Содержание данной работы заключается в том, чтобы помочь учителю грамотно спланировать проведение уроков по теме: "Международная экономика". Развивать познавательный интерес, творческую активность школьников и умение лично излагать своё мнение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока географии 11 класс»
11 класс. Урок экономики
Урок 21. Тема: Международное разделение труда как предпосылка мировой торговли. Современное состояние мировой торговли.
Цель урока: -ознакомить учащихся с содержанием международного разделения труда;
-выяснить, что такое страны - лидеры в мировом хозяйстве;
-развивать познавательный интерес, творческую активность и умение логично излагать мнение, умение работать с различными информационными источниками;
-развивать информационные компетенции.
Основные понятия: международное разделение труда (МРТ), мировая торговля, национальные факторы МРТ, международные факторы МРТ.
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Раскройте сущность мирового хозяйства.
Продолжите предложение : мировое хозяйство – это совокупность экономик разных стран…
В какой период мировое хозяйство начало приобретать современные черты ? (на рубеже XIX - XX ст.).
Что такое МГРТ?
IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Главным направлением развития МЧП стало расширение международной специализации и кооперирования производства, являются формами МРТ и выражают его сущность. На глобальном уровне механизмы управления и регулирования международных экономических отношений представлены в системе ООН. Этими вопросами занимается Экономический и социальный совет (ЭКОСС) и Комитет по экономическим и финансовым вопросам ООН. В 1974 г. на II сессии Генеральной Ассамблеи ООН были утверждены Декларация и Программа действий по усовершенствованию международного экономического порядка и Хартия экономических прав и обязанностей государств.
V. Изучение нового материала
Школьная лекция. Международное разделение труда (МРТ) - это высшая степень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах.
Существует определенная совокупность факторов, влияющих на развитие МЧП, степень и масштабы участия в нем тех или иных стран.
Национальные факторы МРТ: природно-географические различия (природно-климатические условия, природные ресурсы, величина территории, количество населения, экономико-географическое положение), социально-экономические условия (достигнутый уровень экономического и научно-технического развития, исторические традиции развития отдельных видов производств, механизм организации национального производства, механизм организации внешнеэкономических связей).
Так возникает международная специализация – направленность страны на выпуск определённого вида продукции. Специализация делится на: межотраслевую и внутриотраслевую. Межотраслевая специализация возникла намного раньше, чем внутриотраслевая. Например, Франция с давних пор является лидером в производстве высококачественных духов, Италия – венецианского стекла, Китай – фарфора, Чехия – изделий из стекла, карандашей, пива. Спрос на эту продукцию остаётся стабильным на протяжении сотен лет, а качество – непревзойдённым.
Межотраслевая специализация, как правило, предметная, т.е. конечным результатом её является выпуск готового вида продукции.
Внутриотраслевая специализация, как правило, подетальная, т.е. применяется в производстве отдельных комплектующих там, где это экономически выгодно. Например, для автомобиля, спроектированного в США, двигатель может быть изготовлен на местных заводах, кузов – в Германии, шины – в Венесуэле, электроника – в Японии, кожа для салона – в Турции, сам автомобиль собран в Польше.
Итак, это первая форма выявления международного разделения труда.
Вторая форма – это кооперирование. Третья форма – это комбинирование.
Вспомните, что это за формы.
2. Международные факторы МРТ: уровень НТП в мире: чем он выше, тем более наукоемкими становятся отрасли (продукты) специализации стран; спрос на мировом рынке; система международных расчетов; экологические проблемы, которые по-новому ставят вопрос о стоимости природных ресурсов и качестве товаров.
Условиями, определяющие участие страны в МРТ, являются элементы производительных сил - средства труда, предметы труда, рабочая сила. Из всех факторов, определяющие участие страны в МРТ, решающую роль играют средства труда. От наличия этого фактора в конечном итоге зависит то место, которое страна занимает в системе МПП. Если средства труда в стране достаточно развиты, она может быть поставщиком на мировой рынок преимущественно готовых изделий и иметь такой народнохозяйственный комплекс, обеспечивающий функционирование всех отраслей национальной экономики.
Учитывая это, чрезвычайно важным является определение главных признаков стран-лидеров, позволяющих четко идентифицировать эти государства в рамках глобальной конкурентной среды.
1).Высокий уровень развития материального производства, и прежде всего промышленности, для которой еще в 1960-1970 гг. была характерной отказ от доминирования добывающих отраслей (исключение - Канада и Австралия) и переход к тех секторов экономики, базирующихся на использовании новых и новейших технологий (ноу-хау). Это способствовало развитию электроники, информатики, биотехнологий, новейших подотраслей химии и т.д. Несмотря на это, лидерство стран в XXI в. следует понимать прежде всего как преобладание технологических приоритетов в структуре национальной экономики. Достаточно показательным при этом является индекс технологических достижений - ИТД, который уже сейчас рассчитывается экспертами ООН.
2). Сельское хозяйство отличается большой степенью интенсивности и производительности, а также высоким уровнем механизации, автоматизации и компьютеризации аграрных процессов.
Удельный вес занятых в нем составляет 3-8 % (в США - 2,9 %), примерно такие же показатели характерны и для структуры ВВП. Аграрный сектор не только полностью обеспечивает внутренние потребности страны, но и имеет большой экспортный потенциал.
3). Высокий удельный вес в структуре экономики приходится на сферу услуг, в которой занято свыше 50 % совокупной рабочей силы (обычно 60-70 %). К сервисному сектору относят транспорт, связь, торговлю и обслуживание, финансовую систему, образование, науку, культуру, здравоохранение, спорт, туризм. Именно эта отрасль обусловила возникновение нового названия стран этой группы - постиндустриальные (информационные), то есть такие, где в структурах ВВП и трудовых ресурсов доминируют сервисные отрасли.
4. Высокий уровень конкурентоспособности национальных экономик. В глобальной экономике XXI в. важное место занимают Великобритания, Китай, Россия и США.
5. Страны-лидеры имеют ведущие позиции в области инноваций. Рейтинг стран по их инновационными позициями оценивается по критериям: величина расходов на НИОКР (удельный вес расходов в структуре ВВП), количество научно-технического персонала, количество заявленных международных патентов, степень защиты прав на интеллектуальную собственность, развитость сферы образования и др.
6. Стремительное наращивание влияния транснациональных корпораций во всех сферах деятельности. Более 90 % всех ТНК имеют свои штаб-квартиры в развитых странах, около 8 % - в развивающихся странах, и менее 2 % - в постсоциалистических государствах.
7. Переход к информационному обществу, т.е. к обществу, в котором информация и знания становятся основными и движущими факторами производства.
8. Высокие социальные стандарты (высокий уровень жизни, государственная помощь населению, трансферты, льготы и т.п.).
VI. Итог подводит учитель: на наших глазах в мировой экономике происходят большие перемены. Человечество последовательно отходит от модели мира, в которой национальная экономика отдельных стран была так или иначе изолированной барьерами от международной торговли и внешних инвестиций, а также из-за расстояний, особенностей национальных законодательств, культур, бизнеса и т.д.
VII. Закрепление новых знаний и умений
1. Первое место в мире по объему ВВП занимают США (около 14,6 трлн. долл.). Вторую строчку по итогам 2010 г. занял Китай (5,879 трлн. долл.), обогнав Японию (цифру в 5,474 трлн долл.). Четвертой идет Германия. ВВП Бразилии по итогам 2010 p., составляет 2,23 трлн. долл., что позволяет экономике стране выйти на пятое место в мире, обогнав Францию и Великобританию.
1) Оцените позиции стран-лидеров в глобальной экономике.
2) Охарактеризуйте главные признаки стран-лидеров.
2. Что такое транснациональные корпорации (ТНК)? Какие из них вы знаете?
3.Используя Интернет-ресурс и дополнительную литературу, выполните упражнение «Выходим на мировой рынок».
VIII.Домашнее задание
1. Проработать теоретический материал.
2. Повторить основные термины и понятия по изученной теме.
3. Охарактеризовать положительные и отрицательные последствия интеграции страны в мировое хозяйство.