ПК, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, атласы, дидактические карточки.
Целеполагание для ученика | Целеполагание для учителя |
1. Знать: - природные зоны Северной Америки и главные особенности их природы; - особенности их расположения; - типичных представителей растительного и животного мира природных зон: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни. - 2. Уметь: - самостоятельно добывать знания, используя интерактивное пособие; - объяснять особенности расположения природных зон; - определять природную зону по её основным признакам. | 1. Организовать деятельность учащихся по изучению темы с использованием интерактивного пособия. 2. Способствовать развитию информационных и коммуникативных УУД, познавательного интереса, умений работать с интерактивным пособием по поиску информации, сравнивать, анализировать, обобщать. 3. Способствовать воспитанию нравственно-эстетического и эмоционально-ценностного отношения к природе, ответственного отношения к делу. |
Этапы урока | Ход урока | Дифференциация, индивидуальная работа учащихся |
1. Орг. момент | Учитель настраивает ребят на работу. Просит всех приготовить географический атлас | |
2. Актуализация знаний | Географическая разминка с использованием понятий, которые служат опорой для усвоения нового материала. Проводится устно. Прием №23 из технологии «ИСУД»: Учитель: Назовите одним словом: Лабрадор, Калифорния, Флорида, Юкатан - …(полуострова Северной Америки) Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио - …(Великие озера) Миссисипи, Миссури, Колорадо, Юкон - …(реки С.А.) Арктические пустыни, тундра, тайга, степь, пустыня - …(природные зоны) | Индивидуализация: создание комфортных условий для визуалов: использование компьютерной презентации. Развивающие задания требуют концентрации и устойчивости внимания, что позволяет детям «вработаться». |
3. Постановка темы, целеполагание | Учитель: Я думаю, вы догадались, какова тема нашего сегодняшнего урока. Ученики называют тему: «Природные зоны Северной Америки». Учитель: Как вы думаете, на какие вопросы нам нужно ответить на уроке, чтобы подняться на очередную ступеньку вашей лестницы познания? (на доске - вопросительные слова-подсказки: КАКИЕ? КАК? ПОЧЕМУ? КТО? ЧТО?). Дети составляют вопросы, учитель обобщает и фиксирует на доске цели урока: Знать: - Какие природные зоны есть на материке? - Каковы особенности природных зон? - Как они расположены? - Почему так расположены? - Кто там живет? - Что там растет? Инструктаж по уроку. Презентация: слайд №1 | Обучающиеся озвучивают вопросы, на которые хотели бы ответить на уроке |
4. Изучение нового материала. Анализ карты | Фронтальная работа с классом по анализу карты «Природные зоны». Презентация: слайд №2 Учитель: - Рассмотрите карту природных зон в атласе. - Назовите природные зоны в той последовательности, в которой они расположены с севера на юг. - Нарушается ли закон широтной зональности? - Как расположены природные зоны на материке в его северной части? (ученики отвечают: Полосами с запада на восток). - Как расположены природные зоны в его центральной и южной части? (ученики отвечают: Вытянуты с севера на юг). Презентация: слайд №3-4 - Почему? (Это следствие особенностей рельефа и изменения количества осадков от побережий в глубь материка). | Индивидуализация: формы задания опираются на достаточно сформированные умения и навыки. |
5. Практическая работа с информационным ресурсом по поиску информации. | Работа в парах: Каждой паре раздается пакет с карточками (Приложение 1), на которых находятся названия представителей растительного и животного мира природных зон Северной Америки. Ученикам предлагается изучить теоретический материал по теме самостоятельно. Презентация: слайды №3-27 Одновременно обучающиеся выполняют задание: 1. Распределить представителей природных зон (используются карточки) в таблицу на доске Прием №40 из технологии «ИСУД»: Сворачивание информации в таблицу: Природная зона | Растения | Животные | Арктические пустыни | | | Тундра | | | Тайга | | | Смешанные и широ-колиственные леса | | | Степи (прерии) | | | Пустыни | | | Проверка выполнения задания. Презентация: слайды №29-30. 2) Задание на отработку новых понятий по теме: Ученикам предлагается дидактическая карточка с заданием (Приложение 2). Прием №20 из технологии «ИСУД»: Найти соответствие понятия и определения. Во время выполнения задания обучающиеся используют теорию в компьютерной презентации. Проверка выполнения задания. Презентация: слайд №31. | Работа в парах позволяет учащимся выполнить это задание более успешно, что является условием для успеха в освоении нового материала. Просить повторять выводы или проговаривать главный материал учащихся с ярко выраженным аудиальным способом приема и переработки информации |
Создание комфортных условий для аудиалов (хоровое проговаривание), кинестетиков (работа с карточками) |
6. Этап закрепления | 1) Выполнение задания на определение по картинке растений природных зон (фронтальная работа с классом). Презентация: слайд №32. 2) Отвечают на вопросы, предложенные учителем (Приложение 3). Презентация: слайд №28. | Просить повторять выводы или проговаривать главный материал учащихся с ярко выраженным аудиальным способом приема и переработки информации |
7. Диагностика и коррекция знаний | Выполняют тестовые задания, используя печатные материалы (Приложение 3). Прием №8 из технологии «ИСУД». Проводится самооценка с использованием слайда с ответами. Презентация: слайды №33-34. | |
8. Домашнее задание | Комментируется и записывается домашнее задание Домашнее задание дифференцируется: На «3»-«4» - §55, прочитать, найти на карте атласа национальные парки и заповедники Северной Америки. В каких природных зонах они расположены? Дополнительное задание на «5»: составить презентацию (5 слайдов с фотографиями и надписями к ним) по теме «Национальные парки (заповедники) Северной Америки»: Прием №80А из технологии «ИСУД»: Создать презентацию, самостоятельно проектируя весь видеоряд. | Индивидуализация в работе с учащимися с различным уровнем мотивации на деятельность. |
9. Подведение итогов урока и рефлексия | Подводятся содержательные итоги урока. Учащиеся оценивают свою работу: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… теперь я могу… я научился… у меня получилось … я смог… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… | |
1. Укажите природную зону Северной Америки, где почвы каштановые и
2. Природная зона, граничащая с зоной арктических пустынь, называется:
А) прерия Б) тундра В) тайга Г) степь.
3. В Северной Америке наиболее плодородные почвы свойственны
4. В южной части материка природные зоны сменяют друг друга
А) север – юг Б) запад – восток.
5. Распределите природные зоны по мере продвижения с севера на юг: