1 | Организационный момент. (Задача - создать положительный эмоциональный настрой, мобилизовать внимание) | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. - Добрый день. Я рада видеть вас и надеюсь на успешное взаимодействие на уроке. Сегодня у нас много гостей, мы должны показать, как хорошо мы умеем работать. | Подготовка класса к работе. |
2 | Активизация знаний (опираясь на повторение пройденного материала перейти к постановке проблемы урока, формулированию темы) | - Сегодня мы будет с вами работать по Листам знаний. Каждому на стол я раздала такой лист, запишем свое имя фамилию. Этот своеобразный план поможет нам с вами разобрать сегодняшнюю тему. В данном листе у нас имеются задания, выполнив которые, мы узнаем много интересного. Так как с этими листами мы работаем не впервые, но все таки я буду вам помогать. Итак темы урока нет, чтобы нам узнать, о чем мы будем говорить на уроке нам необходимо выполнить Перове задание. Выполнение интерактивного задания – учащимся предлагается ответить на вопросы прошлого урока. При правильном ответе – открывается часть иллюстрации (коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие, беседа). 1. В чём заключается заслуга экспедиции Фернана Магеллана? Было доказано единство Мирового океана 2.Какой вклад в изучение планеты внесли русские мореплаватели Фадей Фадеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев? открыли Антарктиду 3. Кто из путешественников совершил первое кругосветное путешествие? Фернан Магеллан 4. В чём заключается заслуга экспедиции Джеймса Кука? было доказано, что Австралия – самостоятельный материк 5. Какой из материков Земли был открыт последним? Антарктида | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки |
3 | Создание проблемной ситуации, постановка темы и целей урока | Постановка учебной задачи. По завершении викторины перед учащимися открывается коллаж, на котором изображены символы России. Учащимся предлагается ответить на вопросы: Ребята, символы какой страны вы видите перед собой? Что вы знаете о России? (обращает внимание на правовое воспитание учащихся, говорит о том, что Россия – суверенное государство государство, которое имеет чётко определённую территорию, на которой оно осуществляет внутренний и внешний суверенитет, имеет постоянное население, правительство, не зависит от других государств...) Как вы думаете, как формировалась карта нашей страны, чья эта заслуга? Подводящий диалог и определение учащимися темы урока – «Открытия русских путешественников». Какая тема нашего урока? – открытия русских путешественников. Что предстоит узнать на уроке? Наша страна огромна, очень многие ученые, географы занимались изучением и исследованием нашей страны. Сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми кого называют «русскими Колумбами». Кто такой Колумб? - Как вы думаете почему их так называли? (высказываются). Это ваша точка зрения, я пока промолчу, а в конце урока мы выясним правы ли вы. | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
4 | Изучение нового материала (формировать навыки самостоятельного осмысления и оценки обучающимися своих знаний; выявить сформированность навыка самостоятельной работы с картой и учебником; регулятивные УУД – находить в тексте конкретные факты, сведения, умение работать с таблицами; формирование самооценки, самоконтролю выполняемой работы Познавательные: - формирование логических умений: анализ, построение цепочек рассуждения. Личностные:формирование нравственно-этических ценностей патриотизм. | I Рассказ учителя: Россия занимает значительную часть Европы и Азии. Ее берега омывают многочисленные моря трех океанов. Изучить ее, сделать ее богатства доступными российскому народу пыталось не одно поколение первопроходцев, путешественников. (Что значит ПЕРВОПРОХОДЕЦ? Нам сегодня предстоит выполнить п.р. по ходу изучения новой темы мы будем заполнять таблицу, которая у вас есть в тетрадях для п.р. Посмотрите на листы знаний и найдем маршрут №1 Учитель создает игровую ситуацию – материалы которых были испорчены в архивах. Ваша задача - восстановить тексты исторических документов используя учебник на стр. 35 Показать маршрут на интерактивной карте, с помощью функции рисования. Маршрут № 2 «Хождение за три моря» Используя текст учебника (стр.35), дополнительные источники информации подготовьте сообщение о “хождении за три моря” Афанасия Никитина по плану: Когда было совершено путешествие и его продолжительность? Какую страну посетил? Перечислите три моря, за которые “ходил” Афанасий Никитин. Воспроизведите на интерактивной карте маршрут путешествия. РАБОТА В ГРУППАХ Выполняем задание 3 в листе знаний. 1. Просморев видеоролик ответь на вопросы - когда было совершено путешествие? - Что было открыто благодаря экспедиции Витуса Беринга? 2. Пользуясь текстом учебника напиши - Какова заслуга Ермака Тимофеевича в освоении Сибири? - В чем заслуга Семена Дежнева? Что открыла его экспедиция? (пролив между Азией и Америкой, путь из Северного Ледовитого океана в Тихий океан) Проверка заполнения таблицы Реки | Колыма, Анадырь | Море (океан) | Восточно сибирское | Мыс | Дежнева | Острова | Алеутские и командорские, Остров Беринга, где он погиб в 1741 | Пролив | Берингов | Побережье | Северо-западная часть Америки, Берингово море | - Отметим маршрут на интерактивной карте – выставление оценокния нашей страны земли.ОВЫЕ ЗЕМЛИ. первопроходцев, путешественников. я тундра | Познавательные УУД - поиск и выделение необходимой информации; уметь перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы. Коммуникативные УУД - умение выслушать мнение членов группы; выражать свои мысли. Личностные УУД - осознание значимости данной работы. Работа над заданиями листов путешествий. |
6 | Рефлексия (формировать способность учащихся вырабатывать собственное отношение к изучаемому материалу, осмыслить и провести оценку своих знаний и возможностей для дальнейшего изучения темы) | МЫ УЗНАЛИ.. Мы научились… Мы хотели бы узнать… На уроке мы работали… Я заслуживаю оценку… - Оцените свою работу на уроке, подсчитайте количество баллов и запишите. У кого пять? Спасибо. Оценим урок с помощью интерактивной доски, поставим соответствующий смайл. ЕСЛИ БЫЛО ВСЕ ПОНЯТНО, УРОК ПОНРАВИЛСЯ – УЛЫБКА ЕСЛИ УРОК НЕ ПОНРАВИЛСЯ, БЫЛО НЕ ПОНЯТНО-ГРУСТНЫЙ СМАЙЛИК | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия |