Цели урока: показать разнообразие природы Африки.
Задачи урока:
Образовательные - закрепить понятие "природные зоны", показать особенности природы экваториальных лесов, саванн, пустынь и жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников, дать характеристику климата, почв, органического мира природных зон.
Развивающие - продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством игры, формирование умений работать с картой, анализировать, делать выводы, самостоятельно разрабатывать презентации;
Воспитательные - воспитывать чувство ответственности, развивать интерес к географии.
Оборудование: карта «Природные зоны Африки»,»Климатические пояса», слайды»Экваториальные леса», «Саванны и редколесья», «Пустыни»,атласы, учебники, тетради, распечатки к уроку, интерактивное оборудование, раздаточный материал (таблица «.Природные зоны Африки»),цветные карандаши.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма организации деятельности учащихся: индивидуально – групповая
Основные термины, понятия : природа, природная зона, природный комплекс, широтная зональность, влажные экваториальные леса – гилея, саванны и редколесья, тропические пустыни.
Ожидаемый результат
По результатам урока учащиеся должны: знать/понимать основные понятия урока, природные эоны, природный комплекс, широтная зональность, уметь объяснять особенности размещения природных зон, давать описание по плану о разнообразие природы Африки, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности при характеристике природных зон.
Структура учебного процесса:
1. Организационный момент
- Какой материк мы с Вами сейчас изучаем? (Африка)
- Что мы уже знаем об этом материке? (Географическое положение, рельеф, климат, гидрографию)
- А что же мы с Вами будем изучать на сегодняшнем уроке? ( Растительность, животный мир)
- Значит, мы рассмотрим природу Африки. Тема нашего сегодняшнего урока «Разнообразие природы Африки»
- Цель нашего урока?
Изучить разнообразие природы Африки.
- Открываем тетради, записываем число и тему урока.
- А теперь послушайте отрывок из стихотворения К.И.Чуковского «Бармалей»
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие,
Злые крокодилы!
- Как Вы думаете, так ли страшна Африка? (Да, нет)
- А как мы сможем это доказать? Что мы должны для этого сделать? (Изучить природу Африки)
- Что такое природа?
(на доске висят слова, они должны выбрать и назвать)
- рельеф
- климат
- растительный и животный мир
- почва, полезные ископаемые
- моря, реки, океаны
- Правильно! И синее небо, и пышная зелень листвы, и бесконечные дали океана, и утренний шёпот травы, и пение птиц, и шум прибоя всё это природа. Природа – неиссякаемый источник вдохновения поэтов, художников, музыкантов. Её надо любить и беречь!
- Я просила вас в течение недели посетить библиотеку, используя географическую энциклопедию и другую занимательную литературу по географии, а также воспользоваться, интернетом собрать информацию о природе Африки.
Сейчас на уроке мы и посмотрим, какую информацию вы собрали ( на столах название экспедиций - экспедиция влажные экваториальные леса, саванны, тропические пустыни)
опрос домашнего задания ( в виде игры)
Сейчас в виде опроса домашнего задания я хочу провести небольшую интеллектуальную разминку» Что вы знаете об Африке?»
(я предлагаю вам названия, а вы выбираете из списка те названия, которые относятся к африканским. Если они африканские – поднимаете одну руку вверх, если нет, то ни чего не поднимаете ) готовы
Вопросы: Лимпопо, сахара, тайга, Европа, Ливингстон, Конго, Нил, Сибирь, Килиманджаро, остров Мадагаскар, медведь, Александр Сергеевич Пушкин, Замбези, озеро Байкал, озеро Виктория, Амазонка, Атлас.
3 Введение нового материала
Учитель: Как мы уже сказали тема урока «Разнообразие природы Африки»
Сегодня на уроке мы совершим воображаемое путешествие по маршруту Африка, но у нас нет материалов о природе и её особенностях. Сейчас мы организуем с вашим участием экспедиции и отправим вас на этот континент. Я надеюсь, что по возвращению из экспедиции вы расскажите нам интересные и содержательные материалы о природных зонах этого континента.
Но прежде чем отправиться в экспедицию по Африке, давайте вспомним. Откройте атласы стр.25, карта в правом нижнем углу.
Учитель: Как эта карта называется?
Уч-ся: Природные зоны Африки
Учитель: Что же такое «природная зона»? давайте вспомним!
Уч-ся . Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнений, почв, растительного и животного мира.
Учитель: А, что называется природным комплексом?
Уч-ся. Природный комплекс – это участок земной поверхности, где все компоненты природы, (рельеф, климат, воды, почвы, растения, животные) взаимодействуют друг с другом.
Учитель: Какая закономерность выделяется в размещении природных зон?
Уч-ся Широтная зональность, т.е. смена природных зон от экватора к полюсам, по соотношению тепла и влаги
Учитель: Если происходит смена природной зоны , то меняются климатические условия, почвы, растительный и животный мир. В этом мы попробуем убедиться, дав характеристику каждой природной зоне
Учитель: Итак. Используя атлас стр.15 перечислите природные зоны Африки? (экспедиция влажные экваториальные леса)
Уч-ся экваториальные леса, саванны, пустыни, субтропические жестколистные вечнозелёные леса и кустарники.
- Перечислите природные зоны Африки в Северном полушарии от экватора на север (экспедиция саванны)
- Перечислите природные зоны Африки в Южном полушарии от экватора на юг (тропические пустыни)
- Какой вывод можно сделать?
Уч-ся. Что природные зоны Африки в Северном и Южном полушариях зеркально повторяют друг друга
Учитель: откройте карту «климатические пояса» стр.7. Внимательно посмотрите на карту «климатические пояса», сопоставьте карту природных зон и климатических поясов, что можно сказать?
Уч-ся. Что границы природных зон и климатических поясов почти совпадают.
Учитель. Зная это, мы легко охарактеризуем климат природных зон Африки.
На прошлом уроке каждой группе было дано дифференцированное опережающее задание. Вы готовили дома характеристику природных зон, пользуясь различными источниками информации, и сейчас попробуем раскрыть их особенность.
Итак, наше агентство направляет вас в три экспедиции. Каждая группа выбирает себе руководителя экспедиции, который будет руководить вашим маршрутом, а затем после ваших отчётов о собранном материале сделает вывод.
Первая - во влажные экваториальные леса
Вторая – в зону саванн
Третья – посетит пустынные территории Африки
По ходу собранного вами материала о природе Африки, заполняем таблицу и проговариваем, чтобы другие группы смогли информацию к себе зафиксировать. Взяли распечатку №1
Природная зона | Географическое положение | Климатический пояс | Почва | Растительность | Животный мир |
Влажные экваториальные леса (гилея) | | | | | |
Саванны | | | | | |
Тропические пустыни | | | | | |
Вечно- зелёные жестколистные леса | | | | | |
На каждую группу маршрутные листы:
( работаем с текстом учебника стр.180-190) параграф 21,атлас стр.7,815
1 группа стр181-183
Влажные экваториальные леса 2 группа стр.183-187 саванны
1 географическое положение 1г.п.
2ярусность 2.саванновое редколесье
3.климатический пояс 3.климатический пояс
4.почвы 4.почвы
5 растительность 5. растительность
6 животные 6 животные
Нанести на контурную карту природную зону нанести на к/к природную зону
Влажных экваториальных лесов Африки саванн
(на группу и группа выходит вывешивает лист контурной карты разукрашен в цвете)
3 группа стр.187-189 тропические пустыни
1.гп
2.растения суккуленты
3.климатический пояс
4.почвы
5.растительность
6.животные
Нанести на к/к природную зону тропических пустынь
Итак, в путь, чтобы собрать всю информацию, которую вы подготовили дома, я вам на это даю 2 минуты, при этом вы должны в своей команде таблицу по своей зоне заполнить. Командир экспедиции за этим следит, тем более некоторую информацию вы уже собирали
Слово предоставляется экспедиции, которая даёт характеристику зоны влажных экваториальных лесов. Ваша задача внимательно слушать рассказ и заполнять таблицу по данной зоне.
Учитель: Отчёт первой группы
Каждый ученик 1-ой группы рассказывает по пунктам таблицы о зоне, используя заранее подготовленный дома материал
1-ый ученик: «ВЭЛ расположены в бассейне реки Конго и на побережье Гвинейского залива» . "Гилея" в переводе с греческого означает лес.
2-ой ученик: «Экваториальный тип климата, высокие t 25-26, равномерное увлажнение в течение года 1000-3000 мм ливневые осадки, которые выпадают ежедневно примерно в «одно и тоже» время.
Учитель: « Главная отличительная особенность климата?»
Ученик: « Постоянство, нет времен года, вечное влажное лето»
3-ий ученик: Почвы здесь имеют красноватый оттенок. Их так и называют красно-желтые ферралитные (феррум - окись железа - придает красноватый цвет; аллюминийум - аллюминий). Почвы не плодородны, так как органические вещества быстро разлагаются и не накапливаются, обильные осадки приводят к непрерывному промыванию почвы.
4-ый ученик: « Лес необычен, многоярусен. Деревья верхнего яруса высотой от 30 до 50 м, часто имеют дисковидные корни – подпорки, высотой в 4 м. Это гигантские фикусы, сейба, винные пальмы. Все они светолюбивые и растут не слишком густо. В среднем ярусе преобладают быстрорастущие деревья высотой 20 – 40 м, кроны их соприкасаются между собой, образуя плотный навес: масленичная пальма, пальма – рафия с 10 – 12 метровыми листьями. Нижний ярус представлен медленно растущими теневыносливыми деревьями высотой 10 -15 метров. В нем много ценных пород – каучуконосы, красное, сандаловое дерево. Под пологом деревьев растут различные кустарники, папоротники, бананы. Деревья покрыты эпифитами и обвиты лианами. ЭБЕНОВОЕ ДЕРЕВО, название ряда видов тропических деревьев , дающих темно-зеленую, иногда черную древесину. Эбеновое дерево с черной древесиной часто называется черным деревом. Благодаря высокой плотности и красивой текстуре эбеновое дерево ценится в производстве мебели, музыкальных инструментов. Первое впечатление от экваториального леса – это хаос в природе. Почти непроходимая стена из деревьев, кустарников, трав, бамбука, перевитых лианами разной толщины и длины.
Стоят, не шелохнувшись, деревья-великаны, подпирающие небесный свод. Листья высоких деревьев жесткие и плотные, с блестящей поверхностью – это спасает их от ожогов солнца и чрезмерного испарения. Именно эти великаны придают экваториальному лесу таинственность и величие. Стволы деревьев покрыты мхами и лишайниками, многие перевиты лианами
Экваториальные леса вечнозеленые, потому что они сбрасывают листья не сразу, а постепенно.
Учитель: «Какая главная отличительная особенность растительности ВЭЛ?»
Ученик: « Многоярусный, вечнозеленый, труднопроходимый, обвит лианами»
5-ый ученик: «Разнообразный животный мир соответствует каждому ярусу. Наземные звери представлены карликовым бегемотом, окапи (маленький родственник жирафа), карликовым буйволом. Из хищников встречаются дикие кошки и леопарды. В средних ярусах много обезьян (мартышки, павлины, гориллы). Невероятное количество птиц, грызунов, насекомых. Во влажных экваториальных лесах живёт две трети всех видов животных и растений планеты. Предполагается, что миллионы видов животных и растений до сих пор не описаны. Эти леса иногда называют «драгоценностями Земли» и «самой большой аптекой мира», поскольку большое количество природных медицинских средств было найдено здесь. Их ещё также называют «лёгкими Земли», однако это утверждение спорно, поскольку не имеет научного обоснования, так как эти леса либо совсем не вырабатывают кислород, либо вырабатывают его крайне мало[1]. Но следует иметь в виду, что влажный климат способствует эффективной фильтрации воздуха, благодаря конденсации влаги на микрочастицах загрязнений, что оказывает в целом благоприятное воздействие на атмосферу. Богат и разнообразен животный мир экваториальных лесов. Многие обитают на деревьях – многочисленные обезьяны. Много птиц, для которых характерна яркая окраска и громкие голоса, грызунов, насекомых. Например здесь распространена муха цеце – переносчик и возбудитель сонной болезни у человека. В настоящее время от этой болезни ставят прививки.Здесь же обитают и человекообразные обезьяны.В наземном ярусе обитают кистеухие свиньи, мелкие копытные – африканский оленек – 40 см, карликовые антилопы – 30 см, родственница жирафа – окапи. Много муравьев, ящериц, змей. Основным крупным хищником является леопард.
Учитель: Какой вывод можно сделать о полученной информации?
Руководитель экспедиции ( Вывод)
для экваториальных лесов характерна многоярусность, основу которой составляют гигантские, высотой несколько десятков метров,деревья. Очень много древесных животных: мелких обезьян, змей, птиц. На земле можно встретить, карликовых бегемотов,родственника жирафа окапи,а также крупных человекообразных обезьян-горилл,шимпанзе
Слайд (фото зоны саванн – зонтичные акации, термитник)
2 Зона саванн
2 – экспедиция дает характеристику зоны саванн.
1-ый ученик: «Саванны – это высокотравная степь, занимающая 40% площади материка, протягиваются по обе стороны от экваториальных лесов до 15°с.ш. в северном полушарии 20°ю.ш. в южном.» Название "саванна" происходит от испанского слова "сабана", что значит дикая первобытная равнина.
2 ученик: « Субэкваториальный климатический пояс. Сезонность климата, из- за смены господствующих воздушных масс. Лето – сезон дождей, влажные экваториальные воздушные массы, зимой – сухой сезон, тропические воздушные массы.
Учитель: « Главная особенность климата?»
Ученик: « Ярко выраженная сезонность»
Учитель: «В сухой период саванна окрашена в желто-бурые тона, в дождливый становится яркой, зеленой, нарядной, поражает буйством красок.
Ученик 3: « Почвы красно- бурые, отличаются более высоким плодородием, по – сравнению с почвами влажных экваториальных лесов. Почвы саванн зависят от продолжительности сезона дождей. Ближе к экваториальным лесам, где сезон дождей длится 7-9 месяцев, образуются красные ферраллитные почвы. Там, где продолжительность сезона дождей меньше 6 месяцев, распространены типичные саванные красно-бурые почвы. На границах с полупустынями, где скудные дожди выпадают всего 2-3 месяца, формируются малопродуктивные почвы с тонким слоем перегноя.
Слайд (фото представителей растительности саванн)
Ученик: « Травяной покров – основа растительности. В безбрежном море разнотравья возвышаются огромные баобабы, самые тучные растения планеты, высотой до 25 м, а в обхвате до 45 м. Баобаб не горит в огне, стволы деревьев наглухо, герметично защищены толстой корой, содержит до 120 литров воды.
Слайд (фото зонтичной акации)
Другое распространенное дерево – зонтичная акация, словно огромные зонтики среди высоких трав, но под этим зонтом нет тени, т.к. мелкие листочки акации расположены ребром к солнцу и пропускают отвесно падающие солнечные лучи.
Большие пространства саванны занимает слоновая трава- высотой 3-5 метров, а иногда достигает и 8 метров
Слайд (фото представителей фауны саванн – страусы, слоны, бегемоты, носороги)
Ученик: «Богатство животного мира саванн уникально. Нигде в мире нет такого скопления крупных млекопитающих, как в африканской саванне: антилопы, зебры, жирафы, слоны, буйволы, носороги. Разнообразие хищников: львы, гепарды, дикие кошки, леопарды, шакалы, гиены. Невероятное скопление птиц: страус, птица марабу, птица секретарь, множество насекомых, особенно термитов. Густой и высокий травяной покров обеспечивает обильные корма крупнейшим животным, таким, как слоны, жирафы, носороги, бегемоты, зебры, антилопы, которые в свою очередь привлекают таких крупных хищников, как львы, гиены и другие. Богат и разнообразен мир птиц в саваннах. Здесь обитает маленькая красивая птица – нектарница, самые крупные птицы на Земле – страусы. Африканский марабу - этот вид обитает только в Африке к югу от Сахары в саваннах и редколесьях.
Африканский марабу — птица - падальщик. Из хищных животных выделяются своим обликом и повадками птица секретарь с длинными ногами. Она охотится за мелкими грызунами, пресмыкающимися. Много в саванне термитов
Учитель: какой вывод можно сделать о саванне?
Руководитель экспедиции (Вывод)
Самую большую площадь в Африке занимают саванны или саванные редколесья. Саванны - царство травы, в которой на значительном расстоянии друг от друга можно увидеть группы деревьев: баобабов и зонтичных акаций. В саванне огромное количество травоядных животных: слонов, носорогов, бегемотов, жирафов, зебр и разнообразных антилоп. Много хищников, среди которых крупнейшим является африканский лев.
В сухой сезон в саванне почти не остается травы, и огромные стада животных совершают длительные миграции в поисках корма.
3 Зона тропических пустынь
Учитель: « Гряды барханов, звон цикад, сыпучий песок, палящий зной и мучительная жажда. Догадались, куда отправляемся на этот раз? Да, зона тропических пустынь! 3-я экспедиция подготовила рассказ об этой природной зоне, который мы сейчас послушаем.»
Слайд ( фото пустыни, лисицы – фенек, верблюдов)
Ученик 1: « Зона тропических пустынь (Сахара, Калахари, Намиб) занимают огромную площадь около 40 % и протягиваются от 15°с.ш. до 35°с.ш. в северном полушарии, и от 20°ю.ш. до 35°ю.ш. в южном. Пустыня во всех переводах отражает особенности местности одним-двумя словами. Калахари - "Страна жажды", Сахара - "ас - пустынная степь, сахра - рыжеватая, красная". В любом случае это сухая, безводная, жаркая территория. Находится в тропическом поясе с высоким атмосферным давлением.
Ученик2: « Тропический пояс, крайняя сухость воздуха, высокая амплитуда температур (до 30° С), раскаленный зной сменяется пронизывающей ночной прохладой, практически нет осадков, в пустыне Намиб осадки выпадают в виде росы, а дождей не бывает по несколько лет. Сильные песчаные и пыльные бури.
Ученик3: « Почвы песчаные, каменистые, неплодородные. Встречаются сероземы, солонцы и солончаки.
Ученик4: « Растительность весьма скудная и имеет специфические приспособления либо к улавливанию воды, либо к уменьшению испарения (мощная корневая система, колючки вместо листьев). Это саксаулы, молочаи. В оазисах – финиковая пальма. Удивительным растением – эндемиком пустыни Намиб является растение осьминог – вельвичия. Это дерево карлик, его короткий ствол поднимается над землёй лишь на 50 см., от его вершины отходят два плотных кожистых листа, достигающие до 3 метров в длину. Листья растут непрерывно, отмирая на концах. Возраст растения может достигать до 150 лет. Растительность африканских пустынь крайне разрежена и представлена в основном ксерофитами в более сухой Сахаре и суккулентами в лучше увлажняемой Южной Африке.
Для Калахари характерны суккуленты: алоэ, молочаи, дикие арбузы. В пустыне Намиб распространено своеобразное растение вельвичия.
Ученик5: Животный мир небогат. Повсеместно распространены лисица – фенек, антилопы, газели, верблюды. Много грызунов и пресмыкающихся, ведущих в основном ночной образ жизни, так как днём они скрываются в норах. Животный мир африканских пустынь и полупустынь приспособился к жизни в аридных условиях. В поисках скудной пищи и воды они могут преодолевать большие расстояния (например, мелкие антилопы) или подолгу обходиться без воды (пресмыкающиеся, верблюды). В жаркое время суток многие обитатели пустыни зарываются глубоко в песок или уходят в норы, а активную жизнь ведут ночью.
Учитель: Какой вывод можно сделать об этой природной зоне?
Руководитель экспедиции ( Вывод)
Тропические пустыни отличаются крайне неблагоприятными условиями для обитания, тем не менее, здесь есть и растения и животные, которые к этим условиям приспособились. Типичными пустыни растениями являются финиковая пальма (на севере материка), алоэ и вельвичия (на юге). Среди животных много пресмыкающихся, насекомых и др. самыми крупными обитателями пустыни являются верблюды и некоторые виды антилоп.
Учитель: « Характеристику зоны жестколистных вечнозеленых лесов, расположенную на крайнем севере и на ю-з материка, вы сделаете самостоятельно дома и на следующий урок сдадите заполненную таблицу на проверку.
Наше путешествие подошло к концу, вы хорошо подготовились к уроку, собрали много информации о природе Африки и достигли цели нашего урока
4 Закрепление
1 Расселить животных по природным зонам ( наиболее характерным для обитания данного вида)
слон
верблюд
жираф
шимпанзе
зебра
лисица -фенек
горилла
антилопа-гну
скорпион
Влажные экваториальные леса 4,7
Саванны и редколесья 1,3,5,8
Пустыни 2,6,9
Проверяем по ключу и отмечаем неверные ответы (ставим сколько неверных ответов)
2 Командам назвать пять ключевых слов и словосочетаний, с помощью которых они могли бы описать одну из природных зон Африк:
Пустыня: жара, отсутствие осадков, колебания температур, скудная растительность, змеи, ящерицы, верблюды, песок,
Саванны : высокотравная степь, одиноко стоящие деревья, слоновая трава, баобаб, жираф
Влажные экваториальные леса, гилея, лианы, многоярусность, карликовые бегемоты, окапи, гориллы
Проверяем
3. отгадаем загадки
--Обнимая хозяина, вьюсь
Лезу вверх, высоты не боюсь
И, с хозяином там обнимаясь,
Я всё выше и выше взбираюсь,
Чтоб гирляндой потом с высоты ниспадать
Кто я есть? Попытайся, знаток, угадать (ЛИАН)
--В саваннах Африки живут стадами, тела их покрыты полосами, их быстрый бег от хищников спасает. Ну кто же их не знает? ( зебра)
--Когда трава от солнца выгорает и все другие звери голодают, лишь этот зверь имеет свежий корм, с деревьев листья обрывает он ( жираф)
4. Составление синквейнов.
Сейчас вы составите синквейны, 1 –гр. со словом «пустыня», 2 –гр. со словом « гилея», 3 – я со словом «саванна», Примерные варианты выполненного задания:
Пустыня каменистая песчаная испепеляет обжигает иссушает Страна жажды, палящего зноя. | Гилея непроходимая многоярусная поражает удивляет обвивает Экваториальный лес – родина ценных растений | Саванна желтая зеленая засыхает выгорает расцветает Саванна – это высокотравная степь |
Проверяем , что получилось
Самоконтроль по ключу ученики сверяют свои ответы со схемой и фиксируют количество неверных ответов
Учащиеся , не допустившие ни одной ошибки, поднимают руку, 2 ошибки -две руки, 3-4 ошибки встают
Попробуйте сами себя оценить, на какую оценку вы себя сегодня оцениваете на уроке и поставить на листочек себе оценку, за свою работу. (поставьте рядом оценку, на которую вы себя оцениваете)
Подведение итогов (выставление оценок за работу на уроке, сообщение, обобщение материала)
Много интересной информации мы получили от сотрудников нашего агентства . по этим результатам, немного доработав информацию мы соберём сборник творческих работ.
Учитель: Домашнее задание § 21
Мы с вами не совершили путешествие ещё в одну природную зону Африки –вечнозелёные жестколистные леса и кустарники, которые находятся в субтропическом поясе. Заполните таблицу по этой зоне.
5. Рефлексия
А сейчас вы возьмёте из конверта животных и по очереди на магнит прикрепим их к доске, если вы собой довольны и у вас всё на уроке получилось, вам было интересно и познавательно, то вы прикрепляете жирафа ,если вы собой не довольны, вам было не интересно , то ящерицу.
6. Урок окончен.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 пгт. Кировский» Кировского района Приморского края
Районный конкурс «Моя методическая копилка»
Урок географии в 7 классе:
«Разнообразие природы Африки»
Выполнила
Учитель географии
Коляда В.В.
пгт.Кировский
2017г.