Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока географии в 10 класс.»
Методическая разработка урока географии в 10 класс.
Тема: «Географическая культура – интегратор современного знания»
Цель урока: Сформировать у учащихся целостное представление о географической культуре как важной составляющей общей культуры человека XXI века.
Задачи:
Личностные
- Осознать ценность географических знаний для жизни в современном мире.
- Сформировать ответственное отношение к окружающей среде и глобальным проблемам человечества.
- Развивать критическое мышление и способность к диалогу.
Метапредметные
-Познавательные: Анализировать, сравнивать, обобщать информацию, работать с текстом и картами.
-Регулятивные:- Умение ставить цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.
-Коммуникативные:- Участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свою точку зрения.
Предметные:-
- Дать определение понятиям: "географическая культура", "географическая картина мира".
- Выявить составные части (компоненты) географической культуры.
- Показать роль географической культуры в решении глобальных проблем.
- Сформировать понимание взаимосвязи между географической культурой и профессиональной деятельностью.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование:
Интерактивная доска или проектор.
Физическая и политическая карты мира.
Раздаточный материал: тексты с определениями, кейсы для групповой работы.
Атласы для 10 класса.
Маркеры, листы формата А3.
Ход урока
I. Организационный момент (1-2 мин)
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Создание позитивного эмоционального настроя.
II. Мотивация и актуализация знаний. Создание проблемной ситуации (5-7 мин)
Учитель: Ребята, мы с вами живем в эпоху глобализации. Новости из любой точки мира становятся известны за секунды. Мы путешествуем, покупаем товары со всего света, общаемся с людьми из разных стран.
Вопрос 1: Как вы думаете, почему в такой ситуации человеку, даже далекому от географии, важно иметь базовые географические знания? (Выслушиваются ответы: чтобы понимать, где происходят события; чтобы планировать путешествия; чтобы разбираться в экономических связях и т.д.)
Вопрос 2: Представьте, что вы слышите фразу: «Это культурный человек». Какие ассоциации у вас возникают? (Знает искусство, литературу, историю, этикет).
Вопрос 3 (проблемный): А может ли человек, не знающий, где находится Мадагаскар, чем отличается климат Амазонии от климата Сибири и почему возникают международные конфликты из-за водных ресурсов, считаться по-настоящему культурным в современноВывод учителя: Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с понятием **«Географическая культура»**. Это и будет темой нашего урока.
III. Изучение нового материала (25 мин)
1. Введение понятия «Географическая культура» (5 мин)
Учитель предлагает учащимся прочитать несколько определений (на доске или в раздаточном материале):
«Географическая культура – это часть общечеловеческой культуры, система социальных ценностей, основанная на способности общества и человека жить в гармонии с окружающей средой.»
«Это интегративное качество личности, позволяющее ей ориентироваться в природном и социальном пространстве, понимать причинно-следственные связи в нем.»
Задание: На основе определений и своих размышлений, предложите свою краткую формулировку или выделите ключевые слова. (Учащиеся работают, затем следует обсуждение. Ключевые слова: гармония с средой, ориентирование в пространстве, понимание связей, ценность).
2. Структура географической культуры (10 мин)
Учитель объясняет, что географическая культура состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов. Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает задание – изучить один компонент и представить его кратко классу (можно на листе А3).
Группа 1: Когнитивный (познавательный) компонент.
Задание: Что составляет "багаж знаний" географически культурного человека? Составьте список.
(Основные географические понятия, факты, закономерности, знание карты мира, столиц, особенностей природы и хозяйства регионов).
Группа 2: Пространственно-временной компонент.
Задание: Как этот компонент помогает человеку воспринимать мир?
(Умение "читать" карту, ориентироваться в пространстве, понимать масштаб, представлять себе географические процессы во времени).
Группа 3: Деятельностный (поведенческий) компонент.
Задание: Как географически культурный человек действует в повседневной жизни?
(Экологически ответственное поведение, рациональное использование ресурсов (вода, энергия), грамотное поведение в путешествиях, планирование своей деятельности с учетом географических факторов).
Группа 4: Ценностно-мировоззренческий компонент.
Задание: Какие ценности и идеи формирует географическая культура?
(Чувство ответственности за планету, понимание единства мира, толерантность к другим культурам, патриотизм).
После 5-7 минут обсуждения в группах, представители от каждой группы выступают с кратким докладом (по 1-2 минуты). Учитель дополняет и обобщает, рисуя на доске схему "Компоненты географической культуры".
3. Географическая культура в современном мире (10 мин)
Работа в парах. Анализ кейсов
Учитель раздает парам учащихся короткие описания ситуаций (кейсы).
Кейс 1 (для экономистов):"Компания решила построить завод по производству электроники в стране N. Какие географические факторы (ресурсы, транспорт, рабочая сила, рынки сбыта) должны быть учтены для успеха проекта?"
Кейс 2 (для экологов):"В регионе Z участились засухи. Местные фермеры и жители крупного города конфликтуют из-за воды. Предложите возможные пути решения проблемы, основанные на понимании взаимосвязей в природе."
Кейс 3 (для политиков): "Две страны спорят о принадлежности острова в океане. Какие географические (в т.ч. экономические и стратегические) аргументы может привести каждая сторона?"
Кейс 4 (для туристов): "Турист из России отправляется в Индию. Какие правила поведения (культурные, природные, санитарные) он должен знать, чтобы его поездка была безопасной и комфортной?"
Задание для пар: Обсудить кейс и предложить 2-3 аргумента/решения, основанные на географической культуре.
После обсуждения учитель подводит итог: Географическая культура – это не просто знание карты, а инструмент для принятия грамотных решений в бизнесе, политике, экологии и повседневной жизни.
1. Географическая культура нужна только путешественникам и географам. (Неверно)
2. Умение анализировать экологические последствия своих действий – часть географической культуры. (Верно)
3. Географическая картина мира – это статичное, неизменное знание. (Неверно)
4. Понимание причин миграций населения связано с географической культурой. (Верно)
5. Забота о чистоте своего города/поселка не имеет отношения к этой теме. (Неверно)
V. Рефлексия и подведение итогов (3-4 мин)
Вопрос: Вернемся к нашему начальному вопросу. Так может ли человек, не обладающий географической культурой, считаться по-настоящему культурным в XXI веке? (Обобщающие ответы учащихся).
Учитель резюмирует: Географическая культура – это мост между теоретическими знаниями о Земле и нашей реальной жизнью. Это основа для безопасного, ответственного и успешного существования в глобальном мире.
Оценивается работа класса в целом, отмечаются наиболее активные ученики.
VI. Домашнее задание (2 мин)
На выбор (дифференцированное задание):
1. Базовый уровень: Написать эссе на тему: «Почему географическая культура важна для меня лично?»
2. Продвинутый уровень: Подготовить небольшое исследование (презентацию на 2-3 слайда) на тему: «Географическая культура в моей будущей профессии (юриста, экономиста, врача, программиста и т.д.)».
3. Творческое задание: Создать памятку-инфографику «Правила географически культурного человека в социальных сетях» (как грамотно обсуждать события в других странах, как не распространять географические мифы и т.п.).
Методические рекомендации для учителя:
На этапе групповой работы важно четко ставить задачу и контролировать время.
Кейсы можно адаптировать под специфику класса (гуманитарный, естественно-научный).
Старайтесь вовлекать в дискуссию как можно больше учащихся, создавая атмосферу доверия и уважения к любому мнению.