План-конспект открытого урока географии в 6 классе
«Великие географические открытия»
Форма урока: Урок-путешествие.
Цель: выяснить причины Великих географических открытий, познакомить обучающихся с их ходом и последствиями.
Задачи:
Образовательная: сформировать у учащихся систему знаний о Великих географических открытиях, выяснить их причины; совершенствовать умение работать с картой, учебной литературой, применять знания для решения проблемных ситуаций, работая индивидуально и в сотрудничестве с учителем.
Воспитательная: воспитывать любознательность и уважение к историческому прошлому человечества.
Планируемые результаты:
Личностные: научиться оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей на планете Земля, осознавать ценность географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, вести самостоятельный поиск, делать сравнительный анализ, обобщение, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выдвигать гипотезы о смелых плаваниях мореходов и сделанных ими открытиях новых континентов и народов.
Предметные: анализировать иллюстративно-справочные материалы и сравнивать путешественников по разным параметрам, описывать уникальные особенности открытых материков.
Универсальные учебные действия:
Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению, осознание значимости выдающихся географических открытий и путешествий в познании Земли;
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, корректировать свои действия в соответствии с изменяющей ситуацией, владеть основами самоконтроля и самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные Создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; анализировать и обобщать факты; преобразовывать информацию из одного вида в другой (схемы в текст); структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; выдвигать аргументы и гипотезы, понимать и принимать позицию другого, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Тип урока: изучение новой темы.
Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная.
Оборудование:
Настенная карта «Великие географические открытия»
Контурные карты.
М/м презентация.
Раздаточный материал для учащихся: карточки со словами, лото, жетоны для оценивания.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Постановка учебной задачи.
Когда-то люди тратили годы, жертвовали своей жизнью, рисковали ради новых открытий. Отчаянные ,смелые плавания мореходов и сделанные ими открытия новых континентов и народов, не только раздвинули границы мира, но и изменили жизнь самих европейцев.
Итак, тема нашего урока «Великие географические открытии», исходя из темы урока, давайте определим цели урока? Что будем изучать на уроке?
Возможные ответы учащихся:
– Узнать какие открытия были сделаны.
– Почему их называют великими.
– Что они дали людям.
III. Основная часть
1. Ознакомление с формой и содержанием урока, методом оценивания (фишками).
Сегодня ребята, у нас необычный урок, мы отправимся с вами в увлекательное кругосветное путешествие.
Люди путешествовали и совершали открытия во все времена.
Давайте мы сегодня на нашем необычном уроке заглянем в то далекое прошлое и проплывем сложный путь вместе с первооткрывателями новых земель.
Выясним причины, побудившие европейцев отправиться в далекие страны и выявим значение этой эпохи для последующих поколений.
В процессе решения этих задач мы будем заполнять таблицу:
Даты путешествия | Имя перво - открывателя | Значение |
| | |
| | |
| | |
| | |
Изучим карту великих экспедиций и новых открытий, проложить повторно пути путешественников о которых будем говорить на контурной карте. Вам придется на время стать моряками этих экспедиций.
2. Подготовка к путешествию.
Но прежде чем отправиться в путешествие мы должны немного подготовиться к нему, т.е. собрать снаряжение.
А) Сбор снаряжения
– Мы отправляемся по следам великих путешественников. Нас влечет интерес к дальним странствиям, новым странам. А что же влекло мореходов, что толкало их на открытия?
Работа с учебником (стр.68-69)
«Причины географических открытий»
Снаряжение собрано, но отправиться в путь не позволяет погода. Прогноз будет благоприятным, если вы отгадаете загадки.
Б) «Метеосводка»
1. Каравелла Ветер боковой гуляет, Большой корабль он подгоняет, А тот бежит себе в волнах, На треугольных парусах. | 2. Компас Качается стрелка Туда и сюда, Укажет нам север И юг без труда. |
3. Карта Моря и реки есть, А воды в них нет. | |
3. «Нашли материк, доселе еще не открытый никем». (Экспедиция Х.Колумба).
Сообщение ученика:
Снаряжение собрано, погода нам улыбается, значит, пора в путь. А начнем мы наше кругосветное путешествие по следам экспедиции Христофора Колумба.
Христофор Колумб – самый знаменитый мореплаватель в истории человечества. Свои первые плаванья совершил еще подростком.
У Колумба созрел великий замысел – достичь Индии западным путем. Ему удалось убедить испанского короля принять проект.
Колумб знал, что Земля имеет форму шара, но в тоже время, не сомневался, что суша намного больше океана. Рассчитывая быстро достичь берегов Индии, Колумб ошибся в расчетах в 3,5 раза.
Первое плавание Колумба через Атлантический океан было очень опасным. Испанский король предоставил ему три корабля. Экипажи состояли в основном из преступников и отказывались повиноваться Колумбу. Через 33 дня плавания на горизонте впервые показалась Земля. Это был небольшой остров. Обследовав его и соседние острова, Колумб вернулся в Испанию. Докладывая королю об открытии нового пути в Индию, он показывал привезенных с этих островов жителей, названных им «индейцами», золотые украшения, необычные растения, перья невиданных птиц. Вслед за первым плаванием, Колумб совершил еще три. Однако ни одно из них не было кругосветным. Открытые Колумбом Земли оказались не Индией, а совершенно новыми материками – Северной Америкой и Южной Америкой.
Практическая часть:
1.Ребята, давайте откроем тетради и, пользуясь текстом учебника на стр.70-71 запишем:
Значение путешествия Колумба:
– Открыл новые материки – Центральную Америку и северное побережье Южной Америки.
– В Европе появились ранее неизвестные культуры: перец, томаты, картофель, кукуруза, фасоль.
– Расширились знания о Земле.
2.Ребята, давайте попробуем исследовать маршрут экспедиции Х.Колумба.
Исследование маршрута экспедиции. Работа учащихся с интерактивной доской: 1. Испания 2. Канарские острова. 3. Багамские острова 4. Куба 5. Гаити.
4. «Привезенный груз пряностей стоил в 60 раз дороже, чем обошлась организация экспедиции». Экспедиция Васко да Гама.
Сообщение ученика:
Молодой, смельчак Васко да Гама возглавил в 1497 (8 июля 1497) первую экспедицию из трёх кораблей для открытия морского пути в Индию. Экипаж судов насчитывал 168 человек. Весной 1490 г. да Гама отправился на поиски Индии вдоль берегов Африки. Через 4 месяца после выхода из Лиссабона обогнули мыс Доброй Надежды. В конце января эскадра вошла в устье реки Замбези. Здесь они пробыли месяц, ремонтируя корабли. Выйдя в море, они сначала шли вдоль берегов Сомали. Через некоторое время
они отплыли от берегов и взяли курс на северо-восток. Через 23 дня, корабли встали на якорь в Каликуте. Наконец-то Португалия имела свой торговый путь в Индию. Эта торговля принесла доходы и самому Гаме, который сделался одним из самых богатых вельмож Португалии.
Васко да Гама, уже 64-летний старик, вновь был вызван к королю. Ему было предложено отправиться в качестве вице-короля в Индию и восстановить там процветание португальских колоний.
Да Гама успешно совершил длинное путешествие. Но, пробыв в Индии 3 месяца, заболел и умер, оставив о себе славу выдающегося мореплавателя.
Практическая часть:
1.Ребята, давайте пользуясь учебником, запишем (учебник стр.69-70):
Значение путешествия Васко да Гама:
– Проложен морской путь в страны Южной Азии,
– Португалия стала сильнейшей морской державой,
– стала развиваться торговля с Индией,
2. Исследование маршрута экспедиции. Работа учащихся с настенной и контурной картами. Нанести на контурную карту маршрут путешествия Васко да Гама.
Работа учащихся с интерактивной доской: Португалия. Лиссабон. 2. Острова Зеленого мыса 3. Африка. Мыс Доброй Надежды. 4 Устье реки Замбези. 5. Индия. Порт Каликут
Ребята, а кого это мы встретили на своем пути? (пираты). Что же делать? Они предлагают нам задания, только после этого мы сможем продолжить свое путешествие. (Вопросы и задания для учащихся).
Привязан кустик к колышку. На кустике – шары: Бока подставив солнышку, Краснеют от жары (Томаты) | Закопали в землю в мае И сто дней не вынимали, А копать под осень стали Клубни весом удивляли (Картофель) |
5. «Земля имеет форму шара». Экспедиция Ф. Магеллана 1519 – 1521 гг.
Сообщение ученика:
265 человек на нескольких кораблях направились к Канарским островам и без приключений переплыли через Атлантический океан. У берегов Южной Америки пришлось зимовать. Недовольные моряки подняли мятеж, но Магеллан убедил их продолжить путешествие. Моряки искали и нашли пролив, позднее названный Магелланов пролив. Пройдя по нему, корабли оказались в неизвестном ранее океане. Пока моряки плыли по нему, не было ни одной бури. Магеллан назвал новый океан Тихим. Путешественники достигли Филиппинских островов, а затем и Молуккских островов (островов Пряностей).
– Во время пути Магеллан вмешался в войну между местными правителями и погиб. На островах моряки дешево купили пряности и отправились в обратный путь. Возвращались они известным тогда путем мимо Африки через Атлантический океан. От однообразной пищи у половины экипажа проявилась цинга – гноились и кровоточили десны, распухли колени и голени, многие не могли даже ходить. Часть экипажа погибла, часть попала в плен. В Испанию вернулся один корабль, на нем 18 человек. Так завершилось первое кругосветное путешествие.
Практическая часть:
1. Ребята, давайте запишем ( учебник стр.72-73):
Значение путешествия Магеллана:
– Положило конец спорам о шарообразности Земли,
– Доказано наличие единого Мирового океана.
2. Ребята, давайте исследуем маршрут кругосветного путешествия Магеллана. (Работа с интерактивной картой).
Работа учащихся с интерактивной доской: 1. Испания 2. Канарские острова 3,4. Восточный берег Южной Америки. 5.Магелланов пролив, о. Огненная Земля 6,7. Тихий океан 8. Филиппинские острова 10. Острова Пряностей (Молуккские острова) 11,12.. Индийский океан. 13. Африка 14,15 Атлантический океан. 16. Испания.
Ребята давайте посмотрим и повторим:
Последствия Великих географических открытий:
– Изменились представления о мире.
– Получила небывалое расширение торговля, торговые пути переместились из Средиземного моря в океаны.
– В Европе появился новый товар – картофель, томаты, фасоль, какао, табак, чай, кофе, шоколад.
– Началось угнетение коренных народов Америки, Африки, Азии.
– Обогащались купцы и предприниматели Европы.
Комментированное объяснение учителя, постановка вопроса:
– Какие последствия можно отнести к положительным, какие отрицательным.
Почему же «Великие» географические открытия?
- Больше всего открытий было сделано в период с конца 15 до начала 17 века. Именно поэтому он стал называться эпохой В.Г.О
IV. Закрепление
Тест
V. Заключительная часть
Просмотр итогов теста.
Рефлексия
Ребята, понравилось ли вам наше кругосветное воображаемое путешествие?
Если осталось время: Предмет в «Черном ящике»
1) По вопросам определите, что находится в черном ящике (Пряности)
1. Это части растений,
2. Их добавляют в пищу.
3. В малых дозах с целью улучшения вкуса мясных, так и сладких блюдах.(пряник)
4. Это: Ваниль, Гвоздика, Имбирь, Корица, Мускатный орех , Перец . Слайд
5. Ежегодно 16 ноября отмечается Всемирный день пряностей.
VI. Домашнее задание
Творческое задание по выбору учащихся – рисунок, кроссворд, сочинение (письмо другу, дневник путешественника…), модель.