2.
3. | Повторение
Вода на Земле. Гидросфера
Новая тема
1)гидросфера и ее состав | | Повторение из курса биологии 1.постановка проблемного вопроса (на слайде представлены картинки с объектами живой природы и указано содержание воды в организме в процентах) -Что за цифры указаны на картинке? -значение воды для живого организма? 2.Игровой момент:Где логика-картинки:геометрическая фигура,воздух,земля.,вода 3.Сформулируйте тему урока и основные вопросы, которые будем изучать? - Где встречается вода в природе? - В каком состоянии встречается вода в природе?. (Жидкое, твердое -лед, снег, газообразное- пар). Показ опыта, переход воды из жидкого состояния в газообразное. - При каких условиях происходит переход воды из одного состояния в другое? Что такое гидросфера? Гидросфера объединяет все виды природных вод: реки, озера , Мировой океан, подземные воды, 1.Найдите в тексте данные о составе гидросферы и заполните табл. 2.Закончите фразу:» Гидросфера объединяет все виды природных вод. Большая часть воды сосредоточена в …….» Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. На гербе водного царства можно написать девиз: “Никому не уступлю”. Смысл его – великая роль воды в жизни Земли. Ни на одной планете нет такого количества воды, как на Земле. Слайд№ 4. Вода – самый удивительный минерал на Земле. Удивительный потому, что она создает условия для роста и развития многообразных форм жизни. Водные массы оказывают благотворное влияние на климат континентов, водные потоки формируют поверхность нашей планеты: в одних местах они разрушают горные породы, в других создают обширные низменности. Слайд№ 5. Вода не только размывает и разрушает горные породы, стенки оборудования и т.д. Она играет роль великого созидателя. Проникая в глубины Земли, вода задерживается там. Соединяясь с другими веществами, вода создает загадочный и прекрасный минерал – опал, вобравший в себя всю гамму светло-серых тонов и их тончайших переходов. Различные породы, в естественных условиях взаимодействуя с водой, принимают форму гидратов, создавая при этом интереснейшие минералы сложного химического состава. Эта область представляет большой интерес для геологов и химиков, поскольку еще многое остается неясным при изучении обнаруженных в природе образований. Воды на Земле очень много. Посмотрите на глобус или карту полушарий. Большая часть нашей планеты покрыта водной оболочкой. На нее приходится 71 % площади земного шара. Суша словно паутиной во всех направлениях прорезана сотнями тысяч рек и ручьев. Кроме того, на суше значительное количество воды содержится в озерах и водохранилищах, созданных руками человека, в болотах и ледниках, под землей; незначительную долю составляют пары атмосферы. Большая часть воды (96%) на нашей планете находится в океанах и морях. На воды суши приходится менее 2%. Эти 2% пресных вод суши и использует пока человечество для всех своих нужд (в промышленности и сельском хозяйстве, в быту). Итак, водная оболочка Земли называется гидросферой. ГИДРОСФЕРА – водная оболочка Земли, включает воды Мирового океана и воды суши. Пресная вода 0,6 % (реки, пресные озера, частично подземная вода). | Анализируют слайды, высказывают предположения. Отвечают на вопросы На экране Записывают в тетради Работа по группам Работа с табл.и учебником с.147 ФИЗМИНУТКА. Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три Морская фигура замри. Записывают предложение Заканчивают ее | 10 |
| 2)Круговорот воды в природе. 3)сам раб с учебником 5)Мировой океан
| Презентация | Пресной воды на Земле не так уж много. Такого количества хватило бы человечеству всего на несколько лет. А между тем воды в наших реках и озерах не убывает год от года. Вода не только образует гидросферу, но и проникает в другие сферы. «В звонкой льдинке и слезинке, И в дождинке и в росинке , Нам откликается всегда океанская вода» Кто же сделал наши пресные водоемы неиссякаемыми? Оказывается, солнце. Ибо под действием солнечных лучей происходит круговорот воды в природе. Что означает слово « круговорот»--вращение по кругу или возвращение к началу. Посмотрим как происходит в природе Демонстрация КРУГОВОРОТА ВОДЫ В ПРИРОДЕ Задание: анализируя рис 106 с.148 заполните схему»Основные процессы круговорота воды» Первоисточник воды на нашей планете является Мировой океан. Вопросы биологии: -вспомните обитателей Мирового океана? -Определите класс организмов, представленных на рисунках ( выставка творческих работ на стенде) -Что такое вода? Занимательный опыт: взаимодействие воды с щелочным металлом.(Как вы думаете,что происходит,какой вывод можно сделать?) | Смотрят слайд Работа по группам Чертят схему в тетрадях круговорот воды (5 минут) Анализируют и заполняют схему Отвечают на вопросы Анализируют опыт,предлагают свои варианты ответов | 15+5 |
4. | Закрепление нового материала.
| | 1.Восстановите текст Гидросфера- ,,,,,,оболочка Земли. Она включает все виды природных ….Большая часть воды сосредоточена в …..океане. Гидросфера- сплошная …. нашей планеты. Единство ее вод обеспечивается…..воды в природе. 2.Что нового и интересного узнали на уроке? 3.Продолжите фразу: «Я знаю,что….) | Отвечают на вопросы, работают с учебником | 7 |