Обучить: доказать на конкретных примерах, что население планеты – калейдоскоп народов с их особенностями быта и культуры, этнического самосознания
развить: продолжить формирование умений работать с разными источниками географической информации, учить классифицировать население мира на основе разных критериев.
Эпиграф: «Человек познает и изменяет мир и самого себя, творит культуру и собственную историю» Н.Н.Баранский
Оборудование: электронная политическая карта мира, электронная карта населения, атлас 10 кл, учебник, картины, слайды, интерактивная доска, таблицы, схема
Форма учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная
Форма контроля: выполнение тестов, заданий устно в ходе урока
Основные понятия темы: раса, этнос, ЭАН, возрастно-половая пирамида, качество населения, однонациональное, двунациональное, многонациональное государство,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 10 классе "География населения"»
Учитель: Мальтиева К.Б.
Предмет: география
Класс: 10
Тема: География населения. Структура населения.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: исследование
ТДЦ урока:
Обучить: доказать на конкретных примерах, что население планеты – калейдоскоп народов с их особенностями быта и культуры, этнического самосознания
развить: продолжить формирование умений работать с разными источниками географической информации, учить классифицировать население мира на основе разных критериев.
Эпиграф: «Человек познает и изменяет мир и самого себя, творит культуру и собственную историю» Н.Н.Баранский
Оборудование: электронная политическая карта мира, электронная карта населения, атлас 10 кл, учебник, картины, слайды, интерактивная доска, таблицы, схема
Форма учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная
Форма контроля: выполнение тестов, заданий устно в ходе урока
Основные понятия темы: раса, этнос, ЭАН, возрастно-половая пирамида, качество населения, однонациональное, двунациональное, многонациональное государство,
Образовательные задачи и планируемый результат:
Учащиеся должны знать:
1. сущность и географические особенности полового, возрастного, религиозного состава населения мира, трудовых ресурсов
2. классификацию народов по языковым семьям и основные черты их распространения
Учащиеся должны уметь:
1. применять показатели состава населения для характеристики мира, отдельных регионов.
2. использовать карты, таблицы, схемы для анализа, конкретизации и доказательства отдельных положений текста, производить при этом необходимые расчеты
3. читать и анализировать полово-возрастную пирамиду
4. готовить краткое сообщение по изучаемой теме
План урока: 1.Организационный момент
2. Подготовка к осознанному усвоению. Всесторонняя проверка знаний
1 Станция « Географический словарь» - знание понятий:
1 Плотность населения – это показатель заселенности территории
2 Репатриация –возвращение на родину предков
3 Эмиграция- выезд из страны
4 Миграция–перемещение населения
5 Естественный прирост – разница между рождаемостью и смертностью
6 Воспроизводство – совокупность показателей естественного прироста, рождаемости, смертности, которое обеспечивают бесперебойное возобновление и смену поколений
7 Демографический «кризис» или «Депопуляция» – резкая убыль населения
8 Демографический «взрыв» - резкое возрастание населения
9 Демографическая политика – политика государства, направленная на регулирование населения.
10 Средняя продолжительность жизни – число лет, которое предстоит прожить данному поколению людей
2 Станция «Знаешь ли ты» - знание теории
1. Где появились первые люди? (район великих африканских разломов) – В. Африка
2. Сколько лет тому назад появились первые люди? ( 5 млн лет)
3. Когда появился сознательный человек «Хомо сапиенс» (50-100 тыс. лет назад)
4. Когда и где проводилась первая перепись населения (№ тысячелетии в Китае и Египте)
5. Когда проходила 1 национальная перепись населения в РК (1999)
6. Какова численность населения РК на 01.1999 и 01.2016 годы? (14.9 млн. чел – 17млн. чел.)
7. Какое место занимает РК в мире по численности населения? (50)
8. Каков прогноз населения РК на 2015 год? (20 млн), а по миру (7 млрд чел)
9. Какова средняя продолжительность жизни В РК? (69 лет м- 64 ж- 74) на 2012г
10. Какой тип воспроизводства характерен для З.Европы, США, Канады, Австралии и РК?
( современный – низкая рождаемость, смертность и естественный прирост)
3 Станция «Умеешь ли» - применение теории в различных ситуациях
1. Задача. Определите средний прирост населения с 1990 по 2020 год, если в 1990 году – 5.295 млн чел, 2000 – 6.131 млн чел. Спрогнозируйте население Земли на 2030 и 2020 годы.
2. Задача. В каком году население Земли составит – 8 млрд чел , а в каком – 10 млрд чел
3.Используя схему 14 и 15, определите причины, влияющие на изменение численности населения в РК и по миру (стр 107-108) Сделайте вывод.
4. Используя таблицу «Средняя продолжительность жизни», выявить причины, повлиявшие на СПЖ в разные исторические эпохи
Период
СПЖ в годах и летах
Причины
1.Раннее средневековье (5-11в)
Византия, рабский халифат
25
экономические условия
социальная стабильность
2.Средневековье (11-15 в)
Киевская Русь, Франция
30
экологическая ситуация, распространение инфекционных заболеваний
3. Новейший период
(1917 г – по наст.время)
63
медицинское обслуживание
голод, природные катастрофы
5. Используя стр 100 и схему 12 выполнить задание №1
6. Используя стр 100 и схему 13 анализ выполнить задание №3
7. Используя стр 104 и схему 16 анализ выявит причины разного рода миграций
8. Назвать основные направления миграций схема №17
Вывод: таким образом, в последнее время в науке и практике все большее значение приобретает термин «качество населения», учитывающее экономические (занятость, душевой показатель, калорийность питания), социальные (уровень здравоохранения, безопасность граждан, развитие демократических институтов), культурные (уровень грамотности, обеспеченность печатной продукцией, культурными учреждениями), экологические (состояние окружающей среды).
3. Изучение нового материала
Возрастной состав
Во все времена все большее значение придавалось изучению и исследованию состава населения стран и отдельных регионов. Они вошли в программы переписи населения почти всех государств.
Обычно демографы при определении возрастной структуры населения выделяют 3 группы: 0 -14 лет, 15-59 лет, 60 и более
Возрастная структура населения в разные исторические эпохи подвергалась существенным изменениям: например: в середине 20 века 0-14 лет = 34%, 15-59лет = 58%, 60 лет = 8%
Сейчас возрастная структура населения мира выглядит следующим образом:
0-14 лет = 30%, 15-59лет = 60%, 60 лет = 10% (схема 18 стр112)
Выделяют 3 типа возрастной структуры:
1. прогрессивный – высокий удельный вес детей (отсталые страны Африки – см Эфиопия)
2. стационарный – доля детей и пожилых равны (РФ, РК)
3. регрессивный – увеличение доли пожилых (ЭРС Европы – Германия, Австрия)
Половой состав
Половой состав
Районы распространения
Мужчины = женщины
Африка, Латинская Америка
Мужчин больше, чем женщин
страны Азии (Китай, Индия), север Африки
Женщин больше, чем Мужчин
Западная Европа, СНГ
Половая структура это соотношение мужского и женского населения. Обычно мальчиков рождается на 5-6 % больше, чем девочек, т.е на каждые 100 девочек рождается 106 мальчиков. По мнению физиологов мальчики рождаются более слабыми и смертность среди них высока. По достижении 20 лет их численность выравнивается. Смертность среди М и Ж в разных странах различна: например: в развитых странах М умирают чаще, чем Ж. Причины: производственный травматизм, профессиональные заболевания, алкоголизм, наркомания, 2 мировая война.
в развивающихся странах смертность велика среди Ж. Причины – больше внимания уделяется мальчикам. Например - в КНР испокон веков статус детей мужского пола намного выше статуса девочек. Поэтому Ж идут на аборты. С 2015-30 года количество М превысит количествоЖ на 25 млн . Причиной преобладания М в нефтедобывающих странах является и миграция иностранных рабочих мужского пола. Таким образом, в мире М больше Ж на 51 млн , это связано с повышенной долей М в Китае, Индии, Пакистане, Бангладеш. В РК на 100 Ж – 93 М, а в РФ – на 100 Ж – 88 М.
Для изображения возрастной структуры населения используется ПВП, где четко можно увидеть периоды понижения или повышения уровня рождаемости. В разных странах ПВП различна. В странах, где высока рождаемость, ПВП выглядит в виде треугольника, а в странах, где низкая рождаемость, средняя часть пирамиды шире. (схема 19 ПВП, стр 113 ЕМН и стр 41 ОГН)
Таким образом, ПВП – сегодняшний портрет страны, мира, фотография прошлого и рассказ о будущем. По нему можно определить не только тип воспроизводства, но и с большей вероятностью тип хозяйства и образ жизни. Возраст человека – это главный показатель трудоспособности страны, он охватывает период с 15 - 65 лет.
Трудовые ресурсы – это совокупность всего трудоспособного населения и работающих лиц старше трудоспособного возраста и подростков. По сведениям МОТ удельных вес трудовых ресурсов =61.2%. Основной показатель ТР – ЭАН –люди, работающие в отраслях производственной и непроизводственной сферы и безработные, желающие работать. В мире ЭАН = 45% По странам он различен: в странах Африки - 30% , в ЭРС ( Япония, Швейцария – 54-59%), а РК -52%. НА ЭАН влияет и безработица. По данным МОТ в мире безработных – 120 млн чел. По официальным данным уровень безработицы в РК составила 1.5%, тогда как в США она = 6%. В ЭРС безработица положительно влияет на рынок труда, существует конкуренция на рабочее место.
Население стран занято в разных отраслях экономики:
1 сектор первичный ( лесное, сельское хозяйство, рыболовство и охота)
2 сектор вторичный (промышленность, строительство и транспорт)
3 сектор непроизводственный (аппарат управления, просвещение, наука, медицина и т.д.)
По удельному весу работающих, определяется степень экономического развития страны (схема 20)
Вывод: в целом по миру преобладают работающие в 1 секторе экономики (Бангладеш, Афганистан -90%, а США, Франция -70%).Таким образом обеспеченность трудовыми ресурсами тесно связана с ПВП, а удельный вес ЭАН и данные о том, в какой стране они работают, относятся к числу показателей, конкретно определяющих уровень социально-экономического развития страны
Расовый состав: 9- таблица 12 стр 107
Расы - исторически сложившаяся группы людей, объединенные по схожим признакам внешнего облика. На эти признаки могут влиять не только природные, но и экономические условия: за последние 30 лет в результате улучшения благосостояния рост японцев увеличился в среднем на 10 см
Основные расы
Районы заселения
% соотношение
Европеоидная
Европа, С.Америка, Ю. Америка, Австралия
70%
Монголоидная
Страны Азии
Негроидная
Африка
Смешанные расы – самбо, метисы, мулаты
по миру
30%
Переходные расы – эфиопы, малагасийцы,
полинезийцы, ведды
Эфиопия, Мадагаскар,
Индонезия, Индия
В результате тесных взаимоотношений в течение многих веков в местах соприкосновения основных рас образовались переходные расы. В древности в Африке между европейской и негроидной расами
Образовались эфиопский и суданский переходные типы. Они по форме лица схожи с европейцами, а по типу волос и цвету кожи с негроидной. На юге Индии образовалась переходный тип – веддоидный
В средние века и в новое время образовались смешанные расы, особенно широко распространились в Латинской Америке. Например: от брака индейца (монголоидная раса) с европейцем образовались метисы, от брака белой и черной расы – мулаты, а от брака желтой и черной – самбо. В результате сложился пестрый состав населения латиноамериканских стран. Например: Бразилия – европейцы составляют 54%, мулаты - 22%, метисы – 12%, самбо -11%. В настоящее время большинство метисов живут в Мексике и Венесуэле, а мулатов – в Бразилии и на Кубе.
Национальный состав (схема с флешки)
В составе одной определенной расы могут быть представители различных наций. Так что же такое нация? (схема 21)
Нация (Этнос или народ) – исторически сложившееся сообщество людей, обладающих единым национальным сознанием, объединенных на основе единого языка, территории, характера хозяйства и культуры. На Земле мало осталось этносов, которые сохранили бы свою первоначальную родину. В странах Азии, Африки, Ю.Америки и Океании до сих пор сохранились объединения на уровне племен и родов, а в Европе формирование наций завершилось давным-давно. Ученые предполагают, что на Земле около 4 тыс. этносов. Самый крупный этнос – китайцы, хиндустанцы, американцы. Русские на 5 месте, а казахи на 70 месте, так как количество казахов по миру -13.5 млн. Более90 % населения Земли составляют люди 1 национальности – Дания, Швеция, Япония, Корея.
10% - многонациональные – Индия, РФ, РК, Нигерия, Индонезия, США.
Процесс образования и развития этноса или нации с момента происхождения до их исчезновенияназывается этногенезом. Учение об этногенезе создал русский ученый Л.Н.Гумилев. Согласно его теории, этносы подвергаются крупным изменениям и после своего возникновения. К числу этнических процессов относятся: 1. Консолидация – создание несколькими нациями единого сообщества в связи с историко-географическими причинами. Например: швейцарцы образовались в результате объединения немцев, французов, итальянцев и ретроманцев (потомков древних римлян)
2.Ассимиляция – смешивание этносов или поглощение малых наций большими
Например: таджикская нация поглотила такие народы как рушаны и янгобы.
Языковой состав (схема с флешки)
Население Земного шара группируется преимущественно на языковой основе, потому что Язык – главный признак любого этноса. В мире около 6 тысяч языков, из которых 1 тысяча считаются изчезающимися. У аборигенов Австралии на грани исчезновения -250 языков, а у индейцев Северной Америки – 170. Сегодня ученые лингвисты подсчитали, что примерно 20 языков в скором будущем исчезнут, так как на этих языках разговаривают по 1 - 2представителя. Например: на языке эяков эскимосской языковой семьи говорят 2 человека- 2 сестры, кроме них язык этот никто не знает. Когда-то широко распространенный латинский язык в Европе и санскрит в Индии сейчас считаются мертвыми языками. К международным языкам относятся крупные языки, среди них 12 мега языков, на котором говорят более 100 млн. чел. Широко распространенные в мире 6 языков: английский, французский, русский, испанский, арабский и китайский- они являются рабочими языками ООН. Все языки объединяются в группы, а группы в языковые семьи. Всего в мире 45 языковых групп и 20 языковых семей.
Религиозный состав (схема 21-22 стр112-113) работа по группам
Население делится и по вероисповеданию. При его определении охватывается не все население, а только верующее. Это называется религиозным составом. По особенностям распространения религии делятся на мировые, национальные и традиционные (схема 24 учебника)
По числу верующих преобладают христианство, состоящее из 3 течений: протестантство, католицизм и православие. Х появилось в начале нашей эры на территории современного Израиля. Современное летоисчисление начинается с года рождения Христа. В 324 году она была провозглашена государственной религией Римской империи. В результате разногласий оно разделилось на католиков и православных, а в 16 веке появилось новое течение протестанты. Самая крупная церковь – церковь Св. Петра в Риме, построенный в 1492-1612 гг
На 2 месте – ислам, сравнительно молодая религия. Основы религии были заложены в 610 г на Аравийском полуострове. В канонах исламской религии поддерживается стремление мусульман получать образование. Священными местами являются 2 города Саудовской Аравии: Мекка и Медина. Самая крупная мусульманская мечеть находится в столице Индонезии – Джакарте, вмещающая 50 тыс. человек Несмотря, мусульмане проживают в основном в Азии, их численность растет и в Африке и Европе.
Буддизм – древняя религия, возникла в 5-6 в до н.э, несмотря на это число верующих значительно меньше. Он является преобладающей религией в Китае, Японии, Корее, Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Монголии, Вьетнаме,Лаосе, Камбодже, т.е Южная и Ю-В Азия.
Кроме мировых религий, есть и национальные, характеризующиеся своеобразными особенностями. Это Индуизм в Индии, даосизм и конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии. Одна из древнейших религий – иудаизм, распространена в Израиле и среди евреев, проживающих в других странах. Самая крупная синагога не в Израиле, а в США, в Нью-Йорке, вмещающая 6 тыс .чел. Сегодня религиозные руководители ведут борьбу за сохранение мира и разоружение, за охрану окружающей среды. Религия популяризует общечеловеческие ценности, связанные со ЗОЖ, сохранением обычаев и традиций
3. Закрепление Инструкция: Из предложенных вариантов ответа выбрать один правильный
1. Страны с наименьшей долей детского населения: а) Чили, Япония б) Германия, Италия
в) Франция, Аргентина г) Индия, Дания
2.Многонациональные государства: а) Канада, Россия, Украина б) РФ, США, Индия, РК
в) Афганистан, Китай г) Ямайка, Япония
3. Население, исповедующее христианство: а) Западная Европа и Южная Азия б) Европа и Азия
в) Европа, Америка, Австралия г) Африка, Юго-Восточная Азия
4. Самый распространенный язык: а) английский, русский б) китайский, хинди
в) арабский, немецкий г) испанский, французкий
5.Трудоспособное население: а) культурное население б) молодое поколение
в) трудовые ресурсы г) экономические мигранты
4. Итог урока и домашнее задание: параграф 25-27, подготовиться к контрольной работе
Таким образом, население планеты – это отображение национального самосознания и культурно-бытовых различий разнообразных наций и народностей. Суммарные показатели населения оказывают влияние на обеспеченность трудовыми ресурсами. Трудоспособная часть населения Земного шара – производительная основная сила общества. Все люди имеют права на участие в материальном производстве и духовной жизни.