1.Организационный. 2. Создание проблемной ситуации | Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. Создание проблемной ситуации. 1. «Ассоциативный ряд». Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. (показ фрагмента- фотография леса) Ваши ассоциации... Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться? 2. Задача сегодняшнего урока: научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте. Попробуйте сами назвать тему урока. Учитель при необходимости уточняет: «Ориентирование на местности. Азимут» | Проверяют готовность к уроку. Проверяют наличие раздаточного материала. Учащиеся высказывают свои суждения, чувства в предложенной ситуации.
Учитель через высказывания учащихся умело подводит их к самостоятельному определению задачи урока. Записывают тему урока в тетради. | Развитие речи учащихся, умения высказывать собственные мнения, развитие умения слушать товарищей. Развитие монологической речи. |
Опора на опыт, знания учащихся. | Включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия; |
3. Актуализация знаний. 4.Применение нового знания. | . Включение в содержание изучаемого материала субъектного опыта учащихся, создание ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности Найдите определение понятия в учебнике. Прочтите. Начертить. Что для этого нужно знать и уметь? (стороны горизонта) Что вы знаете про стороны горизонта? (основных – 4, промежуточных – 4). 2. Показ фрагмента мультимедийного учебника Раздел «Земля – планета Солнечной системы». Нахождение нужной точки на глобусе и карте. 3. Проверим знание сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости. Учитель диктует согласно направлениям ( 2 клетки на восток, 2 – на юго-восток, 2 – на северо-восток и т.д) Самопроверка. 4. Перечислите способы ориентирования по местным признакам.
5. Показ фрагмента мультимедийного учебника. Раздел «Земля – планета Солнечной системы». Нахождение нужной точки на глобусе и карте.
6. Определение направлений на плане и карте (работа с учебником) (рис.19 стр.30) Покажите направления на плане местности. Как оно обычно показано? Прочтите умения при работе с географической картой (памятка ученику) Выделите умения согласно новой теме урока. А зачем нам это нужно? Как по карте узнать направление сторон горизонта? Сделайте вывод: как определить направления сторон горизонта на картах? ІІ. Работа с определением вводимых понятий. Представление определения понятия, его схематического изображения с выделением родового понятия и видовых признаков, знаковое оформление понятия. 1. Практическая работа по поиску новых знаний Покажите стороны горизонта на данной схеме. (на доске).Укажите размер угла. Как мы можем узнать точное направление сторон горизонта? Укажите величину угла на предмет (помещает условный знак на запад) Мы с вами определили АЗИМУТ. Так что такое АЗИМУТ? (учитель направляет внимание учащихся на родовое понятие, т. е существенный признак – УГОЛ) 2.Просмотр фрагмента мультимедийного учебника. Раздел «Географическая карта». Чтение и составление топографического плана. Составление плана местности. Азимутальная съёмка. (Определение понятия). 3. Работа с учебником. Стр. 31 рис. 20 Найдите в своих учебниках определение понятия. Прочтите. Скажите друг другу. | Диалогические формы взаимодействия учащихся с учителем.
Учащиеся высказывают свои мнения, опираясь на ранее изученное.
Чертят и показывают у доски.
Смотрят.
Самостоятельная работа по проверке знаний в определении сторон горизонта на плоскости. Самоконтроль знаний.
Высказывания учащихся с опорой на их опыт и знания с последующим прослушиванием диктора мультимедийного учебника по каждому признаку в отдельности.
Выполняют практические задания по плану местности по учебнику . Читают и выбирают пункты, касающиеся данной темы урока. Отвечают на вопрос: чтобы уметь читать карту, рассказывать и показывать географическое положение объектов.
Работа в контурных картах. Показ направлений сторон горизонта на картах. Делают вывод.
Совместный поиск новых знаний под руководством учителя. Учитель добивается, чтобы учащиеся назвали существенные признаки: угол, лучи между направлениями на север и на предмет.
Самостоятельное определение понятия с опорой на полученные знания в ходе предварительной практической работы. Учащиеся читают определение понятия в учебнике говорят друг другу по памяти. | Развитие речи учащихся. Использование обратной связи. Развитие логического мышления. | . Формирование работы с учебником. Развитие коммуникативных способностей, умения слушать и оценивать соседа. | Работа по формированию орфографической зоркости, навыков правильного написания новых научных терминов и названий. |
5.Этап закрепления и применения знаний и способов деятельности. | 1. Работа по определению азимута. по фрагменту мультимедийного учебника. Раздел «Географическая карта». Чтение и составление топографического плана. Составление плана местности. Азимутальная съёмка. 2. Практическая работа с компасом.
Что такое компас? Что значит сориентировать, т.е. установить компас? Прочтите памятку «Правила работы с компасом» и установите компас. Прочтите памятку «Последовательность определения азимута» Выполните задания. Возьмите гранёный карандаш или линейку и определите азимут на предметы в классе: на окно, на цветок, на дверь) 3. Практическая работа в группах по заданному маршруту в поисках записки. Объединись в группу согласно цвета карточки на твоей парте. Двигайся по азимуту согласно заданиям на карточке. 1 группа. 1 записка. От жёлтого флажка пройти по азимуту 240° - 7 шагов, затем по азимуту 10 °- 4 шага. Найдите записку такого же цвета и прочтите. 2 записка Ответьте на вопрос: Где могут пригодиться знания, полученные на уроке. (у других групп задания по определению понятий: азимут, ориентирование, масштаб, компас) | Учащиеся определяют азимут на фрагменте по заданным величинам углов.
Учащиеся просматривают видеофрагмент ориентирования компаса и отвечают на вопрос учителя. Читают памятку и ориентируют компас согласно памятке. Учащиеся выполняют последовательно действия в определении азимута, записывают в тетради.
Выполняют задание.
Учащиеся обсуждают ответ. Учащиеся делятся на группы согласно цвета карточки и флажка на партах и выполняют задания по поиску записки. | Развитие логического мышления | Формирование практической направленности, практических действий при работе с компасом. Развитие умения работать по алгоритму, применять его в практической деятельности. . Развитие умения выделять главное в тексте, развитие логической последовательности в высказываниях. Создание условий для формирования коллективно-групповых отношений в процессе игровой деятельности. | Формирование умений практического применения знаний.
Формирование интереса к изучаемой теме. |
6. Этап обобщения знаний и способов деятельности, информации о домашнем задании, подведения итогов урока. | Учитель предлагает оценить работу обучающихся в группах и индивидуально. Предлагает подвести итог урока. Найти недочеты в уроке и предлагает выполнить д/з : параграф 8 , задание №8 (определить в каком направлении двигаются кораблики) | Ученики оценивают свою работу, делают выводы, записывают д/з. | Умение правильно оценивать свою работу. | Уметь сопоставлять данные. | Развивать умение выбирать в тексте главное |