kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Общая характеристика рельефа России".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методичекая разработка урока географии в 8 классе по теме "Общая характеристика рельефа России".  В основе построения урока - блочно - модульная технология, с использованием ИКТ. "Общая характеристика рельефа России" - 2 урок в теме.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: 

  1. Формированиепредставлений о рельефе России.

    Задачи урока:

  1. Обеспечить условия для усвоения учащимися знаний об основных формах рельефа России.
  2. Способствовать развитию умений учащихся сопоставлять основные формы рельефа со строением литосферы;
  3. Способствовать формированию у учащихся навыков работы с картой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика рельефа России»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18 п. Теплоозерск»











Общая характеристика

рельефа России”




(урок географии в 8 классе)








Учитель географии

Понизова Н.П.














Теплоозерск 2014 год

«Общая характеристика рельефа России».

Класс: 8

Продолжительность урока: 45 минут;

Тема и номер урока в теме: «Общая характеристика рельефа России». Тема «Рельеф России», урок №2;

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока:

  1. Формирование представлений о рельефе России.

Задачи урока:

  1. Обеспечить условия для усвоения учащимися знаний об основных формах рельефа России.

  2. Способствовать развитию умений учащихся сопоставлять основные формы рельефа со строением литосферы;

  3. Способствовать формированию у учащихся навыков работы с картой.

Оборудование: физическая карта России, медиаизображения гор и равнин, компьютер, медиаресурсы, атласы, произведения авторов о горах и равнинах России.

Формы и методы работы на уроке, используемые технологии, элементы технологий: Технология модульного урока с использованием ИКТ.

Ожидаемый результат:

Предметные УУД: называть особенности рельефа страны.

Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию в электроном сопровождении урока; систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы, взаимоконтроля, развивать умения действовать самостоятельно.

Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать объекты упомянутые в рассказе учителя).

Познавательные УУД: учащиеся должны показывать на физической карте изученные объекты.

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Советы по изучению

УЭ -0

Учитель. Тема сегодняшнего нашего урока «Особенности рельефа России». Давайте познакомимся с поставленной целью.

Общие цели:

Познакомиться c главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин.


Прочитать цель

УЭ -1

Входной контроль.

Цель: проверить уровень знаний по теме «Рельеф».

Задание:

  1. Объясните понятие «рельеф» (Рельеф (от лат. «Relevo» - поднимаю) — все неровности земной поверхности.)

  2. Какие основные формы рельефа вам известны.

  3. Как различают горы по высоте?

  4. Как различают равнины по высоте?

  5. Какие крупные тектонические структуры лежат в основе территории России?

  6. Какая закономерность существует в размещении крупных форм рельефа?

  7. Почему общая характеристика природы начинается с рельефа? Какое влияние оказывает рельеф на другие компоненты природы?

  8. Какие карты в атласе могут дать нам сведения о рельефе?

Контроль учителя, самоконтроль: по слайду проверить правильность определения «рельеф», класификацию гор и равнин .

Учитель. Сегодня мы конкретизируем наши знания, рассмотрев и объяснив особенности рельефа нашей страны. Какой он?

Просмотр видео YouTube “Русская равнина”? В.Высоцкий «Здесь вам не равнина»; «Россия в картинах русских художников».

Учитель. К сегодняшнем уроку каждый из вас подготовил отрывок из произведений русских авторов, где описываются формы рельефа. Рядом с подготовленным материалом в своих тетрадях поставьте 5 баллов. (приложение к уроку)

Работа выполняется 3 мин.


1б.


1б.

1б.















5б.

УЭ -2

Цель: используя карту определить особенности рельефа России.

Вопросы для работы с картой.

1. По картам атласа определите какая форма рельефа преобладает в России? (равнины)

2. В каких частях страны преобладают равнины? (на западе и севере)

3. Назовите крупные равнины России. Как они делятся по высоте (по цвету и шкале высот) и характеру поверхности (Восточно – Европейская, 0-200м, 200-500м, холмистая; Западно – Сибирская, 0-200 м, низменность, Среднесибирское плоскогорье, 500-1000м, плоскогорье, Прикаспийская низменность, 0-200 м, мин. отметка высоты – 28 м)

4. Где в России размещаются горы? (на юге и востоке)

5. Как они делятся по высоте и характеру поверхности (Уральские, Алтай, Саяны древней складчатости, (1000 – 2000м), глыбовые и складчато – глыбовые; Верхоянский хребет, хребет Черского, горы средней складчатости, (2000-30000м), складчато –глыбовые; Кавказ, Срединный хребет, горы новой складчатости, высокие и высочайшие (30000 – 50000м), складчатые.

6. Назовите наивысшую точку страны в горах Кавказа (Эльбрус – 5642 м).

7.Полученные данные оформите в виде таблицы.

Крупнейшие формы рельефа

Их названия

Равнины


Горы


Взаимоконтроль Сверь свои записи с данными на слайдах.
















УЭ -3

Цель : сделать выводы об особенностях рельефа России

Задание Используя текст учебника, сделайте вывод «каковы особенности рельефа России» (4 особенности)

  1. Преобладают равнины.

  2. Равнины расположены на западе и севере.

  3. Горы расположены на юге и востоке.

  4. Рельеф понижается с юга на север (основное направление течения рек на север) и с востока на запад.

Взаимоконтроль.

4 балла (каждая особенность — 1 балл)

УЭ-4

Выходной контроль.

Цель: подведение итогов.

Задание. Используя физическую карту России совершите виртуальное путешествие.

  1. Найдите горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались «камень» (Уральские).

  2. Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены. (Верхоянский).

  3. Самые высокие горы Юга Сибири. (Алтай).

  4. Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют «Дальневосточным Уралом». (Сихотэ – Алинь)

  5. Крупнейший горный хребет Камчатки. (Срединный).

  6. Нагорье к северо-востоку от озера Байкал. (Становое).

  7. Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов. (Саяны).

  8. Самое восточное нагорье России. (Чукотское).

  9. Горы на полуострове Таймыр. (Бырранга).

  10. Какой горный хребет на северо-востоке России, носит имя русского путешественника. (Хребет Черского).






Максимум 10 баллов (1 вопрос — 1 балл)

УЭ5

Этапы работы

Количество баллов по заданиям

Итого

УЭ-1

8


УЭ-2

8


УЭ-3

4


УЭ-4

10


Итого

30


Критерии оценки. Если ты набрал 28-30 баллов, то оценка за урок «5» (отлично); 25-27 баллов, то оценка – «4» (хорошо); 20-24 балла – «3» (удовлетворительно), у тебя еще будет возможность исправить положение



Домашнее задание 13, объекты, которые вы «посетили» во время путешествия отметить на контурной карте»
























Тема: «Общая характеристика рельефа России».



УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Советы по изучению

УЭ -0

Общая цель:

Познакомиться c главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин.


Прочитать цель

УЭ -1

Входной контроль.

Цель: проверить уровень знаний по теме «Рельеф».

Задание:

  1. Объясните понятие «рельеф» (Рельеф (от лат. «Relevo» - поднимаю) — все неровности земной поверхности.)

  2. Какие основные формы рельефа вам известны.

  3. Как различают горы по высоте?

  4. Как различают равнины по высоте?

  5. Какие крупные тектонические структуры лежат в основе территории России?

  6. Какая закономерность существует в размещении крупных форм рельефа?

  7. Почему общая характеристика природы начинается с рельефа? Какое влияние оказывает рельеф на другие компоненты природы?

  8. Какие карты в атласе могут дать нам сведения о рельефе?

Контроль учителя, самоконтроль: по слайду проверить правильность определения «рельеф», класификацию гор и равнин .

Работа выполняется 3 мин.


1б.


1б.

1б.









УЭ -2

Цель: используя карту определить особенности рельефа России.

Вопросы для работы с картой.

1. По картам атласа определите какая форма рельефа преобладает в России?

2. В каких частях страны преобладают равнины?

3. Назовите крупные равнины России. Как они делятся по высоте (по цвету и шкале высот) и характеру поверхности

4. Где в России размещаются горы?

5. Как они делятся по высоте и характеру поверхности?

6. Назовите наивысшую точку страны в горах Кавказа .

7.Полученные данные оформите в виде таблицы.

Крупнейшие формы рельефа

Их названия

Равнины


Горы


Взаимоконтроль Сверь свои записи с данными на слайдах.







УЭ -3

Цель : сделать выводы об особенностях рельефа России

Задание Используя текст учебника, сделайте вывод «каковы особенности рельефа России» (4 особенности)

  1. ____________________

  2. ____________________

  3. ____________________

  4. ____________________.

Взаимоконтроль.

4 балла (каждая особенность — 1 балл)

УЭ-4

Выходной контроль.

Цель: подведение итогов.Задание. Используя физическую карту России совершите виртуальное путешествие.

  1. Найдите горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались «камень»

  2. Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены.

  3. Самые высокие горы Юга Сибири.

  4. Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют «Дальневосточным Уралом».

  5. Крупнейший горный хребет Камчатки.

  6. Нагорье к северо-востоку от озера Байкал.

  7. Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов.

  8. Самое восточное нагорье России.

  9. Горы на полуострове Таймыр.

  10. Какой горный хребет на северо-востоке России, носит имя русского путешественника.


Максимум 10 баллов (1 вопрос — 1 балл)

УЭ5

Этапы работы

Количество баллов по заданиям

Итого

УЭ-1

8


УЭ-2

8


УЭ-3

4


УЭ-4

10


Итого

30


Критерии оценки. Если ты набрал 28-30 баллов, то оценка за урок «5» (отлично); 25-27 баллов, то оценка – «4» (хорошо); 20-24 балла – «3» (удовлетворительно), у тебя еще будет возможность исправить положение



Домашнее задание 13, объекты, которые вы «посетили» во время путешествия отметить на контурной карте»




Просмотр содержимого презентации
«Общая характеристика рельефа России»

Особенности рельефа России

Особенности рельефа России

Цель урока: Познакомиться c главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин.

Цель урока:

Познакомиться c главными

чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин.

Рельеф — (от лат. «Relevo» - поднимаю)все неровности земной поверхности.)

Рельеф — (от лат. «Relevo» - поднимаю)все неровности земной поверхности.)

Рельеф суши горы равнины 4

Рельеф суши

горы

равнины

4

Горы – обширные участки земной поверхности, приподнятые над равнинами и имеющие большие перепады высот.

Горы – обширные участки земной поверхности, приподнятые над равнинами и имеющие большие перепады высот.

Различие гор по высоте Низкие - до 1000 м  Средние - от 1000 м    до 2000 м  Высокие – более 2000 м

Различие гор по высоте

Низкие - до 1000 м

Средние - от 1000 м

до 2000 м

Высокие – более 2000 м

Равнины – обширные участки земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью. до 200 м - низменности  от 200 м до 500 м – возвышенности  выше 500 м - плоскогорья

Равнины – обширные участки земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью.

до 200 м - низменности

от 200 м до 500 м – возвышенности

выше 500 м - плоскогорья

По формам рельефа:    плоские холмистые

По формам рельефа:

плоские

холмистые

Размещение рельефа зависит от тектонического строения. На платформах размещаются – равнины, а в складчатых областях – горы.

Размещение рельефа зависит от тектонического строения. На платформах размещаются – равнины, а в складчатых областях – горы.

Р у с с к а я   р а в н и н а Западно-  Сибирская  р а в н и н а 3 2 4 С р е д н е –   с и б и р с к о е   п л о с к о г о р ь е 5 1 Условные знаки. Прикаспийская низменность Северные Увалы Валдайская возвышенность Окско-Донская равнина Приволжская возвышенность

Р у с с к а я

р а в н и н а

Западно-

Сибирская

р а в н и н а

3

2

4

С р е д н е –

с и б и р с к о е

п л о с к о г о р ь е

5

1

Условные знаки.

  • Прикаспийская низменность
  • Северные Увалы
  • Валдайская возвышенность
  • Окско-Донская равнина
  • Приволжская возвышенность

К а в к а з Алтай З. Саян Уральские горы В.Саян  хр. Черского  Верхоянский хребет  Сихотэ-Алинь  хр. Джугджур Бырранга Хибины 2 1 3 Условные знаки. Эльбрус 5 642 м Народная 1 895 м Белуха 4 506 м Выход  Назад

К а в к а з

Алтай

З. Саян

Уральские горы

В.Саян

хр. Черского

Верхоянский хребет

Сихотэ-Алинь

хр. Джугджур

Бырранга

Хибины

2

1

3

Условные знаки.

  • Эльбрус 5 642 м
  • Народная 1 895 м
  • Белуха 4 506 м

Выход

Назад

Крупнейшие формы рельефа Их названия Равнины Горы

Крупнейшие формы рельефа

Их названия

Равнины

Горы

Задание: используя перечисленные источники информации, соберите доказательства, подтверждающие правильность тех или иных утверждений об особенностях рельефа. Особенности рельефа России Примеры, подтверждающие их 1. Разнообразие (однообразие).   2. Понижение территории к северу (югу).    3. Преобладание равнин (гор).    4. Горное обрамление на юге и востоке (севере и западе).

Задание: используя перечисленные источники информации, соберите доказательства, подтверждающие правильность тех или иных утверждений об особенностях рельефа.

Особенности рельефа России

Примеры, подтверждающие их

1. Разнообразие (однообразие).

2. Понижение территории к северу (югу).

3. Преобладание равнин (гор).

4. Горное обрамление на юге и востоке (севере и западе).

Задание: используя перечисленные источники информации, соберите доказательства, подтверждающие правильность тех или иных утверждений об особенностях рельефа. Особенности рельефа России Примеры, подтверждающие их 1. Разнообразие (однообразие).   Наличие высоких гор – Кавказ, Алтай; средневысотных гор – Урал; равнин – Восточно-Европейская; низменностей – Прикаспийская. Направление течения большинства крупных рек: Обь, Енисей, Лена с юга на север. Можно определить и по окраске (от коричневого к зеленому).  Наибольшую территорию занимают Восточно-Европейская, Западно-Сибирская равнины, Среднесибирское плоскогорье. Кроме них есть много менее крупных по площади равнин.  Основная часть гор: Кавказ, Алтай, Саяны, горные хребты Дальнего Востока – расположены на юге и востоке страны. 2. Понижение территории к северу (югу).    3. Преобладание равнин (гор).    4. Горное обрамление на юге и востоке (севере и западе).

Задание: используя перечисленные источники информации, соберите доказательства, подтверждающие правильность тех или иных утверждений об особенностях рельефа.

Особенности рельефа России

Примеры, подтверждающие их

1. Разнообразие (однообразие).

Наличие высоких гор – Кавказ, Алтай; средневысотных гор – Урал; равнин – Восточно-Европейская; низменностей – Прикаспийская.

Направление течения большинства крупных рек: Обь, Енисей, Лена с юга на север.

Можно определить и по окраске (от коричневого к зеленому).

Наибольшую территорию занимают Восточно-Европейская, Западно-Сибирская равнины, Среднесибирское плоскогорье. Кроме них есть много менее крупных по площади равнин.

Основная часть гор: Кавказ, Алтай, Саяны, горные хребты Дальнего Востока – расположены на юге и востоке страны.

2. Понижение территории к северу (югу).

3. Преобладание равнин (гор).

4. Горное обрамление на юге и востоке (севере и западе).

Горы и равнины России 4 7 11 6 10 1 3 2 12 5 9 8

Горы и равнины России

4

7

11

6

10

1

3

2

12

5

9

8

Горы Хибины

Горы Хибины

Северный Урал

Северный Урал

Кавказ – самые высокие горы России.

Кавказ – самые высокие горы России.

Алтай - горы на юге Западной Сибири

Алтай - горы на юге Западной Сибири

Саяны - горы на юге Восточной Сибири

Саяны - горы на юге Восточной Сибири

Бырранга – горы на п-ове Таймыр

Бырранга – горы на п-ове Таймыр

Сихотэ - Алинь

Сихотэ - Алинь

Хребет Джугджур

Хребет Джугджур

Горы Камчатки

Горы Камчатки

Русская (Восточно – Европейская) равнина Средняя высота равнины 170 м. Высшая точка достигает 479 м. Самые низкие участки расположены в прибрежной полосе Каспийского моря с высотой — 28 м.

Русская (Восточно – Европейская) равнина

Средняя высота равнины 170 м. Высшая точка достигает 479 м. Самые низкие участки расположены в прибрежной полосе Каспийского моря с высотой — 28 м.

Западно – Сибирская равнина Отличается исключительно однообразным рельефом. Средняя высота равнин всего 120 м. Максимальная высота 290 м.

Западно – Сибирская равнина

Отличается исключительно однообразным рельефом.

Средняя высота равнин всего 120 м.

Максимальная высота 290 м.

Среднесибирское плоскогорье Поднятая на значительную высоту. Средняя высота плоскогорья — 480 м. Наибольших высот она достигает в пределах плато Путорана (1701 м).

Среднесибирское плоскогорье

Поднятая на значительную высоту. Средняя высота плоскогорья — 480 м. Наибольших высот она достигает в пределах плато Путорана (1701 м).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Общая характеристика рельефа России".

Автор: Понизова Наталья Петровна

Дата: 14.09.2015

Номер свидетельства: 230620

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Общая характеристика климата России"
    ["seo_title"] => string(40) "obshchaia_kharakteristika_klimata_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "579938"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1620319464"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспекты уроков по теме: "Европа. Общий обзор." "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekty-urokov-po-tiemie-ievropa-obshchii-obzor"
    ["file_id"] => string(6) "103773"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402632122"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Элективный курс по географии "Моя малая Родина - Приморье" "
    ["seo_title"] => string(61) "eliektivnyi-kurs-po-ghieoghrafii-moia-malaia-rodina-primor-ie"
    ["file_id"] => string(6) "226977"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440544283"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Учебные задачи на формирование читательской грамотности учащихся. "
    ["seo_title"] => string(78) "uchiebnyie-zadachi-na-formirovaniie-chitatiel-skoi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "133904"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416596983"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа по географии 5 класс "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-5-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "136694"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417169619"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства