Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии "Россия на карте мира"»
Учитель географии МБОУ СОШ №6
Петухова Ю.Н.
Конспект урока №7
в 8 классе по теме «Россия на карте мира» с применением мультимедиа.
Раздел учебной программы: Общая физическая география России
Тема урока: «Россия на карте мира»
Дата проведения: 5 сентября 2016 года.
Цель:Изучить географическое положение России и выявить их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения.
Планируемые результаты:
А) предметные –формирование знаний о географическом положении России и его влияние на природу и хозяйственную деятельность населения страны.
Б) метапредметные–формирование компетенци в ходе выполнения практической работы по определению местоположения географических объектов на картах.
Создать условия для развития универсальных учебных действий:
А) Личностных– осознать, что географическое положение страны- одна из важных особенностей ее развития.
Б) Познавательных- поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.
В) Регулятивных– предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых корретив в план и способ действий. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.
Г) Коммуникативных-умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему
6. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый.
7. Средства обучения: мультимедийное сопровождение, учебник, тетрадь, ручка, физическая и политическая карта России, политическая карта мира.
Ход урока.
Организационный момент
2. Актуализация знаний
-Учитель: что изучается в курсе физической географии России? (физическая география России изучает природу и природные ресурсы России – страны, имеющей самую большую площадь среди всех государств мира, разнообразные природные условия, богатейшие природные ресурсы.)
-Учитель: как, на Ваш взгляд, можно изучить природу России? Назовите два пути изучения.
(Первый путь – изучение отдельных компонентов природы: климата, рельефа, почв, вод, растений, животных. Изучение свойств компонента, особенностей изменения во времени и в пространстве на территории России. Каждый компонент природы изучается конкретными специалистами.
Второй путь – изучение природных компонентов во взаимосвязи в составе природных комплексов. Анализ взаимосвязей компонентов, т. е комплексное изучение.)
Учитель: при помощи каких источников можно добыть необходимую информацию при изучении данного вопроса? (учебник, карты, справочники, СМИ, интернет и др.)
Учитель: люди каких профессий чаще всего обращаются к такому источнику информации, как карта? (геологи, учителя, путешественники, агрономы, летчики, моряки.)
Учитель:- какие способы получения информации о природе используются наукой географией? ( наблюдение со спутников, аэрофотосъемка, автоматические метеонаблюдения, экспедиции.)
Учитель: как можно выразить полученные результаты исследования? ( в картах, текстах, графиках, таблицах, фотографиях, кинофильмах.)
3. Изучение нового материала
Учитель: давайте вспомним , что такое географическое положение? (адрес какого-либо объекта)
Тема нашего сегодняшнего урока так и называется «Географическое положение России» (записывают в тетрадь)
Вспомним план характеристики географического положения страны:
А) Положение по отношению к экватору.
Б) Положение по отношению к нулевому меридиану.
В) Положение на материке, части света.
Г) Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).
Д) Страны-соседи.
Е) Координаты крайних точек страны (их должно быть четыре, по сторонам горизонта
Ж) Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Работа с картами и атласами (беседа)
Учитель: Россия – самое большое государство по площади, имеет площадь 17,1 млн.км2;чуть меньше Южной Америки-17,8 млн. км2)
- сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств.(Россия – самое крупное государство мира. Её площадь 17,1 млн.км2 , что примерно равно площади Южной Америки- ( 17,8 млн.км2 ). Россия занимает 13 часть площади Евразии, более чем в 2 раза больше Австралии, почти в 2 раза больше по площади Канады, Китая, США).Площадь записывают в тетрадь
- Россия расположена на материке Евразия, в двух частях света – Европе и Азии. Вспомните, где проходит условная граница между Европой и Азией? (условная граница проходит по Уральским горам, по 600 в.д. (серебряный меридиан) по реке Эмбе, по Прикаспийской низменности к реке Куме – по Кумо-Манычской впадине, к Азовскому морю – по Керченскому поливу.)
-Найдите Северный полярный круг. Сколько градусов данная параллель? (параллель 66,60 с.ш.)
- В каком полушарии мы живем? (В северном).
Назовите крайние точки России на севере и юге.Какие широты имеют самая северная и южная точка России? (северная – мыс Челюскин – 770 43’ с.ш., островная – мыс Флигели 81049’ с.ш. крайняя южная точка гора Базардюзю 410 11’ с.ш. на Кавказе)
- найдите крайние точки России: мыс Флигели, мыс Челюскин, мыс Дежнева. Остров Ратманова, Гданьский залив (Балтийская коса), гора Базардюзю.
Крайние точки и стороны горизонта записывают в тетрадь, создавая таблицу
Сторона горизонта
Название крайней точки
Север
М. Челюскин(материковая), м. Флигели (островная)
Юг
г. Базардюзю
Запад
Песчаная коса Гданьского залива
Восток
М. Дежнева (материковая), о. Ротманова (островная)
Учитель: с какими странами граничит Россия? (учащиеся находят государственные границы с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Беларусью, Украиной, Польшей. Страны Закавказья – Азербайджан и Грузия. Граница проходит по Главному Водораздельному хребту Кавказских гор. Азиатские соседи – Казахстан, Китай, Монголия; с этими государствами у России самые протяженные границы)
А теперь давайте создадим в тетради таблицу и запишем страны соседи по отношению к сторонам горизонта
Стороны горизонта
Северные соседи
Южные соседи
Западные соседи
Восточные соседи
Морская граница
Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, КНДР, Китай
- какая область России граничит с Польшей и Литвой? (Калининградская)
- Что значит «морская граница»? («морская граница» проходит в 12 милях (22,2 км) от берега.)
- определите, с какими странами Россия граничит только по морю. (с Японией в Кунаширском проливе, США в Беринговом проливе.)
- что такое «Российский сектор Арктики»? –( часть Северного Ледовитого океана, принадлежащая России от острова Ратманова по меридиану до Северного полюса и от северной точки российско-норвежской границы по меридиану также до северного полюса.)