kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок географии в 8 классе "Стихийные природные явления в литосфере"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии разработан в соответствии с ФГОС. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок географии в 8 классе "Стихийные природные явления в литосфере"»


Схема конспекта урока

Аттестуемый педагог Гузенко Елена Николаевна

Предмет: География Класс:

Дата: 14.11.2013г.

Тема урока: Стихийные природные явления в литосфере.

Цели урока:

Обучающие цели:

  • -Знакомство с видами стихийных явлений литосферы и причинами их возникновения на территории России

  • -активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать интерес к предмету географии;

  • - создать условия выявления качества и уровня овладения знаниями, умениями ,используя компьютерные технологии.

  • - создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления.

Цели ориентированные на развитие личности учащихся:

  • - активизировать личностный смысл учащихся к изучению материала;

  • - содействовать в выработке умений самостоятельной работы с различными источниками информации;

  • -способствовать эмоционально-целостному отношению к объектам природной среды;.

  • - развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих работ

Воспитывающие цели:

  • -способствовать воспитанию географической культуры и эстетического восприятия географических объектов через современный источник информации.

  • - воспитание бережного отношения к своему здоровью через знакомство с мерами предосторожности во время стихийных явлений.



Задачи:

  • -развитие познавательных способностей учащихся;

  • -совершенствование способностей к самообразованию;

  • -развитие умения ориентироваться в информационном пространстве;

  • -формирование умений публичных выступлений;

  • -развитие критического мышления.

Оборудование учебного занятия: компьютер, проектор, карта, атлас, контурная карта.


Этапы работы

Содержание этапа


1.

Организационный момент.


Цель для учащихся: подготовиться к продуктивной работе на уроке.


Цель для учителя: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.


Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

-привлечь внимание к предстоящей учебной деятельности.


Методы: словесный,

наглядный. Приём воздействия на эмоциональную сферу.

Психологический настрой

-Здравствуйте, ребята!

Я рада встретиться сегодня с вами на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет интересной и полезной.

Закройте глаза, ни о чем не думайте, чуть-чуть опустите голову. Пять секунд вы отдыхаете. Теперь с закрытыми глазами вы представляете, что ваша голова становится легкой, свободной, что вы способны работать, думать головой. Вы открываете глаза и с новыми силами принимаетесь за работу.

Открывайте глаза.

Начинаем наш урок.

Сегодня у нас не совсем обычный урок, он у нас открытый, поэтому к нам пришли сегодня гости.


Определение темы, целей урока.

Мы с вами на протяжении последних уроков знакомились с рельефом России.



А чтобы определить тему сегодняшнего урока посмотрите на экран:

здесь записаны понятия: вулканизм, обвал, землетрясение, лавина, засуха.

- Что объединяет эти понятия? (стихийные природные явления)

- Найдите лишнее явление? ( засуха – явление природы, которое происходит в атмосфере)

- По какому признаку вы это определили?

- Итак, какова тема нашего урока? Стихийные природные явления в литосфере. (учащиеся записывают дату и тему урока в тетради)

Попробуйте определить, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Мы сегодня на уроке:

  • Повторим имеющиеся знания о рельефе России

  • Будем работать с картой

  • Познакомимся с видами стихийных явлений литосферы и причинами их возникновения на территории России

  • Запомним меры предосторожности во время стихийных явлений, чтобы сохранить и сберечь своё здоровье и жизнь.


На нашем уроке мы будем контролировать вашу работу поэтапно, выставляя за каждую выполненную часть работы оценку в баллах на полях тетради.






2.

Актуализация опорных знаний:

Цель для учащихся: повторить сведения о рельефе России для открытия новых знаний.


Цель для учителя: организовать работу по повторению сведений о рельефе России, закрепить навыки работы с физической и контурной картой.


Задачи: развивать умение мыслить, обобщать, работать в контурной карте;

развивать умение адекватно оценить себя.


Методы: географический ключ, практическая работа с картой,

диалог.


Метод оценивания: взаимопроверка.



- Мы с вами изучили рельеф и геологическое строение России. Прежде чем приступим к изучению новой темы, нужно вспомнить материал прошлых уроков, для чего мы сейчас выполним задание, которое называется географический ключ.

(географический ключ)


  1. Устойчивые участки земной коры называются платформами +

  2. Горы расположены на плитах.-

  3. Россия имеет общий уклон территории к северу +

  4. Средняя высота территории России составляет чуть более 600 м.-

  5. В рельефе России преобладают горы -

  6. Эндогенные процессы, формирующие рельеф, это деятельность древнего ледника; деятельность ветра; деятельность человека.-

  7. К формам рельефа ледникового происхождения относятся: морены и бараньи лбы +

  8. Ледниковые отложения, состоящие из песка, глины, щебня, валунов называются морена; +

  9. Выход на поверхность фундамента платформы называется щит +

  10. Ветер формирует рельеф главным образом в засушливых районах и там, где на поверхности лежит песок. +



Меняемся тетрадями и проверяем - ключ

Оцените работу вашего соседа по парте в парах и поставьте заработанные баллы на полях тетради.

(за каждый правильный ответ 1 балл)



Работа с картой. Проверка уровня знаний номенклатуры.

(один ученик работает у доски, остальные в парах)

Западно-Сибирская равнина, Сихотэ-Алинь, Эльбрус

Восточно-Европейская равнина, Восточный Саян, Уральские горы

Средне-Сибирское плоскогорье, Западный Саян, хребет Черского

Кавказ, Верхоянский хребет, г.Белуха

Алтай, Становой хребет, Корякское нагорье

Среднерусская возвышенность, г.Бырранга, Чукотское нагорье

Работа в контурной карте – нанесите 6 объектов на контурную карту

(меняются, проверяют, ставят оценки – за каждый правильный – 1 балл)



Фронтальная беседа по основным вопросам предыдущего урока.

На какие две группы можно разделить процессы, под воздействием которых формируется рельеф? (эндогенные и экзогенные)

Какие процессы относятся к эндогенным? (землетрясения, вулканизм, неотектонические движения)

Как называются формы рельефа, образованные внутренними процессами? (эндогенные)

Какие процессы формирования рельефа называются внешними? (древнее оледенение, деятельность моря, ветра, текучих вод, человека и процессы происходящие под действием силы тяжести – обвалы, осыпи, оползни, сели)

Как называются формы рельефа, образованные внешними процессами? (экзогенные)

Приведите примеры экзогенных форм рельефа (овраги, пещеры, морены, котловины, уступы, кары, воронки, дюны, терриконы, насыпи, болотные кочки и т.д.)

3.



































































































































































































4.

















































































5.

























6.



















7.






Изучение нового учебного материала.

Цель для учащихся: в ходе работы изучить природные стихийные явления в литосфере для дальнейшего открытия новых знаний.

Цель для учителя: сформулировать у учащихся конкретное представление о природных стихийных явлениях в литосфере, формирование умения публичных выступлений, мотивация на развитие познавательного интереса учащихся.


Задачи: -развивать умение анализировать, выделять главное, умение работать самостоятельно; - развивать умение ориентироваться в информационном пространстве.


Методы: поисковый; наглядный, словесный.









































































































































































Закрепление учебного материала


Цель для учащихся: применить новые знания при составлении памятки о правилах поведения во время стихийных явлений.

Цель для учителя:

организовать умственную деятельность учащихся по применению новых знаний, оказать востребованную ими помощь, побудить к полному и качественному освоению знаний.

Задачи:- развивать у учащихся логическое мышление; умение работать в парее; -развивать умение адекватно оценить себя.

Методы: практическая работа в паре.

Метод оценивания: самопроверка.



1. Определить явление






















2. Метод неоконченных предложений. Закончите предложение.

















3. Работа в парах









Итог урока: обобщение, рефлексия

Цель для учащихся: знание уровня собственных достижений.


Цель для учителя: мотивация на дальнейшую учебную деятельность, побуждает учащихся к совершенствованию.


Методы: словесный,

наглядный.













Домашнее задание.


Цель для учащихся: Определяют объем и содержание своей домашней работы.


Цель для учителя: Организовать деятельность учащихся по самостоятельному определению содержания и объема той работы, которую каждому из школьников нужно выполнить индивидуально дома.




Организационный момент.



-Природа не поскупилась на богатую палитру гор и равнин. Особым очарованием обладают даже старые горы, у которых вместо снежных шапок и пиков пологие склоны. Горы - мир загадочный, и до сих пор мало познанный, неповторимо красивый и полный опасностей. А сколько красоты на равнинах!

Величие равнин незаметно: бескрайние леса; реки, лениво текущие по велению рельефа; овраги и болота; дороги, пролегающие прямо, как стрела, без крутых подъёмов и спусков.

Большинство склонов гор, и равнин могут показаться совершенно неподвижными: об этом говорит покрывающая их растительность. Но всё это - обманчиво. Мгновение - и всё поползёт, двигая за собой вековые деревья. Любуясь живописным пейзажем, человек не задумывается о трагедии. Его внимание привлекают причудливые изгибы вершин, зубчатый профиль гребня, гладь равнин, при этом отвлекая от самого прекрасного - собственной жизни. Вот нарастает гул, рыбки мечутся в аквариуме, беспокойно озираются по сторонам животные. Вот уже маленькие камни стёрты при огромном движении. По швам трещит одеяния гор: друг - друга давя, обгоняя, глыбы устремляются вниз, не щадя ничего и никого на своём пути. И всё это так внезапно, так неожиданно!



- Почему они опасны?

- Как называют явления, которые происходят мгновенно, внезапно, неожиданно?

- Прочитайте определение.

- Под стихийными понимаются разрушительные природные явления, в результате которых может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью людей, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды.

записать определение в тетрадь

Учитель: - К стихийным явлениям литосферы обычно относятся землетрясения, вулканизм, селевые потоки, оползни, лавины и обвалы, о которых сегодня мы с вами поговорим.

Вид стихийного явления

Особенности проявления стихийного явления

Причина возникновения

Районы проявления в России

Землетрясения 

 

 

 

 

Вулканизм 

 

 

 

 

Обвал 


 

 

 

Оползень

 

 

 

 

Сель 


 

 

 

Лавина 

 

 

 

 



Опережающие задания - сообщения учеников сопровождаются слайдами. Учащиеся работают в тетради – заполняют таблицу.

а) землетрясения.

- Сейчас мы познакомимся с географией землетрясений. Послушаем сообщение (Линьков Илья). Внимательно слушайте и заполняйте таблицу.

1 Ученик:

- Землетрясения - колебания Земли, вызванные внезапными изменениями в состоянии недр планеты. Эти колебания представляют собой упругие волны, распространяющиеся с высокой скоростью в толще горных пород. Наиболее сильные землетрясения иногда ощущаются на расстояниях более 1500 км от очага и могут быть зарегистрированы сейсмографами.

Землетрясения относятся к опаснейшим стихийным явлениям, следствием которых является появление разломов в земной коре, смещение пластов горных пород, изменение русел рек, разрушение зданий и сооружений. Сильные землетрясения в России случаются на Кавказе, п-ве Камчатка, в горах Алтая, на о. Сахалине и Курильских островах.

В 1995 г. в результате сильного землетрясения (около 8 баллов по шкале Рихтера) на севере острова Сахалин в считанные минуты был буквально стёрт с лица земли посёлок нефтяников Нефтегорск. Пострадали тысячи жителей. Разрушения были столь велики, что было принято решение не восстанавливать посёлок на этом месте.

Учитель: - Люди во все времена считали, что землетрясения - это стихия, абсолютно не связанная с их деятельностью. В древности, вероятно, так и было. Но современный человек, добывая из - под земли нефть, газ, закачивая туда загрязнённую воду, влияет на процессы, происходящие глубоко в её недрах. Поэтому, в районах нефте- и газодобычи всё чаще происходят подземные толчки землетрясений, которые называются техногенными.

б) вулканы.

-Где в нашей стране встречаются вулканы, про это нам расскажет (Линькова Катя).

2 Ученик:

- Вулкан - это проявление внутреннего тепла Земли. Вулканы причиняют огромный ущерб, особенно тогда, когда извержение происходит внезапно и не остается времени предостеречь и эвакуировать население. Раскаленная лава уничтожает все, что встречается на ее пути, вызывая пожары. Ядовитые газы распространяются на большие расстояния. А пепел покрывает огромные пространства. 20 см вулканического пепла достаточно, чтобы разрушить крышу дома. Действующие вулканы в России находятся на Камчатке и на Курильских островах. Их около шестидесяти. Самый высокий из них - Ключевская Сопка. Его конус возвышается на 4750 м. Извергается Ключевская Сопка довольно часто – примерно 1 раз в 7 лет. Но потухшие вулканы есть и на Кавказе – Эльбрус и Казбек.

в) оползни

(Мещеряков Дима)

- самое грандиозное и чаще всего катастрофическое проявление гравитации на склонах.



3 Ученик:

- Оползни - это скользящие смещения масс горных пород вниз по склону, возникающие из-за нарушения равновесия, вызываемого различными причинами. Оползни могут быть на всех склонах с крутизной 20° и более и в любое время года. Они различаются не только скоростью смещения пород, но и своими масштабами. Скорость медленных смещений пород составляет несколько десятков сантиметров в год, средних - несколько метров в час или в сутки и быстрых - десятки километров в час и более. К быстрым смещениям относятся оползни-потоки, когда твердый материал смешивается с водой, а также снежные и снежно-каменные лавины. Следует подчеркнуть, что только быстрые оползни могут стать причиной катастроф с человеческими жертвами.

Наиболее действенной защитой от оползней является их предупреждение. Из комплекса предупредительных мероприятий следует отметить собирание и отведение поверхностных вод, искусственное преобразование рельефа, фиксацию склона с помощью свай и строительства подпорных стенок.

г) Лавины

4 Ученик (Овчарова Таня)

- Лавины - самый маленький толчок Земли может стать причиной катастрофической силы, которая, устремляясь вниз, набирает такую мощь, что способна даже перевернуть и оставить под собой огромный движущийся поезд.

Лавина - масса снега, падающая или соскальзывающая с крутых склонов гор, аналогично обвалу. Скорость движения в среднем 20-30 м/с. Падение лавины сопровождается образованием воздушной предлавинной волны, производящей наибольшие разрушения. В горных районах, где снежные лавины возникают ежегодно, созданы специальные службы, своевременно предупреждающие население о грозящей опасности. Осуществляется искусственный сброс лавин путем их обстрела, отвод лавин дамбами и лавинорезами, проводится укрепление склонов опорными сооружениями.



Лавины часто встречаются не только в горных районах России, а также и на равнинах.

д) сели.

- Еще в горах образуются грязекаменные потоки - сели. Причины их образования могут быть разные. Про них расскажет ((Невежина Юля).

5 Ученик:

Сель — поток с очень большой концентрацией минеральных частиц, камней и обломков горных пород (до 50—60% объёма потока), внезапно возникающий в бассейнах небольших горных рек и сухих логов и вызванный, как правило, ливневыми осадками или бурным таянием снегов.

Сель — нечто среднее между жидкой и твёрдой массой. Средняя скорость движения селевых потоков 2-4 м/с, достигая 4-6 м/с, что обуславливает их большое разрушительное действие. На своем пути потоки прокладывают глубокие русла, которые в обычное время бывают сухими или содержат небольшие ручьи. Материал селей откладывается в предгорных равнинах. Сели характеризуются продвижением его лобовой части в форме вала из воды и наносов или чаще наличием ряда последовательно смещающихся валов. Прохождение селя сопровождается значительными переформированиями русла.

Сель возникает в результате интенсивных и продолжительных ливней, бурного таяния ледников или сезонного снегового покрова, а также вследствие обрушения в русло больших количеств рыхлообломочного материала (при уклонах местности не менее 0,08—0,10). Решающим фактором возникновения может послужить вырубка лесов в горной местности — корни деревьев держат верхнюю чаcть почвы, что предотвращает возникновение селевого потока.

е) Обвал

6 Ученик: (Белицкий Павел)

Обва́л — отрыв и падение масс горных пород вниз со склонов гор под действием силы тяжести. Обвалы возникают на склонах речных берегов и долин, в горах, на берегах морей. Причиной образования обвалов является нарушение равновесия между сдвигающей силой тяжести и удерживающими силами. Оно вызывается:

  • увеличением крутизны склона в результате подмыва водой;

  • ослаблением прочности пород при выветривании или переувлажнении осадками и подземными водами;

  • воздействием сейсмических толчков;

  • строительной и хозяйственной деятельностью.

Крупнейший обвал объёмом 2,2 млрд м³ произошёл 18 февраля 1911 года на реке Мургаб, в результате которого образовались естественная плотина и Сарезское озеро.

27 сентября 1995 года в Сунженском районе Ингушетии, в 6 км от села Алкун, произошел горный обвал длиной 130—150 м, шириной 6-10 м и глубиной 40-50 м. В результате погибло 16 человек, в том числе ребёнок.



Физкультминутка. - Момент релаксации – видеоролик «Закат»

































После небольшого наводнения мне удалось спасти записи о некоторых стихийных природных явлениях, но о каких точно – мне не ясно, многие места в тексте размыты.

Я вам прочитаю, а вы попытайтесь определить его:

1. Более 200 млн. землян живут в опасной близости с этим стихийным явлением. Огромные бедствия принес он людям. Долгое время он может не проявлять себя, стоять покрытый со всех сторон ледниками и снегом. Но неожиданно земля начинает колебаться, так может повторяться несколько раз, причем слышится все время нарастающий гул. Потом все стихает. Через некоторое время слышится гулкий взрыв и над горой вверх на огромную высоту вылетает столб дыма и пепла, который покрывает все на большом расстоянии. Как правило, при близком его действии людям грозит несколько бед – лавовые потоки, пепел и газы.

(извержение вулкана)

2. Недаром ее называют «Белой смертью». Спокойный, безмолвный, снежный склон может внезапно превратиться в кипящий, ревущий котел. Гигантский вал снега, пыли, обломков скал и деревьев сметает все на своем пути, и укрыться от него часто невозможно. Набирая скорость и массу, она с каждым мгновением становится все более мощной, неся смерть и разрушение.

(лавина)



1. Стихийные явления, так же как и все другие процессы в литосфере, возникают под влиянием…(эндогенных и экзогенных процессов)

2. Сильные землетрясения в России случаются на …(Кавказе, Камчатке и Курилах, в горах Прибайкалья)

3. Крупнейший из действующих вулканов России – …(Ключевская Сопка)

4. Причинами обвалов бывают …(подземные толчки, деятельность поверхностных или подземных вод)

5. Сель – это …(грязекаменный или грязевой поток)

6. Последствия оползня …(приносят большой ущерб всякому хозяйству и сохранности земель)

7. Снежная масса, движущаяся с большой скоростью вниз по склону горы, называется …(Лавина)

А теперь оцените себя сами и поставьте честно себе баллы на полях тетради –те кто отвечал на вопросы, сколько ответов дали, столько и баллов.



- Ребята, стихийные явления литосферы причиняют не только большой вред человеку, но и огромное горе. Чтобы уберечь себя и окружающих от опасности, нужно знать, как себя вести в подобных ситуациях. Используя полученные знания, попробуйте составить памятки по поведению людей во время катастрофических явлений (любое стихийное явление по выбору). (3-5 пунктов)





Выводы:

Мы сформировали новые понятия: землетрясения, вулканы, оползни, сели, лавины. Мы узнали и выявили причины возникновения стихийных явлений: эндогенные и экзогенные процессы.

Наши знания мы должны уметь применять в жизни. Поэтому нами разработаны памятки для практического применения.

Ну, а теперь, давайте вернемся к началу урока, где мы ставили перед собой задачи изучения новой темы. Получили ли мы ответы на интересующие нас вопросы?
- Что вы узнали нового? (ответы детей)

- Подсчитайте баллы и выставите себе оценку за урок.

18-16б - «5», 15-13б -«4», 12-10б – «3».



А сейчас мне хотелось бы, чтоб вы прочитали, выбрали и закончили одно из предложений.

Этап рефлексии:

  1. Сегодня на уроке мне…

  2. Меня особенно удивило то, что…

  3. До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю…

  4. Было бы хорошо, если бы…

  5. Мне не понравилось…





&15, вопросы в конце параграфа, подготовить сообщение об одном из стихийных природных явлений в литосфере.







СПАСИБО ВСЕМ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ, МОЛОДЦЫ.





















РЕЗЕРВ

А теперь мы проверим полученные знания с помощью теста – взаимопроверки.

1. К стихийным природным явлениям литосферы относится:

а) заморозки; в) ливни;

б) оползни; г) цунами.

2. К стихийным природным явлениям атмосферы относится:

а) лавины; в) сели;

б) смерчи; г) наводнения.

3. Грязекаменный поток в русле горной реки, вызывающий большие разрушения, - это:

а) цунами; в) обвал;

б) оползень; г) сель.

4. На Дальнем Востоке России часто проявляется такое стихийное явление, как:

а) цунами; в) сели;

б) засухи; г) заморозки.

5. Стихийное природное явление горных районов:

а) ураганы; в) смерчи;

б) наводнения; г) лавины.

Проверка теста – обмениваются тетрадями.

• 1. б)

• 2. б)

• 3. г)

• 4. а)

• 5. г)

Результаты:

5 - оценка «5»;

4 – оценка «4»;

3 – оценка «3»















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок географии в 8 классе "Стихийные природные явления в литосфере"

Автор: Гузенко Елена Николаевна

Дата: 08.11.2018

Номер свидетельства: 484235


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1710 руб.
2440 руб.
2220 руб.
3170 руб.
1620 руб.
2310 руб.
1550 руб.
2220 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства