План урока в 7 классе на тему "Значение атмосферы для жизни на Земле"
План урока в 7 классе на тему "Значение атмосферы для жизни на Земле"
Тема урока: Атмосфера. Значение атмосферы для жизни на Земле. Распределение температуры воздуха §6.
Цель урока: - объяснить роль атмосферы для жизни на Земле, объяснить зависимость климатических условий от географической широты и от количества солнечного тепла;
- установить причинно-следственную связь распространения на поверхности Земли температуры воздуха;
- опираясь на понятия, полученные в предыдущем классе, глубже изучить главные структурные особенности географической оболочки.
Средства обучения: физическая карта мира, климатическая карта.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с элементами беседы и рассуждения.
Ход урока:
I. Орг.момент (поприветствовать класс, отметить отсутствующих).
II. Актуализация знаний. Опрос домашнего задания производится письменно и устно.
Атмосфера состоит из пяти слоев. Они разделены в зависимости от того, как изменяется t° по мере возрастания высоты.
Тропосфера (или погодная сфера) ближе всех расположена к поверхности Земли. Ее воздушное пространство находится над Землей на высоте около 8 км у полюсов и около 16 км у экватора. В этом слое образуются облака, он содержит в себе газы, необходимые для жизни, и все системы погоды. Следующий слой атмосферы - озоновый.
Он предохраняет планету от падения метеоритов, избирательно пропускает через себя солнечную радиацию (солнечное излучение) и задерживает большую часть вредных космических излучений, губительных для всего живого. Этот слой концентрируется на высоте 20-25 км.
Работа с классом:
1) Почему отдаваемое земной поверхностью тепло не уходит в космос? (Наличие примесей в атмосфере: водяного пара, углекислого газа и других - задерживает уходящее тепло.)
2) Для чего необходимо такое явление, как парниковый эффект? (Благодаря ему у поверхности Земли образуется t°С, благоприятная для жизни.)
3) Назовите причину образования атмосферы. (Выделения из недр планеты газов, которые удерживались Землей благодаря ее большой массе.)
4) Что такое озоновая дыра? (Это не отсутствие озона в атмосфере, а уменьшение по концентрации в 2-2,5 раза.)
Человек сам угрожает озону, выбрасывая в атмосферу все больше загрязняющих веществ, особенно хлорсодержащих соединений. Это может привести к развитию раковых заболеваний кожи, повреждению сетчатки глаза, непредсказуемым генетическим изменениям в организме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План урока в 7 классе на тему "Значение атмосферы для жизни на Земле"»
Урок №
Дата:
Предмет: География. Материки и океаны.
Класс: 7
Тема урока: Атмосфера. Значение атмосферы для жизни на Земле. Распределение температуры воздуха §6.
Цель урока: - объяснить роль атмосферы для жизни на Земле, объяснить зависимость климатических условий от географической широты и от количества солнечного тепла;
- установить причинно-следственную связь распространения на поверхности Земли температуры воздуха;
- опираясь на понятия, полученные в предыдущем классе, глубже изучить главные структурные особенности географической оболочки.
Средства обучения: физическая карта мира, климатическая карта.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с элементами беседы и рассуждения.
Ход урока:
I. Орг.момент (поприветствовать класс, отметить отсутствующих).
II. Актуализация знаний. Опрос домашнего задания производится письменно и устно.
Проверочное тестирование по теме «Литосфера и рельеф Земли»
1.Абсолютный возраст Земли …млрд.лет.
1) 2,6; 2) 3,6; 3)4,6; 4)5,6.
2.Оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю мантию, называется:
12.Среднесибирское плоскогорье находится в пределах:
1) области новой складчатости; 2) древней платформы; 3) молодой платформы
13.В одну эпоху складчатости образовались горные системы:
1) Аппалачи и Кордильеры; 2) Кордильеры и Анды; 3) Анды и Альпы.
14.Дополните: «Равнины, расположенные на высоте от 200 – 500м, называются … ?»
15. Возраст Земли около …
16.Наиболее распространенной гипотезой происхождения материков считается теория …
17.Земная кора бывает …
18.Лиотосфера делится на … плит.
19.Причинами движения литосферных плит являются …
20.В океанической коре отсутствует … слой.
21.В результате разлома Лавразии возникли …
22. В результате разлома Гондваны возникли …
23. Как назывался единый материк на Земле …
Коды ответов:
Вопросы для устного ответа:
1. Какие виды картографических проекций существует?
2. Назовите причины искажений на картах.
3. По каким признакам группируются карты?
4. Что такое картографические проекции?
5. Какие проекции существуют?
6. Что представляет собой система условных знаков?
III. Объяснение нового материала:
Атмосфера является составной частью географической оболочки и находится в тесной взаимосвязи с другими оболочками планеты. Ее образно называют воздушным океаном. Атмосфера имеет большое значение для жизни на Земле, так как обеспечивает дыхание живых организмов. Также защищает земную поверхность от чрезмерного нагревания днем и резкого охлаждения ночью. Большое значение для жизни на Земле имеет самый плотный нижний слой атмосферы – тропосфера, ее состав и процессы, протекающие в ней. Только в тропосфере образуются облака и выпадают осадки. Здесь сконцентрировано 9/10 частей воздуха.
Мы живем на дне воздушного океана. Воздух прозрачен, и мы не видим, не замечаем его, но он постоянно напоминает нам о себе. Из воздуха мы получаем необходимый для жизни кислород. В сутки человеку нужно около 11 тысяч литров воздуха.
Воздух необходим нам не только для дыхания. Воздушная оболочка предохраняет Землю от смертоносных космических лучей и от бесконечного множества метеорных тел.
Отсутствие атмосферы на Луне приводит к тому, что днем (а день там длится около 14 земных суток) поверхность нагревается до100- 170 градусов, а с наступлением ночи остывает до - 200 °С. Наша планета находится на том же расстоянии от Солнца, что и Луна, но поверхность Земли благодаря воздушной оболочке никогда не остывает и не нагревается так сильно, как Луна.
Климат – многолетний режим погоды, характерный для определенной местности, один из важных природных компонентов.
1. Работа по таблице. (Рисунок на доске.)
Строение атмосферы
90-100
термосфера
70- 80
мезопауза
50-60
мезосфера
40
стратопауза
30
стратосфера
20
озоновый слой
10
тропопауза
Уровень моря
тропосфера
Высота, км
слои атмосферы
Атмосфера состоит из пяти слоев. Они разделены в зависимости от того, как изменяется t° по мере возрастания высоты.
Тропосфера (или погодная сфера) ближе всех расположена к поверхности Земли. Ее воздушное пространство находится над Землей на высоте около 8 км у полюсов и около 16 км у экватора. В этом слое образуются облака, он содержит в себе газы, необходимые для жизни, и все системы погоды. Следующий слой атмосферы - озоновый.
Он предохраняет планету от падения метеоритов, избирательно пропускает через себя солнечную радиацию (солнечное излучение) и задерживает большую часть вредных космических излучений, губительных для всего живого. Этот слой концентрируется на высоте 20-25 км.
Работа с классом:
1) Почему отдаваемое земной поверхностью тепло не уходит в космос? (Наличие примесей в атмосфере: водяного пара, углекислого газа и других - задерживает уходящее тепло.)
Для чего необходимо такое явление, как парниковый эффект? (Благодаря ему у поверхности Земли образуется t°С, благоприятная для жизни.)
Назовите причину образования атмосферы. (Выделения из недр планеты газов, которые удерживались Землей благодаря ее большой массе.)
Что такое озоновая дыра? (Это не отсутствие озона в атмосфере, а уменьшение по концентрации в 2-2,5 раза.)
Человек сам угрожает озону, выбрасывая в атмосферу все больше загрязняющих веществ, особенно хлорсодержащих соединений. Это может привести к развитию раковых заболеваний кожи, повреждению сетчатки глаза, непредсказуемым генетическим изменениям в организме.
Вопросы:
К чему приведет изменение углекислого газа? (Кповышению t°.)
К чему приведет повышение t°? (К таянию ледников, повышению уровня Мирового океана, затоплению густонаселенных прибрежных территорий, изменению очертаний материков.)
Вот почему изменение климата под влиянием деятельности человека называют глобальной экологической проблемой номер один.
Климатообразующие факторы –роль каждого из факторов, формирующих климаты Земли.
Как вы видите, климатических элементов много, поэтому существует большое количество климатических карт.
Вопросы и задания:
Сколько элементов описывается на этих картах? (Один элемент.)
Рассмотрим «Климатические пояса и области мира». Опишите все элементы, которые рассматривает эта карта.
Сделайте вывод. (Климатические карты изображают как один элемент, так и несколько.)
Что общего вы увидели на климатических картах? (Линии: красные и черные (иногда синие.)
Для наглядности все точки с одинаковой t° соединяют линиями, которые называются изотермами («изос» - равный, «термос» — тепло).
Распространение климатических компонентов на карте изображаются изолиниями: кривые линии, соединяющие точки с одинаковой температурой, называют изотермами (в переводе с греческого языка «изо» - ровный, одинаковый, «терма» - теплота); линии, соединяющие точки с одинаковым давлением – изобары («барос» - давление, вес); линии, соединяющие точки с одинаковым количеством осадков – изогиетами («гиетос» - дождь). Для отличия все изолинии окрашивают в разные цвета. Кроме того, на этих картах указывают средние температуры самого теплого и холодного месяцев – июля и января, отмеченные в определенном месте – самые высокие (абсолютный максимум) и самые низкие (абсолютный минимум).
Формирование климатических поясов зависит от количества солнечного тепла, поступающего на земную поверхность. Это количество определяется географической широтой. В тропиках по обе стороны от экватора солнечные лучи падают на Землю отвесно, и Земля быстро нагревается. От экватора к полюсам солнечные лучи косые, нагревают землю медленно. Температура воздуха на одной и той же широте в умеренных широтах меняется, и зависит от количества солнечного тепла и подстилающей поверхности.
IV. Закрепление новой темы:
1. Каково значение атмосферы на Земле?
2. Что представляют собой климатические карты.
3. Как распределяются температура воздуха и атмосферное давление?
4. Где расположены самые полноводные реки и почему?
5. Какие материки самые засушливые на земном шаре?
6. Как называется самый холодный материк земного шара? Почему он самый холодный и засушливый?
7. Сколько на земном шаре поясов высоких давлений, сколько поясов низких давлений?
V. Подведение итогов. Домашнее задание §6, рассмотреть тему до подзаголовка «Давление» подготовиться к устному опросу домашнего задания.