kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Основные типы населенных пунктов. Деревня."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок география, истоки, краеведение. 6 класс

Цели:

1. Познакомить учащихся с типами населенных пунктов и их отличиями.

2. Воспитывать любовь к земле на, которой мы живем.

3. Развивать творческую активность учащихся.

Иногда говорят, что вся Россия родом из деревни. И в этом нет большого преувеличения. Еще в начале XX века каждые десять человек из десяти проживали в сельской местности. Почти у каждого горожанина и сейчас сохранились связи с деревней: у одного там живет бабушка, у другого – родственники, у третьего в семье хранят воспоминания о деревенских истоках своего рода.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Основные типы населенных пунктов. Деревня."»

География

6 класс

Тема программы: «Человечество на Земле»

Интегрированный урок география, истоки, краеведение.

Тема урока:

Основные типы населенных пунктов. Деревня.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с типами населенных пунктов и их отличиями.

  2. Воспитывать любовь к земле, на которой мы живем.

  3. Развивать творческую активность учащихся.

Оборудование: атласы, топографические карты, две картины – город и деревня, карточки с признаками сельского и городского населенного пункта.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

Учитель географии.

Учитель предлагает посмотреть на две картины: город и деревня и просит дать названия этим картинам.

- Как будет звучать тема урока? (Типы населенных пунктов.)

- Что мы должны узнать на уроке? (Чем отличаются типы населенных пунктов.)

- Запишите в тетрадях тему урока: «Основные типы населенных пунктов. Деревня».

- Как вы думаете, какие типы населенных пунктов есть?

Дети называют, учитель дополняет. Затем учитель раздает карточки с признаками городов и деревень (сел). Задача учеников: подумать и выбрать признаки для города и деревни.

Пример карточки:

  1. Жители занимаются сельским хозяйством.

  2. Жители заняты в промышленности, на транспорте, в различных учреждениях.

  3. Много заводов и фабрик.

  4. Население невелико.

  5. Занимаются обработкой земли, т. е. выращиванием зерна, овощей, садоводством.

  6. Население выращивает домашний скот.

  7. Живут десятки и сотни тысяч людей и более миллиона.

  8. Много школ, музеев, кинотеатров и других культурных учреждений.

  9. Преобладают многоэтажные дома.

  10. Дома в основном одноэтажные.

  11. Население поставляет продукты питания, сырье для текстильной и пищевой промышленности.

  12. Здесь не развит общественный транспорт.

  13. Здесь мало школ, нет музеев и театров.

  14. Здесь проживает более 73% населения страны.

  15. Большинство жителей населенного пункта знакомы друг с другом.

  16. Этот вид населенных пунктов более древний.

  17. Здесь хорошо развит общественный транспорт.

  18. Население много тратит времени на перемещение по населенному пункту.

Город: 2, 3, 7, 8, 9, 14, 17, 18.

Деревня (село): 1, 4, 5, 6, 10, 11, 12, 13, 15, 16.

Учитель проверяет результаты заполнение карточек: выслушивает учащихся, какие признаки выбрали для города, какие - для деревни. Затем учитель дает определение города, поселка городского типа.

Учитель предмета истоки.

Сельские населенные пункты возникли намного раньше, чем появились первые города. Мы с вами живем в сельской местности и знакомы с сельским образом жизни, и сегодня на уроке поговорим о деревне.

Иногда говорят, что вся Россия родом из деревни. И в этом нет большого преувеличения. Еще в начале XX века каждые десять человек из десяти проживали в сельской местности. Почти у каждого горожанина и сейчас сохранились связи с деревней: у одного там живет бабушка, у другого – родственники, у третьего в семье хранят воспоминания о деревенских истоках своего рода.

В первые десятилетия XX века на просторах нашего Отечества разместилось более полумиллиона деревень. Иные из них имели многовековую историю и были куда старше многих крупных городов.

Сколько их на Руси поставлено,

Деревенек и сел бревенчатых

Подпоясанных полисадами

И рябинами увенчанных.

То речушки со щучьими плесами,

То леса их к себе привадили…

Широко по земле разбросаны,

Словно дети одной матери…

А.А.Романов.

Учитель знакомит учащихся с типами сельских поселений, их отличиями, но большее внимание уделяет деревне.

Деревня была самым распространенным типом сельского поселения. Деревню окружал полный состав жизненно важных угодий – пашня, сенокосные пожни с различными травами, поскотина – просторный выгон для скота. Обычно деревня соседствовала с лесом – строевым и дровяным. Обязательно где-то неподалеку имелся кустарник, болото, ягодник…

К деревенским угодьям относились исключительно бережно. Невспаханное поле, заросшая пожня, варварски выкорчеванный лес рассматривались как признаки беды, как тяжкое преступление. Из поколения в поколение передавали наказ: жить в ладу с природой.

В старину чаще всего, особенно на Севере деревни были малодворными. Такие деревни были и в нашей местности, например, моя родная деревня Богачи, самое большое количество дворов, которое было 14. Учитель называет деревни и наибольшее количество дворов в них.


Краеведческий материал.

На уроке один из учеников представляет проект об одной из исчезнувших деревень «Деревня моей бабушки вчера и сегодня».

Учитель географии.

Главная проблема деревни проблема вымирания деревень. Тысячи деревень исчезли в России. В деревнях, которые доживают свои последние годы, остались пожилые люди, в основном женщины. Деревня всегда была сильна добросовестностью, трудолюбием, любовью к семье. Традиции земледелия хранились в деревне. Будем надеяться на возрождение деревни.

На следующем этапе учащиеся сравнивают обозначение населенных пунктов на топографической и географической картах. При сравнении заполняют таблицу.


Географическая карта

Топографическая карта

1. Населенные пункты сельского типа



2. Населенные пункты городского типа: города

До 100 тыс. чел.

От 100-500 тыс. чел.

Более 500 тыс. чел.

Более 1 млн. чел.




  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание.

Практическая работа «Описание своего поселка». План описания в учебнике стр. 178.


После проведения урока можно провести экскурсию по родному краю.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока "Основные типы населенных пунктов. Деревня."

Автор: Манина Елена Егоровна

Дата: 02.04.2016

Номер свидетельства: 314164

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по географии.  Тема урока: Население станицы Бессергеневской Ростовской области. "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-tiema-uroka-nasielieniie-stanitsy-biessierghienievskoi-rostovskoi-oblasti"
    ["file_id"] => string(6) "196122"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427998420"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока географии 10 класс Сельское население. Население и окружающая среда. "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-10-klass-siel-skoie-nasielieniie-nasielieniie-i-okruzhaiushchaia-srieda"
    ["file_id"] => string(6) "168485"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423239493"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "План – конспект урока истории в 6 классе по теме «Возникновение и расцвет средневековых городов»"
    ["seo_title"] => string(105) "plan-konspiekt-uroka-istorii-v-6-klassie-po-tiemie-vozniknovieniie-i-rastsviet-sriednieviekovykh-ghorodov"
    ["file_id"] => string(6) "249370"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446891066"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока по истории "Коренной перелом" "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-po-istorii-koriennoi-pierielom"
    ["file_id"] => string(6) "164717"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422691321"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства