2. | Актуализация опорных знаний: Цель для учащихся: повторить сведения о рельефе России для открытия новых знаний. Цель для учителя: организовать работу по повторению сведений о рельефе России, закрепить навыки работы с физической и контурной картой. Задачи: развивать умение мыслить, обобщать, работать в контурной карте; развивать умение адекватно оценить себя. Методы: географический ключ, практическая работа с картой, диалог. Метод оценивания: взаимопроверка. | - Мы с вами изучили рельеф и геологическое строение России. Прежде чем приступим к изучению новой темы, нужно вспомнить материал прошлых уроков, для чего мы сейчас выполним задание, которое называется географический ключ. (географический ключ) Устойчивые участки земной коры называются платформами + Горы расположены на плитах.- Россия имеет общий уклон территории к северу + Средняя высота территории России составляет чуть более 600 м.- В рельефе России преобладают горы - Эндогенные процессы, формирующие рельеф, это деятельность древнего ледника; деятельность ветра; деятельность человека.- К формам рельефа ледникового происхождения относятся: морены и бараньи лбы + Ледниковые отложения, состоящие из песка, глины, щебня, валунов называются морена; + Выход на поверхность фундамента платформы называется щит + Ветер формирует рельеф главным образом в засушливых районах и там, где на поверхности лежит песок. +
Меняемся тетрадями и проверяем - ключ Оцените работу вашего соседа по парте в парах и поставьте заработанные баллы на полях тетради. (за каждый правильный ответ 1 балл)
Работа с картой. Проверка уровня знаний номенклатуры. (один ученик работает у доски, остальные в парах) Западно-Сибирская равнина, Сихотэ-Алинь, Эльбрус Восточно-Европейская равнина, Восточный Саян, Уральские горы Средне-Сибирское плоскогорье, Западный Саян, хребет Черского Кавказ, Верхоянский хребет, г.Белуха Алтай, Становой хребет, Корякское нагорье Среднерусская возвышенность, г.Бырранга, Чукотское нагорье Работа в контурной карте – нанесите 6 объектов на контурную карту (меняются, проверяют, ставят оценки – за каждый правильный – 1 балл)
Фронтальная беседа по основным вопросам предыдущего урока. На какие две группы можно разделить процессы, под воздействием которых формируется рельеф? (эндогенные и экзогенные) Какие процессы относятся к эндогенным? (землетрясения, вулканизм, неотектонические движения) Как называются формы рельефа, образованные внутренними процессами? (эндогенные) Какие процессы формирования рельефа называются внешними? (древнее оледенение, деятельность моря, ветра, текучих вод, человека и процессы происходящие под действием силы тяжести – обвалы, осыпи, оползни, сели) Как называются формы рельефа, образованные внешними процессами? (экзогенные) Приведите примеры экзогенных форм рельефа (овраги, пещеры, морены, котловины, уступы, кары, воронки, дюны, терриконы, насыпи, болотные кочки и т.д.) |
3.
4.
5.
6.
7.
| Изучение нового учебного материала. Цель для учащихся: в ходе работы изучить природные стихийные явления в литосфере для дальнейшего открытия новых знаний. Цель для учителя: сформулировать у учащихся конкретное представление о природных стихийных явлениях в литосфере, формирование умения публичных выступлений, мотивация на развитие познавательного интереса учащихся. Задачи: -развивать умение анализировать, выделять главное, умение работать самостоятельно; - развивать умение ориентироваться в информационном пространстве. Методы: поисковый; наглядный, словесный. Закрепление учебного материала Цель для учащихся: применить новые знания при составлении памятки о правилах поведения во время стихийных явлений. Цель для учителя: организовать умственную деятельность учащихся по применению новых знаний, оказать востребованную ими помощь, побудить к полному и качественному освоению знаний. Задачи:- развивать у учащихся логическое мышление; умение работать в парее; -развивать умение адекватно оценить себя. Методы: практическая работа в паре. Метод оценивания: самопроверка. 1. Определить явление
2. Метод неоконченных предложений. Закончите предложение.
3. Работа в парах
Итог урока: обобщение, рефлексия Цель для учащихся: знание уровня собственных достижений. Цель для учителя: мотивация на дальнейшую учебную деятельность, побуждает учащихся к совершенствованию. Методы: словесный, наглядный. Домашнее задание. Цель для учащихся: Определяют объем и содержание своей домашней работы. Цель для учителя: Организовать деятельность учащихся по самостоятельному определению содержания и объема той работы, которую каждому из школьников нужно выполнить индивидуально дома. Организационный момент. | -Природа не поскупилась на богатую палитру гор и равнин. Особым очарованием обладают даже старые горы, у которых вместо снежных шапок и пиков пологие склоны. Горы - мир загадочный, и до сих пор мало познанный, неповторимо красивый и полный опасностей. А сколько красоты на равнинах! Величие равнин незаметно: бескрайние леса; реки, лениво текущие по велению рельефа; овраги и болота; дороги, пролегающие прямо, как стрела, без крутых подъёмов и спусков. Большинство склонов гор, и равнин могут показаться совершенно неподвижными: об этом говорит покрывающая их растительность. Но всё это - обманчиво. Мгновение - и всё поползёт, двигая за собой вековые деревья. Любуясь живописным пейзажем, человек не задумывается о трагедии. Его внимание привлекают причудливые изгибы вершин, зубчатый профиль гребня, гладь равнин, при этом отвлекая от самого прекрасного - собственной жизни. Вот нарастает гул, рыбки мечутся в аквариуме, беспокойно озираются по сторонам животные. Вот уже маленькие камни стёрты при огромном движении. По швам трещит одеяния гор: друг - друга давя, обгоняя, глыбы устремляются вниз, не щадя ничего и никого на своём пути. И всё это так внезапно, так неожиданно!
- Почему они опасны? - Как называют явления, которые происходят мгновенно, внезапно, неожиданно? - Прочитайте определение. - Под стихийными понимаются разрушительные природные явления, в результате которых может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью людей, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды. записать определение в тетрадь Учитель: - К стихийным явлениям литосферы обычно относятся землетрясения, вулканизм, селевые потоки, оползни, лавины и обвалы, о которых сегодня мы с вами поговорим. Вид стихийного явления | Особенности проявления стихийного явления | Причина возникновения | Районы проявления в России | Землетрясения | | | | Вулканизм | | | | Обвал | | | | Оползень | | | | Сель | | | | Лавина | | | |
Опережающие задания - сообщения учеников сопровождаются слайдами. Учащиеся работают в тетради – заполняют таблицу. а) землетрясения. - Сейчас мы познакомимся с географией землетрясений. Послушаем сообщение (Линьков Илья). Внимательно слушайте и заполняйте таблицу. 1 Ученик: - Землетрясения - колебания Земли, вызванные внезапными изменениями в состоянии недр планеты. Эти колебания представляют собой упругие волны, распространяющиеся с высокой скоростью в толще горных пород. Наиболее сильные землетрясения иногда ощущаются на расстояниях более 1500 км от очага и могут быть зарегистрированы сейсмографами. Землетрясения относятся к опаснейшим стихийным явлениям, следствием которых является появление разломов в земной коре, смещение пластов горных пород, изменение русел рек, разрушение зданий и сооружений. Сильные землетрясения в России случаются на Кавказе, п-ве Камчатка, в горах Алтая, на о. Сахалине и Курильских островах. В 1995 г. в результате сильного землетрясения (около 8 баллов по шкале Рихтера) на севере острова Сахалин в считанные минуты был буквально стёрт с лица земли посёлок нефтяников Нефтегорск. Пострадали тысячи жителей. Разрушения были столь велики, что было принято решение не восстанавливать посёлок на этом месте. Учитель: - Люди во все времена считали, что землетрясения - это стихия, абсолютно не связанная с их деятельностью. В древности, вероятно, так и было. Но современный человек, добывая из - под земли нефть, газ, закачивая туда загрязнённую воду, влияет на процессы, происходящие глубоко в её недрах. Поэтому, в районах нефте- и газодобычи всё чаще происходят подземные толчки землетрясений, которые называются техногенными. б) вулканы. -Где в нашей стране встречаются вулканы, про это нам расскажет (Линькова Катя). 2 Ученик: - Вулкан - это проявление внутреннего тепла Земли. Вулканы причиняют огромный ущерб, особенно тогда, когда извержение происходит внезапно и не остается времени предостеречь и эвакуировать население. Раскаленная лава уничтожает все, что встречается на ее пути, вызывая пожары. Ядовитые газы распространяются на большие расстояния. А пепел покрывает огромные пространства. 20 см вулканического пепла достаточно, чтобы разрушить крышу дома. Действующие вулканы в России находятся на Камчатке и на Курильских островах. Их около шестидесяти. Самый высокий из них - Ключевская Сопка. Его конус возвышается на 4750 м. Извергается Ключевская Сопка довольно часто – примерно 1 раз в 7 лет. Но потухшие вулканы есть и на Кавказе – Эльбрус и Казбек. в) оползни (Мещеряков Дима) - самое грандиозное и чаще всего катастрофическое проявление гравитации на склонах.
3 Ученик: - Оползни - это скользящие смещения масс горных пород вниз по склону, возникающие из-за нарушения равновесия, вызываемого различными причинами. Оползни могут быть на всех склонах с крутизной 20° и более и в любое время года. Они различаются не только скоростью смещения пород, но и своими масштабами. Скорость медленных смещений пород составляет несколько десятков сантиметров в год, средних - несколько метров в час или в сутки и быстрых - десятки километров в час и более. К быстрым смещениям относятся оползни-потоки, когда твердый материал смешивается с водой, а также снежные и снежно-каменные лавины. Следует подчеркнуть, что только быстрые оползни могут стать причиной катастроф с человеческими жертвами. Наиболее действенной защитой от оползней является их предупреждение. Из комплекса предупредительных мероприятий следует отметить собирание и отведение поверхностных вод, искусственное преобразование рельефа, фиксацию склона с помощью свай и строительства подпорных стенок. г) Лавины 4 Ученик (Овчарова Таня) - Лавины - самый маленький толчок Земли может стать причиной катастрофической силы, которая, устремляясь вниз, набирает такую мощь, что способна даже перевернуть и оставить под собой огромный движущийся поезд. Лавина - масса снега, падающая или соскальзывающая с крутых склонов гор, аналогично обвалу. Скорость движения в среднем 20-30 м/с. Падение лавины сопровождается образованием воздушной предлавинной волны, производящей наибольшие разрушения. В горных районах, где снежные лавины возникают ежегодно, созданы специальные службы, своевременно предупреждающие население о грозящей опасности. Осуществляется искусственный сброс лавин путем их обстрела, отвод лавин дамбами и лавинорезами, проводится укрепление склонов опорными сооружениями.
Лавины часто встречаются не только в горных районах России, а также и на равнинах. д) сели. - Еще в горах образуются грязекаменные потоки - сели. Причины их образования могут быть разные. Про них расскажет ((Невежина Юля). 5 Ученик: Сель — поток с очень большой концентрацией минеральных частиц, камней и обломков горных пород (до 50—60% объёма потока), внезапно возникающий в бассейнах небольших горных рек и сухих логов и вызванный, как правило, ливневыми осадками или бурным таянием снегов. Сель — нечто среднее между жидкой и твёрдой массой. Средняя скорость движения селевых потоков 2-4 м/с, достигая 4-6 м/с, что обуславливает их большое разрушительное действие. На своем пути потоки прокладывают глубокие русла, которые в обычное время бывают сухими или содержат небольшие ручьи. Материал селей откладывается в предгорных равнинах. Сели характеризуются продвижением его лобовой части в форме вала из воды и наносов или чаще наличием ряда последовательно смещающихся валов. Прохождение селя сопровождается значительными переформированиями русла. Сель возникает в результате интенсивных и продолжительных ливней, бурного таяния ледников или сезонного снегового покрова, а также вследствие обрушения в русло больших количеств рыхлообломочного материала (при уклонах местности не менее 0,08—0,10). Решающим фактором возникновения может послужить вырубка лесов в горной местности — корни деревьев держат верхнюю чаcть почвы, что предотвращает возникновение селевого потока. е) Обвал 6 Ученик: (Белицкий Павел) Обва́л — отрыв и падение масс горных пород вниз со склонов гор под действием силы тяжести. Обвалы возникают на склонах речных берегов и долин, в горах, на берегах морей. Причиной образования обвалов является нарушение равновесия между сдвигающей силой тяжести и удерживающими силами. Оно вызывается: увеличением крутизны склона в результате подмыва водой; ослаблением прочности пород при выветривании или переувлажнении осадками и подземными водами; воздействием сейсмических толчков; строительной и хозяйственной деятельностью. Крупнейший обвал объёмом 2,2 млрд м³ произошёл 18 февраля 1911 года на реке Мургаб, в результате которого образовались естественная плотина и Сарезское озеро. 27 сентября 1995 года в Сунженском районе Ингушетии, в 6 км от села Алкун, произошел горный обвал длиной 130—150 м, шириной 6-10 м и глубиной 40-50 м. В результате погибло 16 человек, в том числе ребёнок.
Физкультминутка. - Момент релаксации – видеоролик «Закат»
После небольшого наводнения мне удалось спасти записи о некоторых стихийных природных явлениях, но о каких точно – мне не ясно, многие места в тексте размыты. Я вам прочитаю, а вы попытайтесь определить его: 1. Более 200 млн. землян живут в опасной близости с этим стихийным явлением. Огромные бедствия принес он людям. Долгое время он может не проявлять себя, стоять покрытый со всех сторон ледниками и снегом. Но неожиданно земля начинает колебаться, так может повторяться несколько раз, причем слышится все время нарастающий гул. Потом все стихает. Через некоторое время слышится гулкий взрыв и над горой вверх на огромную высоту вылетает столб дыма и пепла, который покрывает все на большом расстоянии. Как правило, при близком его действии людям грозит несколько бед – лавовые потоки, пепел и газы. (извержение вулкана) 2. Недаром ее называют «Белой смертью». Спокойный, безмолвный, снежный склон может внезапно превратиться в кипящий, ревущий котел. Гигантский вал снега, пыли, обломков скал и деревьев сметает все на своем пути, и укрыться от него часто невозможно. Набирая скорость и массу, она с каждым мгновением становится все более мощной, неся смерть и разрушение. (лавина)
1. Стихийные явления, так же как и все другие процессы в литосфере, возникают под влиянием…(эндогенных и экзогенных процессов) 2. Сильные землетрясения в России случаются на …(Кавказе, Камчатке и Курилах, в горах Прибайкалья) 3. Крупнейший из действующих вулканов России – …(Ключевская Сопка) 4. Причинами обвалов бывают …(подземные толчки, деятельность поверхностных или подземных вод) 5. Сель – это …(грязекаменный или грязевой поток) 6. Последствия оползня …(приносят большой ущерб всякому хозяйству и сохранности земель) 7. Снежная масса, движущаяся с большой скоростью вниз по склону горы, называется …(Лавина) А теперь оцените себя сами и поставьте честно себе баллы на полях тетради –те кто отвечал на вопросы, сколько ответов дали, столько и баллов.
- Ребята, стихийные явления литосферы причиняют не только большой вред человеку, но и огромное горе. Чтобы уберечь себя и окружающих от опасности, нужно знать, как себя вести в подобных ситуациях. Используя полученные знания, попробуйте составить памятки по поведению людей во время катастрофических явлений (любое стихийное явление по выбору). (3-5 пунктов)
Выводы: Мы сформировали новые понятия: землетрясения, вулканы, оползни, сели, лавины. Мы узнали и выявили причины возникновения стихийных явлений: эндогенные и экзогенные процессы. Наши знания мы должны уметь применять в жизни. Поэтому нами разработаны памятки для практического применения. Ну, а теперь, давайте вернемся к началу урока, где мы ставили перед собой задачи изучения новой темы. Получили ли мы ответы на интересующие нас вопросы? - Что вы узнали нового? (ответы детей) - Подсчитайте баллы и выставите себе оценку за урок. 18-16б - «5», 15-13б -«4», 12-10б – «3».
А сейчас мне хотелось бы, чтоб вы прочитали, выбрали и закончили одно из предложений. Этап рефлексии: Сегодня на уроке мне… Меня особенно удивило то, что… До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю… Было бы хорошо, если бы… Мне не понравилось…
&15, вопросы в конце параграфа, подготовить сообщение об одном из стихийных природных явлений в литосфере.
СПАСИБО ВСЕМ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ, МОЛОДЦЫ.
РЕЗЕРВ А теперь мы проверим полученные знания с помощью теста – взаимопроверки. 1. К стихийным природным явлениям литосферы относится: а) заморозки; в) ливни; б) оползни; г) цунами. 2. К стихийным природным явлениям атмосферы относится: а) лавины; в) сели; б) смерчи; г) наводнения. 3. Грязекаменный поток в русле горной реки, вызывающий большие разрушения, - это: а) цунами; в) обвал; б) оползень; г) сель. 4. На Дальнем Востоке России часто проявляется такое стихийное явление, как: а) цунами; в) сели; б) засухи; г) заморозки. 5. Стихийное природное явление горных районов: а) ураганы; в) смерчи; б) наводнения; г) лавины. Проверка теста – обмениваются тетрадями. • 1. б) • 2. б) • 3. г) • 4. а) • 5. г) Результаты: 5 - оценка «5»; 4 – оценка «4»; 3 – оценка «3»
|