Конспект урока 9 класс "Природные ресурсы и хозяйство Поволжья"
Конспект урока 9 класс "Природные ресурсы и хозяйство Поволжья"
Урок в 9 классе. Тема «Природные ресурсы и хозяйство Поволжья».
Цель:
актуализировать понятие «хозяйство», охарактеризовать отраслевую и территориальную структуру хозяйства Поволжья, определить факторы развития и размещения отраслей специализации хозяйственного комплекса региона, выявить перспективы и проблемы развития хозяйства Поволжья;
I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся:
метод «Детектор лжи» 1. Волгоградская область имеет выход к Каспийскому морю -- 2.Республика Калмыкия граничит с Е.Югом + 3.Саратовская область имеет выход к государственной границе с Казахстаном + 4.Пензенская область имеет выход к Волге -- 5.Всемирное культурное наследие региона находится в Р.Татарстан (Казанский Кремль) + 6.Главные месторождения нефти Поволжья сосредоточены в Ульяновской области – (Татарстан, Самарская и Астраханская области) 7.Приволжская возвышенность протянулась вдоль левого берега Волги – (правый) 8.В Поволжье расположен г.Псков – (Северо-Запад) 9.Поволжье граничит с В-Вятским и Ц-Черноземным районами + 10.Устье Волги находится в пределах Р.Калмыкии – (Астраханская обл) 11.Самым северным субъектом Поволжья является Р.Татарстан + 12.Поволжье имеет выход к государственной границе с Украиной – (Е.Юг).
УТВЕРЖДЕНИЕ НЕВЕРНО
УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕРНО
Метод «Пазлы» - собрать карту Поволжья (8 контуров – субъектов, входящих в состав Поволжья), подписать субъекты и их центры
Метод «Установи соответствие», объяснить причину такого размещения основных национальностей
1.татары – В А.Элиста, Кумо-Манычская впадина 2.немцы – Г Б.Астрахань, Волгоград, Саратов 3.калмыки – А В.Нижнекамск, Казань, Набережные Челны 4.казахи - Б Г.Энгельс, Маркс, Балаково
III. Мотивация учебно-познавательной деятельности:
Слайд № 1 - имя урока: Издалека долго течёт река Волга, течёт река Волга, конца и края нет. Среди хлебов спелых, среди снегов белых течёт моя Волга… (звучит песня Л.Зыкиной «Течет река Волга»)
Слайд № 2 - Извивается, меняет свое течение, свой облик река Волга, вместе с ней меняется облик Поволжья, население, его хозяйственная специализация… Кто догадался, какова тема урока?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 9 класс "Природные ресурсы и хозяйство Поволжья" »
Урок в 9 классе. Тема «Природные ресурсы и хозяйство Поволжья».
Цель:
актуализировать понятие «хозяйство», охарактеризовать отраслевую и территориальную структуру хозяйства Поволжья, определить факторы развития и размещения отраслей специализации хозяйственного комплекса региона, выявить перспективы и проблемы развития хозяйства Поволжья;
I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся:
метод «Детектор лжи» 1. Волгоградская область имеет выход к Каспийскому морю -- 2.Республика Калмыкия граничит с Е.Югом + 3.Саратовская область имеет выход к государственной границе с Казахстаном + 4.Пензенская область имеет выход к Волге -- 5.Всемирное культурное наследие региона находится в Р.Татарстан (Казанский Кремль) + 6.Главные месторождения нефти Поволжья сосредоточены в Ульяновской области – (Татарстан, Самарская и Астраханская области) 7.Приволжская возвышенность протянулась вдоль левого берега Волги – (правый) 8.В Поволжье расположен г.Псков – (Северо-Запад) 9.Поволжье граничит с В-Вятским и Ц-Черноземным районами + 10.Устье Волги находится в пределах Р.Калмыкии – (Астраханская обл) 11.Самым северным субъектом Поволжья является Р.Татарстан + 12.Поволжье имеет выход к государственной границе с Украиной – (Е.Юг).
«Детектор лжи»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
УТВЕРЖДЕНИЕ НЕВЕРНО
УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕРНО
Метод «Пазлы» - собрать карту Поволжья (8 контуров – субъектов, входящих в состав Поволжья), подписать субъекты и их центры
Метод «Установи соответствие», объяснить причину такого размещения основных национальностей
1.татары – В А.Элиста, Кумо-Манычская впадина 2.немцы – Г Б.Астрахань, Волгоград, Саратов 3.калмыки – А В.Нижнекамск, Казань, Набережные Челны 4.казахи - Б Г.Энгельс, Маркс, Балаково
III. Мотивация учебно-познавательной деятельности:
Слайд № 1 - имя урока: Издалека долго течёт река Волга, течёт река Волга, конца и края нет. Среди хлебов спелых, среди снегов белых течёт моя Волга… (звучит песня Л.Зыкиной «Течет река Волга»)
Слайд № 2 - Извивается, меняет свое течение, свой облик река Волга, вместе с ней меняется облик Поволжья, население, его хозяйственная специализация… Кто догадался, какова тема урока?
IV. Целеполагание. Изучение нового материала.
Слайд № 3 - Тема урока «Природно-ресурсный потенциал и хозяйство Поволжья».
Скажите, ребята, а у вас есть цель в жизни? (Ответы учащихся). А у кого из Вас есть цель - быть независимым? А Вы знаете, что полная независимость возможна только при экономической независимости
Слайд № 4 - Бэкон Френсис. Как Вы думаете, какова цель нашего урока? (Ответы учащихся)
Слайд № 5 - Цель урока: охарактеризовать отраслевую и территориальную структуру хозяйства Поволжья, определить факторы развития и размещения отраслей специализации хозяйственного комплекса региона, выявить перспективы и проблемы развития хозяйства Поволжья.
Слайд № 6 - Материалы Российского статистического ежегодника.
Поволжье выработало около 100 млрд. кВт/ч. электроэнергии, занимая по этому показателю 5-е место в России после ЦР, В-СР, УР и З-СР.
Современные масштабы добычи нефти в районе колеблются в пределах 10 — 14% от уровня РФ. Сейчас в Республике Татарстан, Самарской области свыше 90% нефти добывается с применением различных эффективных методов поддержания пластового давления.
Поволжье — крупнейший в стране производитель автомобилей и др.продукции машиностроения.
На долю района пришлось 17,7% производства зерна, 19,4% семян подсолнечника, 13,5% овощей, 9,8% картофеля, 9,2% сахарной свеклы, 14,3% мяса, 13,7% молока, 12,9% яиц и 25,3% шерсти.
Проблемный вопрос: определите из материалов статистического ежегодника отрасли специализации Поволжья?
Учащиеся дают ответ: машиностроение, химия, энергетика, сельское хозяйство
Слайд № 7 - Экологически здоровая минута
1. Я так считаю, я в это верю.
2. Я так делаю, стараюсь так делать, хочу так делать.
3. Я убежден, что так буду делать я и все мои друзья.
1. Вам не безразлично экологическое состояние нашего поселка – 3 р. по очереди вытянуть руки вверх, руки вперед.
2.В мусорный бак необходимо отдельно складывать бытовые отходы из пластика, бумаги, стекла – 3 р. повернитесь на стуле по очереди вправо-влево.
3.Обертки от конфет необходимо складывать в карман, а не выбрасывать на улицу – 3 р. опрокиньте голову назад-вперед, вправо-влево.
4. Заниматься озеленением, т.к. растения – «зеленые легкие планеты» - 3 раза замочек рук сзади спины, по очереди менять руки.
5. Сохранение видового многообразия представителей флоры и фауны – стратегическая задача современного общества - закрыть глаза на 5 сек., затем открыть - упражнение повторить 3 раза.
6.Поддержание санитарно-гигиенических норм в классе способствует физическому и психологическому здоровью каждого из нас, а поэтому влажная уборка в классе просто необходима – стукнуться друг о друга плечами -3 раза.
7. Если Вы проделали предыдущие упражнения, Вы можете смело взяться за руки с соседом по парте и сказать: «Я – эколог!» (3 раза сделать движение руками вверх-вниз, последнее – вниз).
Изучение нового материала.
Слайд № 8 - Хозяйственный комплекс Поволжья. Учащиеся строят кластер
Слайд № 8 - учащиеся работают в 3-х группах: «машиностроение», «химическая промышленность», «энергетика».
задание: составить 3 главных вопроса противоположной команде и изучить материал по своей теме.
1. Машиностроение - вопросы энергетике.
2.Химическая промышленность - вопросы машиностроению.
3.Энергетика - вопросы химической промышленности.
Предполагаемые вопросы команде машиностроения (задает «химическая промышленность»):
1. Какая продукция машиностроения выпускается в Поволжье? - легковые (Лада, Нива) и грузовые (КамАЗ) автомобили, авиационная и ракетно-космическая продукция, троллейбусы и трактора, морские платформы для добычи нефти.
2. Где производятся легковые автомобили? - Тольятти, Ульяновск .
3. Центры авиа- и ракетно-космической промышленности - Казань, Ульяновск, Самара, Саратов.
Предполагаемые вопросы команде химической промышленности (задает «энергетика»):
1.Какая продукция химической промышленности выпускается в Поволжье? –
пластмассы, химические волокна, синтетический каучук и шины, минеральные удобрения.
2. Где действуют предприятия нефтепереработки (НПЗ)? –