Ход урока: Настрой 2. Оргмомент 3 Опрос д\з 4 новая тема План 1 Явление Что же может происходить с телами и веществами? Учащиеся приводят примеры природных явлений: дождь, гроза, снег и т.д. Учитель указывает, что названные явления очень сложные и их не так просто объяснить, но между ними есть сходства. Какое? Далее происходит беседа, в ходе которой учащиеся выясняют, что любое явление сопровождается изменениями. Явления – изменения, происходящие в природе. 3. Виды явлений. Все ли явления одинаковы? Физические и химические ,биологические, метеорологические. Что бы ответить на этот вопрос посмотрим два опыта: нагревание парафина и нагревание сахара. Далее учитель проводит следующие опыты, комментируя и поясняя каждое изменение. 4. Примеры физических явлений - ( тепловые ,звуковые, световые, электрические ,магнитные) Рис.95Изменяется состав и форма Учитель задает вопрос: где мы сталкиваемся с физическими явлениями? И просит привести примеры физических явлений. Учащиеся приводят знакомые им с предыдущего урока явления плавления льда и кипения воды. Учитель дополняет, что плавление любого вещества – явление физическое. Еще примером физических явлений может быть любое движение тела . 5. Примеры химических явлений. –Образование одного или нескольких веществ Примеры- горение или окисление Учитель снова задает вопрос, где мы можем столкнуться с химическими явлениями? Обычно это вопрос вызывает большее затруднении для учащихся, но с помощью учителя ученики приводят такие примеры как горение древесина и бумаги, скисание молока, при котором из молока, образуется простокваша, отличающаяся другими свойствами. 6. Метеорологические.тепловые,звуковые.световые.электрические,магнитные Рис.96- 7Выводы 8. Закрепление 1. Чтение 2. Игра. 1 конкурс «УГАДАЙ ЯВЛЕНИЕ: (за правильно угаданное явление 1 балл). Найдите физическое и химическое явления: 1) школьный мелок упал и раскололся;(ф) 2. в печи сгорели дрова (х) 3; закипела вода в чайнике (ф); 4 стальной гвоздь заржавел (5); прозвучал звонок на урок (ф); 6 гребенка, которой расчесались , притянула бумажки (ф); 7) на стене появился солнечный «зайчик» (ф); 8 ) гвозди притянулись к магниту (ф); 9) бумага сгорела и превратилась в пепел. (х) 2 конкурс БЛИЦ-ТУРНИР: (за правильный ответ 2 балл) Физические явления: 1. Если над кастрюлей с кипящей водой поместить зеркальце, то на его поверхности образуются капельки воды. Как это происходит? (Пар превращается в воду).2. Почему иногда у человека волосы встают «дыбом»? (От электризации)3. Почему электромонтерам нужно надевать резиновые перчатки? (Резина – изолятор).4. Что такое гром? (Взрыв раскаленного газа) 5. На каком расстоянии от одиноко стоящего дерева нужно находиться во время грозы? (На 10-15 м).6. Если вы нечаянно раскололи термометр, то разлившуюся ртуть нужно собрать. Почему необходимо сделать это немедленно? (Пары ртути вредны для здоровья и вызывают сильное отравление). Химические явления1. Куда исчезают опавшие в лесу листья деревьев? (Они подвергаются гниению и превращаются в другие вещества).2. Какая часть пламени свечи самая горячая? (Внешняя).3. Как можно потушить горящий бензин? (Погасить песком или углекислым газом из огнетушителя).4. Почему после каждого урока в классе необходимо открывать форточки?5. Что выделяют растения днем, а что – ночью? (На свету кислород, а ночью – углекислый газ).6. Какие вещества называют сложными? (Если они состоят из атомов разных элементов). 3 конкурс «КОНКУРС ЗАГАДОК»: 1. Я под мышкой посижу и что делать укажу: разрешу гулять, или уложу в кровать. (Термометр). 2. Не похож я на коня, а седло есть у меня. Спицы есть … Они, признаться, для вязанья не годятся. (Велосипед). 3. Чудо -юдо – не мальчишка. Нос, как хобот у слона, На макушке самой шишка и рука всего одна.(Чайник) 4. В нашем доме под окошком приросла к стене гармошка, Не беда, что не играет – всю квартиру согревает. (Батарея). 5. С виду это самолет. Крылья есть и есть пилот. Хорошо летать умеет, но мотора не имеет! (Планер). 6. Жесткая, дырявая, колючая, корявая, Что на спину ей положат, всё она тотчас изрежет. (Терка). 7. Я вам, не хвастая, скажу: я всех друзей омоложу. Идут ко мне унылые, с морщинами, со складками. Уходят очень милыми, веселыми и гладкими. (Утюг). 8. Не живой я, но шагаю, землю рыть я помогаю. Вместо тысячи лопат я один работать рад. (Экскаватор) 9. ( Четыре синих солнца у бабушки на кухне, Четыре синих солнца горели и потухли. Поспели щи, шипят блины, до завтра солнца не нужны. (Газовая плита). 10. То снизу вверх, то сверху вниз Он целый день послушно ходит. Ты только к кнопке прикоснись Он тут же сам к тебе подходит. (Лифт). 11. Он укажет непогоду, путь на север и на юг, Он всегда со мной в походе, догадайтесь, кто мой друг? (Компас). 12. В этом белом сундуке мы храним на полках пищу. На дворе стоит жарища, в сундучище – холодища. (Холодильник). 13. Угадай, что мы купили, в комнату едва втащили: Лакированный, огромный, с узкой крышкой ящик черный. Надо клавиши нажать, чтобы звуки услыхать. (Пианино). 14. Я горячее храню – и холодное храню, Я и печь и холодильник вам в походе заменю. (Термос). 15. Дом – стеклянный пузырек, а живет в нем огонек, Днем он спит, а как проснется, ярким пламенем зажжется. (Лампочка). Подсчет баллов(Лист оценивания) Таблица самооценивания Шкала оценивания «+» участовал в работе – 1 балл «0» не участвовал в работе – 0 баллов «-» мешал работе – минус 1 балл Ф И | Участвовал в общем обсуждении (предлагал идеи, критиковал высказывания) | Формулировал ответы, выводы | Задавал вопросы (в группе, классу, учителю) | Оформлял (запись, рисунок, график) | Выступал от группы | Тесты | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ВСЕГО:20- 23 балла – оценка 5 17-19 – оценка 4 10-16 – оценка 3 0-9 баллов – оценка 2 | | | | | | | Рефлексия и итог урокаД\з параграф № |