kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок на тему "Вулканы, горячие источники, гейзеры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок на тему: «Вулканы, горячие источники, гейзеры»

Цель:  формирование  представления о вулканах и гейзерах, их строении и особенностях извержений.

Задачи:

  1. Сформировать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения; о гейзерах и горячих источниках
  2. развивать навык работы с картой, учебником, способствовать развитию умения применять полученные знания в новой учебной ситуации;
  3. содействовать формированию устойчивого интереса к географической науке, процессам, происходящим в земной коре.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: словеснный, наглядный, беседа

Оборудование: физическая карта мира, иллюстрирующие строение вулкана и формы извержений вулканов, атласы, рабочие тетради с контурными картами, презентация к уроку

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Вулканы, горячие источники, гейзеры" »

Тема: «Вулканы, горячие источники, гейзеры»

Цель: формирование представления о вулканах и гейзерах, их строении и особенностях извержений.

Задачи:

  1. Сформировать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения; о гейзерах и горячих источниках

  2. развивать навык работы с картой, учебником, способствовать развитию умения применять полученные знания в новой учебной ситуации;

  3. содействовать формированию устойчивого интереса к географической науке, процессам, происходящим в земной коре.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: словеснный, наглядный, беседа

Оборудование: физическая карта мира, иллюстрирующие строение вулкана и формы извержений вулканов, атласы, рабочие тетради с контурными картами, презентация к уроку

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Опрос. Закрепление знаний по теме «Движение земной коры»

Задания на знание фактов, понятий.

- Что такое землетрясения, каковы его причины?

- Объясни – термины: очаг, эпицентр, сила землетрясения.

- Какие разрушения производит землетрясения в 1 . 3, 7, 10 баллов?

- Что такое горст и грабен? В результате каких движений они образуются?

Задания на проверку понимания связей.

- Может ли быть землетрясения в нашей местности? Почему?

- Почему землетрясения происходят в сейсмически активных зонах.

Задания на проверку умений.

- По тектонической карте мира покажите районы, где могут быть землетрясения.

- Каковы ваши действия при землетрясении? (если на улице, если внутри здания)

3. Изучение нового материала

Магма по жерлу рвётся наружу

Выход из кратера ей очень нужен

Если проход на поверхность дан,

Значит проснулся грозный вулкан


16 век. Уже открыт американский континент. К неизвестным землям устремляются искатели приключений, а также лёгкой наживы. Один из них конкистадор Писарро, грабит империю инков.

Инки – народ Америки. К моменту открытия их земель, они имели своё государство, собственную письменность, а уровень их цивилизации зачастую поражал даже просвещённых европейцев.

Полководец инков , Руминьяуи, собрал на севере страны, в Кито, 12 тысяч воинов и решил дать бой испанским захватчикам. Он убеждал своих солдат, что жестокие пришельцы не боги, а обычные люди.

Писарро послал в Кито отряд всего из 280 человек. Перевес был, явно, на стороне инков.

Но, когда началось сражение, внезапно проснулся вулкан Котопахи (показать на карте). Среди воинов Руминьяуи началась паника: значит, они подняли руку на богов!

Город был сдан без боя. Страна инков погибла

Сегодняшний наш урок посвящён этому грозному явлению природы – вулканам. Запишите тему в тетрадь.

С незапамятных времён огнедышащие горы – вулканы обожествлялись людьми, вокруг них возникало много устрашающих легенд. Они казались человеку дверью в подземный мир.

Ещё не так давно многие индонезийцы верили в древнюю сказку, будто вулканы, подобно многим богам, охотно принимают человеческие жертвоприношения. А у аборигенов Новой Зеландии (о. показать на карте)существовал обычай: вождей племени, прославившихся при жизни, следует хоронить в кратере вулкана Тонгариро, тогда они попадут в жилище богов.

Грандиозные лаборатории природы, в которых клокочут расплавленные недра Земли, происходят бесконечные превращения веществ, настолько страшили человека, что у многих народов районы вулканических извержений считались запретными для смертных. «Там живут злые и самые могущественные боги Земли».

Откуда пошло название «вулкан» ( сообщение учащегося)

Древние народы считали, что извержение вулкана – это великий гнев богов. В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном – чудовищем, олицетворявшем огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр Земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог – громовержец Зевс, и разгорелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались огненные стрелы – молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух и даже темные грозовые тучи. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре грозит грозный Тифон богам и всему живому, вызывает бури и извержения вулканов.

Известен и знаменит был у греков Гефест – искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым¸ кует оружие.

Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия. Этна ( 3263 м) бушевала 130 раз.

У древних римлян бога огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени.

Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня

Рождение вулкана

Просмотр видеозаписи

Презентация урока

Запись темы урока в тетрадь

Работа по схеме строения вулкана

А сейчас мы попробуем разобраться с помощью схемы, как образуется вулкан и какое он имеет строение.

В каком состоянии находится магма?

Магма находится в жидком состоянии.

Почему? В глубине, при ослаблении давления вещество мантии из пластического становится жидким.

Там, где в земной коре есть разломы, возникает магматический очаг.

Под действием каких сил образуется трещина в земной коре?

Под действием внутренних сил.

Камни, дым, пепел, пар, изливающаяся магма.

Почему же вначале летят вулканические бомбы, пепел, пар, газ, а потом изливается огненная лава?

Причина в том, что магма насыщена газами, которые, вырываясь на поверхность, поднимают столб паров и дыма. Огромное давление выбрасывает высоко в атмосферу вулканическую пыль и камни.

Магму, выливающуюся на поверхность и потерявшую значительную часть своих газов, называют лавой.

Канал, по которому поднимается магма, называется жерлом вулкана.

Жерло заканчивается кратером, через который на поверхность земли вырываются продукты извержения.

Извержение лавы напоминает выталкивание газами пробки из бутылки с шипучей жидкостью. Жидкость в закупоренной бутылке по виду ничем не отличается от обыкновенной воды. Однако стоит ослабить пробку, как она приходит в движение, выделяя пузырьки газа. Газ с шумом выталкивает пробку и устремляется к выходу, увлекая с собой жидкость, которая пенится, разбрызгивается и уходит через край бутылки.

После каждого извержения вулкана лава застывает, образуя вулканические или магматические горные породы.

Показ рисунков с извержением вулкана и потоки лавы

Лава имеет температуру 1000С0 и течёт по склону со скоростью 50 км/ч

Запись схемы в тетрадь

Выбросы из кратера вулканы


Вулканические камни

Вулканические бомбы

Пыль( мелкие частицы)

Вулканический пепел




Показ рисунков

Запись схемы в тетрадь


Классификация вулканов по происхождению

Площадные(огромные лавовые озёра)

Трещинные(по трещине несколько вулканов)

Центральные(единственное жерло, кратер)





Работа с картой



Самый высокий действующий вулкан в Евразии – Ключевская Сопка.

Учащиеся определяют его географическое положение, выполняя следующие действия:

1 Каким способом на карте изображаются вулканы.

2 Определить на каком материке находится, в какой его части.

3 Чему равна высота.

Нанесите вулкан на контурную карту.

Время от времени Ключевская Сопка просыпается и буйствует. Под раскаты подземного гула высоко в небо поднимается чёрный столб дыма, освещаемый снизу, из кратера, багровым пламенем. Потом начинают вылетать стрелы молний, и на землю обрушивается дождь из пепла, из жерла вылетают раскалённые каменные бомбы, и огненные реки изливаются оттуда, пенясь и зловеще шипя, источая сильный запах серы.

Кроме Ключевской Сопки на Камчатке и Курилах есть множество других вулканов.

Только ли человек с помощью приборов может предсказать начало извержения вулканов?

Не только. Многие животные беспокойно себя ведут, предчувствуя близкое извержение. Они отказываются от пищи, покидают места обитания.

А теперь посмотрите на карту и скажите, где же находятся районы извержения вулканов?

Они совпадают с районами землетрясений.

А где чаще всего происходят землетрясения?

Там, где земная кора неустойчива.

А может ли проявляться интенсивный вулканизм и землетрясения там, где живём мы?

Нет. Мы живём на Восточно-Европейской равнине. А этот участок земной коры относится к устойчивым.

Знакомство с горячими источниками и гейзерами(презентация к уроку)

Горячие источники имеют вид озера. Их используют для отопления. В лечебных целях – минеральные воды.

Гейзеры- фонтанирующие горячие источники. Выбрасывают воду до 3 метров. Взрывы происходят через определенный промежуток времени.

Показ рисунков

Закрепление изученного материала

Кроссворд

  1. Как называются вулканы извергающиеся в наше время?

  2. Прекратили свою деятельность давно

  3. Материал, излившийся на поверхность

  4. Место из которого изливается лава

  5. Бог огня в римской мифологии

  6. Что предшествует извержению вулкана

  7. Воды фонтанирующие из земли

Подведение итога урока

Мы познакомились с вулканами, а вот какие ещё интересные явления природы связаны с вулканическими районами, вы узнаете, прочитав последний пункт параграфа уже дома.

А теперь скажите, вам хотелось бы жить в тех местах, где происходят извержения вулканов? Ваше желание понятно. Всегда хочется увидеть что-то необычное, уникальное. Но, всё таки- я думаю, никто бы из вас не променял ни на что другое нашу прекрасную Русскую равнину, с её бескрайними просторами и белоствольными берёзами.

Домашнее задание

Параграф 2. Обозначить на контурной карте потухшие и действующие вулканы: Котопахи, Килиманджаро, Везувий, Этна, Ключевская сопка, Эльбрус. Гекла.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок на тему "Вулканы, горячие источники, гейзеры"

Автор: Топчий Светлана Олеговна

Дата: 16.01.2015

Номер свидетельства: 156138

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Литосфера 6 "Б" класс"
    ["seo_title"] => string(17) "litosfiera6bklass"
    ["file_id"] => string(6) "283523"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453833911"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Олимпиадные задании по геогрфии 6, 7, 8 класс"
    ["seo_title"] => string(40) "olimpiadnyiezadaniipoghieoghrfii678klass"
    ["file_id"] => string(6) "283536"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1453834464"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства