Интегрированный урок география, истоки, краеведение. 6 класс
Цели:
1. Познакомить учащихся с типами населенных пунктов и их отличиями.
2. Воспитывать любовь к земле на, которой мы живем.
3. Развивать творческую активность учащихся.
Иногда говорят, что вся Россия родом из деревни. И в этом нет большого преувеличения. Еще в начале XX века каждые десять человек из десяти проживали в сельской местности. Почти у каждого горожанина и сейчас сохранились связи с деревней: у одного там живет бабушка, у другого – родственники, у третьего в семье хранят воспоминания о деревенских истоках своего рода.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Познакомить учащихся с типами населенных пунктов и их отличиями.
Воспитывать любовь к земле, на которой мы живем.
Развивать творческую активность учащихся.
Оборудование: атласы, топографические карты, две картины – город и деревня, карточки с признаками сельского и городского населенного пункта.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Учитель географии.
Учитель предлагает посмотреть на две картины: город и деревня и просит дать названия этим картинам.
- Как будет звучать тема урока? (Типы населенных пунктов.)
- Что мы должны узнать на уроке? (Чем отличаются типы населенных пунктов.)
- Запишите в тетрадях тему урока: «Основные типы населенных пунктов. Деревня».
- Как вы думаете, какие типы населенных пунктов есть?
Дети называют, учитель дополняет. Затем учитель раздает карточки с признаками городов и деревень (сел). Задача учеников: подумать и выбрать признаки для города и деревни.
Пример карточки:
Жители занимаются сельским хозяйством.
Жители заняты в промышленности, на транспорте, в различных учреждениях.
Много заводов и фабрик.
Население невелико.
Занимаются обработкой земли, т. е. выращиванием зерна, овощей, садоводством.
Население выращивает домашний скот.
Живут десятки и сотни тысяч людей и более миллиона.
Много школ, музеев, кинотеатров и других культурных учреждений.
Преобладают многоэтажные дома.
Дома в основном одноэтажные.
Население поставляет продукты питания, сырье для текстильной и пищевой промышленности.
Здесь не развит общественный транспорт.
Здесь мало школ, нет музеев и театров.
Здесь проживает более 73% населения страны.
Большинство жителей населенного пункта знакомы друг с другом.
Этот вид населенных пунктов более древний.
Здесь хорошо развит общественный транспорт.
Население много тратит времени на перемещение по населенному пункту.
Учитель проверяет результаты заполнение карточек: выслушивает учащихся, какие признаки выбрали для города, какие - для деревни. Затем учитель дает определение города, поселка городского типа.
Учитель предмета истоки.
Сельские населенные пункты возникли намного раньше, чем появились первые города. Мы с вами живем в сельской местности и знакомы с сельским образом жизни, и сегодня на уроке поговорим о деревне.
Иногда говорят, что вся Россия родом из деревни. И в этом нет большого преувеличения. Еще в начале XX века каждые десять человек из десяти проживали в сельской местности. Почти у каждого горожанина и сейчас сохранились связи с деревней: у одного там живет бабушка, у другого – родственники, у третьего в семье хранят воспоминания о деревенских истоках своего рода.
В первые десятилетия XX века на просторах нашего Отечества разместилось более полумиллиона деревень. Иные из них имели многовековую историю и были куда старше многих крупных городов.
Сколько их на Руси поставлено,
Деревенек и сел бревенчатых
Подпоясанных полисадами
И рябинами увенчанных.
То речушки со щучьими плесами,
То леса их к себе привадили…
Широко по земле разбросаны,
Словно дети одной матери…
А.А.Романов.
Учитель знакомит учащихся с типами сельских поселений, их отличиями, но большее внимание уделяет деревне.
Деревня была самым распространенным типом сельского поселения. Деревню окружал полный состав жизненно важных угодий – пашня, сенокосные пожни с различными травами, поскотина – просторный выгон для скота. Обычно деревня соседствовала с лесом – строевым и дровяным. Обязательно где-то неподалеку имелся кустарник, болото, ягодник…
К деревенским угодьям относились исключительно бережно. Невспаханное поле, заросшая пожня, варварски выкорчеванный лес рассматривались как признаки беды, как тяжкое преступление. Из поколения в поколение передавали наказ: жить в ладу с природой.
В старину чаще всего, особенно на Севере деревни были малодворными. Такие деревни были и в нашей местности, например, моя родная деревня Богачи, самое большое количество дворов, которое было 14. Учитель называет деревни и наибольшее количество дворов в них.
Краеведческий материал.
На уроке один из учеников представляет проект об одной из исчезнувших деревень «Деревня моей бабушки вчера и сегодня».
Учитель географии.
Главная проблема деревни проблема вымирания деревень. Тысячи деревень исчезли в России. В деревнях, которые доживают свои последние годы, остались пожилые люди, в основном женщины. Деревня всегда была сильна добросовестностью, трудолюбием, любовью к семье. Традиции земледелия хранились в деревне. Будем надеяться на возрождение деревни.
На следующем этапе учащиеся сравнивают обозначение населенных пунктов на топографической и географической картах. При сравнении заполняют таблицу.
Географическая карта
Топографическая карта
1. Населенные пункты сельского типа
2. Населенные пункты городского типа: города
До 100 тыс. чел.
От 100-500 тыс. чел.
Более 500 тыс. чел.
Более 1 млн. чел.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Практическая работа «Описание своего поселка». План описания в учебнике стр. 178.
После проведения урока можно провести экскурсию по родному краю.