2.Актуализация знаний Постановка учебной цели. | - Дети когда вы отправляетесь в поездку, путешествие, что вы берёте с собой? ( Багаж) Так и нам понадобится сегодня необычный багаж, который нельзя взять в руки, пощупать, поместить в багажник. Что же это за багаж? ( Это багаж наших знаний ). Вспомните, как люди путешествуют? (по суше, по морю) Почему люди в древности плавали вдоль берегов? (мало знали о океанах) Почему некоторые народы называют морскими? (жили по берегам морей и океанов) Приведите примеры морских народов? (финикийцы, викинги) Какие океаны были известны морским народам? (Атлантический и Индийский) В средние века этот океан называли Южное море? (Тихий) Какое современное название носит Ледовитое море? (Северный Ледовитый океан)Вспомните, что такое гидросфера? Что является основной частью гидросферы? Молодцы! У вас достаточный багаж знаний и мы можем смело отправиться в путь. | Диалог с учителем.
Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации; | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
3. Этап изучения новых знаний и способов действий
Поиск информации. Физкульт-ка | -Давайте, определим тему нашего урока. Для этого закройте все глазки и послушайте мелодию. ( звуки шума моря и крик чаек). (слайд 1 ) -Открываем глазки, скажите, что же вы представили под эту музыку? (Море, океан) -Итак, тема нашего урока « Мировой океан и его части». И в путешествие мы отправимся по Мировому океану. (слайд2) Подумайте, какова цель нашего путешествия? (слайд 2) Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания? Запишите тему урока в тетрадь. Вы узнаете: (слайд 3) 1. Что такое Мировой океан и каковы его размеры. 2. Сколько океанов на земле и чем они отличаются друг от друга?? 3. Из каких частей состоит Мировой океан? 4. Что заставляет воды Мирового океана двигаться. 5. Почему вода в океане солёная. Ответить на главный вопрос: Имеет ли границы Мировой океан? -Дети, а как вы думаете: На нашей планете «Земля» больше суши или воды? ( воды) Обратите внимание на диаграмму (слайд3). Общая площадь поверхности Земли составляет 510 миллионов квадратных километров, ¾ планеты - это вода361 млн. км.2 -Сколько же приходится на сушу? (149 млн. км. 2) -Во сколько раз воды больше чем суши? (2.4) -Как вы думаете, какие части Мирового океана мы посетим? Посмотрите на карту океанов это ваш помощник! (моря, заливы, проливы). -А чтобы понять с чего начнётся наше путешествие, отгадайте загадку. В сто морей тот великан, Он зовётся……..(океан)( слайд 4) -Ребята, слово “океан” означает “великая река, обтекающая всю Землю”, известно людям с древности. Древнегреческие ученые-географы считали, что Землю опоясывает быстрый могучий поток – Океан. У него нет ни начала, ни конца. В древнегреческих легендах об океане говорится, что он был сыном бога Урана (бога неба) и Геи (богини земли) и являлся одним из творцов мира. По своему могуществу он уступал только Зевсу. Океан женился на своей сестре Тефии, которая произвела на свет три тысячи рек и столько же океанид (морских нимф). Так Океан стал отцом всех морей, рек и источников. -Современное понятие “Океан – водное пространство земного шара вне суши” дает Энциклопедический словарь географических терминов под ред. С.В.Калесника. -Если бы Мировой океан покрывал всю поверхность нашей планеты, то выделить в нём части было не возможно. Но в океане есть суша: материки и острова. Они делят единый Мировой океан на океаны и моря. Деление это условное, то есть люди условились делить Мировой океан именно на эти части. -Сколько океанов на планете? (4, 5) -Да ребята, чаще всего Мировой океан делят на четыре океана. Каждая группа получает задание по изучению одного из океанов по плану., результаты занести в таблицу. (слайд5) -Молодцы! Все с заданием справились. Поработаем с картой в атласе стр. 14-15. – Почему на картах все океаны имеют разные оттенки синего цвета, с чем это связано? Учащиеся находят в легенде карты шкалу глубин, где каждому оттенку соответствует определенная глубина океана. Учитель поясняет, что для нанесения различных глубин океана используется способ послойной окраски. -Итак, ребята, сколько всего океанов-4, Какой самый большой, самый маленький, самый тёплый, холодный?
-Ребята, а что такое «Реки без берегов», затрудняетесь, тогда обратитесь к тексту учебника стр.99 и прочтите отрывок из произведения» Дети капитана Гранта». ( Это течения) - А мы продолжаем путешествие, а что бы понять, куда мы поплывём дальше. Отгадайте следующую загадку Шириною широко, Глубиною глубоко, День и ночь о берег бьётся, Из него вода не пьётся, Потому что не вкусна- И горька и солона (Море)( слайд5)
-Ребята, объясните что значит ,День и ночь о берег бьётся( Волны) А что является причиной волн? (ветер). А почему вода не пьётся? (солёная) Это одно из свойств морской воды, в ней растворены почти все известные на Земле вещества, подробнее узнаете об этом в 6 кл. -Найдите в атласе любые моря и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию море. Море- часть океана , отделённая от него островами и полуостровами и отличающаяся от остальной части океана свойствами воды (температурой, солёностью) и особенностями растительного и животного мира.
-А кто знает какое море самое большое, глубокое? (Б-Саргасово-7 тыс км., глубокое - Филлипинское более 10 тыс .м) -Отметили это море в контурных картах -Ребята подготовили опережающее задание(сообщения Саргассовом море). -Ребята, какие ещё вы моря знаете, покажите их на карте. Встаньте пожалуйста. А над морем чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем - мы с тобою! Мы теперь плывем по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. Поглядите: чайки важно Ходят по морскому пляжу. Сядьте, дети на песок, Продолжаем наш урок. -Наше путешествие продолжается. - Куда же мы движемся дальше?
-Для этого вновь загадка.
Он ведёт из моря в море
Не широк - всего верста
И в нём как в школьном коридоре,
И шум, и звон и теснота.(пролив)(слайд6)
Найдите в атласе любые проливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию пролив. Пролив - узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей. ПОРАБОТАЕМ С КАРТОЙ (слайд16) Найдите на карте проливы. Определите, что они разделяют и что соединяют? Что вы можете рассказать о нём? Нанесите на карту. (слайд17, 18) 1группа- Гибралтарский пролив 2 группа- пролив Дрейка 3 группа- Беренгов пролив 4 группа- Магелланов пролив
-А наше путешествие продолжается и вновь загадка.
Он у моря - как язык
Он берега лизать привык,
И пляж в часы он вылизал на диво (залив)(слайд7)
Найдите в атласе любые заливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию залив. Залив – часть водного пространства, глубоко вдающаяся в сушу. Сравните с определением в учебнике. Самый крупный залив - Бенгальский. А чем отличается море от залива? (Залив это часть океана, а море это часть океана, отличающее свойствами воды, растительным и животным миром.). | Слушают музыку.
Целеполагание. Записывают в тетрадь Работают с информацией, представленной учителем. Отвечают на вопросы. Работают с картой атласа. Получение информации из текста учебника и дополнительной (информации раздаёт учитель.) Представитель каждой группы показывает океан на карте, рассказывает о нём. Другие ребята добавляют. По ходу рассказа составляется таблица. Работа с атласом. Нанести на контурную карту. (Название океана, площадь, какие материки омывает, глубины, отличительные особенности). Формулируют собственное мнение и аргументируют его. отгадывают загадку слушают
Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Работают с текстом учебника . Привести примеры, показать на карте.
(машут руками) (плавательные движения руками) (ходьба на месте)
Отгадывают загадку.
Высказывают свои мнения сравнивают с определением в учебники и выписывают в тетрадь Показывает по карте. Работа в контурных.
Работа погруппам Работа в контурных. Отвечают на вопросы. | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения). Коммуникативные Регулятивные УУД проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. Личностные: формирование мотивации Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном) Познавательные: анализ, синтез. Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. |