Образовательные: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых; сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.
Развивающие: развивать у обучающихся навыки работы с тематическими картами, умение «читать » их, стремление к самостоятельному поиску знаний.
Воспитательные: способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земельных недр.
Тип урока: комбинированный
Методы: рассказ, беседа, частично-поисковый, демонстрация средств наглядности.
Просмотр содержимого документа
«Минеральные ресурсы России »
Тема урока : Минеральные ресурсы России
Цели:
Образовательные: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых; сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.
Развивающие: развивать у обучающихся навыки работы с тематическими картами, умение «читать » их , стремление к самостоятельному поиску знаний.
Воспитательные:способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земельных недр.
Тип урока: комбинированный
Методы: рассказ, беседа, частично-поисковый, демонстрация средств наглядности.
1 Платформа, 2 щит, 3 складчатая область, 4 возрожденные горы, 5 молодые горы , 6 осадочный чехол, 7 фундамент, 8 плита, 9 геологическая карта, 10 тектоническая карта, 11 глыбовые горы, 12 Алтай, 13 Кавказ, 14 Урал 15 интрузия
Учитель задает вопросы, учащиеся находят в списке терминов нужные слова.
Вопросы:
Верхний слой платформы, состоящий из известняков, глины, песчаников. (Осадочный чехол )
Выход на поверхность фундамента платформы (Щит)
.Древний устойчивый участок земной коры? (платформа)
Молодая платформа (Плита)
Молодые горы (Кавказ)
Возрожденные горы (Алтай, Урал)
Внедрение магмы в слои осадочных пород.(Интрузия)
Карта, на которой показаны части земной коры.(Тектоническая)
Карта с информацией о возрасте пород.(Геологическая)
Горы расположены в …. (складчатых) областях.
Им соответствуют равнины,(Платформы, плиты)
Горы, образовавшиеся в альпийскую складчатость.(Молодые горы)
Вопросы для устного ответа:
Назовите основные формы рельефа? Пользуясь физической картой России, приведите примеры.
. Установите причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением.
III Подготовка обучающихся к усвоению знаний
Учитель. Так не похожие друг на друга железная руда и нефть , мрамор и природный газ, на самом деле очень близки между собой. Называются они так же как и многие другие вещества, полезными ископаемыми.
Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли.
Полезные - потому что служат человеку, т.е. по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде и оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
Вопрос: Что называется полезными ископаемыми?(определение обучающиеся записывают в тетрадь)
Полезные ископаемые – это природные, минеральные образования в земной коре, которые могут быть использованы в хозяйстве в естественном виде как сырье или после соответствующей переработки.
Как вы понимаете термины месторождение полезных ископаемых, бассейн?
Скопление полезных ископаемых образуют месторождения.
Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого
получило название бассейн.
(Работа обучающихся с учебником, формулируют определение, записывают в тетрадь)
Учитель. Труднее обнаружить полезные ископаемые в молодых горах, где месторождения находятся под толщей горных пород и обнаружение их затруднено. В старых горах скопления полезных ископаемых обнаружить легче т.к. при разрушении гор они оказываются близко у поверхности.
Полезные ископаемые делятся на 2 группы (Объяснение с опорой на схему. Схема на экране.)
Полезные ископаемые
рудные нерудные
(металлические) (неметаллические)
в магматических породах в осадочных породах
на платформе в складчатых областях химическое сырье горючие
(в фундаменте) медные, (соли) нефть, газ, Железные, полиметаллические, апатиты, уголь
никелевые алюминиевые калийные соли
руды поваренная соль
IV Усвоение новых знаний.
Учитель. Ребята, вы уже знаете из курса географии материков и океанов о размещении полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения. Пользуясь картой «Полезные ископаемые России» ответьте на вопросы и выполните задания.
1.По карте определите какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны. (обучающиеся находят полезные ископаемые, учитель показывает на карте полезных ископаемых районы их добычи, данные заносятся в таблицу.)
2. Как распределяются полезные ископаемые? Какие из них встречаются на платформах, а какие в складчатых областях?
3. Определите размещение месторождений железных руд.
4. Как можно объяснить присутствие на Русской платформе месторождений железных руд КМА?
5. Какими полезными ископаемыми богата территория нашей области?
Полезные ископаемые
Районы добычи полезных ископаемых
Железные руды
КМА, Кольский п-ов, Алданский щит, Ангарские месторождения
Обобщение ответов обучающихся, целенаправленное подведение их к правильным выводам.
Вывод:Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения (преимущественно нерудные – газ, нефть, уголь, горючие сланцы )
Существование КМА подтверждает наличие рудных месторождений. Такие месторождения приурочены к щитам, либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности (Железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Балтийского щита )
В складчатых поясах залегают месторождения рудных ископаемых.
Сообщение обучающегося
Добыча алмазов на территории России
(Алмазы – это неметаллическое полезное ископаемое, но залегает в магматических породах, в Якутии алмазы связаны с траппами ) Найдены алмазы и в Архангельской области. В обоих случаях месторождения алмазов находятся на платформах, но связаны с интрузиями, т.е. вулканической деятельностью.(Использование рисунка в учебнике «Образование рудных полезных ископаемых»)
Учитель. Ребята, наша страна богата полезными ископаемыми. Она обеспечивает себя многими видами минеральных ресурсов. Значительную часть добытых полезных ископаемых Россия продает.
Как можно назвать совокупность полезных ископаемых, находящихся на территории нашей страны? Если затрудняетесь ответить, посмотрите в учебник, найдите ответ. (Минерально-сырьевая база)
Зачитайте характерные черты минерально-сырьевых ресурсов России.(Работа с учебником)
Учитель. Полезные ископаемые исчерпаемы и не возобновимы, а значит их надо рационально и бережно использовать. Кроме того добыча минерального сырья создает экологические проблемы.
Задание: Составьте цепочку экологических последствий при добыче руды в зоне Курской магнитной аномалии (на примере Михайловского месторождения)
«Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых». Заполнить третью колонку таблицы и сделать вывод о закономерности размещения полезных ископаемых, связи между полезными ископаемыми, тектоническим строением и рельефом.
По таблице обучающиеся делают вывод:
(а) рудные полезные ископаемые залегают в областях складчатости(в горах), на щитах, на платформе(в фундаменте)
б) нерудные ископаемые залегают на платформах(в осадочном чехле))
VI Подведение итогов урока.
Домашнее задание: § 4, закончить практическую работу № 4, если не успели в классе, знать ключевые слова и номенклатуру бассейнов полезных ископаемых.
Задание по контурной карте.
Отметить на карте месторождения полезных ископаемых (нефти, газа, каменного угля, бурого угля, медно-никелевых руд, алмазов, золота, калийных солей .)
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(287) "урок химии на тему:Основные месторождения металлов и неметаллов в Казах¬стане и проблемы защиты окружающей среды при процессах добычи и переработке сырья. "
["seo_title"] => string(184) "urok-khimii-na-tiemu-osnovnyie-miestorozhdieniia-mietallov-i-niemietallov-v-kazakh-stanie-i-probliemy-zashchity-okruzhaiushchiei-sriedy-pri-protsiessakh-dobychi-i-pierierabotkie-syr-ia"
["file_id"] => string(6) "151167"
["category_seo"] => string(6) "himiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1420644227"
}
}