kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Восточный макрорегион                                        

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок географии»

План-конспект

урока географии в 9 классе

по теме «Азиатская Россия. Общая характеристика.

Восточный макрорегион».

Цель урока: сформировать общее представление об особенностях Восточного макрорегиона России.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с проблемами и перспективами развития региона.

Развивающие: продолжать отрабатывать умения и навыки работы с атласом и учебником, продолжить обучение интеллектуальным приёмам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, структурирование учебного материала, систематизация знаний, оформление выводов).

Воспитательные: воспитывать любовь к своей стране; способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как успешной характеристики современного человека.

Методы проведения занятия: частично-поисковый на основе анализа карт атласа, иллюстративно-словесный, репродуктивный

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: учебник В.П. Дронов, В.Я. Ром, И.И.Баринова, А.А.Лобжанидзе “География России. Хозяйство и географические районы”, карточки с заданиями, атласы, настенные карты: физическая, административная.


Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Актуализация знаний.

Начнём урок со слов В.М.Ломоносова: «Российское могущество прирастать будет Сибирью».

А) Вступительное слово учителя.

Б) Фронтальная беседа.


  1. Изучение нового материала.


1) Общая характеристика экономико – географического положения региона.

На уроке мы познакомимся с Восточным макрорегионом нашего государства, его особенностями, географическим положением, ресурсами, историей и этапами освоения его территории, найдем проблемы и перспективы данного региона. Территория ВМР на западе граничит с Уралом и Европейским Севером, на юге государственные границы с Казахстаном, Монголией и с Северной Кореей, северные и восточные окраины омываются водами Северного Ледовитого и Тихого океанов, а также имеют водные границы с США и Японией. Площадь 12,8 миллионов км2, что преобладает по своей величине над крупным государством Канада.




2) Характеристика природных условий и природных ресурсов.

Природные условия неблагоприятные (они не способствуют, а затрудняют освоение территории). Суровость природы и удалённость территории от освоенных районов приводит к увеличению стоимости работ в регионе в 2-5 раз. Оплата труда работников на Севре в 1,5-3 раза выше (северный коэффициент). Территория региона имеет огромные запасы природных ресурсов. Северные территории концентрируют 80% запасов энергоресурсов, 80% спелой древесины, 75 % водных и 80 % гидроресурсов, крупные запасы химического сырья. Природные ресурсы Западной Сибири активно используются в западных районах. Нефть и газ Западной Сибири транзитом идёт в страны Европы. Перевозить руду, уголь, лес с Дальнего Востока на Запад экономически невыгодно.

3) Население, хозяйство и этапы развития макрорегиона.

В целом регион имеет низкую плотность населения и слабо обеспечен трудовыми ресурсами. Хозяйство региона базируется на местных природных ресурсах и преобладают отрасли добывающей промышленности. В течение многих столетий население Сибири и Дальнего Востока занимались кочевым скотоводством: оленеводством на севере и разведением овец и лошадей в степной части, рыболовством в тайге и на побережье морей. Вплоть до 19 века. После отмены крепостного права и особенно проведения Транссибирской железной дороги в лесные и степные районы Сибири хлынули миллионы крестьян из центральных губерний. Их усилиями Западная Сибирь была превращена в крупный зерновой и животноводческий район. Восточная Сибирь и Дальний Восток по-прежнему оставались неразвитыми, освоение и использование земель шло экстенсивно. В 30-50 годы начались сталинские репрессии. Большое количество людей было переселено насильственно на территорию Сибири и Дальнего Востока. Благодаря им были построены города, мосты, дороги в труднодоступные районы, велись разработки и добыча полезных ископаемых. В годы великой отечественной войны большая часть военных предприятий была переброшена в города Западной Сибири, расположенные вдоль железной дороги, что послужило в дальнейшем развитию промышленности этого региона. В 60-е годы начинается добыча нефти и газа на севере Западной Сибири, что дало толчок развитию нефтяной и газовой промышленности. В 70-е годы осуществляется большое транспортное строительство (Байкалоамурская магистраль – БАМ, дорога на западносибирский Север, Амуро-Якутская магистраль – АЯМ). Эти дороги были проведены к местам месторождений полезных ископаемых Сибири и Дальнего Востока, что послужило строительству посёлков и городов. Всё это способствовало созданию крупных территориально-производственных комплексов на базе эффективных энергетических и сырьевых ресурсов. Хотя в целом транспортная и хозяйственная освоенность территории остаются низкими.

  1. Практическая работа.



- Работа по индивидуальным карточкам.

  1. ЭГП

Задание на карточке:

1. Выделите положительные и отрицательные стороны ЭГП Восточного макрорегиона:

омывается водами двух океанов;

  • удален от центра;

  • нехватка железных и автомобильных дорог в северных регионах;

  • имеет большую протяженность с севера на юг, с запада на восток;

  • большие по площади экономические районы; (Площадь всего региона составляет 75% площади страны (13 млн. км2).

  • суровый климат и вечная мерзлота;

  • граничит с Уральским экономическим районом;

  • нехватка трудовых ресурсов отдельных территорий Азиатского макрорегиона;

  • имеет громадные запасы минерального сырья;

  • наличие крупных водных ресурсов;

  • имеет железную и автомобильную дороги, соединяющие запад и восток.



2. Природные условия

  • Задание на карточке:

  • 1.Используя карты атласа, дайте оценку природных условий Восточного макрорегиона:

  • - рельеф;

  • - характер земной коры;

  • - климат;

  • - воды – реки, многолетняя мерзлота.


  • 3. Природные ресурсы

  • Задание на карточке:

  • 1. Используя карты атласа, текст учебника и статистические материалы дайте оценку природных ресурсов Восточного макрорегиона:

  • - топливные;

  • - рудные;

  • - водные;

  • - лесные;

  • - рыбные;



  • 4. Население

  • Задание на карточке:

  • 1. Используя текст учебника и карты атласа, карту на форзаце учебника и статистические материалы дайте характеристику населения Восточного региона:

  • - численность населения;

  • - плотность населения;

  • - уровень урбанизации;

  • - миграции;

  • - города;


5. Хозяйство

  • Задание на карточке:

  • 1. Используя карту учебника, карту на 2 форзаце учебника, карты атласа, приложение и статистические материалы выясните особенности хозяйства Восточного макрорегиона:

  • - специализация макрорегиона (факторы развития);

  • - отрасли специализации.





  1. Рефлексия.

Выводы:

  1. Регион занимает огромную территорию, удален от Центральных районов России.

  2. Восточному региону необходимо развивать внешние экономические связи со странами Восточной и Центральной Азии.

  3. Слабо развита транспортная сеть, поэтому необходимо строить новые дороги, особенно на севере региона, развивать речной и воздушный виды транспорта.

  4. ПУ неблагоприятны (затрудняют освоение территории).

  5. ПР богатейшие, но их освоение обходится дороже, чем в европейской части страны.

  6. Хозяйство региона базируется на местных ресурсах, но необходимо развивать и наукоемкие отрасли.

  7. Слабо развита инфраструктура , тяжелые условия жизни- причины слабой заселенности территории и недостатка трудовых ресурсов.


  1. Домашнее задание.


- § 46

- Продумать возможные перспективы развития региона. (Опережающие задания по Западно-Сибирскому району)

- По картам атласа и дополнительной литературе дать характеристику узловых районов Западной Сибири.

- Определить основные формы рельефа и крупные водные объекты Западно-Сибирского района.

- Определить основные природные ресурсы Западно-Сибирского района.

К следующему уроку иметь контурные карты.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок географии

Автор: Белозор Сергей Михайлович

Дата: 09.03.2018

Номер свидетельства: 461186

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект открытого урока географии   по теме: «Гидросфера. Воды суши». "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-otkrytogho-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-gidrosfiera-vody-sushi"
    ["file_id"] => string(6) "104096"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402666884"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "открытый урок географии в 6 классе коррекционной школы  "Животные полупустынь и пустынь России""
    ["seo_title"] => string(87) "otkrytyiurokghieoghrafiiv6klassiekorriektsionnoishkolyzhivotnyiepolupustynipustynrossii"
    ["file_id"] => string(6) "260017"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448882591"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Разработка открытого урока географии в 7-8 классе комплекте сельской малокомплектной, малочисленной школы "
    ["seo_title"] => string(116) "razrabotka-otkrytogho-uroka-ghieoghrafii-v-7-8-klassie-kompliektie-siel-skoi-malokompliektnoi-malochisliennoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "242640"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445514965"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Открытый урок географии в 8 классе "Стихийные природные явления в литосфере""
    ["seo_title"] => string(77) "otkrytyi_urok_geografii_v_8_klasse_stikhiinye_prirodnye_iavleniia_v_litosfere"
    ["file_id"] => string(6) "484235"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541626047"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Презентация к открытому уроку "Солнечная система""
    ["seo_title"] => string(55) "priezientatsiia_k_otkrytomu_uroku_solniechnaia_sistiema"
    ["file_id"] => string(6) "392536"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1487247127"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства