В данном уроке изучается история формирования нционального состава населения США.А именно, процесс иммиграции населения из Европы, Азии,Африки.Положение коренного населения.Размещение населения и причины неравномерного расселения.Формирование агломераций и мегалополисов.Полово -возрастная структура населения, религиозный состав воспроизводство,средняя плотность.Субурбанизация и её причины.В процессе необходимо повторить основные понятия по данной теме.Использовать дополнительный материал о городах, названия которых иммгрировали из Европы.Показ видеоролика о происхождении американского джаза.(интернетресурсы)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Место работы: СОШ № 13, г.Рудный, Р. Казахстан, Костанайская область, учитель географии.
Классы: 11класс
Предмет: География. Тема урока: Население США.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: 1)Рассмотреть основные черты населения, историю формирования многонационального государства. Особенности размещения населения по территории США. 2)Продолжить формирование навыков работы с разнообразными источниками географической информации.3)Отрабатывать умения составлять вопросы, утверждения, выводы, находить взаимосвязи, развитие пространственного мышления, географической грамотности.
Оборудование: Политическая карта мира, диаграммы половозрастной структуры, мегалополисы США, размещение разных национальностей по территории, города миллионеры, агломерации, фотографии городов, фотографии национальностей ,схема «Этапы формирования государства», Видеопрезентация « История возникновения американского джаза».
2.Проверка домашнего задания. Тип задания « Найди соответствие». По теме: Природные ресурсы ,природные условия США. Вопрос к классу: В какой теме эти знания нам будут необходимы? В теме: Хозяйство США. Вариант №1
1
Горы Аппалачи
1
На востоке США
2
Гора Митчелл
2
В Аппалачах
3
Мак-Кинли
3
В штате Аляска
4
Река Теннеси впадает
4
Теннеси ,Кентукки, Пенсильвания.
5
Аппалачский угольный бассейн в…
5
Реку Миссисипи
6
Великие озёра расположены
6
Ветровые электростанции
7
Каскады ГЭС построены на …?
7
На Аляске и в Кордильерах
8
Тропический климат
8
Центральные равнины
9
Лесными ресурсами богаты ?
9
Теннеси и Колумбии
10
На склонах Скалистых гор построены?
10
Калифорнийский залив
11
Самые плодородные почвы на..?
11
Мексиканский залив
12
Река Колорадо впадает?
12
С Канадой
13
Река Миссисипи впадает?
13.
На п-ове Флорида
Вариант №2.
1.
Аппалачский уг.бассейн расположен?
1
Оз. Эри и Онтарио
2
Река Юкон протекает?
2
Кентукки и Теннеси
3
Озеро Мичиган в штатах?
3
Залив Св. Лаврентия.
4
Большая часть Аляски находится?
4
Штат Аляска
5
р.Миссисипи пересекает штаты?
5
Иллинойс, Висконсин,Мичиган
6
П-ов на юге США?
6
В субарктическом климат. поясе
7
Алеутские о-ва?
7
Иллинойс, Луизиана, Арканзас.
8
р.Св. Лаврентия впадает?
8
Калифорния , Орегон, Вашингтон.
9
Ниагарский водопад между ?
9
П-ов Флорида.
10
Штат Техас богат?
10
На сев- западе США.
11
Высокая вершина Кордильер…
11
нефтью
12
Западные штаты:
12
Мак- Кинли
13
В р-не озера Верхнего добывают?
13.
Железные руды.
Самооценка работ. Выставление оценок в дневник.
Подведение итогов по домашнему заданию. Схема на доске.
Итак:
Природные ресурсы бывают? Богатые и бедные.
Природные условия бывают ? Благоприятные неблагоприятные
Учащиеся должны сделать обобщающий вывод. ( Если учащиеся затрудняются , на помощь приходит учитель) Оценка знаний.
2) Изучение новой темы урока. Население США.( Англоязычная Америка)
Определяем цели урока.
Начнём работу с повторения основной терминологии, без которой мы не сможем рассмотреть тему урока. Заслушаем выступление учеников (Было опережающее задание нескольким учащимся) На столах учеников перечень главных терминов. Задание ученикам: на данных листах вести записи значения терминов, с целью запоминания и заучивания, и свободного владения терминологией.
1)Эмиграия, иммиграция, урбанизация, мегалополисы, субурбанизация, средняя плотность населения, сельское население, общая численность населения, внешние миграции, внутренние миграции, национальный состав, размещение по территории,
Естественный прирост, возрастно- половая пирамида, абсолютный годовой прирост, три главные этнические группы, американцы и переходные иммигрантские группы,
недавно переселившиеся в США- 4/5 всего населения, афроамериканцы ,негры ( их доля в стране12% , жители аборигены: индейцы, эскимосы менее 1%.
2)Выступление ученика о переселении из Европы.
3)Сообщение о рабстве в США.( Рабство в США просуществовало 246 лет)
В 1619 году были завезены первые рабы.
4)Сообщение о коренных народах индейцах.( Переселенцы считали, что индейцы –дикари и что их образ жизни не имеет никакой ценности.)
5)Организация деятельности учащихся с данными схемы .( схемы используются из учебника 10 класса. Автор В.П. Максаковский.)
Проводится аналитическая деятельность учащихся. Половозрастная пирамида, штаты где проживают негры, мегалополисы США, географическое положение, численность населения, площадь.
( Все показатели сравниваются)
6) Предложить задание на контурной карте. Обозначить мегалополисы, в их составе крупные города.( при отсутствии времени на уроке задание можно выполнить дома.)
7)Заслушать сообщение о географических названиях городов в США.( Информация взята из учебника В.П. Максаковского.)
Подведение итогов. Вопрос к ученикам. Что вы узнали ,анализируя данные схемы? Зачитать записанные в тетради утверждения.
8)Музыкальная видео-презентация о происхождении американского джаза.(Опережающее задание)
9) Итоговый контроль знаний и умений по вариантам.( проверяет учитель или может быть самопроверка или взаимопроверка).( Предварительно дать возможность прочитать текст учебника)
Вариант № 1.
Найди соответствие:
1
Расовый и этнический состав населения.
1
84% населения это…
2
Выходцы из Европы в США составляют.
2
Аляска
3
Выходцы из Африки составляют:
3
1%
4
Мулаты
4
Многонациональная страна
5
Доля индейцев в США.
5
Штат Флорида, Калифорния, С-В,Р-н Великих озёр.
6
Густонаселённый р-он США.
6
12%
7
«Солнечный пояс США»
7
309 млн.чел.
8
Субурбанизация.
8
Флорида,Техас, Алабама, Луизиана.
9
Северо-восточный мегалополис США.
9
Рост численности населения в пригородах.
10
Гарвардский университет
10
Город Бостон.
11
Общая численность населения США.
11
Потомки от браков европейцев и африканцев.
12
Редконаселённый р-н США.
12.
Босваш.
Вариант №2.
1
Национальные виды спорта
1
Обосновались первые английские переселенцы
2
Город Орлеан.
2
Янки
3
Колумбийский университет
3
Сан-Сан
4
Гарвардский университет
4
Потомки от браков индейцев и африканцев
5
Метисы
5
На них применялся труд рабов.
6
Самбо
6
Чипитс
7
Калифорнийский мегалополис
7
Потомки от браков европейцев и индейцев.
8
Приозёрный мегалополис
8
Самый богатый книжный фонд
9
Латифундия
9
Город Нью-Йорк
10
Коренные американцы называют себя
10
Бейсбол, футбол, баскетбол
11
Массачусетский залив
11
Самый крупный крытый стадион , высотой в 27 этажный дом.
12
Религия выходцев из Великобритании и Скандинавских стран.
12.
Протестанты.
Итог урока. Работы сдаём на проверку. Записываем домашнее задание в дневник.