kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока географии 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание данной работы заключается в том, чтобы помочь учителю грамотно спланировать проведение уроков по теме: "Международная экономика". Развивать познавательный интерес, творческую активность школьников и умение лично излагать своё мнение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока географии 11 класс»

11 класс. Урок экономики

Урок 21. Тема: Международное разделение труда как предпосылка мировой торговли. Современное состояние мировой торговли.

 Цель урока: -ознакомить учащихся с содержанием международного разделения труда;

-выяснить, что такое страны - лидеры в мировом хозяйстве;

-развивать познавательный интерес, творческую активность и умение логично излагать мнение, умение работать с различными информационными источниками;

-развивать информационные компетенции.

Основные понятия: международное разделение труда (МРТ), мировая торговля, национальные факторы МРТ, международные факторы МРТ.

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

  1. Раскройте сущность мирового хозяйства.

  2. Продолжите предложение : мировое хозяйство – это совокупность экономик разных стран…

  3. В какой период мировое хозяйство начало приобретать современные черты ? (на рубеже XIX - XX ст.).

  4. Что такое МГРТ?

 IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Главным направлением развития МЧП стало расширение международной специализации и кооперирования производства, являются формами МРТ и выражают его сущность. На глобальном уровне механизмы управления и регулирования международных экономических отношений представлены в системе ООН. Этими вопросами занимается Экономический и социальный совет (ЭКОСС) и Комитет по экономическим и финансовым вопросам ООН. В 1974 г. на II сессии Генеральной Ассамблеи ООН были утверждены Декларация и Программа действий по усовершенствованию международного экономического порядка и Хартия экономических прав и обязанностей государств.

 V. Изучение нового материала

Школьная лекция. Международное разделение труда (МРТ) - это высшая степень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах.

Существует определенная совокупность факторов, влияющих на развитие МЧП, степень и масштабы участия в нем тех или иных стран.

  1. Национальные факторы МРТ: природно-географические различия (природно-климатические условия, природные ресурсы, величина территории, количество населения, экономико-географическое положение), социально-экономические условия (достигнутый уровень экономического и научно-технического развития, исторические традиции развития отдельных видов производств, механизм организации национального производства, механизм организации внешнеэкономических связей).

Так возникает международная специализация – направленность страны на выпуск определённого вида продукции. Специализация делится на: межотраслевую и внутриотраслевую. Межотраслевая специализация возникла намного раньше, чем внутриотраслевая. Например, Франция с давних пор является лидером в производстве высококачественных духов, Италия – венецианского стекла, Китай – фарфора, Чехия – изделий из стекла, карандашей, пива. Спрос на эту продукцию остаётся стабильным на протяжении сотен лет, а качество – непревзойдённым.

Межотраслевая специализация, как правило, предметная, т.е. конечным результатом её является выпуск готового вида продукции.

Внутриотраслевая специализация, как правило, подетальная, т.е. применяется в производстве отдельных комплектующих там, где это экономически выгодно. Например, для автомобиля, спроектированного в США, двигатель может быть изготовлен на местных заводах, кузов – в Германии, шины – в Венесуэле, электроника – в Японии, кожа для салона – в Турции, сам автомобиль собран в Польше.

Итак, это первая форма выявления международного разделения труда.

Вторая форма – это кооперирование. Третья форма – это комбинирование.

Вспомните, что это за формы.

2. Международные факторы МРТ: уровень НТП в мире: чем он выше, тем более наукоемкими становятся отрасли (продукты) специализации стран; спрос на мировом рынке; система международных расчетов; экологические проблемы, которые по-новому ставят вопрос о стоимости природных ресурсов и качестве товаров.

Условиями, определяющие участие страны в МРТ, являются элементы производительных сил - средства труда, предметы труда, рабочая сила. Из всех факторов, определяющие участие страны в МРТ, решающую роль играют средства труда. От наличия этого фактора в конечном итоге зависит то место, которое страна занимает в системе МПП. Если средства труда в стране достаточно развиты, она может быть поставщиком на мировой рынок преимущественно готовых изделий и иметь такой народнохозяйственный комплекс, обеспечивающий функционирование всех отраслей национальной экономики.

Учитывая это, чрезвычайно важным является определение главных признаков стран-лидеров, позволяющих четко идентифицировать эти государства в рамках глобальной конкурентной среды.

1).Высокий уровень развития материального производства, и прежде всего промышленности, для которой еще в 1960-1970 гг. была характерной отказ от доминирования добывающих отраслей (исключение - Канада и Австралия) и переход к тех секторов экономики, базирующихся на использовании новых и новейших технологий (ноу-хау). Это способствовало развитию электроники, информатики, биотехнологий, новейших подотраслей химии и т.д. Несмотря на это, лидерство стран в XXI в. следует понимать прежде всего как преобладание технологических приоритетов в структуре национальной экономики. Достаточно показательным при этом является индекс технологических достижений - ИТД, который уже сейчас рассчитывается экспертами ООН.

2). Сельское хозяйство отличается большой степенью интенсивности и производительности, а также высоким уровнем механизации, автоматизации и компьютеризации аграрных процессов.

Удельный вес занятых в нем составляет 3-8 % (в США - 2,9 %), примерно такие же показатели характерны и для структуры ВВП. Аграрный сектор не только полностью обеспечивает внутренние потребности страны, но и имеет большой экспортный потенциал.

3). Высокий удельный вес в структуре экономики приходится на сферу услуг, в которой занято свыше 50 % совокупной рабочей силы (обычно 60-70 %). К сервисному сектору относят транспорт, связь, торговлю и обслуживание, финансовую систему, образование, науку, культуру, здравоохранение, спорт, туризм. Именно эта отрасль обусловила возникновение нового названия стран этой группы - постиндустриальные (информационные), то есть такие, где в структурах ВВП и трудовых ресурсов доминируют сервисные отрасли.

4. Высокий уровень конкурентоспособности национальных экономик. В глобальной экономике XXI в. важное место занимают Великобритания, Китай, Россия и США.

5. Страны-лидеры имеют ведущие позиции в области инноваций. Рейтинг стран по их инновационными позициями оценивается по критериям: величина расходов на НИОКР (удельный вес расходов в структуре ВВП), количество научно-технического персонала, количество заявленных международных патентов, степень защиты прав на интеллектуальную собственность, развитость сферы образования и др.

6. Стремительное наращивание влияния транснациональных корпораций во всех сферах деятельности. Более 90 % всех ТНК имеют свои штаб-квартиры в развитых странах, около 8 % - в развивающихся странах, и менее 2 % - в постсоциалистических государствах.

7. Переход к информационному обществу, т.е. к обществу, в котором информация и знания становятся основными и движущими факторами производства.

8. Высокие социальные стандарты (высокий уровень жизни, государственная помощь населению, трансферты, льготы и т.п.).


VI. Итог подводит учитель: на наших глазах в мировой экономике происходят большие перемены. Человечество последовательно отходит от модели мира, в которой национальная экономика отдельных стран была так или иначе изолированной барьерами от международной торговли и внешних инвестиций, а также из-за расстояний, особенностей национальных законодательств, культур, бизнеса и т.д.


 VII. Закрепление новых знаний и умений

1. Первое место в мире по объему ВВП занимают США (около 14,6 трлн. долл.). Вторую строчку по итогам 2010 г. занял Китай (5,879 трлн. долл.), обогнав Японию (цифру в 5,474 трлн долл.). Четвертой идет Германия. ВВП Бразилии по итогам 2010 p., составляет 2,23 трлн. долл., что позволяет экономике стране выйти на пятое место в мире, обогнав Францию и Великобританию.

1) Оцените позиции стран-лидеров в глобальной экономике.

2) Охарактеризуйте главные признаки стран-лидеров.

2. Что такое транснациональные корпорации (ТНК)? Какие из них вы знаете?

3.Используя Интернет-ресурс и дополнительную литературу, выполните упражнение «Выходим на мировой рынок».

 VIII. Домашнее задание

1. Проработать теоретический материал.

2. Повторить основные термины и понятия по изученной теме.

3. Охарактеризовать положительные и отрицательные последствия интеграции страны в мировое хозяйство.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Методическая разработка урока географии 11 класс

Автор: Даниленко Маргарита Алексеевна

Дата: 31.01.2017

Номер свидетельства: 386034

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Методическая разработка урока географии по теме:"Рельеф дна Мирового океана" "
    ["seo_title"] => string(87) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-riel-ief-dna-mirovogho-okieana"
    ["file_id"] => string(6) "104843"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402762315"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методическая разработка урока географии в 11 классе по теме "Мы познаем Японию""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_ghieoghrafii_v_11_klassie_po_tiemie_my_poznaie"
    ["file_id"] => string(6) "469271"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1526142886"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Разработка урока географии с использованием активных методов обучения."
    ["seo_title"] => string(78) "razrabotka_uroka_ghieoghrafii_s_ispol_zovaniiem_aktivnykh_mietodov_obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "349553"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476602311"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Методическая разработка урока георафии  по теме "Современные географические проблемы развития России"(10 класс) "
    ["seo_title"] => string(126) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ghieorafii-po-tiemie-sovriemiennyie-ghieoghrafichieskiie-probliemy-razvitiia-rossii-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "103519"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402589597"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Разработка урока географии  в 9 классе на тему «Пространство Урала» "
    ["seo_title"] => string(69) "razrabotka-uroka-ghieoghrafii-v-9-klassie-na-tiemu-prostranstvo-urala"
    ["file_id"] => string(6) "174465"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424140835"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства