлантического океана мы отправляемся в Индийский океан. Назовите особенности океана.(Большая часть лежит в южном полушарии, солёность на поверхности выше, чем средняя соленость Мирового океана)
Рекордсмены Индийского океана:
Самый длинный в мире пролив - Мозамбикский. (Его длина 1760 км).
Самый большой в мире залив - Бенгальский.(Его площадь 2191 тыс.кв.км.).
Самое солёное море Мирового океана - Красное. (42 %).
Из Индийского океана мы отправляемся в Тихий океан.
Что же такого важного мы узнали об этом океане? (Он самый большой, самый тёплый, самый древний. Здесь самый богатый органический мир. Этот океан- самый глубокий и самый неспокойный).
Тихий океан увеличивается или уменьшается в размерах? (Увеличивается).
РЕКОРДСМЕНЫ ТИХОГО ОКЕАНА,
Наибольшая глубина Мирового океана-11022 м – Марианская впадина.
Самое большое в мире море- Филиппинское.(По объёму воды это море более чем в 6 раз превосходит Средиземное).
Самые гиганские разрушительные волны.(образуются подводными землетрясениями, вулканическими извержениями, скорость до 700 км/час, высота волн у берега от 10-15 м до 30-50 м).
Ребята, сейчас мы отправимся в Северный Ледовитый океан. Как называется тот путь, каторый нам придётся пройти в сопровождении атомного ледокола?( Северный морской путь.)
Для какой страны этот океан играет большую роль? (Для России).
Какими природными особенностями выделяется Северный Ледовитый океан? (Самый холодный, самый маленький, покрыт льдом. В органическом мире преобладают водоросли. Жизнь богаче в прибрежной зоне. Самый опреснённый и самый мелкий. Самые суровые природные условия.)
Рекордсмены Северного Ледовитого океана.
Одна из особенностей С.Л.О.- гигантизм, свойственный некоторым формам, здесь обитают самые крупные мидии, имеющие промысловый интерес. Самая большая медуза - циания, достигающая в поперечнике 2 м при длине щупалец до 20 м, гиганский одиночный коралл, морской паук, достигающий в размахе ног 30 см.
Еще одна любопытная черта организмов С.Л.О.- их долголетие-это «фауна стариков». Мидии живут до 25 лет (В Черном море-6 лет). Треска живёт до 20 лет,палтус-30-40 лет.
Исторический этап.
После такого длительного плавания давайте сейчас в нашей гавани вспомним великих путешественников и исследователей Мирового океана. ( На доске приготовлены вопросы, а ответы даны не по-порядку.)
Кто открыл Америку?
Кто совершил первое кругосветное плавание?
Кто из европейцев открыл путь в Индию?
Кто и на каком корабле совершил первую комплексную экспедицию по изучению океана в 19 веке?
Под чьим руководством проходила первая русская ,кругосветная экспедиция?
Кто возглавил изучение органического мира в океанах на судне «Калипсо» в 20 веке?
Кто возглавил изучение океана на лодке «Ра» по Атлантике и плоту «Кон-Тики» по Тихому океану?
Великий русский учёный 18 века?
Под чьим руководством был совершён дрейф на льдине на станции СП-1 в 1937 г.?
Как называется ледокол, учувствовавший в походе к северному полюсу в 1977 г.?
Под чьим руководством и на каком судне совершалась русская комплексная экспедиция по исследованию океана в 19 веке?
Ответы даны не попорядку: 1.Васько да Гама.
2.М.В. Ломоносов.
3.Христофор Колумб.
4.Тур Хейердал.
5.Жак ив Кусто.
6.Фернан Магеллан.
7.Крузенштерн и Лисянский.
8. «Арктика».
9.Макаров,судно «Витязь».
10.Английская экспедиция, судно «Челленджер».
11.И.Д. Папанин.
2.3.. Деятельность людей.
Океаны - слишком большой объект, чтобы их изучал один учёный или учёные целой страны. Океанические изыскания проводятся совместными усилиями учёных многих стран. И сегодня на нашем научно - исследов. судне присутствуют люди разных профессий, но их всех объединяет Океан.
Ученик нам подготовил вопросы с помощью которых мы узнаем, люди каких профессий находятся на борту нашего судна.
1. Его основная задача - изучение состава морского дна и поиск нефтяных месторождений.(геолог морского дна).
2. Специалист по разведению и выращиванию водных растений.( морской фермер).
3. Его задача – задержание незаконных перевозчиков контрабанды через моря. (морской таможник).
4. Это специалисты самого разного профиля(биологи, геологи, геохимики, физики, математики, специалисты по информатике…..) их основная задача- изучение моря.( океанограф).
5. Инженер, проектирующий корабли, обладает художественным вкусом, техническими знаниями, воображением, чувством объёма и солидным научным образованием. (судостроитель).
6. Быть хорошим механиком, техником или сварщиком, любить подводное плавание, быть в хорошей форме - вот качества, которыми должен обладать человек этой профессии.(водолаз).
7. В дождь и ветер люди этой специальности на мостике или в цеху, поднимают сети, сортируют рыбу, моют её, раскладывают по ящикам.(рыбак).
8. Помимо обороны страны он несёт общественную службу: охраняет собственность и людей, борется против загрязнения вод ,ведёт научные гидрографические исследования и помогает рыболовецким судам.(моряк военно-морского флота.)
Мы совершили плавание по океанам , вспомнили первооткрывателей. Люди издавна жили на берегах морей и океанов, а пользовались их богатствами, занимались хозяйственной деятельностью.
Перечислите хозяйственную деятельность людей, связанную с океаном.
(Рыболовство, добыча морского зверя, добывание и выращивание морепродуктов, добыча полезных ископаемых, добыча жемчуга, опреснение воды, изучение и использование Мирового океана и его особенностей.)
От слова «океан» перешли к понятию «Мировой океан», почему? (Океан един.) Океан много даёт человеку, посмотрите: океан - будущее человечества. (Характеристика развешанных на доске фотографий, выстовочного материала: консервы, бусы, кораллы, водоросли…)
2.4.Экология.
Говорить о дарах океана можно много и долго, но к чему привела такая бесконтрольная деятельность человека? (К загрязнению океана и оскудению его богатств).
Ещё раз можно напомнить о плавании Тура Хейердала на «Кон-Тики» и «Ра». (Во время плавания на бальзовом плоту «Кон-Тики» через Тихий океан в 1947 году, мои товарищи были глубоко взволнованы красотой и поразительной чистотой океана. А через 20 лет во время плавания от берегов Африки к Центральной Америке на парусных лодках «Ра-1» и «Ра-2» Тур Хейердал и его товарищи были поражены количеством всевозможного хлама, плавающего в океане. Почти каждый день около лодки они видели пластиковые сосуды, выдавленные тюбики и другие предметы технической цивилизации, а также плавающие пятна нефти. Были дни, когда члены экипажа не могли искупаться в океане из-за масляных и нефтяных пятен. Это было в 1967 году.)
Экспедиция Жака Кусто на судне «Калипсо» в 1970-1974 годах за 3,5 года провела изыскания во всех океанах и многих морях мира, проделала путь в 250 тыс. км. Данные экспедиции говорят о том, что в результате загрязнения морских вод жизнь под водой сохранилась на 40%.Сотни видов рыб и других обитателей морских глубин исчезли навсегда. А это было в 1974 году. За последние годы ситуация стала ещё сложнее.
Чем загрязнены воды Мирового океана? (Отходы фабрик и заводов, атомные отходы, канализационные отходы, отходы сельского хозяйства, нефтяные пятна.)
Океан загрязняется ,и из-за этого гибнет много морских обитателей Почему австралийцы выступают против добычи нефти в Тихом океане в районе коралловых рифов? (здесь очень богат органический мир ,а кораллы живут только в чистой воде. При добыче нефти возможна утечка, и может погибнуть уникальный мир коралловых рифов).
Из всех перечисленных загрязнений, какое самое губительное? (Нефтью).
Что же делать? (Строить очистные сооружения, создавать природоохранные организации, запрещать все выбросы в океан, беречь и охранять океан.)
Посмотрите ,что мы имеем:(запись на доске) По данным всемирной организации «Объединённая программа защиты окружающей среды» человечество производит 20 млрд. тонн отходов, и 85% из них сбрасывается в водные бассейны. Об этом мы всегда должны помнить.
Самым загрязнённым океаном является?....(Атлантический). А самое загрязнённое море в мире?...(Средиземное).
III. Итоги
Ребята, так как мы проделали очень большую работу по изучению океанов, наше командование предложило нам разобраться со следующими утверждениями. Если мы с утверждением согласны ставим знак «плюс», а если нет, то «минус».(Раздаются листы с заданиями, где ученики должны расставить знаки или учитель их читает, а ребята выполняют работу в тетради).
1. Все океаны объединены в единый Мировой океан. (+)
2. Средняя солёность Мирового океана 35%. (+).
3. На поверхности океанов, под действием постоянных ветров, образуются мощные ветровые течения. Например: пассатные и Течение западных ветров. (+).
4. Большие объёмы воды в океане имеют определённую температуру, солёность, плотность. Они называются «водными массами».(+).
5 Тихий океан является вторым по величине океаном. (-).
6. Христофор Колумб является путешественником, открывшим путь в Индию.(-).
7. Персидский залив является важнейшим районом добычи нефти на земле.(+).
8. Значительные площади Северного Ледовитого океана в течение всего года покрыты льдом. (+).
9. Поступление в Мировой океан веществ, которые улучшают качество воды и наносят вред его обитателем, называется загрязнением вод Мирового океана. (+).
10. Нефть и нефтепродукты- один из главных видов загрязнения.(+).
11. Мировой океан обладает большими, но всё же ограниченными биологическими богатствами, и перед человечеством стоит важная задача их разумного использования, охраны, умножения.(+).
Просмотр отрывка фильма «Микрокосмос».
А если осталось время……..
Мы выполнили весь объём работы, который предложило наше командование. А теперь - загадки для души.
1. Кругом вода, а с питьём – беда. (Море).
2. По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт и пропадёт. (Волна).
3. Когда он нужен, его бросают, а когда не нужен ,его поднимают.(Якорь).
4. Под мостиком- виляют хвостиком.(Рыбы).
5. Через море-океан плывёт чудо - великан, а ус во рту держит. (Кит).
6. У маленькой скотинки 100 серебряных монеток в спинке. (Рыба).
7. Бежит река в океане, а берегов не имеет. Что это? (Океаническое течение.)
8. На волнах заметил ты разноцветные зонты ,но от зноя и дождей не спасут они людей. (Медуза.)
9. Что за чудо катится, это….(Каракатица).
10. Эй, не вздумай, кит, прилечь, если близко рыба ….(Меч).
11. Лежит себе на самом дне, на 100-метровой глубине, но тяжек видно груз глубин, она расплющилась, как блин.(Камбала.)
12. И фигурой и повадкой так похож на паука. Свой обед клешнёю хваткой он возьмёт наверняка.(Краб).
13. Наберёт он в рот воды, чтобы не было беды. Изо всех силёнок дунет, на врага чернилам плюнет, и мгновенно удерёт, как ракетный самолёт. (Кальмар).
14. Без ног, а всё же скачет. Хоть мал, а что-то значит. И самому то невдомёк, что он и сам….(Морской конёк).