Просмотр содержимого документа
«Мировая транспортная система»
«Мировая транспортная система».
Цели урока:
развивать представления об отраслях Мирового хозяйства;
развивать умения характеризовать по основным параметрам Мировую транспортную систему, ее проблемы и перспективы развития;
сформировать представление о различиях транспорта и его особенностях в странах разного типа;
сформировать знания о географии основных видов транспорта.
План урока:
1. Количественные показатели работы транспорта.
2. Транспортная сеть мира.
Структура мирового транспорта.
Региональные транспортные системы.
3. Влияние НТР на развитие транспорта
4. Сухопутный транспорт мира.
5. Водный транспорт мира.
6. Воздушный транспорт мира.
7. Выводы
8. Закрепление материала.
Структура транспорта
Транспорт
Сухопутный
Водный
Воздушный
Железнодорожный,
автомобильный
трубопроводный
Морской,
Речной
Грузооборот - произведение количества перевезённого груза
(в т.) и расстояния перевозки (в км)
Каботаж - судоходство между портами одной страны.
Большой каботаж - судоходство между портами разных морей, например между Балтийским и Чёрным.
Малый каботаж - судоходство между портами одного или двух смежных морей, например между Чёрным и Азовским.
3) Грузоподъёмность транспортного средства - максимальная масса груза, которое оно способно поднять, переместить или перевезти.
Мировая транспортная система
СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ, ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ОБРАЗУЮТ -МИРОВУЮ ТРАНСПОРТНУЮ СИСТЕМУ (МТС).
ОДНАКО МИРОВЫЕ ГРУЗОВЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ ГЕОГРАФИЧЕСКИ РАСПРЕДЕЛЕНЫ
КРАЙНЕ НЕРАВНОМЕРНО!
Задание. Проанализируйте карту. Отметьте регионы мира с
густой транспортной сетью.
Региональные транспортные системы
ОДНАКО МИРОВЫЕ ГРУЗОВЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ ГЕОГРАФИЧЕСКИ РАСПРЕДЕЛЕНЫ
КРАЙНЕ НЕРАВНОМЕРНО!
РТС
Северной Америки
30% общей длины МТС;
1 место по грузообороту;
высокий уровень автомо-
билизации.
РТС
Зарубежной Европы
1 место по густоте и частоте движения;
высокий уровень развития воздушного и автомобильного транспорта.
РТС
Содружества Независимых Государств
10%от МТС;
высокая доля ж/д транспорта
в грузообороте;
высокие показатели по дальности пе-
ревозок.
По уровню развития мировую транспортную систему
можно разделить на две части:
транспорт экономически развитых стран и транспорт развивающихся стран
Транспорт в экономически развитых странах
Транспорт в развивающихся странах
Отстающая отрасль экономики
Высокий технический уровень
Взаимодействие различных подотраслей.
Обеспеченность транспортной сетью, её густота, подвижность населения самые высокие.
Несформированность транспортных систем.
Преобладание одного-двух видов транспорта: железнодорожного - Индия Пакистан, Бразилия, Аргентина; речного - страны Тропической Африки
Для перемещения грузов ещё широко используется гужевой, вьючный транспорт, носильщики.
Транспортная подвижность населения в несколько раз ниже среднемировой.
На эти страны приходится до 80% общей длины мировой транспортной сети. Для перемещения грузов ещё широко используется гужевой, вьючный транспорт, носильщики.
.
Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства.
ПРОТЯЖЕННОСТЬ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ МИРА:
ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАНЯТЫХ 140 МЛН. ЧЕЛ.
ГРУЗО - И ПАССАЖИРООБОРОТ
ПРОТЯЖЕННОСТЬ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (в тыс. км)
24000
?
Распределите виды транспорта по протяжённости путей сообщения ?
СТРУКТУРА МИРОВОГО ГРУЗО - И ПАССАЖИРООБОРОТА
ДОЛЯ В ГРУЗООБОРОТЕ
ДОЛЯ В ПАССАЖИРООБОРОТЕ
Задание. Проанализируйте данные диаграммы. Ответьте на следующие вопросы:
1. Какой вид транспорта преобладает в грузоперевозках, а какой в пассажирообороте
мира? Как вы думаете, чем объяснить такие различия в участии транспорта в обороте?
2. Какой вид транспорта преобладает в грузоперевозках в России, Японии? Почему?
3. Какой вид транспорта почти не участвует в грузоперевозках, а какой в пассажиро-
перевозках? Как вы думаете почему?
ТРАНСПОРТ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Вывод:
Найдите ответ в учебнике на странице 136
(2 столбик), а также см. дополнительный текст
№ 18, 19 на странице 151.
УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ
ТРАНСПОРТНЫХ ПУТЕЙ
ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
УВЕЛИЧЕНИЕ ВМЕСТИМОСТИ И ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ
УВЕЛИЧЕНИЕ СКОРОСТИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
ТРУБОПРОВОДНЫЙ
Получил развитие благодаря росту
добычи нефти и газа и территориальному
разрыву между районами добычи и потребления.
Первый нефтепровод был построен в
США в 1865 г. длиною 6 км.
По своему назначению трубопроводы можно разделить на следующие группы:
промысловые — соединяющие скважины с различными объектами
магистральные (МН) — предназначенные для транспортировки товарной нефти и нефтепродуктов из районов их добычи (от промыслов) производства или хранения до мест потребления.
Самые мощные в мире магистральные
нефте- и газопроводы находятся в СНГ:
«Дружба»
«Сияние Севера»
«Союз»
Трубопроводный транспорт
Мировая сеть нефтепроводов в настоящее время имеет протяженность более 400 тыс. км, сеть (магистральных трубопроводов еще больше— 900 тыс. км. Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по железной дороге. Они обеспечивают стабильность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.
СТРАНЫ-ЛИДЕРЫ ПО ДЛИНЕ
НЕФТЕ- И ГАЗОПРОВОДОВ:
1. США (760 тыс. км)
2. Россия (230 тыс. км)
3. Канада (150 тыс. км)
4. Страны Ближнего Востока
5. ФРГ
6. Франция
Дунай
Рейн
Эльба
Одра
Дунай
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
РЕЧНОЙ И ОЗЕРНЫЙ
Обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных стран
Крупные международные речные
артерии Европы:
Но осуществляет и международные перевозки
Система Великих американских озёр и
глубоководный путь реки Святого Лав-
рентия (США, Канада)
Эльба
Одра
Дунай
Рейн
Найдите эти реки на карте Европы в атласе.
Морские корабли проходят несколько шлюзов, когда поднимаются по реке Св. Лаврентия и обводным ка-
налам. Океанические лайнеры могут доплыть из Атлантики до всех промышленных центров в райо-не Великих озер.
Вывод:
1.Является основой географического разделения труда
2. Объём и структура транспортных перевозок отражает уровень и структуру экономики.
3.География транспорта влияет на распределение отраслей производительных сил, способствуя специализации и кооперированию предприятий, отраслей, районов и стран.
4. Является связующим звеном между потребителем и производителем.
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(225) "История военной эвакуации на территории Конёвского сельского совета во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г. "
["seo_title"] => string(136) "istoriia-voiennoi-evakuatsii-na-tierritorii-koniovskogho-siel-skogho-sovieta-vo-vriemia-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-1941-1945-gh-gh"
["file_id"] => string(6) "129285"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1415654272"
}
}