kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного урока "Состав почв" (8 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по географии и химии с элементами новых ФГОС, кейс-технологиями, дифференцированный подход, мини-исследования химического состава почв.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока "Состав почв" (8 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №1"







План-конспект

интегрированного урока

по географии и химии

"СОСТАВ ПОЧВ"





Учитель географии и химии

Лыткина Маргарита Алексеевна,

высшая квалификационная категория





Алексин 2016

Конспект урока «Состав и типы почв»

1. Ф.И.О. учителя: Лыткина Маргарита Алексеевна

2. Класс: 8А

3. Дата: 23.11.2016

4. Предмет: химия, география

5. № урока по расписанию: 26

6. Тема урока: "Состав почв"

7. Место и роль урока в изучаемых темах: второй урок в теме "Почвы. Почвенные ресурсы" (уже познакомились с определением почвы как особого природного тела, механизмом ее образования и их разнообразием); ПР №3 «Анализ почвы и определение рН среды раствора почвенной вытяжки» (уже познакомились с Правилами техники безопасности, приемами обращения с лабораторным оборудованием и приборами, знакомы с классификацией неорганических веществ, металлами и неметаллами; знакомы с понятиями чистых веществ и смесей, способами разделения смесей фильтрованием и выпариванием).

8. Учебник: О.С.Габриелян Учебник для общеобразовательных учреждений.

9. Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

1. Образовательные:

  • Сформировать представления учащихся о механическом и химическом составе почв.

  • Дать представление о классификации почв по составу.

  • Продолжить формирование умений обращаться с лабораторным оборудованием.

2. Развивающие:

  • Учебно-организационные ОУУН:

а) организация через видеоматериал, синквейны

б) организация рабочего места

в) планирование организации труда через план урока

г) умение организовывать свой труд (изучение материала с меньшими затратами)

  • Учебно-интеллектуальные ОУУН:

а) анализ (при составлении схемы, при сравнении разных образцов)

                б) систематизация (работа кейсами)

                в) обобщение (работа с контрольной схемой, листами учебных достижений)

                г) исследовательский метод (при сравнении разных образцов)

        Т.е. как итог – составление опорных конспектов способствует развитию логического мышления.

  • Учебно-коммуникационные ОУУН:

                а) устная монологическая речь

                б)  учебное слушание (выделение главного)

  • Учебно-информационные ОУУН:

                а) работа с кейс- картами

                б) работа с дополнительным материалом при выполнении творческих заданий (домашнее задание)

3. Воспитательные:

  • Воспитывать положительное отношения к знаниям;

  • Воспитывать культуру речи, поведения, умения групповой коммуникации

  • Прививать интерес к географии и химии.

10. Задачи:

  1. Учащиеся формулируют понятия механический состав почвы, химический состав почвы

  2. Учащиеся  знают состав почв, типы почв

  3. Учащиеся знают способы определения физических и химических характеристик почв




















Земля, наша обитаемая, есть закрытая книга; путешествие развертывает в оной листы;

и сии листы суть государства, в коих внимательному оку

представляются люди и народы, как буквы, слоги и строки.

Петр Первый Великий

 1. Организация класса. Мотивация.

Учитель: «Слеп физик без математики, сухорук без химии», - говорил М.В.Ломоносов. Спустя много лет, другой русский ученый В.И.Вернадский продолжил эту мысль словами: «…рост научного знания быстро стирает грани между отдельными науками».


– Сегодня у нас вами не совсем обычный урок.  Это урок, объединяющий знания по географии и химии. Такие уроки называются интегрированными, так как позволяют объединить знания разных наук для создания целостного представления об изучаемом объекте.

На данном уроке мы будем говорить о необыкновенном по значимости для человека природном объекте, ставшем предметом изучения многих наук. Зоологи, ботаники, микробиологи, геологи, географы, химики, физики, математики, археологи и даже генетики – это далеко не полный перечень  специалистов, область интересов которых....


Почва (РЕБУС )

Видеоклип


2. Проверка домашнего задания.

Составить синквейн на темы «Почва», « Почвенный профиль».

Синквейн (от фр. Пять) – 5 строк

Существительное

(тема)

Прилагательное Прилагательное

(описание темы)

Глагол Глагол Глагол

(описание действия)

Ф р а з а

(отношение к теме)

Существительное

(синоним, определяющий суть темы)





Например:

Почва

Плодородная структурная

Образуется медленно имеет строение питает растения

Величайшее природное богатство

«Зеркало природы»





ПРОФИЛЬ

Почвенный, поперечный

Имеет сложное строение, рассматривает последовательно сменяющие друг друга горизонты, отражает процесс образования почвы

наглядное представление почвы в вертикальном разрезе

Объект для работы почвоведов



В. В. Докучаев назвал почву "зеркалом и произведением ландшафта", подчеркнув тем самым, что она является результатом взаимодействия всех компонентов и, как в зеркале, отражает это взаимодействие. Все компоненты природы участвуют в формировании почв.



История образования почвы.

Научная сказка

1 ученик: «Жила была твердая горная порода гранит»

2 ученик: «Ополчились на нее силы высшие, стали ее разрушать-выветривать»

1 ученик: «Изменилась она, стала рыхлая, превратилась в песок и глину. И стали называть

               ее материнская горная порода»

2 ученик: «Теперь смогли через нее проникать вода и воздух»

1 ученик: «Чему очень обрадовались микроорганизмы (бактерии, водоросли, грибы) и

                поселились там.

        В одном кубическом сантиметре лесной почвы обитает 10 млн. бактерий,

        200  тыс. микроскопических водорослей, 20 тыс. простейших организмов,

        а длина грибных волокон достигает 2 км».

2 ученик: «И стали они выделять кислоты, да такие, что разрушают самые сильные

        и твердые камни. И образовались минеральные соли»

1 ученик: «Тогда смогли поселиться там первые неприхотливые растения: мхи

        и лишайники»

2 ученик: « А когда они отмирали, образовались органические вещества (гумус)»

1 ученик: «Снова могли поселиться микроорганизмы, которые выделяли минеральные

        соли; но уже в большем  объеме. Вырастали более высокоорганизованные

        растения, они отмирали и образовывали гумус. Круг замыкается.

        Так образовалась почва»


Учащиеся пытаются самостоятельно сделать почву в сосуде.


Вопрос к классу: возможно ли в обычных условиях создать почву?

Ответ: нет, т.к это природное тело и создается сотни лет.



Soil - it is where the action is. (Почва - это где действие)

Попробуйте перевести на русский язык. Поясните перевод


Земля – проматерь всех пород, их цель,  

Гробница их и вновь – их колыбель

Всё, что на ней, весь мир ее зеленый

Сосёт её, припав к родному лому.

Она своим творениям без числа

Особенные свойства раздала

Какие поразительные силы

Земля в каменья и цветы вложила!

На свете нет такого волокна

Которым не гордилась бы она

Как не отыщешь и такой основы,

Где не было бы ничего дурного

Полезно все, что кстати, а не в срок –

Все блага превращаются в порог"


3.Получение новых знаний.


В Библии есть удивительное выражение: "Побеседуй с землей, и наставит тебя". Как же можно беседовать с землей? Спросите вы... А вот посмотрите: какая она рыхлая, мягкая, теплая, словно живая. И поверьте, ей есть что сказать нам.

Она, так же как и люди, подвержена легким и тяжелым недомоганиям. Когда она болеет, она точно указывает на свой недуг. Неполноценное питание является причинами многих её заболеваний. Почва много трудится... Она не может говорить человеческим языком, но она имеет свой особенный язык, которым и пытается сообщить нам о своей проблеме. Это язык растений. Болезни растений, связанные с недостаточностью питания.


К этому разговору с почвой я и приглашаю вас!


Постановка перед учащимися задач.

На уроке:

  • Мы определим физические характеристики и связанные с ними типы почв.

  • Определим химический состав предложенных образцов почв.

  • Узнаем, как физический и химический состав почв влияет на развитие растений.


Мы будем с вами сегодня работать в необычной форме, используя КЕЙСЫ. Что это такое?

Название Кейс произошло от латинского "casus" - запутанный, необычный случай, а также от английского "case" - портфель, чемоданчик. Это разбор ситуации, конкретного случая. Вам предстоит:

  • проанализировать ситуацию,

  • разобраться в сути

  • предложить возможные решения

  • выбрать лучшие из них.

Приступая к работе, вспомните правила ТБ, изученные на предыдущих уроках.


Кейс № 1, "Механический состав почвы".


Вы спросите: причем здесь механика?

Меха́ника (греч. μηχανική — искусство построения машин) — раздел физики, наука, изучающая движение материальных тел и взаимодействие между ними; при этом движением в механике называют изменение во времени взаимного положения тел или их частей в пространстве.


В результате процессов выветривания плотные горные породы превращаются в рыхлую массу, состоящую из частиц различного размера, которые называются механическими элементами. Их совокупность и представляет механический состав почвы.


Практическая работа "Механический состав почвы"


Цель работы: научиться определять механический состав образца почвы «мокрым» методом; приобрести навыки в оценке механического состава почв.


Обсуждение выводов по проделанной работе. (преимущества и недостатки каждого типа почвы)


Кейс 2.

Практическая работа "Установление элементарного состава почвы"


В.В. Докучаев утверждал, что «...почвы и грунты есть зеркало и вполне правдивое отражение, результат векового взаимодействия между водой, воздухом, зем­лей, с одной стороны, растительностью и животными организмами и возрастом страны - с другой».


Цель: изучить состав почвы используя известные методы химического анализа фильтрации, выпаривания

Обсуждение выводов по проделанной работе. (какие методы работы были использованы)

В почве постоянно протекают всевозможные процессы: различные вещества меняют свои физические и химические свойства, взаимодействуют друг с другом, перемещаются вдоль и поперёк почвенного профиля, образуют новые соединения, новые минералы.

 




ПОХИМИЧИМ?

Среди химических веществ, входящих в состав почвы можно выделить как вещества органического происхождения, так и минеральные соли, неорганического происхождения.



1.Кислотность почв.

Наличие веществ органического происхождения связано с кислотностью почвы и оказывает большое влияние на развитие растений и почвенных микроорганизмов. Кислотность определяется показателем рН. Он колеблется в природных условиях в почвах разных видов от 3 ( в торфяных почвах) до 10( в солонцовых).

Кислотность определяют в водной почвенной вытяжке – растворе- с помощью специальной индикаторной бумаги, сравнивая ее цвет с цветной таблицей, делая вывод о величине рН. Кроме того, ее можно измерить с помощью специального прибора – рН-метра.

Демонстрация: определение кислотности почвы с помощью специального прибора – рН-метра

Кейс №3. Кислотность почв. Экспериментальная задача.

Обсуждение результатов исследования кислотности почв, образующихся в разных условиях.





2. Обнаружение наличия неметаллических и металлических элементов в составе образцов почв.

Работа групп учащихся.

Обсуждение полученных результатов исследований, отчеты групп


Кейс №4 «Содержание углеродных соединений в почве»

Кейс №5 «Содержание хлора в почве».

Кейс №6 «Содержание серы в почве».

Кейс №7 «Содержание железа в почве»

Кейс №8 «Содержание кальция в почве»

Кейс №9 «Содержание алюминия в почве»

Кейс №10 «Содержание натрия в почве»

Кейс №11 «Известкование почвы»

План выступлений учащихся

1. Роль химического элемента для жизнедеятельности растительных организмов.

2. Как определяли наличие в образце почвы.

3. Результаты проведенных опытов.

  1. Подведение итогов урока.

Экологическая задача

Ребята посадили небольшой еловый лес. Они тщательно за ним ухаживали: все дорожки в лесу заасфальтировали, каждую травинку выпалывали, выгребали и убирали опавшую хвою.

С течением времени все елочки перестали расти, и постепенно лес погиб. Почему?




Выводы по уроку: совместная работа по заполнению опорных конспектов учащимися, систематизация полученных знаний.

Оценка работы учащихся по группам. Самооценка.

Работа по заполнению листов учебных достижений.

Видеоролик «Необходимость охраны почв»

Приведите свое рабочее место в порядок!

Домашнее задание:

Работа с конспектом урока.

Творческое задание по группам: сочинение, эссе, рассказ по теме

1.«Один день из жизни дождевого червя»,

2.«Поговорили о жизни в почве химические элементы»,

3. «Хорошо живется в почве этой»,

4.«Как же трудно выжить в почве этой»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект интегрированного урока "Состав почв" (8 класс)

Автор: Лыткина Маргарита Алексеевна

Дата: 05.02.2017

Номер свидетельства: 387997

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект урока по теме: «Гидросфера». «Вода на Земле»."
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt_uroka_po_tiemie_gidrosfiera_voda_na_ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "348306"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476191966"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока химии-биологии на тему "Металлы" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-khimii-biologhii-na-tiemu-mietally"
    ["file_id"] => string(6) "102279"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402493824"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока по географии "Астана - столица РК" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-astana-stolitsa-rk"
    ["file_id"] => string(6) "162910"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422427371"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства