2. | Актуализация знаний | 1. Задает вопросы позволяющие повторить материал пошлого урока: - Какую оболочку Земли мы изучаем? - Что такое «Литосфера»? - Что можно сказать о толщине земной коры? - Можно ли считать, что земная кора подвижна? - Что такое землетрясение? - Возьмите в руки схему землетрясения, подпишите очаг и эпицентр (приложение №1) - Используя рисунок учебника №78, стр. 97, расскажите, где происходят землетрясения. - Что служит единицей измерения силы землетрясения? 2. Подводит учащихся к формулированию темы нового урока; цели нового урока. - Вы сегодня хорошо отвечали. А хотите, я расскажу вам сказку за это? Когда-то давным-давно жил на свете пастух. Однажды он пас своих овец и зашел далеко от своего дома. Там он увидел девушку и полюбил ее. Но отец девушки не хотел отдавать ее замуж за пастуха, поэтому сказал ему: «Я отдам за тебя свою дочь замуж, но только тогда, когда ты сделаешь такую юрту, которую будет видно из-за гор». Стал думать пастух из чего же ему построить юрту и решил строить из камня. И построил. А чтобы ее лучше било видно он зажег в юрте костер. Костер разгорелся так сильно, что искры от него полетели из отверстия вверху юрты. Отец девушки был удивлен находчивостью пастуха, и отдал дочь за него замуж. Вопрос. - На какое природное явление была похожа юрта? - Как будет звучать тема сегодняшнего урока? - Сформулируйте цель нашего урока. | Отвечают на вопросы, раскрывают полученные знания, выполняют задания (П). Выдвигают версии (Р). - На вулкан. Формулируют тему урока (Р). - Вулканизм Формулируют цель урока (Р). Записывают в тетрадь (П). | 10 минут |
3 | Изучение нового материала. | Организует работу в группах. - Сегодня на уроке мы поиграем. Игра будет заключатся в соревновании между командами. Вешает на доску изображение вулкана. - Отвечая на вопросы и выполняя задания, вы будите подниматься по склону вулкана. Для команды, которая первая дойдет до вершины вулкана, у меня приготовлен сюрприз. 1. Что вам уже известно о вулканах? 2. Открываем учебник стр. 101, найти и выписать в тетрадь, что такое вулкан? 3. Стр. 99 учебника, найти ответ на вопрос, что такое извержение? 4.Работаем с карточкой №1. (см. приложение №2) Рассмотрите рис 81, стр. 100 в учебнике. Подпишите, из каких частей состоит вулкан. 5. Открываем в атласе «Физическую карту полушарий», найти и подписать в контурной карте вулканы: Везувий, Этна, Гекла, Ключевская Сопка, Фудзияма, Камерун, Килиманджаро, Аконкагуа, Котопахи, Орисаба, Эребус. Почему на карте они обозначены красным и черным цветом? 6. Работаем с карточкой №2. Закончите схему (см. приложение №3). Учитель проверяет. 7. Что такое магма? Закончи схему (см. приложение №4). Учитель проверяет. 8. Рис.78, стр. 97 в учебнике. Землетрясения происходят в одних и тех же районах Земли, какую закономерность вы видите в распространении вулканов? 9. Что вы видите на рисунке 83? Определение «Гейзер» запишите в тетрадь. Учитель предлагает рассмотреть рис.82 (К. Брюллов Последний день Помпеи). Коротко информирует учащихся об извержении вулкана Визувий 24 августа 79 г. н. э. Говорит о необходимости изучения земной коры, о профессиях связанных с ее изучением. Объявляет победителя. | Слушают учителя (П), анализируют и планируют предстоящую деятельность (Р). Приводят примеры, аргументируют (К). Самостоятельно выделяют необходимую информацию, записывают в тетрадь (П). Самостоятельно выделяют необходимую информацию, записывают в тетрадь (П). Находят достоверную информацию, подписывают (П). Излагают свое мнение, аргументируют, работают в группе (К). Определяют проблему (Р), находят достоверную информацию (П), излагают свое мнение, доказательства, факты, корректируют свое мнение (К), вырабатывают доброжелательное отношение к членам группы (Л). Подписывают объекты на контурной карте (один человек делает это на настенной контурной карте) (П). Изучают текст параграфа (П), излагают свое мнение, организовывают работу в группе (К) Читают текст параграфа, находят необходимую информацию (П), Работают в группах, отстаивают свою точку зрения (К). Выдвигают версии (Р), излагают свое мнение (К), делают выводы (П). Рассматривают рисунок, находят информацию, записывают в тетрадь (П). Слушают, запоминают (П), формируют собственное отношение к этому суровому природному явлению (Л). Включаются в беседу, корректируют свое мнение (К). Учатся адекватно оценивать ситуацию, признавать поражение, понимать эмоциональное состояние других людей (Л). Победитель проводит опыт «Вулкан на столе» (поджигает дихромат аммония) (П). | 20 минут |