-продолжить формирование навыков работы с картографическими пособиями;
- формировать навыки самостоятельной и работе в парах;
- развивать у детей интерес к предмету, образное мышление;
-воспитывать любовь и уважение к природе;
Основные понятия: Формы и размеры Земли, глобус, легенда карты, физические, политические, экономические карты, контурная карта.
Образовательные ресурсы: глобус Земли; карта полушарий; карта России; атласы; топографический план; презентация “Форма и размеры Земли. Географическая карта”; технологические карты к уроку
Планируемые результаты
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира; формирование коммуникативной компетентности в общении; осознание уникальности своей малой Родины, ее места в общей картине мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
Предметные: знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности.
Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор, меридианы и параллели.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
Общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации.
Логические: выделение методов (анализ), синтез, подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные:
-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.
- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Формы организации деятельности учащихся- групповая, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование для учителя:компьютер, проектор, физическая карта полушарий.
Оборудование для учеников: компьютер, карточки с заданиями для группы, учебник И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина « География». Начальный курс:5 класс – М.: Дрофа , 2015., атлас по географии, Энциклопедия «Планета Земля».
Ход урока
Этапы классного часа.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
1. Организационный этап.
(1 слайд)
- А сейчас, дети, закройте глаза, вспомните самый счастливый день в своей жизни. Улыбнитесь. Теперь вы готовы к работе. Откройте глаза.
Проверка домашнего задания. Тест. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Взаимопроверка
Л: умение мотивированно организовать свою деятельность
П: овладевают при поддержке учителя учебно-организационными умениями
К: согласовывают свои действия с учителем и одноклассниками
2. Постановка темы урока. Постановка задач урока.
-Сегодня я предлагаю поработать 45 минут в лабораториях института «География». Я - ваш руководитель. Вы - младшие научные сотрудники. Определим тему нашей научной работы. (3 слайд)
Просматривают слайд.
- Кто догадался, о чём мы будем говорить в нашей лаборатории?
-Сформулируйте тему нашей работы? (4 слайд)
- Попробуем поставить цель нашей работы?
Давайте сформулируем задачи на урок.
- Да, ребята, вы правы, сегодня нам предстоит узнать, какую форму имеет наша Земля и её размеры, а также каким образом форма и размер Земли влияют на жизнь планеты. (5 слайд)
(Форма и размер Земли).
(Тема работы – “Форма и размер Земли”) Цель: выяснить какую форму имеет Земля, и рассчитать размеры Земли.
Познакомиться с разными версиями о форме земли.
2. Узнать размеры Земли.
Выяснить влияние формы и размеров Земли на жизнь планеты.
Л: определяют границы собственного знания и «незнания»
Р: учатся высказывать свою версию на основе приобретённых знаний
К: восприятие и понимание на слух речи учителя.
3. Актуализация знаний.
Прочитаем 1 задачу.
- Какие гипотезы, по форме Земли предлагали люди?
-Как пришли к одному мнению?
-А для чего это нам нужно знать?
Сегодня в нашей лаборатории мы должны найти подробно ответы на выше поставленные вопросы.
Ответы детей.
П: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме
4. Изучение нового материала.
А сейчас для того, чтобы решить нашу 1 задачу, мы должны послушать сообщение.
-Кто первым привёл доказательство шарообразности Земли?
Задание: Прочитайте отрывок. Подчеркните три косвенных признака шарообразности Земли, которые могли наблюдать ребята.
«…Мы сидели на берегу моря и любовались закатом. Это было то волшебное время суток, когда на небе уже появился молодой месяц, море и небо были окрашены в нежнейшие цвета: от сиреневого до бледно-бирюзового. У самой линии горизонта показались маленькие огоньки далёкого корабля, через какое-то время их стало больше, и мы поняли, что корабль движется к берегу…»
Со временем представления о форме и размерах Земли менялись. Появляются первые доказательства о шарообразности Земли, но все ли они доказывают, что Земля- шар?
- Вы уже знаете, что Земля, как и другие планеты Солнечной системы, имеет форму шара. К такому выводу пришли древнегреческие ученые более двух тысяч лет назад. (Сл. ) Первые доказательства шарообразности Земли принадлежат Аристотелю. Сл. .К ним он относил наблюдения за лунными затмениями, во время которых тень от Земли, отбрасываемая на поверхность Луны, всегда круглая; следующим его доказательством было расширение горизонта при поднятии. Чтобы на открытой местности увидеть как можно дальше, мы забираемся на высокий объект – дерево, крышу дома, холм, таким образом, горизонт расширяется с увеличением высоты места наблюдения.
- В том, что поверхность Земли выпуклая, легко убедиться, (Сл. ) наблюдая с берега за приближающимся по морю кораблём: сначала из-за линии горизонта появляются его мачты, трубы, затем постепенно становится, виден весь корпус, как – будто корабль поднимается откуда-то снизу.
- Особенно явно видна шарообразная форма Земли на космических снимках. (Сл. 8)
-Прочитайте первую задачу?
- Решили мы её?
- Какой вывод делаем?
- Прочитайте 2 задачу?
Постепенно представления о Земле, как о шаре стали основываться не на наблюдениях, а на точных расчётах и измерениях.
Работаем в группе.
Первым кто измерил величину земного шара, был древнегреческий учёный Эратосфен (III – II вв. до н.э.) Но в своих подсчётах он немного ошибся. Он сосчитал, что длина экватора равна 40000 км. Сейчас откройте учебник на 40 стр. Ответь на вопросы.
Кто первым измерил величину земного шара?
Чему равна длина окружности Земли?
На сколько км ошибся Эратосфен?
Запишите расстояние от центра к экватору?
Запишите расстояние от центра к полюсам?
Для того чтобы проехать это расстояние на скором поезде, потребовалось бы около месяца. А пройти пешком — примерно пять лет.
- Скажите, а правильно ли мы называем нашу планету «земным шаром»?
- Тогда почему расстояния от центра Земли до экватора и до полюсов разное.
- В действительности Земля наша - не идеальный шар.
Впервые это удалось заметить около 300 лет назад французскому академику Рише. Сл. 11
И помогли ему в этом астрономические часы.
Давайте посмотрим, насколько экваториальный радиус больше полярного (велика разница экваториального и полярного радиусов).
Физкультминутка.
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!
-Прочитайте 2 задачу?
- Решили мы её?
- Каким образом?
-Прочитайте 3 задачу?
- Индивидуальная работа. Стр 41. Заполни табличку. Рисуем планету и подписываем части: экватор, длина радиусов, полюса.
Сила притяжения, удерживает воду и воздух.
Солнечные лучи падают под разным углом. (на экваторе – жарко, на полюсах – холодно).
Смена природных условий.
-Прочитайте 3 задачу?
- Справились с этой задачей?
Слушаем сообщение Анны. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Аристотель.
1. На небе уже появился молодой месяц.
2. Солнце уже ушло за горизонт, но его последние лучи ещё освещали самые вершины гор.
3. У самой линии горизонта показались маленькие огоньки далёкого корабля, через какое-то время их стало больше..
Земля имеет форму шара.
2. Узнать размеры Земли.
- Эратосфен в то время ошибся на несколько км.
Площадь поверхности Земли = 510 млн км²
Расстояние от центра Земли до экватора = 6 378 км
до полюсов = 6 357 км
Длина экватора (окружности Земли) = 40 076 км.
Сообщение Егора.
21 км
3. Выяснить влияние формы и размеров Земли на жизнь планеты.
Р: работают по предложенному плану.
П: составляют осознанные речевые высказывания в устной форме.
Л: умение использовать приобретённые знания и умения.
К: оформляют свои мысли в устной форме.
П: умение работать индивидуально, делают выводы в результате своей работы.
Регулятивные : учатся организовывать свою самостоятельную деятельность;
выдвигают версии решения проблемы;
Коммуникативные:
Вырабатывают навыки сотрудничества; учатся работать в паре; Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Познавательные:
работать с различной информацией, со схемами, картами;
выявляют причины и следствия;
ведут отбор информации; Учатся преобразовывать информацию из одного вида в другой.
учатся логически рассуждать, анализировать).
5 этап. Закрепление учебного материала.
Рефлексия
Сейчас нам предстоит попрощаться с институтом «Земли», который радушно распахнул для нас свои двери, и возвратиться в свой кабинет географии.
- Решение теста
1) По своим размерам в Солнечной системе Земля занимает
а) 1-е место
б) 5-е место
в) 8-е место
2) Длина экватора составляет
а) 40076 км.
б) 39690 км.
в) 40075 км.
3) Разница между экваториальным и полярным радиусами составляет
а) 32 км.
б) 42 км.
в) 21 км.
4) Экватор – это
а) линия, проходящая через полюса планеты;
б) линия, которая делит земную поверхность пополам и расположена на равном удалении от полюсов;
в) линия, проходящая через любые две точки земной поверхности
5) Экватор делит Землю на полушария
а) северное и западное
б) восточное и южное
в) западное и восточное
г) северное и южное
6) Форма Земли – эллипсоид. Причиной формирования такой формы является
а) осевое движение Земли
б) деление Земли на полушария
в) приплюснутость Земли у полюсов
Подведение итогов.Все ли задачи мы выполнили? Достигли ли цели урока? Что было наиболее трудным?
Лист достижений.
(20 слайд)
Мы выполнили все пункты нашего плана.
Мы решили все задачи. Цели на уроке мы тоже достигли. Мы узнали понятие вулканизм и вулканы.
Регулятивные :Самоопределяться в решении географических вопросов
Анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы
Познавательные:
Преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Коммуникативные:
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Регулятивные :
Составлять план решения проблемы.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные:
Преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Коммуникативные:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
6 этап. Подведение итогов.
- Спасибо большое за урок!!! Мне очень понравилось с вами работать!!! До скорой встречи! (21 слайд)
.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1. К дням равноденствия относятся следующие даты:
А) 22 июня
Б) 23 сентября
В) 22 декабря
Г) 21 марта
2. 22 декабря день длиннее ночи в ….полушарии
3. Установите соответствие.
А) Северный тропик 1. 66°33´с.ш.
Б) Южный тропик 2. 23,5°ю.ш.
В) Северный полярн круг 3. 66,5°ю.ш.
Г) Южный полярный круг 4. 23,5°с.ш
4. 23 сентября Солнце в зените находится:
А) над экватором
Б) над северным тропиком
В) над южным тропиком
Г) над полярными кругами
5. В июле солнце освещает:
А) северное полушарие
Б) южное полушарие
1. К дням равноденствия относятся следующие даты:
А) 22 июня
Б) 23 сентября
В) 22 декабря
Г) 21 марта
2. 22 декабря день длиннее ночи в ….полушарии
3. Установите соответствие.
А) Северный тропик 1. 66°33´с.ш.
Б) Южный тропик 2. 23,5°ю.ш.
В) Северный полярн круг 3. 66,5°ю.ш.
Г) Южный полярный круг 4. 23,5°с.ш
4. 23 сентября Солнце в зените находится:
А) над экватором
Б) над северным тропиком
В) над южным тропиком
Г) над полярными кругами
5. В июле солнце освещает:
А) северное полушарие
Б) южное полушарие
1. К дням равноденствия относятся следующие даты:
А) 22 июня
Б) 23 сентября
В) 22 декабря
Г) 21 марта
2. 22 декабря день длиннее ночи в ….полушарии
3. Установите соответствие.
А) Северный тропик 1. 66°33´с.ш.
Б) Южный тропик 2. 23,5°ю.ш.
В) Северный полярны круг3. 66,5°ю.ш.
Г) Южный полярный круг 4. 23,5°с.ш
4. 23 сентября Солнце в зените находится:
А) над экватором
Б) над северным тропиком
В) над южным тропиком
Г) над полярными кругами
5. В июле солнце освещает:
А) северное полушарие
Б) южное полушарие
Решение теста
1) По своим размерам в Солнечной системе Земля занимает
а) 1-е место
б) 5-е место
в) 8-е место
2) Длина экватора составляет
а) 40076 км.
б) 39690 км.
в) 40075 км.
3) Разница между экваториальным и полярным радиусами составляет
а) 32 км.
б) 42 км.
в) 21 км.
4) Экватор – это
а) линия, проходящая через полюса планеты;
б) линия, которая делит земную поверхность пополам и расположена на равном удалении от полюсов;
в) линия, проходящая через любые две точки земной поверхности
5) Экватор делит Землю на полушария
а) северное и западное
б) восточное и южное
в) западное и восточное
г) северное и южное
6) Форма Земли – эллипсоид. Причиной формирования такой формы является
а) осевое движение Земли
б) деление Земли на полушария
в) приплюснутость Земли у полюсов
Работа в группе
Первым кто измерил величину земного шара, был древнегреческий учёный Эратосфен (III – II вв. до н.э.) Но в своих подсчётах он немного ошибся.
Площадь поверхности Земли = 510 млн км²
Расстояние от центра Земли до экватора = 6 378 км
до полюсов = 6 357 км
Длина экватора (окружности Земли) = 40 076 км. Сейчас откройте учебник на 40 стр. Ответь на вопросы.
Кто первым измерил величину земного шара? -
Чему равна длина окружности Земли? -
На сколько км ошибся Эратосфен? -
Запишите расстояние от центра к экватору? -
Запишите расстояние от центра к полюсам? -
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Аня. Жители Индии представляли Землю в виде половинки шара, которую держат слоны, стоящие на гигантской черепахе. Древние греки считали, что Земля – это выпуклый диск, который со всех сторон омывает широкая река. Древние учёные Пифагор и Аристотель уже считали Землю шаром. Аристотель заметил, что во время лунных затмений на луне виден круглый край земной тени. Доказательства шарообразности накапливались постепенно.
Егор. В 1672 году Рише отправился в Америку для астрономических наблюдений, захватив с собой часы, тщательно выверенные в Париже. Представьте себе его удивление, когда, приехав в район экватора, он обнаружил, что его часы стали отставать на 2,5 минуты в сутки.
По возвращении Рише в Париж: его часы снова стали идти правильно.
Часы отставали, как только их владельцы приближались к экватору.
Именно этот факт дал основание великому физику (Сл. 12) Ньютону предположить, что за капризами стрелок часов кроется не просто неисправность их механизма, а какая-то закономерность.
Часы отстают потому, - заявил Ньютон, — что наша Земля не шар, она сплюснута у полюсов и растянута вдоль экватора.