Раменская Татьяна Иосифовна |
Предмет | география | Класс 5 | |
Тема урока | Облик земного шара |
Содержание | Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова? |
Планируемые образовательные результаты Цели: Сформировать понятия: моря, заливы, проливы, острова, архипелаги, полуострова. Сформировать представление о Мировом океане и его частях. Продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками знаний. Продолжить формирование умений и навыков составления характеристики географического положения моря. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде. Задачи: Обучающая: показать распределение по поверхности земного шара суши и воды; сформировать представление о материках, океанах, островах, полуостровах; продолжить формирование умений работать с различными источниками знаний. Развивающая: используя дополнительный материал, развивать интерес к предмету; развивать умения работать с различными источниками знаний. Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе. Тип урока: комбинированный. |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Обучающиеся смогут: знать соотношение суши и воды на поверхности Земли, количество материков и океанов, знать определение понятий «остров», «полуостров». уметь показывать на карте объекты номенклатуры. | Обучающиеся смогут: ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников; описывать объекты. | Обучающиеся будут обладать: ответственным отношением к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. умением проявлять интеллектуальные и творческие способности. |
Решаемые учебные проблемы | Соотношение суши и воды на поверхности Земли. Материки, океаны. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Мировой океан, материк, полуостров, остров, архипелаг |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | презентация, видеофайл «Планета-океан», |
Оборудование | Учебники, контурные карты, атласы |
Дополнительные источники знаний | Энциклопедия для детей. Т.3. География. Гл. ред. М.Д. Аксеенова. – М.: Аванта+, 2001 |
Весь мир. – Мн.: литература, 1998 (Энциклопедический справочник). |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | |
Приветствие обучающихся. | Приветствие учителя. настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке. |
Контрольно-оценочный 15 минут | Фронтальный опрос |
Задания по теме предыдущего урока: Проверь себя. Заполняем таблицу. Что обозначено на схеме цифрами. Отвечаем на вопросы: Что называют осью Земли? Что называют полюсами Земли? Что такое экватор? Что является причиной смены дня и ночи на Земле? Назовите причины смены времён года? Что называют тропиками? Что называют полярными кругами? Назовите дни равноденствия. Где стоит в зените Солнце в дни равноденствия? Где стоит в зените Солнце в день зимнего солнцестояния? Где стоит в зените Солнце в день летнего солнцестояния? Назовите дату дня зимнего солнцестояния. Назовите дату дня летнего солнцестояния. Сколько дней в году? Сколько дней в високосном году? Почему? Зачем люди придумали часовые пояса? | Формулируют ответы на вопросы. Озвучивают ответы. |
1. ЭТАП Актуализация знаний |
Подводящий диалог. Ребята, закройте глаза и представьте, что вы летите на космическом корабле на нашу планету. Что вы увидите, приближаясь к планете Земля. -Какой цвет преобладает на нашей планете? Почему? | Вспоминают знания, полученные ранее в курсе окружающего мира и собственные наблюдения. Формулируют ответы и высказывают вслух. |
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации |
Создаёт для учеников проблемную ситуацию, направленную на формулирование темы урока. «Первое, что привлекло бы внимание пришельца из космоса при взгляде на нашу планету, - это ее красочность. На Земле преобладает синий цвет ее морей и океанов, занимающих более 2/3 поверхности планеты. Именно поэтому космонавты называют Землю «голубой планетой». Они утверждают, что из космоса она кажется маленькой, очень хрупкой и беззащитной». Посмотрите на глобус. Почему космонавты называют Землю «голубой планетой»? Как вы думаете, что именно мы будем сегодня изучать? Помогает обучающимся в формулировании темы урока. | Отгадывают загадку, просматривают видеофайл, определяют о чём в нём идёт речь и формулируют, совместно с учителем, тему урока. Записывают тему урока в тетрадь. |
3. ЭТАП целеполагания |
Предоставляет обучающимся возможность вспомнить информацию по теме урока, которую обучающиеся уже знают. Помогает сформулировать цели урока. Итак, сегодня на уроке мы расширим свои знания о природе Земли. Познакомимся с участками суши в океане и частями Мирового океана. Скажите, где вам могут пригодиться знания, полученные на сегодняшнем уроке? Запишите в тетрадях дату и тему урока. | Проявляют познавательную инициативу. Осмысливают вопросы и формулируют ответы на них. Осознание формулирование цели предстоящей деятельности. |
4. ЭТАП планирования работы. |
Предоставляет достаточное количество материала (§6), побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план. Озвучивает план работы на уроке. 1. Как распределены по земному шару вода и суша? 2. Сколько на Земле материков и океанов? 3. Чем остров отличается от полуострова? | Обобщение результатов анализа материалов учебника, составление плана предстоящей деятельности. |
5 ЭТАП Изучение нового материала. |
Стимулирует активное участие всех детей в беседе по ходу просмотра презентации. Организует обучающихся на ведение записей в тетради. 1. Как распределены по земному шару вода и суша? Как распределены по земному шару вода и суша? Суша занимает менее 1/3 поверхности Земли, которую правильнее было бы назвать «планетой Океан». Конечно, это огромное пространство. Но представьте себе, как велик океан, если по площади он в два раза превосходит сушу! Суша распределена по земному шару крайне неравномерно. В Южном полушарии она занимает только 1/5 его часть. Материки как будто «столпились» в Северном полушарии. Анализ рис. 19 на стр. 36 учебника, карты полушарий и карты океанов. 2. Сколько на Земле материков и океанов? Рассказ. Сколько на Земле материков и океанов? Задание по карте: Назвать и показать все материки. - Какие материки полностью расположены в Южном полушарии, а какие - в Северном? - Какие водные объекты разделяют континенты? Огромная водная поверхность планеты разделена на четыре океана: Атлантический, Индийский, Тихий и Северный Ледовитый. Некоторые ученые выделяют на Земле пятый океан - Южный. Границы между океанами проведены условно. Беседа. Рис. 20 на стр. 36 Все океаны сообщаются между собой и образуют единый и непрерывный Мировой океан. Мировой океан -совокупность всех океанов Материки (континенты) – крупнейшие участки суши, со всех сторон окружённые водой. Назовите материки и покажите их на карте. 3. Чем остров отличается от полуострова? Полуостров – участок суши, с трёх сторон окружённый водой. Крупнейший полуостров – Аравийский Остров – часть суши, со всех сторон окружённый водой. Крупнейший остров – Гренландия. По происхождению острова бывают материковыми, коралловыми и вулканическими. Острова разбросаны в Мировом океане причудливым образом. Иногда они образуют группы. Архипелаг – группа островов, расположенных недалеко друг от друга. Самое большое скопление островов находится в Тихом океане и называется оно Океанией. Практическая работа. Нанесение на контурную карту объекты номенклатуры. Задание: нанести на контурную карту географические объекты, выделенные в тексте учебника курсивом. | Просмотр видеофайла «Планета-океан» Осмысливают информацию. Просматривают презентацию, слушают рассказ учителя. Осмысливают информацию, преобразовывают информацию в соответствии с заданием. Работают с материалом учебника, анализируют рисунки, делают выводы о размещении по поверхности нашей планеты суши и воды. Формулируют ответы на поставленные вопросы. Просматривают презентацию. Слушают объяснения учителя. Подписывают на контурной карте полушарий материки и океаны. Работают с материалами учебника по анализу рисунка. Делают выводы об особенностях границ океанов. Формулируют ответы на поставленные вопросы. Участвуют в формулировании определений понятий. Озвучивают определения понятий и записывают их в тетрадь. Показывают на карте объекты номенклатуры. Просматривают презентацию. Осмысливают информацию. Записывают в тетрадь определения понятий. Формулируют ответы на поставленные вопросы. Просмотр презентации. Осмысление полученной информации. Выполняют задания практической работы по нанесению на к/карту объектов номенклатуры. |
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. |
Предлагает задания на «новое» знание, поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создание ситуации успеха для каждого. Поощряет за хорошую работу. Применение знаний в нестандартной ситуации. Задания: Iвариант. Что нового мы сегодня узнали? 1. Какую часть земного шара занимает суша? 2. Сколько на Земле океанов? Назовите их. 3. Что такое материк? Назовите материки Земли. 4 . Что такое остров? Назовите самый большой остров Земли. 5. Что такое полуостров? Назовите самый большой полуостров Земли. 6. Что такое архипелаг? II вариант. Установите соответствие. А. Объекты: океан; остров; полуостров; материк. | Названия: а) Антарктида; б) Гренландия; в) Индийский; г) Сомали; | Б. Океаны: Индийский; Северный Ледовитый; Тихий; Атлантический. | Острова: а) Большие Антильские; б) Мадагаскар; в) Гренландия; г) Гавайские. | В. Материки: 1) Евразия 2) Северная Америка | Полуострова: а) Лабрадор; б) Скандинавский; в) Аравийский; г) Индостан; д) Флорида. | Загадки. Полуостров, говорящий о своей величине? (Ямал). Рядом, рядом острова, Не один, да не два, А десятки, сотни сотен. Жить в соседстве им охотней. Все родные, как ни как Значит здесь… (Архипелаг) | Осмысливают вопросы, преобразовывают информацию в соответствии с заданием. Формулируют ответ. Выполняют правильно действия. Оценивают правильность своих ответов и ответов одноклассников. |
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). |
Деятельность учителя Предлагает вспомнить тему и оценить свою работу на уроке и работу своих одноклассников. Оценка работы на уроке отдельных обучающихся. Итак, какой облик имеет земной шар? Вот и закончилось наше путешествие, и урок подходит к концу. Я надеюсь, вы поняли, какой величайшей силой человека являются его знания. Надеюсь, что и дальше ваш интерес к изучению океанов будет расти. Тем более, что человек знает об океанах лишь малую часть. Рефлексия. Дайте оценку своей работе на уроке. Поставь себе оценку за работу на уроке. | Деятельность обучающихся Называют тему урока. Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Оценивают свою работу на уроке. Отмечают успешные ответы одноклассников. Отмечают учеников, наиболее активно работавших на уроке. |
8 ЭТАП Домашнее задание. | |
Комментирует домашнее задание. §6 (учить и пересказывать); выучить понятия. Тема для сообщения: «Рекордсмены Мирового океана». | Записывают домашнее задание в дневники |