kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Определение и понятия терминов «экономика», «экономические системы» география, 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Обучающая: изучить новые понятия «экономика», «экономические системы»;

 типы экономических систем; познакомить учащихся с основными характеристиками экономических систем; способствовать формированию навыков практической, самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся. способствовать систематизации знаний по данной теме.

Развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности и самостоятельной работы.

Воспитывающая: воспитывать  целеустремленность, волевые качества личности (усердие и усидчивость).

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы: проблемного обучения, практический.

Оборудование:   ПК, мультимедийный проектор, презентация учителя

План урока

1. Организационный момент (2 мин)

1.1. Проблемный вопрос (3 мин)

1.2. Постановка темы и целей урока (1 мин)

2. Изучение нового материала (25 мин)

2.1. Работа с дополнительным материалом (8 мин)

2.2. Обсуждение (4 мин)

2.3. Практический этап (10 мин)

3. Закрепление (10мин)

4. Рефлексия. (2 мин)

5.Заключительная часть: подведение итогов, выставление оценок

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Определение и понятия терминов «экономика», «экономические системы» география, 9 класс»

9 класс. Урок № 2

Определение и понятия терминов «экономика», «экономические системы»

Цели урока:

Обучающая: изучить новые понятия «экономика», «экономические системы»;

типы экономических систем; познакомить учащихся с основными характеристиками экономических систем; способствовать формированию навыков практической, самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся. способствовать систематизации знаний по данной теме.

Развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности и самостоятельной работы.

Воспитывающая: воспитывать целеустремленность, волевые качества личности (усердие и усидчивость).

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы: проблемного обучения, практический.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация учителя


План урока

1. Организационный момент (2 мин)

1.1. Проблемный вопрос (3 мин)

1.2. Постановка темы и целей урока (1 мин)

2. Изучение нового материала (25 мин)

2.1. Работа с дополнительным материалом (8 мин)

2.2. Обсуждение (4 мин)

2.3. Практический этап (10 мин)

3. Закрепление (10мин)

4. Рефлексия. (2 мин)

5.Заключительная часть: подведение итогов, выставление оценок. д/з ( 2 мин)


Ход урока:

I. Организационный момент


Этапы

Действия учителя

Действия обучающихся

Этап побуждения

Слайд 2

Вступительное слово учителя: один отечественный сатирик задал своим слушателям проблемный вопрос: «Что вы выберите: полный карман денег и пустые прилавки магазинов или полные прилавки магазинов и пустой карман?» Отчего это зависит? Исследованием этого вопроса мы займемся на сегодняшнем уроке




Обучающиеся высказывают свои точки зрения.


Обучающиеся делают вывод о зависимости уровня жизни от типа экономической системы (в данном случае речь идет о командно-административной и рыночной системах), о важности типа экономической системы для социально-экономического и политического развития любого общества.

Работа с учебником §1

Какая тема сегодняшнего занятия?



Запишите тему урока

( слайд 1)

Что будет целью занятия?



Ответы:

Экономика и экономические системы.



Записывают тему


Примеры ответов:

Познакомиться с понятием «экономика». Изучить типы экономических систем. Сравнить их.

II. Изучение новой темы

Работа с учебником

Но прежде дадим определение понятию – экономика.

- Что такое «экономика»?

Я вам сообщала, что данному термину даётся огромное количество определений. Сегодня на уроке нам больше подойдёт следующее ( слайд 2)

« Экономика – наука, изучаю-щая поведение участников процесса хозяйственной деятель-ности, которая представляет собой экономическую систему»



А что же называют «экономической системой»?

(слайд 3)

А вот еще одно оределение:

Это форма организации хозяйственной жизни общества как совокупность ответов на главные вопросы экономики:

- Что производить?

- Как производить?

- Для кого производить?

Находят в учебнике определение, знакомятся с другими вариантами определения (слайд 2), записывают его в тетрадь.























Читают в учебнике определение



Определение записывают в тетрадь.



2. Изучение нового материала



2.1. Работа с дополнительным материалом











































2.2. Обсуждение выполнения работы

Выделяют 4 основных варианта экономических систем:

-традиционную (центральзованную)

- административно- командную (плановую)

-рыночную

-смешанную

Ваша задача: работая в группах, внимательно изучить содержание дополнительного материала

( Приложение 1)

и выразить сущность ЭС в одном-двух предложениях





Класс делится на 4 группы

1 группа- традиционная экономика

2 группа – плановая эк-ка

3 группа – рыночная эк-ка

4 группа – смешаная эк-ка















Примерные ответы

Традиционная - способ организации жизни при котором капитал и земля находятся в общем владении, а распределение ресурсов осуществляется на основе традиций.

Административно-командная или Плановая экономика-это система, в которой доминирует общественная собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений. Главной чертой является монополизм производства, который тормозит НТП. Государственное регулирование цен порождает дефицит.

Рыночная - это способ организации жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а ресурсы распределяются с помощью рынка

Смешанная-это такой тип общества, который объединяет все системы. Главная роль отводится рынку, который испытывает на себе влияние деятельности государства, опыт

и традиции страны.



Выступление групп

2.3. Практическая деятельность

Задание:

Выделите основные исторические этапы РК основываясь на знании характеристик экономических систем и заполните таблицу

(слайд 4)

По плану:

1. Хронологические рамки ист. этапа

2. Присущая ему экономическая система

3. Ее характерные черты







После заполнения вывод по таблице

Этап закрепления проверки усвоения

Заполненная таблица на экране.

Проверяем правильность заполнения

(Слайд 5. Приложение 2)

Выполнить тест

Приложение 3







Проверяют свою работу



Выполняют, проверяют и оценивают свою работу

4-5 прав. ответа –«3»

6 прав. ответов – «4»

7 прав. ответов – «5»

Рефлексивный экран



(слайд 6)

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Ученики по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске



Подведение итогов, выставление оценок Д/З (слайд 7)





§ 1, подумайте над вопросом: Можно ли составить идеальный план развития экономики всей страны?







Приложение 1.

Характерные черты традиционной экономики.
1. Производство, распределение и обмен базируется на обычаях, традициях, культовых обрядах.
2. Многоукладная экономика, т.е.существование различных форм хозяйствования, основанных на различных формах собственности: натурально-общинное хозяйство- на общинной форме собственности, мелкотоварное производство.
3. Социально-экономический застой, низкий темп воспроизводства.
4. Ограничения технического прогресса.
5. Устойчивое превышение темпов роста населения над темпами роста промышленного производства.
6. Значительная внешняя финансовая задолженность.
7. Высокая роль государства и силовых структур.
8. Отсталая технология.
9. Стимулом к труду является необходимость удовлетворять элементарные жизненные потребности.
Характерные черты рыночной экономики.

Рыночная экономика — характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг.

Свобода предпринимательства выражается в том, что каждый член общества, самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовать процесс производства товаров и услуг. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку.

Свобода выбора становится основой конкуренции.

Основу рыночной экономики составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения заключенных контрактов и невмешательства третьих лиц. Экономическая свобода — фундамент и составная часть свобод гражданского общества.

Основные характеристики рыночной экономики

Рыночной экономике присущи следующие черты:

1. Частная собственность;
Разнообразные виды форм частной собственности позволяют обеспечить экономическую самостоятельность и независимости хозяйствующих субъектов.

2. Свободное предпринимательство;
Экономическая свобода даёт производителю возможность выбора видов и форм деятельности, а для потребителя возможность покупать любой товар. Рыночную экономику отличает суверенитет потребителя — потребитель решает, что должно производиться.

4. Ценообразование, основанное на механизме спроса и предложения;
Тем самым рынок осуществляет саморегулирующую функцию. Обеспечивает рационально эффективный способ производства. Цены в рыночной системе никем не устанавливаются, а являются результатом взаимодействия спроса и предложения.

5. Конкуренция;
Конкуренция порождаемая свободой предпринимательства и свободой выбора заставляет производителей производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным способом.

6. Ограниченная роль государства. Государство лишь следит за экономикой

7. Ответственность субъектов рыночных отношений — заставляет предприятия отвечать по обязательствам принадлежащим им имуществом.


Характерные черты командно-административной системы.
1. Государственная собственность на все материальные ресурсы.
2. Централизованное планирование экономики.
3. Отсутствие конкуренции, торможение роста качества продукции, производительности труда и введения инноваций.
4. Монополизм производителей.
5. Отсутствие предпринимательства.
6. Прямое распределение продукта через фиксированные цены. Жесткое распределение экономических ресурсов.
7. Экономический порядок обеспечивается путем принятия жестких административных и уголовно-правовых мер.
8. Теневая экономика поддерживает функционирование всего хозяйства.
9. Политика довлеет над экономикой.
Характерные черты рыночной экономики.
1. Частная собственность на факторы производства.
2. Свобода предпринимательства и выбора.
3. Самостоятельность хозяйствующих субъектов, действуя на свой страх и риск.
4. Мотивация участниками личными интересами.
5. Конкуренция между производителями, потребителями, поэтому никто не имеет реальной власти (экономической).
6. Свободное ценообразование.
7. Вмешательство государства ограничено

Характерные черты смешанной экономики
1. Собственность многообразная.
2. Сильное профсоюзное движение.
3. Переход к новой организации труда с ведущей ролью системы Интернет.
4. Увеличение роли человеческого фактора.
5. Активная регулирующая и корректирующая роль государства.
6. Специфика моделей определяется ресурсной базой страны, исторической традицией населения, материально-технической базой и другими факторами

Для стран бывшего СССР характерен переходный период. Переходная экономика-это экономика, находящаяся в процессе перехода (трансформации) от одной экономической системы к другой.

Характерные черты переходной экономики
1. Господство переходных экономических форм.
2. Неустойчивость, характер которой диктуется постоянным поиском новых, эффективных экономических форм.
3. Историчность, которая связана с историческим характером условий перехода и зависит от особенностей региона. Поэтому:
4. Переходная экономика самобытна и специфична.
5. Обострение социально-экономических противоречий.

Переход к рыночным отношениям поставил вопрос о путях проведения рыночных преобразований. В настоящее время в практике существует два пути: быстрых радикальных реформ - «шоковая терапия» и постепенного, эволюционного перехода. Первый применялся в той или иной степени в РК и большинстве стран Восточной Европы, второй - в Китае и Венгрии.
После распада СССР у Казахстана были различные альтернативы дальнейшего развития. В основе казахстанской модели экономики лежит учет мирового опыта, глобальных тенденций и целого ряда особенностей нашего государства, а именно огромная территория, богатые ресурсы, превращение которых в реальные факторы повышения эффективности экономики и устойчивого развития и есть первоочередная задача государства. Под экономической моделью понимается комплекс теоретических, методологических и практических положений, утверждений и выводов по формированию и развитию того или иного типа экономической системы, глубоко адаптированной к конкретным условиям страны.

Приложение 2.

1 тыс. до н.э – сер. XIX века

Этап традиционной экономики

Отношения строятся на основе выработанных веками традиций и обычаев

2. XIX век – конец 1920 гг.

Этап развития рыночной экономики

Основана на частной собственности, свободной конкуренции производителей и потребителей.

Свободные рыночные цены.

Развитие ярмарок.

Техническая отсталость.

Сырьевая направленность.

3. Конец 1920-х –нач.1990гг

Плановая или командно-административная эк-ка

Основана на централизованном планировании и государственной собственности на все факторы производства. Индустриализация.

4. С начала 1990-х гг. и до наших дней

Переход к рыночной экономике

В настоящее время

Смешанная экономика

Предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей.

Расширение экономических связей и индустриализация

Приложение 3.

Тест.

1. Основу традиционной экономики составляет:

а) торговля;

б) специализация производства;

в) натуральное хозяйство;

г) государственное управление;

д) правильных ответов нет

2. Рыночная экономика базируется:

а) на частной собственности на ресурсы и производимые блага;

б) на общественной собственности на ресурсы и производимые блага;

в) на частной собственности на ресурсы и общественной собственности на производимые блага;

г) на общественной собственности на ресурсы и частной собственности на производимые блага.

3. Экономику Республики Казахстан в наибольшей степени можно отнести:

а) к традиционному типу;

б) к рыночному типу;

в) к командному типу;

г) к командному типу с элементами традиционной системы.

д) правильных ответов нет

4. В рыночной экономической системе по сравнению с командной системой:

а) более справедливое распределение даровых благ;

б) менее справедливое распределение даровых благ;

в) большее неравенство доходов населения;

г) меньшее неравенство доходов населения.

5. В смешанной экономической системе факторы производства распределяются:

а) рынком;

б) государством;

в) рынком и государством;

г) рынком по сложившейся традиции.

6. В командной системе главные вопросы экономики:

а) решаются рынком;

б) решаются обществом посредством всеобщего обсуждения;

в) решаются государством;

г) не решаются.

7. Самой древней экономической системой является:

а) традиционная;

б) рыночная;

в) командная;

г) смешанная.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Определение и понятия терминов «экономика», «экономические системы» география, 9 класс

Автор: Поскачеева Ирина Николаевна

Дата: 04.11.2015

Номер свидетельства: 248000

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Организация подготовки ЕНТ и ВОУД по географии.Анализ результатов пробных тестирований "
    ["seo_title"] => string(97) "orghanizatsiia-podghotovki-ient-i-voud-po-ghieoghrafii-analiz-riezul-tatov-probnykh-tiestirovanii"
    ["file_id"] => string(6) "154395"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421155836"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для мальчиков в РК 2014 год "
    ["seo_title"] => string(73) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-dlia-mal-chikov-v-rk-2014-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "139724"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417784111"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства