-формировать знания обучающихся о мировых природных ресурсах, ресурсообеспеченности стран мира
-развивать умения анализировать географический материал, обобщать, выделять главное, делать выводы
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Использование дополнительного материала, ИКТ |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Приветствует учеников. Рассаживает по группам с помощью разноцветных листочков по жребию. Говорит, что сегодня пройдет необычный урок в форме групповой работы. Напоминает о теме предыдущего урока | Приветствуют учителя. Садятся по группам путем жеребьевки | Включена презентация (слайд 1). На партах лежит дополнительный раздаточный материал |
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, мы с вами решим кроссворд по предыдущей теме и по ключевым словам напишем новую тему. Проверка осуществляется по каждому слову. Учитель заостряет внимание на последнее отгаданное слово. Учитель просит назвать цели сегодняшнего урока | Ученики разгадывают кроссворд в течение 3-4 минут, записывая отгаданные слова себе в распечатку. Проговаривают тему урока и записывают себе в тетрадь. Проговаривают варианты целей урока, используя информацию на презентации | Листы у групп с сеткой кроссворда и вопросами к нему. На слайде 2 - тема нового урока. На слайде 3 - слова в помощь: узнать.., понять.., выяснить.., подвести… |
3.Выявление места и причины затруднения | Учитель говорит: «Географическая оболочка Земли обладает огромными и разнообразными природными ресурсами. Однако запасы разных их видов далеко не одинаковы, да и распространены они неравномерно. В результате страны и регионы имеют различную ресурсообеспеченность. Как влияет ресурсообеспеченность стран на развитие хозяйства? Действительно ли обеспеченность природными ресурсами влияет на уровень экономического развития страны?» Итак, перед нами стоит проблемный вопрос: «Влияют ли природные ресурсы на развитие хозяйства в условиях научно-технического прогресса?» | Ученики отвечают на вопросы учителя. Задумываются над поставленным проблемным вопросом | На слайде 4- проблемный вопрос урока |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Для того чтобы решить проблемный вопрос, учитель дает задание по группам: проанализировать размещение каждого вида природных ресурсов, ресурсообеспеченность регионов и стран мира разного экономического уровня. 1 группа: минеральные ресурсы (доп. материал + стр. 28-31 учебника) 2 группа: земельные ресурсы (доп. материал + стр. 31-36 учебника) 3 группа: биологические ресурсы (доп. материал + стр. 36-38 учебника) 4 группа: водные ресурсы и ресурсы Мирового океана (доп. материал + стр. 38-40 учебника) 5 группа: климатические и рекреационные ресурсы (доп. материал + стр. 40-41 учебника) | Ученики четко должны сформулировать ответы на задания и выступить по 1 человеку от группы перед классом. Весь класс чертит таблицу со слайда 5 | На слайде 5 – таблица для заполнения |
5.Реализация построенного проекта | Учитель следит за правильностью и четкостью формулировок ответов учащихся. Оценивает их ответы | Ученики по 1 человеку от группы выступают со своими сообщениями согласно таблице по очереди. Все остальные учащиеся записывают к себе в тетрадь в таблицу их ответы | На слайде 6 – карта полезных ископаемых мира На слайде 7 – структура мирового земельного фонда, карта земельных ресурсов На слайде 8 – карта лесных ресурсов На слайде 9 – карта обеспеченности ресурсами речного стока На слайде 10 – карта рекреационных ресурсов мира |
6.Первичное закрепление и работа над самопроверкой по эталону | Учитель благодарит ответивших и выводит на слайде правильно заполненную таблицу. Задаёт проблемный вопрос, поставленный в начале урока: «Влияют ли природные ресурсы на развитие хозяйства в условиях НТП?» | Сверяют свои записи в таблице с таблицей на слайде. Отвечают на вопрос учителя | На слайде 11 – правильно заполненная таблица и внизу проблемный вопрос |
7.Включение в систему знаний и повторение (рефлексия) | Проводится по форме «Шесть шляп». Задания группам: 1 группа – «Красная шляпа» - участники должны выразить свои чувства по поводу изученного материала 2 группа – «Чёрная шляпа» - участники должны выделить проблемы темы 3 группа – «Жёлтая шляпа» - участники должны обобщить все положительные аспекты темы 4 группа – «Белая шляпа» - участники должны объективно перечислить факты, новые сведения по теме 5 группа – «Зелёная шляпа» - участники должны представить результаты изученного 6 шляпа – 1 ученик должен сформулировать выводы, идеи на перспективу | Выполняют задание, отвечают на вопросы | На слайде 12 – задание по группам «Шесть шляп» |
8.Рефлексия учебной деятельности | Учитель подходит к каждой группе и просит оценить самого активного ученика, выставляет оценки | Оценивают друг друга, выявляя самого активного | |
9.Домашнее задание | Выводит на экран и объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание | На слайде 13 – текст учебника, стр. 28-41(устно); зад. 2,3,4, стр.51 (письменно) |