МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Порхова»
Открытый урок по теме
«Земля в Солнечной системе»
в 5 классе ФГОС
учитель географии и экономики
Алексеева Наталья Валентиновна
2016
Учебный предмет: география.
Учебная тема: Земля – планета Солнечной системы.
Возраст учащихся (класс) 11 лет (5 класс)
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
По завершению урока учащийся должен:
знать: особенности расположение и особенности планет Солнечной системы.
уметь: выделять особенности планет Солнечной системы.
Технологии: урок с использованием ИКТ.
Оборудование: Учебник А.А. Лобжанидзе География. Планета Земля. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2016г., ЦОР - презентация «Земля в Солнечной системе» (Приложение 1), атлас, модель Солнечной системы, компьютер, проектор.
Цель: Доказать уникальность Земли среди других планет Солнечной системы.
Задачи:
образовательные:
Повторить строение Солнечной системы.
Сформировать у обучающихся представление об особенностях планет Солнечной системы.
Сформировать у обучающихся представление об уникальности планеты Земля.
развивающие:
Развивать умение выделять главные особенности;
Развивать умение объяснять следствия особенностей планеты Земля;
Формировать умение работать с различными источниками информации (карты атласа, учебник (текст параграфа и статистический материал приложений);
воспитательные: развивать интерес к предмету.
Предварительная подготовка:
Разработка презентации.
Подготовка маршрутных листов, презентации к уроку.
Этапы урока:
1. Организационный
2. Актуализация знаний
3. Изученного материала
4. Закрепление изученного материала
5. Рефлексия.
6. Домашнее задание.
Планируемые результаты: заполнен маршрутный лист «Земля – планета Солнечной системы», где учащиеся выделили главные понятия урока и особенности планеты Земля, заполнили таблицу «Планеты Солнечной системы».
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
0 | Организационный момент | Проверяет готовность к уроку, приветствует | Выполняют требования учителя | 1 |
1 | Актуализация знаний | Предъявляет учебную задачу | Решает учебную задачу, формулирует тему и цель урока | 1 |
2 | Изученного материала | Наводящими вопросами и комментариями определяет ход изучения материала. Физкультминутка Организует работу с различными источниками информации | Отвечают на вопросы, рассуждают и аргументируют ответы.
Выполняют упражнения Выполняют задания, оформляют маршрутный лист. | 25
|
3 | Закрепление изученного материала | Организует работу в парах | Выполняют поставленную задачу | 10 |
4 | Рефлексия | Оценка деятельности учащихся | Самооценка | 2 |
5 | Домашнее задание | Формулирует задания для выполнения учащимися | Записывают | 1 |
Ход урока
Организационный момент.
Слайд 1. Приветствие:
Урок «Земля в Солнечной системе»
Приветствие.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.
Слайд 2.Актуализация знаний
загадка
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется… (земля)
Слайд 3. Тема урока (обучающиеся формулируют цель урока)
Слайд 4.Изучение нового материала.
Формулирование цели. (обучающиеся, при помощи наводящих вопросов, сформулируют цель урока)
Цель урока: Доказать уникальность Земли среди других планет Солнечной системы.
Что же такое Солнечная система? Солнечная система — планетная система, включающая в себя центральную звезду — Солнце — и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг Солнца. На стр. 56 Прочитайте 1 пункт, прочтите его и выясните, что входит в состав Солнечной системы.
Слайд 5. Итак, солнечная система включает в себя Солнце, 8 планет, более 60 спутников, свыше 5000 астероидов и множество более мелких объектов – комет, космических обломков и космическая пыль.(Запишите в маршрутный лист).
Слайд 6.Часто солнечную систему называют Вселенной. Люди по-разному представляли себе Вселенную. Очень долго великие ученые утверждали, что все небесные тела вращаются вокруг Земли. И только Николай Коперник в 1543 году создал новую модель Вселенной, где в центре находится Солнце.
Слайд 7. Сегодня мы знаем, что все планеты вращаются вокруг Солнца. (Модель)
На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ - раз,
ВЕНЕРА - два-с,
Три - ЗЕМЛЯ,
Четыре - МАРС,
Пять - ЮПИТЕР,
Шесть - САТУРН,
Семь - УРАН,
Восемь - НЕПТУН,
Девять - дальше всех ПЛУТОН,
Кто не видит - выйди вон! . На данной модели мы видим не все планеты. Здесь отсутствуют… (Уран и Нептун).К тому же, планета Плутон в 2006 году была исключена из числа планет . Теперь Плутон относится к числу малых планет. Но споры ученых по данному вопросу продолжаются.
Что вы можете сказать, наблюдая за планетами? (Вращаются с разной скоростью, находятся на разном удалении от Солнца, имеют разные размеры.)
Каждая планета движется вокруг Солнца по определенному пути. Как называется этот путь? (Орбита) Запишите определение в маршрутный лист.
Слайд 8. Земля относится к планетам земной группы. Её шарообразная форма и размеры имеют важное географическое значение. Давайте выясним эти географические следствия при помощи пункта 2 на стр. 56. И заполним схему в маршрутном листе.
Слайд 9. Земля имеет постоянный спутник.
Спутница Земли,
Круглолика и бледна
Ярко светит нежным светом
С неба тёмного… (Луна)
Землю с её спутником рассматривают как двойную планетную систему. В этой системе четко появляется тесная взаимосвязь планеты и спутника. Прочитав пункт 3 на стр. 57,выделите основную мысль в виде одного предложения и ответьте на вопрос «В чем проявляется взаимосвязь Земля – Луна?» (сила лунного притяжения и сила, возникающая при взаимном вращении, приводят к образованию приливов и отливов на Земле).
Физкультминутка.
Слайд 10- 11 Все планеты очень разные. Давайте проведем географическое исследование. При помощи карты в атласе «Земля во вселенной» заполним таблицу «Планеты Солнечной системы» в маршрутном листе. Внимательно изучите условные знаки карты и выпишите в таблицу нужную информацию. Отметив в последнем столбике самую уникальную особенность планеты.
Слайд 12. Земля планета, на которой мы живем. Она удивительна и уникальна. В чем же её уникальность? (стр. 57 пункт 4). (Земля – планета жизни. Атмосфера, пропускающая достаточное количество солнечного света. Вода существует в трех состояниях).
Слайд 13. Закрепление
Что такое Солнечная система?
Какая планета расположена ближе всех к Солнцу, какая- дальше всех от него?
Какая Планета самая маленькая, какая-самая большая?
Назовите главное отличие Земли от других планет.
Слайд 14 -16. Узнай планету (Загадки)
Слайд 17. Рефлексия.
Закончи предложение…
На уроке я узнал….
На уроке я научился…
На уроке мне понравилось…
Моё настроение…
Выбери смайлик, соответствующий твоему настроению на уроке и назови его номер.
Слайд 18. Домашнее задание. Параграф 21.
Мини-сообщение (презентация 3-4 слайда) о любой планете (по желанию).
Слайд 19. Оценить (похвалить) и поблагодарить за урок.