Конспект урока по теме "Современные проблемы Волги"
Конспект урока по теме "Современные проблемы Волги"
Урок проводится с целью обосновать роль Волги для населения и хозяйства Поволжья, России, работая с картами атласа, текстом учебника, раздаточным материалом, выявить актуальные проблемы Волги, найти пути решения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Современные проблемы Волги"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Питкяранта Республики Карелия
Урок географии в 9 классе. Учитель: Луканина Светлана Михайловна.
Тема: Современные проблемы Волги
Концептуальная цель урока: создание условий дляразвития географического мышления.
Стратегическая цель урока: создание условий для развития аналитического и системного мышления, познавательного интереса, ответственного отношения к природе.
Задачи урока:1. Показать роль Волги для населения и хозяйства нашей страны.
2. Закрепить умения учащихся работать с различными источниками географических знаний.
3. Воспитывать гражданские и патриотические чувства.
Оборудование: Физическая карта России, экологическая карта России, мультимедийная аппаратура
Раздаточные материалы:
Атлас 8, 9 классов
На партах – вопросы
Листы
Учебники
Оформление доски:
Длина - 3530 км
Площадь бассейна — 1360 тыс. км².
Притоки – около 200
Общее падение — 256 м
Скорость течения – 2 – 6 м/с
Тип урока: проблемно-поисковый (проблемно-диалоговое обучение)
Ход урока:
Вступительное слово учителя: песня «Течет Волга» в исполнении Л.Зыкиной с фотоальбомом, определение темы, целей и задач урока, постановка проблемы - 7 мин.
Выявление проблем Волги (Фронтальная работа) – 10 мин.
Проект «Большая Волга» (Самостоятельная работа учащихся – 3 мин.) –15 мин.
Варианты решения экологической проблемы . Программа «Возрождение Волги» (работа в парах – 3 мин.) – 8 мин
Итог урока. Рефлексия – 5 минут
I/ Вступительное слово учителя
Вы услышали голос известной народной певицы Людмилы Зыкиной. О какой реке мы будем сегодня говорить?
Покажем её на карте? Помним, от Истока к устью?Назовём крупные притоки. Смелее, кто готов? (1 ученик)
Обратите внимание на слайд. Посмотрите на общий рисунок бассейна Волги. Всегда ли он был таким? (2 слайд)
Какие ассоциации у вас возникают? Кто готов дать внешнюю характеристику Волжского бассейна?
(дерево, корнями глубоко уходящее в Каспийское море. Крона сильно разрослась в разные направления).
Так благодаря чему современная Волга так разрослась? Как вы думаете?
Искусственным водоемам – каналам, водохранилищам.
В 8 классе, и даже в начальном звене, вы рассматривали природные особенности, питание реки, гидрологический режим.
Я же хочу вам предложить заглянуть поглубже. В сознании каждого жителя страны, Волга - символ России, неотъемлемая часть ее богатейшей истории и самобытной культуры. Трудно переоценить роль, которую играла и играет Волга в жизни страны. Вместе с тем велика и нагрузка на этот водоем.
Мы подошли к теме нашего урока. Попытайтесь еe сформулировать. «Современные проблемы Волги». (слайд 3)
Как вы понимаете слово, которое мы так часто с вами произносим? Проблема. Выскажите своё мнение, что такое проблема? (слайд 4)
(вопрос, задача, загадка, требующая решения или исследования). Значит мы будем на уроке искать пути решения проблем.
Согласитесь, есть ряд проблем, которые возможно решить только на государственном и даже на мировом уровне. Современное состояние Волги как раз требует вмешательства не только властей Поволжья, а разрешение на уровне государства.
II. Выявление проблем Волги
Готовясь к этому уроку, я нашла два интересных высказывания о реке Волге. С каким из них вы согласны и почему? (Слайд 5)
Прочитайте, пожалуйста, про себя эти цитаты. Обратите внимание на ударение в слове жила (жила – это кровеносные сосуды)
На слайде две цитаты: «Она есть как благотворная жила земли русской и во всех отношениях достойна приложенного народом наименования: «матушка-кормилица» братья Чернецовы.
«Чей стон раздается над великою русской рекой. То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперек, больная, с рассольной водой, перетянутая плотинами гидростанций, распухшая от водохранилищ…» Валентин Распутин.
Возвращаюсь к вопросу: постарайтесь прокомментировать эти цитаты. С каким высказыванием вы согласны и почему?
Обращаю ваше внимание, что между этими цитатами значительный промежуток времени - более полутора веков, 150 лет.
Чернецовы – это художники, которые оставили в 19 веке много этюдов о Волге, а Валентин Распутин – писатель, классик русской литературы.
Давайте прочитаем во 2 высказывании только прилагательные, характеризующие современный портрет Волги. Изрытая, больная,рассольнойперетянутая, распухшая. Кто?
Что же могло случиться за этот значительный отрезок времени с великой русской рекой?
Кто, на ваш взгляд, виноват в том, что мы имеем такую картину?
Да, человек.
А если глубже заглянуть. С чем связано изменение размеров и состояния Волги? Ведь 19 веке, по описанию художников братьев ЧернецовыхВолгу и район Поволжья называли «благотворная жила, матушка-кормилица».
Почему она стала больная и изрытая, распухшая?
Произошел значительный рост населения. Развитие промышленности.
Почему? Что привлекало население? Порассуждайте.
- Это европейская часть страны.
- Привлекали плодородные земли,
- позже были найдены крупные запасы нефти, развитие нефтедобычи и нефтепереработки,
- Поволжье – это «автомобильный цех» страны
- концентрация населения вокруг крупных городов, города – миллионеры.
Я предлагаю поработать с картой. Откроем атласы 9 класса – стр.6 «Плотность населения».
Проанализируйте данные карты: какова плотность населения. Города -миллионеры на реке Волга
(50-100 и более 100 чел/км. Самая высокая в России. Средняя - ? 8 чел). Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград.
Назовем крупнейшие города и покажем на карте (слайд 6) -6 республик
26 областей, города-миллионеры. Сейчас в бассейне проживает около 60 млн человек, какая это часть населения России? (40%, более 1/3)
А что необходимо быстрорастущему населению и пром. предприятиям? Какие условия необходимы для жизни населения и развития пром.? Чем Волга могла помочь?
- вода,
- дополнительная электроэнергия,
- выход к морям,
- население нужно кормить, чтобы получать высокие урожаи – вносить удобрения, гербициды, ядохимикаты или оросит каналы в засушливые районы.
Волга разрослась, потому что в этом, оказывается, была огромная потребность.
III. Проект «Большая Волга». Самостоятельная работа учащихся
На государственном уровне 35 лет назад, в 1981 году завершился масштабный проект, который так и назывался «Большая Волга».(слайд 7)
Я предлагаю обратиться к учебнику стр.254 и сформулировать какие задачи включал этот серьезный проект.
Энергетическая
Водоснабжение промышленности и населения
Транспортная
Орошение засушливых территорий
Это очень серьёзная программа мероприятий, которая реально была осуществлена, вложены колоссальные материальные средства, созданы новые сооружения.
А вот насколько решены эти задачи, какой ценой может быть, какие последствия столь масштабного проекта? Попробуем разобраться?
Я предлагаю поработать по рядам в течение 3 минут. Пользоваться можно учебником и картами атласа 8, 9 классов - Поволжья, электроэнергетика)
Рассмотрим первые 3 задачи:
Ряд - Энергетическая задача
Ряд – Водоснабжение промышленности и населения, орошение засушливых территорий
Ряд - Транспортная
На каждой парте на листах указаны какая задача предлагается для рассмотрения и план вашего ответа
1Ряд (слайд 8) Энергетическая задача
Назовите водохранилища и ГЭС на Волге.
Какая энергия ГЭС - дешёвая или дорогая по сравнению с другими источниками электроэнергии?
Последствия строительства ГЭС
Учащиеся:Энергетическая задача
Иваньковская ГЭС и Волжское водохранилище. Угличская ГЭС и Угличское водохранилище Рыбинская ГЭС и Рыбинское водохранилище Чебоксарская ГЭС и Чебоксарское водохранилище, Горьковская ГЭС и Горьковское водохранилище Волжская ГЭС и Куйбышевское водохранилище Саратовская ГЭС и Саратовское водохранилище Волгоградская ГЭС и Волгоградское водохранилище.
Дешёвая. В целом энергетическая проблема решена. 11 гэс мощность – 13,5 млн.кВт (1/3 всех ГЭС России)
Последствия: плотины поставили под угрозу исчезновения крупнейшее в мире стадо осетровых рыб. В 10 раз сократилось.
Я: Цифры и Факты, на самом деле, пугающие: 5% осетровых гибнет от браконьерства, 15 – от турбин и винтов электростанций и 80% от загрязнения воды.
Нельзя забывать и о том, что бассейне Волги создано несколько заповедников. В Астрахани – первый советский заповедник.
(Слайд 9) Вспомните, какие растения и животные охраняются? осетровые рыбы, редкое растение лотос, бакланы, египетские цапли и др. Многие виды растений и животных занесены в Международную Красную книгу.
2Ряд Водоснабжение и оршение
Назовите отрасли промышленности, которые являются главными потребителями волжской воды.
Каковы последствия создания водохранилищ?
Какие территории Поволжья нуждаются в орошении, какая это природная зона? К чему приводит нерациональное орошение земель?
Учащиеся: Водоснабжение и оршение
Химическая, легкая, пищевая
Повышение уровня грунтовых вод, заболачивание, гибель лесов. Прозрачность снизилась в 10 раз. Нефтепродукты,……Вода грязная.
Нижнее течение реки, зона полупустынь. Затопление земель, разрушение или перенесение городов, деревень…
(Слайд 10) К засолению почв, волжская вода – загрязненная химическими отходами, непригодна для орошения.
Я: Площадь орошаемых земель как раз та, которая была погублена при сооружении водохранилищ. На Нижней Волге соорудили 26 оросительных систем. Не совершенны. На слайде – при таком орошении куда теряется часть воды?
3Ряд Транспортная
Какие каналы соединили Волгу с другими водоемами европейской части России?
Улучшились ли условия судоходства на Волге с сооружение каналов? Насколько была решена транспортная задача?
Каковы возможности для развития туризма с созданием системы каналов?
Учащиеся:Транспортная (слайд 1).
Канал имени Москвы – Москва – Волга, Волго-Донской канал - длина , Волго-Балтийский водный путь (ранее — Мариинская водная система) — система каналов, рек и озёр на северо-западе страны.
Условия судоходства на Волге улучшились. Волга когда-то была типичной рекой умеренного пояса. Весной она сильно разливалась, наводнения были обычным явлением в прибрежных городах и селах. Летом сильно мелела. Так, например, в известном путеводителе начала 20 века говорилось: «От Рыбинска до Твери пароходство совершенно прекратилось… В некоторых местах нашу матушку- Волгу переходили вброд» (слайд 12). Но водохранилища не увеличили транспортную пропускную способность. Фарватер проходит по старому руслу реки.
Круизы по реке Волге стали опять популярны: живописные берега, посещение многих исторических и культурных центров… Широко используются каналы, водохранилища. По реке стали ходить суда «река - моря» (крупные суда). Но техническая оснащенность теплоходов не на должном уровне.
Я:Что вы знаете о трагедии в Куйбышевском водохранилище круизного теплохода "Булгария"?
В 3 км от берега на глубине около 22 м. 10 июля 2011 года на Волге затонул круизный двухпалубный теплоход "Булгария". Погибли 122 человека из 201, находившихся на борту. Причиной крушения теплохода стало нарушение правил безопасности и низкая квалификация экипажа, поступление на борт воды через открытые иллюминаторы при штормовой погоде.
ВЫВОД: Мы попытались разобрать все 4 задачи. К чему же привела попытка их решить? О какой глобальной проблеме современности мы вели разговор в течение урока?
экологическая, где нарушены взаимодействие всех ПК.
Обратимся к карте атласа – по оглавлению посмотрите «Экологические проблемы», стр.28. Еще раз посмотрите на бассейн реки Волги. Остановите свой взгляд на территории от Москвы до Каспийского моря.
Используя легенду карты, ответьте на вопрос, какова в целом экологическая ситуация в бассейне реки?
Очень острая и острая. Где очень острая, в каком течении р.Волга: нижнем и верхнем.
Какие негативные процессы характерны для этого района?
Загрязнение воды, особенно в нижнем и верхнем течении, деградация естественных кормовых угодий, высокий коэффициент относительной опасности выбросов загрязняющих веществ в городах: Новокуйбышевск, Самара, Тольятти, Волгоград.
Еще более подробная карта настенная, можно добавить комплексное нарушение земель, засоление почв.
IV. Варианты решения экологической проблемы .
Вернемся к теме урока: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЛГИ Ключевое слово - проблемы. Мы с вами определились: проблема – задача, требующая решения. Почитайте последнее предложение на с.254.
Предложите варианты решения проблемы. В парах - 2 мин. Подумайте, обсудите. Запишите на отдельных листах. Ответы учащихся.
Уже в течение 30 лет разрабатываются проекты по спасению реки, волжские города часто становятся местами проведения экологических форумов и семинаров по охране окружающей среды.
С 1998 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ началась реализация программы "Возрождение Волги", направленной на оздоровление экологической обстановки Волжского бассейна. Программа была рассчитана до 2010 года (слайд.13). Посмотрите, среди мероприятий есть и те, которые вы назвали. Значит и мы понимаем серьезность проблемы.
- Принятие жесткого экологического законодательства, регулирующего использование волжской воды.
- Экономия воды при орошении и использовании в промышленности
- Постройка новых и реконструкция имеющихся очистных сооружений, - Обращение к опыту других стран
- Привлечение к решению проблем общественности.
V Итог урока. Рефлексия
Роль Волги в жизни страны огромна. И я перед вами поставила не простую задачу. Мы старались вместе распутать клубок проблем вокруг этой величайшей реки.
(слайд.14) Обратите внимание на цитату А.П.Чехова «Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы Земля наша».
Более 100 лет назад, а как же она актуальна и сейчас и не только в отношении Волжского бассейна, но и нашего родного города, своего двора, школы.
РЕФЛЕКСИЯ:
Мне бы хотелось услышать ваши впечатления о том, чем мы на уроке занимались. Кто готов поделиться. Постарайтесь кратко излагать свои мысли. Выберите одно из предложений и продолжите его (слайд.15).: