сформировать представление об особенностях географического положения Западно-Сибирской равнины, ее рельефа, геологического строения, внутренних вод, климата.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме Великая равнина Сибири»
Федеральное государственное бюджетное специальное
учебно – воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Специальное профессиональное училище открытого типа г .Абакана» (Абаканское спец.ПУ)
Открытый урок
По теме:
«Западно-Сибирская равнина: особенности природы»
8-«Б» класс
Преподаватель: Кучина Елена Яковлевна
Дата проведения: 09 .04.15.
2015год.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. (1 мин.)
2.Активизация положительной мотивации к уроку.(4 мин.)
А)Загадывание географических загадок.
1.Речка, тихо нам журчала
Чтоб нашли ее начало
Тихий, слабый ручеек
Под названием…….. ИСТОК
2.Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог
Нас он летом, в самый зной
Ледяной поит водой……… РОДНИК
3.Все обходят это место
Здесь земля, как будто тесто
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги БОЛОТО
4.Найдем в ней много по приметам
цветных камней,
не только руд.
Рубин сияет красным цветом
Зеленым цветом ИЗУМРУД
5.Главный город государства,
Хоть республики, хоть царства
Тут смекалка пригодиться
Вот Москва, она -------------------------- СТОЛИЦА
Б) Определение темы урока воспитанниками.
3. Изучение новой темы (28 мин)
.
А) Исследовательская работа в группах
Мы работаем в группах исследователей:
1 группа – «Геоморфологи» - будет исследовать рельеф Западно-Сибирской равнины и ответит на вопрос: «Какие формы рельефа наиболее характерны для Западно-Сибирской равнины?»
2 группа – «Климатологи» - исследует климат Западно-Сибирской равнины и ответит на вопрос: «Чем характеризуется климат Западно-Сибирской равнины?» Получите памятки
3 группа – «Гидрологи» - будет исследовать внутренние воды Западно-Сибирской равнины и даст ответ на вопрос: «Каковы главные особенности внутренних вод Западно-Сибирской равнины?»
Б) Защита проектов у доски.
(Слайд№4) – защита геоморфологов
(Слайд№6) –защита климатологов.
(Слайд №7)- защита гидрологов.
В )Совместная практическая работа групп.
( Следующий этап работы , будет заключаться в том , что мы прослушиваем музыкальный фрагмент о природной зоне , помещаем коллаж из фауны и флоры данной природной зоны на соответствующее место контурной карты.)
- в основании Западно-Сибирской низменности лежит ___________,
-рельеф_____________.
(карточка-задание)
3 Каков климат Западно-сибирской равнины:
- климат Западной Сибири _____________.
(карточка-задание)
4.Назвать главное богатство Западной Сибири:
(карточка-задание)
5. Какая природная зона отсутствует на равнине.
(карточка-задание)
6. Назвать приток Оби?
(карточка-задание)
7. Какое растение не растет в западной Сибири?
А)полярный мак Б)морошка
В)ель Г)каштан
(карточка-задание)
8.
Самоанализ урока.
Урок географии по теме «Западно - Сибирская равнина: особенности природы» является уроком изучения новой темы. Содержание, формы и методы работы отбирались в соответствии со стандартом образования.
Цели урока:
1). Формирование знаний об особенностях крупных природных регионов на примере Западно-Сибирской равнины.
2).Совершенствование навыков работы с источниками географической информации, развитие умений выделять главное, анализировать, делать выводы.
3).Воспитание любви к красоте родной природы, гордости за наши природные богатства.
Эти цели взаимосвязаны и решались комплексно на всех этапах урока.
Для более полной реализации данных целей я считаю целесообразным использование новых педагогических технологий. На данном уроке были использованы:
- технология развития мотивации достижений , активные формы работы с воспитанниками: исследовательская работа, форма защита проектов, групповая работа, презентация.
- элементы здоровьесберегающих технологий (чередование различных видов деятельности, учёт двигательной активности восптанников);
- ИКТ (презентация урока ).
- Личностно- ориентированный подход (создание ситуации выбора т групп и при выполнении исследовательской работы.
Для формирования мотивации достижений- на уроке создавались различные психолого-педагогические условия.
1.Создание в начале урока эмоционально-положительного настроя на ситуацию успеха:
а)формирование групп;
б) это загадывание загадок для определения темы урока
в) а так же предложение быть в роли «молодых учёных - геологов» обеспечило атмосферу доверия между учителем и учениками.
2.Музыкальное сопровождение.
3. Деятельность воспитанников обладала новизной, была интересной, посильной, содержала задания различной степени сложности .
Тема: Западно -Сибирская равнина : особенности природы.
Совместная работа с классом.
Совместное изучение природных зон Западно-Сибирской равнины.
1.От метить на контурной карте природные зоны.
2. Дать краткую характеристику природных зон.
3.Какие виды растений и животных обитают в каждой из природных зон? .
.( поместить их на контурной карте)
4. Как приспособились к условиям обитания живые организмы каждой из природных зон.? (воспитанники называют по цепочке)
5.Какая природная зона отсутствует на территории равнин
6.Новые понятия: КОЛКИ, ГРИВЫ, УРМАНЫ.
ВЫВОД: Каковы наиболее характерные черты ландшафтов Западной - Сибири?
Отчет группы Геоморфологов.
Наша группа исследовала рельеф - Западно-Сибирской равнины.
2.Используя тектоническую карту, текст учебника мы выяснили, что
В основании Западно-Сибирской равнины лежит молодая плита палеозойского возраста, перекрытая горизонтальным наслоением осадочных пластов (3-4 км).
2.Такой рельеф образовали рыхлые отложения рек и оледенение. Когда ледник отступил он оставил небольшие моренные гряды –Сибирские Увалы, высотою всего 285 метров.
3.И поэтому рельеф у равнины плоский.
5.Работая с «Тектонической картой», узнали, что на равнине находятся крупнейшие месторождения нефти и газа- это Уренгой, Ямбург, Сургут, Нижневартовск. Россия занимает первое место в мире по добыче газа и второе место в мире по добыче нефти.
Отчет группы климатологов
Наша группа исследовала климат Западно-Сибирской равнины»
2.Прочитав , текст учебника мы выяснили, что климат
Западной Сибири – континентальный и довольно суровый.
В учебнике указаны четыре причины такого сурового климата
1).Первая причина-это большая часть равнины расположена в умеренных широтах, достаточно получает солнечной тепла.
2). Вторая причина –это удаленность равнины от Атлантического океана
- и от Тихого океана. Это говорит о том, что океаны на равнину не влияют, а значит климат континентальный.
3).Третья причина- это равнинность территории, на севере равнины нет никаких гор, поэтому холодный воздуха с Северного Ледовитого океана легко проникать далеко на юг, и летом даже бывают заморозки. И точно также теплый ветер с Казахстана и Средней Азии продвигается на север.-вызывая потепления.
4). Четвертая причина- это то, что по перифирии равнины расположены Уральские горы отгораживают равнину от Атлантических воздушных масс с запада и горы Алтая и Кузнецкого Алатау отгараживают равнину от теплых азиатских воздушных масс с юго-востока.
-
5) По климатической карте видно , что средние температуры июля на севере плюс 8, на юге плюс 33 градуса тепла
Средние темперетуры в январе на севере равнины минус 24 градусов
Отчет группы гидрологов.
Мы исследовали внутренние воды Западно-Сибирской равнины.
-
1.Изучив карту атласа мы выяснили, что
Территория равнины богата реками, озёрами, болотами, подземными водами.
2. Наиболее крупные реки равнины: это
р. Обь с притоком Иртыш. Она образуется от слияния рек Бии и Катуни. Это одна из величайших рек мира, в России она занимает 1 место по длине и площади бассейна.
ОБЬ! - Впадает в Обскую губу, а оттуда в Карское море Северного Ледовитого океана.
3.Кроме Оби и Иртыша среди крупных рек региона можно назвать судоходные Надым, Пур, Таз, .- тоже впадают в Северный Ледовитый океан.
5.Озер много , но самое крупнейшее –это Чаны
6.По количеству болот у Западно-Сибирской равнины – тоже мировой рекорд: нигде в мире нет больше такой заболоченной территории S=800кв.км., Особенно много болот в междуречье Оби и Иртыша- называется ВАСЮГАНЬЕ,
7.В тексте учебника мы нашли причины заболоченности Заподно-сибирской равнины.
Плоский рельеф.
Многолетняя мерзлота.
Низкие температуры.
Избыточное увлажнение.
Половодье на реках.
Торф (удерживает влагу, во много раз превышающую вес торфяной массы).
(работа в контурной карте )
План урока
1.Организационный момент (1 мин.)
2.Активизация положительной мотивации к уроку (4 мин)
-отгадывание географических загадок.
-определение темы урока.
3.Изучение нового материала.(28 мин)
- исследовательская работа в группах.
- задание для каждой группы.
- защита проекта у доски.
- совместная практическая работа по особенностям природных зон Западно-Сибирской равнины.
4.Закрепление( 6 мин)
- игра «Приз»
5.Домашнее задание, выставление оценок. (1 мин)
- Изучить п. 35, ответить на вопросы.
Составить синквейн к слову равнина.
3.Работа с контурной картой
Отметить следующие объекты:
а)полуострова: Гыданский и Ямал
б)указать нефтегазоносные провинции равнины.
Урок географии в 8-«Б» классе по теме:
«Западно-Сибирская равнина: особенности природы»
Цель: познакомить с особенностями природы Западно- Сибирской равнины.
Задачи:
1.Обучающие: - формирование представлений о природных особенностях Западно-Сибирской равнины: особенностях географического положения, рельефа, геологического строения, внутренних вод, климата; рассмотреть взаимосвязи природных компонентов Западной Сибири;
2.Развивающие: Развитие навыков работы с картами России: физической, тектонической, климатической; - умение работать в группе и выступать перед аудиторией; развитие проектировочных способностей.
3. Воспитательные: - формирование географической культуры, воспитание патриотизма, любви к Родине, экологическое воспитание на примере взаимодействия компонентов природы.
Тип урока: изучение нового материала с элементами игры.
Технология: проектное обучение.
Методы и приемы обучения: игра, беседа, исследовательская работа в группах, защита проектов, самостоятельная работа.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- физич. карта России и Западной Сибири,
- презентация «Западно - Сибирская равнина: особенности её природы»,