kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Времена года"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать представление о Солнце как об основном источнике энергии. Выявить причины неравномерного распределения солнечного света и тепла на Земле.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Времена года"»

Урок по географии 6 класс

Тема урока: «Времена года»

Цель урока:

-сформировать представление о Солнце как об основном источнике энергии.

-выявить причины неравномерного распределения солнечного света и тепла на Земле.

Ход урока  


I. Организационный момент

1.Приветствие.

Здравствуйте.

2.Проверка присутствующих дежурным.

3.Проверка подготовки к уроку учащихся учителем.

У всех ли есть книги, тетради, атласы и рабочие тетради!?

II. Постановка темы и цели раздела

  1. Тема урока: Времена года

  2. Цель урока: выявить причины неравномерного распределения солнечного света и тепла на Земле

III. Проверка домашнего задания (10 мин)

Тест:

1 Вариант

1. Дополните фразу: «Расстояние в градусах от экватора до какой-либо точки на поверхности Земли называется_________»:

А) абсолютной высотой; Б) географической широтой;

В) относительной высотой; Г) географической долготой.

2.Дополните фразу: «Расстояние в градусах от начального меридиана, до какой- либо точки на поверхности Земли называется_________»:

А) абсолютной высотой; Б) географической долготой;

В) географической широтой; Г) относительной высотой.

3. Дополните фразу: « Параллелью называется_________»:

А) линия на глобусе или карте, соединяющая северный и южный полюса;

Б) окружность, условно проведённая по поверхности Земли, параллельно экватору;

В) линия на карте, соединяющая точки с одинаковой абсолютной высотой;

Г) отрезок на карте в масштабе.

4. Дополните фразу: « К северу от Москвы расположен город_________»: (воспользуйтесь физической картой России).

А) Астрахань; Б) Адлер;

В) Архангельск; Г) Анадырь.

5. Укажите остров, координаты которого 42 ю.ш. 145 в.д.:

А) о. Пасхи; Б) о. Исландия;

В) о. Тасмания; Г) о. Кергелен.

6. Укажите координаты города Мехико.(Сев. Америка, Мексика)

7. Какой полуостров зашифрован: 7 с.ш. и 45 в.д.

Ответ:1б, 2б, 3б, 4в, 5в, 6-19 с.ш, 99 з.д., 7п-ов Сомали


2 Вариант


  1. Дополните фразу: « От нулевого меридиана отсчитывается _________»:

А) северная и южная широта;

Б) западная и восточная широта;

В) западная и восточная долгота;

Г) северная и южная долгота.

2. Дополните фразу: « От экватора отсчитывается_________»:

А) западная и восточная долгота; Б) северная и южная долгота;

В) западная и восточная широта; Г) северная и южная широта.


3.Дополните фразу: « Меридианом называется_________»:

А) линия на глобусе или карте, соединяющая северный и южный полюса;

Б) окружность, условно проведённая по поверхности Земли, параллельно экватору;

В) линия на карте, соединяющая точки с одинаковой абсолютной высотой;

Г) отрезок на карте в масштабе.

4.Дополните фразу: «Саратов по отношению к Москве расположен_________»:

А) Южнее; Б) Севернее;

В) Восточнее; Г) Западнее.

5.Укажите остров, координаты которого 21 с.ш. 75 з.д.:

А) Исландия; Б) Куба;

В) Галаппагос; Г) Тасмания.

6.Укажите координаты г. Москва.

7.Какой полуостров зашифрован: 15с.ш. и 80 в.д.


Ответ:1в, 2г, 3а, 4а, 5б, 6- 56 с.ш. и 38 в.д., 7 п-ов Индостан


IV.Изучение нового материала


Распределение света и тепла на земном шаре. Проведите простой экс­перимент. Направьте свет фонарика на стену так, чтобы он падал отвес­но. Не фонарик, конечно, а его свет. Что вы увидите на стене? Ярко освещенный круг. А теперь поверните фонарик так, чтобы его свет па­дал на стену косо. Что вы увидите в этом случае? Освещенный овал. По размерам он будет больше того круга света, который был в начале опыта. Но зато яркость его гораздо меньше. Что произошло? В обоих случаях фонарик один и тот же, стена — тоже. Изменился угол падения лучей света на поверхность стены. Теперь то же самое количество света, которое было в начале опыта, распределяется на большей площади. А это значит, что на каждый квадратный сантиметр площади стены в конце опыта приходится меньше света. Поэтому -то световой овал и оказался бледнее, чем круг. А теперь заменим фонарик на Солнце, стену — на поверхность Земли и сформулируем один из самых важных географических законов.

Количество света и тепла, приходящее на участок поверхности зем­ного шара, зависит от угла падения солнечных лучей (рис. 41). Этот закон определяет большинство процессов, происходящих на нашей пла­нете. Например, благодаря этому закону природа нашей планеты так разнообразна. Этот закон мы обязательно еще будем вспоминать на уро­ках географии.

Давайте его еще раз повторим: количество света и тепла, приходящее на поверхность Земли, зависит от угла падения солнечных лучей на эту поверхность. Чем более отвесно падают лучи, тем больше тепла получа­ет земная поверхность.

Рис. 41. Освещение Земли лучами, падающими под разными углами

Рис. 42. Угол падения лучей на поверхность шара различен

Закономерность изменения угла падения лучей такова: чем дальше от экватора, тем меньше угол падения (рис. 42). А это означает, что в райо­не экватора поверхность Земли осве­щается отвесными лучами, которые (вспомните про опыт с фонариком) дают этой поверхности максимальное количество света и тепла. В районе полюсов лучи солнца падают на зем­ную поверхность косо, они почти скользят по поверхности. Света и те­пла они дают совсем немного. Таким образом, количество тепла и света, получаемого земной поверхностью, закономерно убывает от экватора к полюсам.

Давайте это еще раз повторим: ко­личество тепла и света, получаемого земной поверхностью, закономерно убывает от экватора к полюсам.

Смена времен года. Ось вращения

Земли имеет определенный и неиз­менный наклон. Поэтому при годовом движении нашей планеты вокруг Солнца она разворачивается к Солнцу то Северным, то Южным полушарием (рис. 43). В летние месяцы (июнь-август) Северное полушарие повернуто к Солнцу сильнее, чем Юж­ное. В эти месяцы в Северном полушарии лето. А в Южном? В Южном — зима. Потому что в эти месяцы Южное полушарие как бы отвернулось от Солнца и получает гораздо меньше света и тепла.

Повторим и запомним главное: времена года в Северном и Южном по­лушариях не совпадают. Когда в Северном полушарии лето, в Южном — зима. И наоборот.

Особенные дни года. Самый раз­гар лета в Северном полушарии, или, как говорят, «макушка ле­та», приходится на 22 июня. В это время Северное полушарие наибо­лее сильно развернуто к Солнцу. День 22 июня называют днем лет­него солнцестояния. В этот день в Северном полушарии самый длинный день и самая короткая ночь.

Проходит ровно полгода, и Зе­мля за это время перемещается в

противоположную точку своей ор­биты. Наклон оси суточного враще­ния остается прежним, и теперь уже больше развернуто к Солнцу Южное полушарие. Здесь лето. Ну а в Северном полушарии — зима. Представляете? Когда у нас самый раз­гар учебного года, у школьников Австралии — летние каникулы. Но там тоже готовятся к встрече Нового года. У них в Австралии это не зимний, а летний праздник (рис. 44).

День 22 декабря называют днем зимнего солнцестояния. В этот день в Северном полушарии самый короткий день и самая долгая ночь. Как го­ворится: «Идешь в школу — еще темно, а идешь из школы — уже темно».

А что весной и осенью? В эти переходные времена года оба полушария одинаково освещены Солнцем и получают одинаковое количество света и тепла. При этом нужно помнить: когда в Северном полушарии весна, в Южном — осень. И наоборот. Смотрите не перепутайте. Дни, когда Солнце совершенно одинаково освещает оба полушария, когда в обоих по­лушариях продолжительность дня и ночи одинаковая, называют днями равноденствия: 23 сентября — день осеннего равноденствия, а 21 мар­та — день весеннего равноденствия.

А как называют день 21 марта в Южном полушарии, ведь у них в са­мом разгаре осень? Жители Южного полушария называют его точно так же, как и мы, — днем весеннего равноденствия. Немного сложно у них получается. Все-таки весеннее равноденствие приходится на осень. Но жители Южного полушария к этому привыкли. Согласитесь, раз уж они привыкли к тому, что Новый год — летний праздник, ко всему осталь­ному привыкнуть гораздо проще.

Давайте не будем беспокоиться о жителях Южного полушария, лучше повторим и запомним главное: времена года в Северном и Южном полуша­риях не совпадают. Когда в Северном полушарии лето, в Южном — зима. И наоборот. Разгар лета в Северном полушарии приходится на 22 июня — день летнего солнцестояния, а пик зимы — на 22 декабря, которое называ­ют днем зимнего солнцестояния. Весной и осенью оба полушария получа­ют одинаковое количество тепла, продолжительность дня и ночи одинако­ва. День 23 сентября называют днем осеннего равноденствия, а 21 марта — днем весеннего равноденствия.

Так почему все-таки с наклоном жить веселее? Да потому, что если бы земная ось не имела наклона, смены времен года не было бы! Хорошо, конечно, когда целый год лето! А если целый год осень? или зима?

V.Обобщение.


  1. Количество света и тепла, приходящее на поверхность Земли, зависит от угла падения солнечных лучей на эту поверхность. Поэтому количество тепла и света, получаемого земной поверхностью, закономерно убывает от экватора к полюсам.

  2. Времена года в Северном и Южном полушариях не совпадают. Когда в Северном полушарии лето, в Южном — зима. И наоборот.

  3. Разгар лета в Северном полушарии приходится на 22 июня — день лет­него солнцестояния, а пик зимы — на 22 декабря, которое называют днем зимнего солнцестояния. Весной и осенью оба полушария получают одинако­вое количество тепла. День 23 сентября называют днем осеннего равноден­ствия, а 21 марта — днем весеннего равноденствия.


VI. Закрепление

Работа в рабочей тетради §3

VII. домашнее задание

Прочитать и ответить на вопросы §3 учебника, доделать работу в рабочих тетрадях.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Времена года"

Автор: Ховятская Елена Юрьевна

Дата: 07.10.2016

Номер свидетельства: 347883

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока  на тему  "Времена года. Месяцы""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokanatiemuvriemienaghodamiesiatsy"
    ["file_id"] => string(6) "299022"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456424594"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока по немецкому языку на тему: "Времена года" 5 класс, в соответствии ФГОС ООО."
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-po-niemietskomu-iazyku-na-tiemu-vriemiena-ghoda-5-klass-v-sootvietstvii-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "265061"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449834169"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Методическая разработка урока английского языка в 3 классе по теме: "Времена года""
    ["seo_title"] => string(81) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaanghliiskoghoiazykav3klassiepotiemievriemienaghoda"
    ["file_id"] => string(6) "259720"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448812460"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока немецкого языка в 5 классе по теме "Времена года в песнях и стихах""
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekturokaniemietskoghoiazykav5klassiepotiemievriemienaghodavpiesniakhistikhakh"
    ["file_id"] => string(6) "262270"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449307564"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Урок развития речи по теме "Времена года""
    ["seo_title"] => string(41) "urok_razvitiia_rechi_po_teme_vremena_goda"
    ["file_id"] => string(6) "512152"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1558724825"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства