Урок географии в 8 классе для учащихся коррекционных школ 8 вида. Рассказ и показ необычных животных Австралии. Богатый видео материал использовала.Цельурока: закрепить знания о растительном мире, дать понятие о своеобразии животного мира,познакомить с особенностями внешнего вида, о размножении, о методах борьбы за выживание, создать условия для коррекцииразвития зрительного и слухового восприятия,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Обучающая: закрепить знания о растительном мире Австралии, дать понятие о своеобразии животного мира Австралии, познакомить с особенностями внешнего вида и образа жизни типичных представителей;
Коррекционная: создать условия для коррекции и развития зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти, умения устанавливать простейшие взаимосвязи между своеобразием растительного и животного мира материка;
Воспитательная: создать условия для повышения мотивации к обучению, для понимания необходимости охранять природу Австралии.
Оборудование: компьютер, проектор, настенные географические карты, презентация, учебник с приложением, ученические тетради, иллюстрации с изображением растений и животных Австралии, учебник, выставка книг об Австралии, индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями.
Ход урока.
1. Орг-момент. Проверка готовности к уроку школьных принадлежностей.
Психологический настрой на урок.
2. Проверка домашнего задания.
Сколько материков на Земном шаре?
Какой самый большой материк?
Какой самый маленький материк?
Какой самый жаркий материк?
Сколько океан на Земле?
Самый большой океан…
Самый холодный океан…
Какой материк мы уже изучили?
Какой материк изучаем сейчас?
Опишите изучаемый материк каждый одним предложением.
Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Расскажите о разнообразии растительного мира Австралии.
Эвкалипты
Бутылочное дерево
Хлебное дерево
Скрэб
ИТОГ. Оценки за ответы.
Учитель: Ребята. Я вам обещала рассказать не только о необычных растениях, но и о необычных животных.
3. Объяснение новой темы. Итак, тема нашего урока: Животный мир АвстралииСлайд №1.
Откройте тетради, запишите число и тему урока. В тетрадях работаем аккуратно, соблюдаем орфографический режим.
Постановка цели и задачи урока:
Сегодня на уроке мы познакомимся с уникальным животным миром материка Австралия, выясним особенности внешнего вида и образа жизни животных, побеседуем о необходимости охраны природы материка.
Но прежде чем перейти к изучению животного мира, немного отдохнем: сядьте как вам удобно, расслабьтесь, посмотрим видеозапись о природе, полюбуемся ее красотой.
4. Изучение нового материала с последующим закреплением нового материала.
*Рассказ учителя. Животный мир Австралии еще более интересен и своеобразен, чем растительный. Здесь сохранились животные, которых нет ни на одном материке. Только в Австралии сохранились сумчатые животные. Как вы думаете, почему эти животные так называются? Сумчатые животные – это животные, которые вынашивают детенышей в сумке на животе. Их в Австралии более 100 видов. Слайд. Найдите в тексте учебника на стр.78 названия сумчатых животных, прочтите их вслух.
Слайд. Наиболее известные из них – кенгуру. Рассмотрите рис. 79 на стр.78 учебника. Как выглядят кенгуру. Итак, кенгуру передвигаются высокими прыжками, а хвост помогает кенгуру сохранять равновесие при прыжках. Семейство кенгуру очень разнообразно, гигантские серые кенгуру достигают 3 метров, а карликовые кенгуру до 30 см.
*Одно из любимейших животных Австралии - сумчатый медведь коала.Слайд. Что означает это слово, вы узнаете из словаря. На стр. 204 учебника найдите значение слова и запишите его в тетрадь. Рассмотрев рис. 80 на стр. 78 учебника, опишите, как выглядит коала.
Слово “коала” на языке местных жителей означает не пить
Почему коала никогда не пьет воду? (Питается листьями эвкалипта, которые содержат достаточный запас воды) А как висят листья эвкалипта. (ребром к солнцу)
*Помимо сумчатых животных в Австралии есть и другие необычные животные - яйцекладущие. Слайд. Назовите яйцекладущих животных, опишите их внешний вид. Разберите по составу слово “утконос”. Скажите, какие корни имеет это слово? (В составе слова два корня “утк”, “нос”, нос как у утки).
*В Австралии обитает единственный хищник – дикая собака динго, Слайд. внешне она похожа на овчарку, но мех у нее бледно-желтого цвета. На стр. 11 приложения вы можете увидеть иллюстрацию динго. А чем отличаются хищники от других видов животных?
*А сейчас мысленно отправляемся в пустыню. В пустынях животный мир так же своеобразен. Слайд. По физической карте покажите пустыни Австралии. На стр. 78 в тексте учебника найдите и зачитайте описание животных пустыни. Значение слова “варан” запишите в тетрадь. Внешний вид этих ящериц вы найдете в приложении к учебнику на стр.11.
*Богат и разнообразен мир птиц. Слайд. Записать, пользуясь приложением названия птиц Австралии. Найдите в словаре и выпишите в тетрадь значение слова “казуар”.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ. под музыку «Пение птиц»
А сейчас отложили ручки, сели удобно, закрыли глаза. Отдыхаете 10 секунд. Открыли глаза, повторили 2 раза. Затем открываем и закрываем глаза, крепко сжимая веки. Повторяем 5 раз. Закрыли глаза, расслабили веки, отдыхаем 10 секунд. Быстро поморгали глазами, закрыли их. Представили лес, можно светлый эвкалиптовый, ощутили запах листьев. Открыли глаза.
*Слово учителя. Еще ребята, я вам хочу посоветовать прочитать или просмотреть самых интересных книг в нашей библиотеке. (показ книг)
А хотите посмотреть на животных Австралии? Давайте посмотрим видеоролик «Удивительные животные Австралии» видео на 15 минут.
Итак, мы выяснили, что животный мир Австралии уникален. В Австралии проживают животные и растения, которых нет ни на одном материке – эндемики. Я предлагаю вам поиграть в игру “Фотоохотники”. Я вам на протяжении 50 секунд показываю слайд с названиями животных, вы должны успеть сфотографировать (запомнить) названия животных. Затем слайд убирается, и вы записываете в тетрадь названия животных, которые вы запомнили. После этого вам необходимо прочитать список и подчеркнуть одной чертой животных относящихся к сумчатым, двумя чертами - к яйцекладущим. Слайд.
6.Закрепление нового материала.
Вы совершили охоту на животных Австралии в игровой форме, а на самом деле в Австралии разработан ряд законов, которые запрещают вывоз редчайших животных, содержание их в неволе, охоту на многие виды.
Австралийцы проявляют трогательную заботу о своем растительном и животном богатстве. В каждом крупном городе, например Сиднее, Мельбурне, Канберре (показ городов на карте), есть ботанические сады и национальные парки. Каждый штат имеет свою ботаническую эмблему. Любят австралийцы и животных, заботятся об их сохранении. Внимание к животному миру проявляется даже в том, что некоторые представители изображены на монетах: ехидна - на монете достоинством 5 центов, птица-лирохвост - 10 центов, утконос - 20 центов. Страус эму и кенгуру изображены на государственном гербе Австралии. Слайд.
5. Домашнее задание.
Записать текст из красной рамочки и составить сообщение об одном из понравившихся животных Австралии.
Васясину, Камышеву, Сурковой нарисовать одного из животных.
Лепехиной составить 5 вопросов.
Итог. Рефлексия. Что вы узнали сегодня, что вам больше запомнилось.
Чтение стихотворения. (Г. Усова «Австралия»)
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там в октябре, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Там кролики страшнее, чем наводненье.
Оценка деятельности учащихся, комментирование оценок.
Список литературы, Интернет – источники
Афанасьева И.П. Конспект урока географии в 8-м классе коррекционной школы VIII вида по теме: "Животный мир Австралии" http://festival.1september.ru/articles/418093/
Сборщикова О.А. «Австралия. Географическое положение. 8 класс» http://festival.1september.ru/articles/598063/