kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План урока по теме "Алюминий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по географии и химии. Цель: показать межпредметные химико-географические связи на примере производства алюминия.

Просмотр содержимого документа
«План урока по теме "Алюминий"»

Тема: «Алюминий»

Цель: показать межпредметные химико-географические связи на примере производства алюминия.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с особенностями производства алюминия;

-сформулировать новые понятия: электролиз, электролизер;

-показать необходимость создания безотходного производства и охраны окружающей среды в металлургии;

-закрепить умение составлять уравнения реакций и расставлять коэффициенты;

- познакомить учащихся с практическим применением алюминия и его сплавов;

- продолжить формирование умений читать, сопоставлять карты разного содержания.


Воспитательные:

- продолжить формирование научного мировоззрения учащихся;


Развивающие:

- развивать познавательный интерес к химии и географии;

- развивать способность к адекватному само- и взаимоконтролю.



Оборудование и реактивы:

- Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева;

- географические атласы;

- настенная карта « Месторождения полезных ископаемых»;

- словари;

- коллекция «минералы, содержащих алюминий»;

- коллекция «алюминий и его сплавы»;

- штатив с пробирками;

- соляная кислота;

- порошок алюминиевый.


Ход урока

Слайд 1. Металлургия

Учитель географии: Добрый день ребята. Вы знаете, что между общеобразовательными предметами существует тесная связь, сегодня мы с Анной Сергеевной постараемся показать вам химико-географические связи. На одном из уроков уже состоялось наше знакомство с металлургическим комплексом, вспомним его состав.

Какие металлы и их сплавы производит черная металлургия? Где ч/м нашли свое применение?

Какова доля производства ч/м в нашей стране?

Слайд №1. Сегодня, мы предлагаем Вам познакомиться с цветной металлургией. На долю её производства приходиться лишь 10 % всех металлов России, но роль данной отрасли не менее важна в хозяйстве нашей страны? Недра планеты скрывают более 70 элементов цветных металлов: каких- то больше, каких- то меньше, вы понимаете, что все на одном уроке рассмотреть невозможно. Мы изучим один, но очень, очень значимый для развития российской экономики. Данный видеоролик «Устами младенца» поможет определить объект нашего исследования. Внимание на экран.


Видеоролик «Устами младенца».

  • Это химический элемент…

  • Когда- то он был дороже золота…

  • Он присутствует в теле человека…

  • Он содержится даже в яблоках…

  • Наполеон считал, что он пригодится армии…

  • Знатным гостям подавали столовые приборы исключительно из этого металла, другие гости при этом пользовались приборами из золота и серебра.

  • Менделееву, подарили весы из золота и этого металла...

  • В 1860-е годы каждая парижская модница непременно должна была иметь в своем наряде хотя бы одно украшение из металла, ценившегося выше серебра и золота.

  • В Японии его используют вместо серебра при изготовлении традиционных украшений

  • Его соединения встречаются не только на Земле, но и на Луне и Марсе.

  • Постепенно из редкой диковинки, он превратился в незаменимый материал строителей, архитекторов, конструкторов, дизайнеров, позволив осуществить многие мечты и замыслы. Догадались, о каком металле идет речь?



Учитель: Итак, какой металл нам предстоит изучить? (Алюминий)..

Слайд 2. Тема урока: «Алюминий»

Определите, пожалуйста, круг своих задач!

- Какими свойствами обладает алюминий?

-Где нашёл применение?

- Условия и география производства.

- Проблемы связанные с производством.

Хорошо. Проверим рабочее место, нам понадобятся атласы, ЛОКи, статистические показатели, а также коллекции горных пород, готовые изделия из алюминия, химическое оборудование. Запишем тему урока в ЛОК «Алюминий»…

…и чтобы работа спорилась, мы ищем ответ на самый главный вопрос: ПОЧЕМУ АЛЮМИНИЙ ТАК ВАЖЕН ЧЕЛОВЕКУ? (открываю вопрос на доске)

Начнем со свойств металла. И слово я передаю Анне Сергеевне.


















Учитель химии:

(На каждый стол выдается по грануле алюминия)

Действительно, алюминий является важнейшим металлом, объем его производства намного опережает выпуск всех остальных цветных металлов. Высокие темпы прироста производства алюминия обусловлены его уникальными физико-химическими свойствами.

ЛОК

Задание 1: В повседневной жизни мы часто встречаемся с алюминиевыми предметами. Опираясь на свой опыт, а также, глядя на гранулу алюминия, подчеркните в ЛОКе в задании 1 свойства, характерные для алюминия.


Задание 1. Свойства металла

Из перечисленных свойств подчеркните те, которые характерны для данного металла.

Высокая электропроводность, низкая электропроводность, большая плотность, малая плотность, стойкость к коррозии, во влажной среде ржавеет, прочность (в сплавах), хрупкость, ядовит,

( Ответы детей: высокая электропроводность, большая плотность, стойкость к коррозии, нетоксичность соединений, пластичность).


Слайд № 3.

Установите соответствие между свойством алюминия и областью его применения (устно отвечает один ученик)


Учитель химии:

Алюминий называют металлом парадоксов. Это мы сейчас докажем.

Парадокс №1.

Вопрос: Почему алюминий стоек к коррозии? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к электрохимическому ряду напряжений. Определите место алюминия в данном ряду и сделайте вывод об его активности.

Ответ учащихся: алюминий находится в электрохимическом ряду напряжений после щелочных и щелочноземельных металлов, значит, он проявляет высокую химическую активность.

Вопрос: а раз алюминий - активный металл, значит, теоретически, он должен быстро или медленно разрушаться под действием факторов среды? (Быстро)

Но алюминий стоек к коррозии. Почему? А ответ, оказывается, на поверхности.

Вызывается ученик, чтобы зачистить алюминиевую пластинку. Что наблюдаем? (Ученики: блеск металла сильнее, где зачистили).

Учитель химии:

Алюминий покрыт снаружи тонкой оксидной плёнкой, которая его и предохраняет от дальнейшего разрушения: Al + O2 → Al2O3 (ученик записывает уравнение на доске).

Потому алюминиевые предметы имеют слабый блеск.


Парадокс №2.


Вопрос: известно, что алюминий – мягкий металл. Алюминиевую ложку легко погнуть. Тогда почему алюминий используется в самолетостроении?

(Ответ учащихся: в самолётостроении используются не чистый алюминий, а его сплавы, например, дюралюмин, он прочный.)

Ученику предлагается погнуть пластинку из алюминия и из дюралюмина. Сплав, действительно тяжелее согнуть.


Парадокс № 3.


Принято считать, что металлы не воспламеняются, а плавятся. Однако в виде порошка алюминий горит ярким пламенем (Демонстрация горения бенгальской свечи).

В то же время алюминий используется для изготовления алюминированной ткани, которая идет для производства формы для пожарных. Алюминиевая поверхность под действием огня нагревается и при достижении температуры плавления начинает оплавляться, но не горит.

Вопрос: как объяснить такое поведение металла при взаимодействии с кислородом?

Ответ: такое поведение обусловлено достаточно высокими защитными свойствами образующейся на поверхности окисной пленки и возможностью отвода тепла из зоны реакции вглубь металла вследствие высокой теплопроводности алюминия. Алюминий в порошке горит, так как в таком состоянии увеличивается площадь соприкосновения алюминия с кислородом.

При очень мелком измельчении порошок алюминия взрывается.


Итак, алюминий применяется во всех сферах жизни человека.

Рассмотрим теперь технологические особенности производства алюминия.



Производство алюминия

Сырьём для производства алюминия являются алюминиевые руды. За немногими исключениями, почти вся мировая алюминиевая промышленность из алюминиевых руд использует боксит (демонстрация боксита).

Боксит (фр. bauxite) (по названию местности (Les Baux) на юге Франции) — алюминиевая руда, состоящая ≈ на 50 % из гидроксида алюминия. Как вы думаете, исходя из цвета руды, какие еще вещества входят в её состав? ( Ответ учеников: соединения железа. Дополнение учителя: кроме того, в ней содержатся еще соединения кремния).

Слайд № 4. Стадии получения алюминия: (схема на слайде)

Рассказ учителя: (по ходу рассказа учащиеся заполняют таблицу)

1) добыча бокситов

2) выделение гидроксида алюминия из боксита

(Боксит дробят и размалывают в специальных мельницах, затем растворяют в щелочи. Нерастворимый остаток – красный шлам, содержащий примеси удаляется. Из раствора выделяют гидроксид алюминия охлаждением).

2) получение оксида алюминия

Как вы думаете, как получить оксид алюминия из гидроксида?

(Ответ учеников: гидроксид алюминия нужно прокалить) Ученик записывает уравнение на доске: Al(OH)3 → Al2O3 + H2O

3) получение алюминия из его оксида

До середины 19 века не могли получить алюминий из оксида. Вопрос: почему нельзя выделить алюминий из его оксида прямым восстановлением углерода?

Ответ учащихся: алюминий очень активный металл и он будет взаимодействовать с углеродом.

Дополнение учителя: Верно, алюминий будет взаимодействовать с углеродом, образуется карбид алюминия, из которого выделить алюминий очень-очень сложно. Но в настоящее время это научились делать. Так как же получают алюминий? В 1856 году Анри Сент-Клер Девиль получил алюминий электролизом. Ребята, скажите, знакомо нам это понятие? А чем нужно воспользоваться, если встречаем незнакомое понятие? Правильно, словарями.

Работа со словарями: Выписать понятия «электролиз», «электролизёр».


Задание 2. Стадии производства _____________:

Стадия производства ___________

Характеристика, уравнения реакций (если есть)

1

добыча бокситов




2

выделение гидроксида ____________ из боксита


3

получение оксида ___________



4

получение ____________ из его оксида



5

Формовка, прокат





Мы рассмотрели с вами технологические особенности производства алюминия. А теперь выясним, на их основе, какие факторы влияют на географию алюминиевой промышленности.



























Учитель географии:

Точной датой рождения промышленности алюминия в России называют 14 мая 1932 года, когда на заводе в Ленинградской области был получен первый слиток алюминия. С этого времени на территории СССР начинают строить заводы по его производству. Выясним, какие условия учитывают металлурги при производстве алюминия? Другими словами, что влияет на географию алюминиевой промышленности, и где находятся её крупные центры. Ответ нам поможет найти анализ карт атласа на стр. 12-13 и таблицы №1

Таблица 1. Расход сырья, топлива и электроэнергии на производство 1 т цветных металлов


Металл

Число сопутствующих веществ в руде

Расход руды, т

Расход топлива и электроэнергии

Тяжелые металлы

Олово

4

Более 300

Расход топлива 1т

Медь

Цинк

свинец

11

Более 100

Расход топлива 2-3т

18

16

Легкие металлы

Титан

Магний




7

15-16

Расход электроэнергии 30-60 тыс. кВт/ч

Расход электроэнергии 18-20 тыс. кВт/ч

Алюминий

4-8

Расход электроэнергии 17 тыс. кВт/ч


Самостоятельная работа с картой стр.13. Назовите основные центры алюминиевой промышленности. Заполните таблицу №2 только 2 и 3 колонки

Работа по рядам:

1 ряд- Центральная база

2 ряд- Уральская база

3 ряд- Сибирская база


Базы

Крупные центры

Месторождения

Факторы

(условия, влияющие на географию промышленных предприятий)

Центральная

Волхов


Бокситогорск,

Северо- Онежское, Среднетиманское




Дешевая электроэнергия (ГЭС), наличие сырья


Кандалакша



Надвоицы

Уральская


Краснотурьинск

Североуральск

Сибирская

Красноярск


Местные нефелины

Привозное сырье

Братск


Шелехов


Саяногорск,

Ачинск


Вывод:

На географию__АЛ.____ промышленности влияние оказывает ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ

фактор.


Дополнение учителя:

1.Первое месторождение было открыто в 1914 г. под Сант-Петербургов, рядом с городом Тихвин. На данном месторождении было построено 6 заводов. Самый большой - это Волховский алюминиевый завод. На сегодняшний день Тихвинское месторождение истощено и работает в основном на привозном сырье.

Североонежское месторождение находится по дороге на Кольский полуостров. Тиманское месторождение (Республика Коми, Воркута). Канадцы заинтересованы в данном месторождении, поэтому планируют строительство заводов ("Коми Суал" - холдинг).


2. В 1931 г. было открыто уникальное Северо-Уральское месторождение высококачественных бокситов (СУБР). Оно послужило базой для строительства в 1939 г. Уральского алюминиевого завода (УАЗ). А на основе Южно-уральского бокситового рудника (ЮУБР) был построен Богословский алюминиевый завод (БАЗ).

На Земле много месторождений бокситов , но Россия недостаточно обеспечена этим сырьем..

На сегодняшний день главными поставщиками боксита являются:

Австралия, Гвинея, Гайана, Ямайка, Суриман, Бразилия.

Алюминиевая промышленность работает не только на рудах, но и на металлоломе. Рассчитайте, с помощью данных таблицы №1 и 2 каков экономический эффект производства алюминия при использовании 1 т металлолома в процентном отношении. (Эффект: экономия энергии в% : 750/17=44%)

Таблица 3. Экономический эффект при использовании 1 т металлолома

Ресурс

Экономия

Сокращение

Железная руда


Выбросы в атмосферу в 7 раз.

Загрязнение воды в 4 раза.

Количество отходов в 16 раз

Медная руда

530т

Коксующийся уголь

1,5т

Электроэнергия

7,5 тыс. кВт/ч



Ответы детей: «Экономят расходы на электроэнергию в 2,3 раза ( 44 %), кроме того сокращаются выбросы в атмосферу в 7 раз, загрязнение воды в 4 раза, количество отходов в 16 раз.

Действительно, алюминий, и мы это не должны забывать, – это природный ресурс и относится к группе исчерпаемых и невозобновимых, поэтому передельная металлургия, весьма выгодное производство во всех отношениях..Теперь Вам понятно, почему страны Зарубежной Европы с удовольствием скупают металлический лом?…,но мне непонятно, почему европейцы отказались от производства алюминиевой посуды? Быть или не быть... алюминию на кухне?

Ответ на этот вопрос поможет найти химия.









Учитель химии:

Ученые считают, что в алюминиевой посуде нельзя варить продукты, содержащие кислоты. Проверим, как кислоты действуют на алюминий. Конечно, соляной кислоты в них нет. Но для увеличения скорости данной реакции возьмём её. Также для увеличения скорости реакции возьмем не гранулу алюминия, а порошок.

Сначала повторим правила техники безопасности (Знаки на доске).


ТБ:


Задание 5 (опыт): Прилейте в пробирку с порошком алюминия около 1 мл соляной кислоты. Что наблюдаете?

Соляная кислота разрушает защитную оксидную плёнку: Al2O3 + HCl → AlCl3 + H2O

Далее начинает растворяться сам алюминий, выделяется водород: Al + HCl → AlCl3 + H2

Ход опыта

Уравнение реакции

Признак реакции (что наблюдаете?)

А) в пробирку с порошком металла добавьте ≈ 1 мл соляной кислоты.

Б) Ожидание ≈1 минуты.

Al2O3 + HCl →


Al + HCl →






Выводы делают дети: Лабораторным путем мы доказали - категорически запрещается использовать посуду из алюминия для приготовления блюд с уксусом, томатом, фруктами и ягодами.

Учитель: Наверняка возникает вопрос: стоит ли пользоваться алюминиевой посудой в таком случае? (мнения детей разделились).

Выводы: Польза и вред алюминиевой посуды могут быть уравновешены правильным ее использованием. Не все продукты содержат кислоты. Как вы думаете, какие продукты безвредно готовить в алюминиевой посуде? (Ответы учащихся: выпечку, каши, макароны, картофель и просто греть, или кипятить воду. Нейтральная среда этих продуктов не разрушает оксидную пленку.

Почему же тогда европейские страны вовсе отказались от посуды из алюминия?

Во-первых, при приготовлении пищи (даже нейтральной) небольшое количество алюминия все же переходит в продукты. Европейские и американские учёные считают алюминиевую посуду фактором в развитии болезни Альцгеймера. Однако доказательств этому не приводят. Наши учёные не видят алюминиевую посуду виновником всех бед. Ведь никто не учитывал других источников поступления алюминия: антиперспиранты, «Альмагель» и др., считающихся безопасными.

Во-вторых, европейцы отказались от алюминиевой посуды, возможно, ввиду её неэстетичного вида.

Информацию о вреде алюминиевой посуды, скорее всего, распространяют производители другой (стальной, керамической и др.), более дорогой посуды.

Но не забывайте, что в алюминиевой посуде запрещено готовить продукты, содержащие кислоты.

Вернемся к главному вопросу урока: ПОЧЕМУ АЛЮМИНИЙ ТАК ВАЖЕН ЧЕЛОВЕКУ?

Ответы детей: АЛЮМИНИЙ ОБЛАДАЕТ УНИКАЛЬНЫМИ СВОЙСТВАМИ И поэтому нашел широкое ПРИМЕНЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕ СТРАНЫ.


Д/З: География: §24, химия: § 13.

Составить описание ал. промышленности по ЛОКу.

Составить описание ал. промышленности по ЛОКу с использованием дополнительного материала. Объясните, почему в алюминиевой посуде нельзя варить варенье? Ответ иллюстрируйте уравнениями реакций.

Используя дополнительную литературу, объясните, почему алюминиевые ёмкости непригодны для хранения гидроксида натрия, соляной кислоты, медного купороса, но в них можно перевозить концентрированную азотную или серную кислоту. Ответ поясните записью уравнений химических реакций.


Закрепление нового материала (тестирование)

Молодцы, с задачей справились, а теперь вы можете оценить свои знания, выполнив небольшой тест.

1. Алюминий применяют:

А) в качестве теплоносителя в атомной энергетике; В) для получения чугуна;

Б) в производстве химических источников тока; Г) в производстве лёгких сплавов.

2. Способ получения алюминия:

А) крекинг; Б) алюминотермия; В) электролиз; Г) пиролиз.

3. На воздухе алюминий:

А) покрывается плёнкой оксида алюминия; Б) не изменяется;

В) ржавеет; Г) покрывается плёнкой карбоната меди (II).

4. Представлено в Брянской области производство алюминия?

А) да; Б) нет.

5.Какая металлургическая база России занимает первое место по производству алюминия?

А) Центральная; Б) Уральская; В) Сибирская.

6. Какое место занимает цветная металлургия по выбросам вредных веществ в атмосферу?

А) первое; Б) второе; В) третье.

7. Почему крупнейшие алюминиевые заводы построены в В. Сибири: в Красноярске и Братске:

А) близость к потребителю; Б) дешёвая электроэнергия; В) экологический фактор.


Критерии оценивания:

7 правильных ответов – «5»;

5-6 - «4»;

3-4 – «3»;

меньше 3 – «2».

За каждый правильный ответ 1 балл.


Итак, алюминий применяется во всех сферах жизни человека. Рост потребления человеком алюминия ведет к росту производства.

Рефлексия (аплодисментами):

Со своей задачей я не справился (тишина)

Сегодня я отлично справился со своей задачей (бурные аплодисменты)

Учитель химии:

Итак, ребята, подводя итог нашему уроку, мы хотели бы напомнить: нет предметов важных и не очень. Образование связало все предметы в одно целое - в Науку.

Урок подошел к концу. Всем спасибо за работу!


ЛОК (раздаточный материал)

Тема: «_________________________________________________________________________».

Почему______________________________________________, так важен человеку?

Задание 1. Свойства металла

Из перечисленных свойств подчеркните те, которые характерны для данного металла.

Высокая электропроводность, низкая электропроводность, большая плотность, малая плотность, стойкость к коррозии, во влажной среде ржавеет, прочность (в сплавах), хрупкость, ядовит,

Задание 2. Стадии производства ______________:

Стадия производства ___________

Характеристика, уравнения реакций (если есть)

1

добыча бокситов




2

выделение гидроксида ____________ из боксита


3

получение оксида ___________



4

получение ____________ из его оксида



5

Формовка, прокат




Электролиз - разложение вещества на составные части под действием ______________________________ Электролизёр – аппарат для проведения ________________________________________________________

Задание 3. Работа с картой стр.13. Назовите основные центры ___________________ промышленности. Заполните таблицу

Базы

Крупные центры

Месторождения

Факторы

(условия, влияющие на географию промышленных предприятий)

Центральная







Уральская





Сибирская











Вывод:

На географию______ __________________ промышленности влияние оказывает _____________________ фактор.



Задание 4. Какое место среди отраслей занимает металлургия по выбросам вредных веществ в атмосферу?

Отрасли промышленности

Выбросы вредных веществ в атмосферу, %

1

Промышленность в целом

100

2

Электроэнергетика

29

3

Топливная

21

4

Черная металлургия

15

5

Цветная металлургия

22

6

Химия и нефтехимия

3

7

Машиностроение

3

8

Лесная

3

9

Прочие

4


Задание 5. На основании проведённого опыта сделайте вывод о воздействии кислот на ______________ изделия.

ТБ:


Ход опыта

Уравнение реакции

Признак реакции (что наблюдаете?)

А) в пробирку с порошком металла добавьте ≈ 1 мл соляной кислоты.

Б) Ожидание ≈1 минуты.

Al2O3 + HCl →


Al + HCl →





Ответьте на вопрос: С какими продуктами несовместим данный металл?

_____________________________________________________________________________________


Общий вывод: ПОЧЕМУ ________________ ТАК ВАЖЕН ЧЕЛОВЕКУ?

___________ ОБЛАДАЕТ __________________ СВОЙСТВАМИ И поэтому нашел широкое ПРИМЕНЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕ СТРАНЫ.


Задание 6. Тест

1. Алюминий применяют:

А) в качестве теплоносителя в атомной энергетике; В) для получения чугуна;

Б) в производстве химических источников тока; Г) в производстве лёгких сплавов.

2. Способ получения алюминия:

А) крекинг; Б) алюминотермия; В) электролиз; Г) пиролиз.

3. На воздухе алюминий:

А) покрывается плёнкой оксида алюминия; Б) не изменяется;

В) ржавеет; Г) покрывается плёнкой карбоната меди (II).

4. Представлено в Брянской области производство алюминия?

А) да; Б) нет.

5.Какая металлургическая база России занимает первое место по производству алюминия?

А) Центральная; Б) Уральская; В) Сибирская.

6. Какое место занимает цветная металлургия по выбросам вредных веществ в атмосферу?

А) первое; Б) второе; В) третье.

7. Почему крупнейшие алюминиевые заводы построены в В. Сибири: в Красноярске и Братске:

А) близость к потребителю; Б) дешёвая электроэнергия; В) экологический фактор.


Д/З: География: §24, химия: § 13.

Составить описание ал. промышленности по ЛОКу.

Составить описание ал. промышленности по ЛОКу с использованием дополнительного материала. Объясните, почему в алюминиевой посуде нельзя варить варенье? Ответ иллюстрируйте уравнениями реакций.

Используя дополнительную литературу, объясните, почему алюминиевые ёмкости непригодны для хранения гидроксида натрия, соляной кислоты, медного купороса, но в них можно перевозить концентрированную азотную или серную кислоту. Ответ поясните записью уравнений химических реакций.




Путевой лист

Тема: «_________________________________________________________________________».

Почему______________________________________________, так важен человеку?

Задание 1. Свойства металла

Из перечисленных свойств подчеркните те, которые характерны для данного металла.

Высокая электропроводность, низкая электропроводность, большая плотность, малая плотность, стойкость к коррозии, во влажной среде ржавеет, прочность (в сплавах), хрупкость, ядовит,

Задание 2. Стадии производства ______________:

Стадия производства ___________

Характеристика, уравнения реакций (если есть)

1

добыча бокситов




2

выделение гидроксида ____________ из боксита


3

получение оксида ___________



4

получение ____________ из его оксида



5

Формовка, прокат




Электролиз - разложение вещества на составные части под действием ______________________________ Электролизёр – аппарат для проведения ________________________________________________________

Задание 3. Работа с картой стр.13. Назовите основные центры ___________________ промышленности. Заполните таблицу

Базы

Крупные центры

Месторождения

Факторы

(условия, влияющие на географию промышленных предприятий)

Центральная







Уральская





Сибирская











Вывод:

На географию______ __________________ промышленности влияние оказывает _____________________ фактор.



Задание 4. Какое место среди отраслей занимает металлургия по выбросам вредных веществ в атмосферу?

Отрасли промышленности

Выбросы вредных веществ в атмосферу, %

1

Промышленность в целом

100

2

Электроэнергетика

29

3

Топливная

21

4

Черная металлургия

15

5

Цветная металлургия

22

6

Химия и нефтехимия

3

7

Машиностроение

3

8

Лесная

3

9

Прочие

4


Задание 5. На основании проведённого опыта сделайте вывод о воздействии кислот на ______________ изделия.

ТБ:


Ход опыта

Уравнение реакции

Признак реакции (что наблюдаете?)

А) в пробирку с порошком металла добавьте ≈ 1 мл соляной кислоты.

Б) Ожидание ≈1 минуты.

Al2O3 + HCl →


Al + HCl →





Ответьте на вопрос: С какими продуктами несовместим данный металл?

_____________________________________________________________________________________


Общий вывод: ПОЧЕМУ ________________ ТАК ВАЖЕН ЧЕЛОВЕКУ?

___________ ОБЛАДАЕТ __________________ СВОЙСТВАМИ И поэтому нашел широкое ПРИМЕНЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕ СТРАНЫ.


Задание 6. Тест

1. Алюминий применяют:

А) в качестве теплоносителя в атомной энергетике; В) для получения чугуна;

Б) в производстве химических источников тока; Г) в производстве лёгких сплавов.

2. Способ получения алюминия:

А) крекинг; Б) алюминотермия; В) электролиз; Г) пиролиз.

3. На воздухе алюминий:

А) покрывается плёнкой оксида алюминия; Б) не изменяется;

В) ржавеет; Г) покрывается плёнкой карбоната меди (II).

4. Представлено в Брянской области производство алюминия?

А) да; Б) нет.

5.Какая металлургическая база России занимает первое место по производству алюминия?

А) Центральная; Б) Уральская; В) Сибирская.

6. Какое место занимает цветная металлургия по выбросам вредных веществ в атмосферу?

А) первое; Б) второе; В) третье.

7. Почему крупнейшие алюминиевые заводы построены в В. Сибири: в Красноярске и Братске:

А) близость к потребителю; Б) дешёвая электроэнергия; В) экологический фактор.


Д/З: География: §24, химия: § 13.

Составить описание ал. промышленности по ЛОКу.

Составить описание ал. промышленности по ЛОКу с использованием дополнительного материала. Объясните, почему в алюминиевой посуде нельзя варить варенье? Ответ иллюстрируйте уравнениями реакций.

Используя дополнительную литературу, объясните, почему алюминиевые ёмкости непригодны для хранения гидроксида натрия, соляной кислоты, медного купороса, но в них можно перевозить концентрированную азотную или серную кислоту. Ответ поясните записью уравнений химических реакций.


Тема: «_________________________________________________________________________».

Таблица 2. Экономический эффект при использовании 1 т металлолома

Ресурс

Экономия

Сокращение

Железная руда


Выбросы в атмосферу в 7 раз.

Загрязнение воды в 4 раза.

Количество отходов в 16 раз

Медная руда

530т

Коксующийся уголь

1,5т

Электроэнергия

7,5 тыс. кВт/ч

Рассчитайте экономический эффект при использовании 1 т алюминиевого лома

Таблица 2. Экономический эффект при использовании 1 т металлолома

Ресурс

Экономия

Сокращение

Железная руда


Выбросы в атмосферу в 7 раз.

Загрязнение воды в 4 раза.

Количество отходов в 16 раз

Медная руда

530т

Коксующийся уголь

1,5т

Электроэнергия

7,5 тыс. кВт/ч

Рассчитайте экономический эффект при использовании 1 т алюминиевого лома

Таблица 2. Экономический эффект при использовании 1 т металлолома

Ресурс

Экономия

Сокращение

Железная руда


Выбросы в атмосферу в 7 раз.

Загрязнение воды в 4 раза.

Количество отходов в 16 раз

Медная руда

530т

Коксующийся уголь

1,5т

Электроэнергия

7,5 тыс. кВт/ч

Рассчитайте экономический эффект при использовании 1 т алюминиевого лома

Таблица 2. Экономический эффект при использовании 1 т металлолома

Ресурс

Экономия

Сокращение

Железная руда


Выбросы в атмосферу в 7 раз.

Загрязнение воды в 4 раза.

Количество отходов в 16 раз

Медная руда

530т

Коксующийся уголь

1,5т

Электроэнергия

7,5 тыс. кВт/ч

Рассчитайте экономический эффект при использовании 1 т алюминиевого лома

Таблица 2. Экономический эффект при использовании 1 т металлолома

Ресурс

Экономия

Сокращение

Железная руда


Выбросы в атмосферу в 7 раз.

Загрязнение воды в 4 раза.

Количество отходов в 16 раз

Медная руда

530т

Коксующийся уголь

1,5т

Электроэнергия

7,5 тыс. кВт/ч

Рассчитайте экономический эффект при использовании 1 т алюминиевого лома

Таблица 2. Экономический эффект при использовании 1 т металлолома

Ресурс

Экономия

Сокращение

Железная руда


Выбросы в атмосферу в 7 раз.

Загрязнение воды в 4 раза.

Количество отходов в 16 раз

Медная руда

530т

Коксующийся уголь

1,5т

Электроэнергия

7,5 тыс. кВт/ч

Рассчитайте экономический эффект при использовании 1 т алюминиевого лома

Таблица 1. Расход сырья, топлива и электроэнергии на производство 1 т цветных металлов

Металл

Число сопутствующих веществ в руде

Расход руды, т

Расход топлива и электроэнергии

Тяжелые металлы

Олово

4

Более 300

Расход топлива 1т

Медь

Цинк

свинец

11

Более 100

Расход топлива 2-3т

18

16

Легкие металлы

Титан

Магний




7

15-16

Расход электроэнергии 30-60 тыс. кВт/ч

Расход электроэнергии 18-20 тыс. кВт/ч

Алюминий

4-8

Расход электроэнергии 17 тыс. кВт/ч

Какие условия учитывают металлурги при производстве алюминия?


Таблица 1. Расход сырья, топлива и электроэнергии на производство 1 т цветных металлов

Металл

Число сопутствующих веществ в руде

Расход руды, т

Расход топлива и электроэнергии

Тяжелые металлы

Олово

4

Более 300

Расход топлива 1т

Медь

Цинк

свинец

11

Более 100

Расход топлива 2-3т

18

16

Легкие металлы

Титан

Магний




7

15-16

Расход электроэнергии 30-60 тыс. кВт/ч

Расход электроэнергии 18-20 тыс. кВт/ч

Алюминий

4-8

Расход электроэнергии 17 тыс. кВт/ч

Какие условия учитывают металлурги при производстве алюминия?


Таблица 1. Расход сырья, топлива и электроэнергии на производство 1 т цветных металлов

Металл

Число сопутствующих веществ в руде

Расход руды, т

Расход топлива и электроэнергии

Тяжелые металлы

Олово

4

Более 300

Расход топлива 1т

Медь

Цинк

свинец

11

Более 100

Расход топлива 2-3т

18

16

Легкие металлы

Титан

Магний




7

15-16

Расход электроэнергии 30-60 тыс. кВт/ч

Расход электроэнергии 18-20 тыс. кВт/ч

Алюминий

4-8

Расход электроэнергии 17 тыс. кВт/ч

Какие условия учитывают металлурги при производстве алюминия?



Таблица 3. Какое место среди отраслей занимает металлургия по выбросам вредных веществ в атмосферу?

Отрасли промышленности

Выбросы вредных веществ в атмосферу, %

1

Промышленность в целом

100

2

Электроэнергетика

29

3

Топливная

21

4

Черная металлургия

15

5

Цветная металлургия

22

6

Химия и нефтехимия

3

7

Машиностроение

3

8

Лесная

3

9

Прочие

4


Таблица 3. Какое место среди отраслей занимает металлургия по выбросам вредных веществ в атмосферу?

Отрасли промышленности

Выбросы вредных веществ в атмосферу, %

1

Промышленность в целом

100

2

Электроэнергетика

29

3

Топливная

21

4

Черная металлургия

15

5

Цветная металлургия

22

6

Химия и нефтехимия

3

7

Машиностроение

3

8

Лесная

3

9

Прочие

4



Таблица 3. Какое место среди отраслей занимает металлургия по выбросам вредных веществ в атмосферу?

Отрасли промышленности

Выбросы вредных веществ в атмосферу, %

1

Промышленность в целом

100

2

Электроэнергетика

29

3

Топливная

21

4

Черная металлургия

15

5

Цветная металлургия

22

6

Химия и нефтехимия

3

7

Машиностроение

3

8

Лесная

3

9

Прочие

4

Таблица 3. Какое место среди отраслей занимает металлургия по выбросам вредных веществ в атмосферу?

Отрасли промышленности

Выбросы вредных веществ в атмосферу, %

1

Промышленность в целом

100

2

Электроэнергетика

29

3

Топливная

21

4

Черная металлургия

15

5

Цветная металлургия

22

6

Химия и нефтехимия

3

7

Машиностроение

3

8

Лесная

3

9

Прочие

4













Братск

Каменск-Уральский

Шелихов

Саяногорск

Красноярск

Волхов



Кандалакша











































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
План урока по теме "Алюминий"

Автор: Чувина Наталья Игоревна, Сахарова Анна Сергеевна

Дата: 05.04.2019

Номер свидетельства: 506187

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока химии "Алюминий и его соединения" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-khimii-aliuminii-i-iegho-soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "172679"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423845426"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "конспект урока по химии "Соединения алюминия" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-khimii-soiedinieniia-aliuminiia"
    ["file_id"] => string(6) "234258"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443380408"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "технологическая карта урока химии  по теме "Алюминий" "
    ["seo_title"] => string(60) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-khimii-po-tiemie-aliuminii"
    ["file_id"] => string(6) "224629"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438974356"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Алюминий. Физические и химические свойства "
    ["seo_title"] => string(49) "aliuminii-fizichieskiie-i-khimichieskiie-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "160084"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422001660"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Физические и химические  свойства алюминия "
    ["seo_title"] => string(50) "fizichieskiie-i-khimichieskiie-svoistva-aliuminiia"
    ["file_id"] => string(6) "160745"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422111379"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства