kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по географии, презентация для урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Человечество - единый биологический вид". В работе имеется презентация, приложение, дневник путешественника, картинки "народы и расы".

Ребята в течение урока заполняют дневник путешественника, смотрят презентацию. Делятся на группы, заполняют таблицу с помощью учебника. Работают у доски, определяют народы. В конце урока проводится проверочный тест и ставятся оценки. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«дневник путешественника»

Дневник путешественника

Фамилия, имя________________________________________

Класс_______________________________________________


Тема урока: Человечество – единый биологический вид


Задание № 1: Заполните пропуски в предложениях.


Все люди на Земле отличаются по внешнему облику. Внешние признаки – это _____________________________________________________________.

Все внешние признаки, которыми одна группа отличается от другой, называются______________________________________________________.

Группы людей со сходными расовыми признаками называются человеческими ______________________________________.


Задание № 2: Заполните таблицу.

Таблица

Расы Земли

Раса

Цвет кожи

Волосы

Другие внешние признаки

Районы проживания

Европеоидная





Негроидная





Монголоидная






Проверь себя


Определите, какой расе Земли соответствуют перечисленные ниже признаки.


Светлая или смуглая кожа.

2.      Населяют Африку, Северную и Южную Америку.

3.      Населяют степные и полупустынные районы Азии.

4.      Черные курчавые волосы.

5.      Волосы волнистые, прямые, разных оттенков.

6.      Узкий разрез глаз, выраженные скулы.

7.      Толстые губы и широкий нос.

9.      Волосы черные прямые.

10. Населяют Евразию, Северную Америку, Юго-Западную Азию, Индию.


а) европеоидная

б) монголоидная

в) негроидная




Ответ













Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Тема: «Человечество – единый биологический вид»

Цели:

  • Сформировать представление о человечестве как о едином биологическом виде

  • Показать внешние признаки рас человека

  • Сформировать жизненную позицию о равенстве всех рас

Учебно-воспитательные цели:

  • Называть и показывать три расы человечества

  • Определять сходства и различия внешних признаков.

Ведущие понятия: раса человека, европеоид, монголоид, негроид, антропология, антропогония.

Оборудование: учебник, атлас, физическая карта мира, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал: «Дневник путешественника».

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Подготовка класса к уроку, проверка готовности учебных принадлежностей.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мы начинаем с вами очередной урок географии. Но как вы уже, наверное, заметили, не совсем обычно. У нас на уроке присутствуют гости, давайте повернемся к ним и подарим им свои улыбки! И больше отвлекаться не будем. Я попрошу вас, начать наш урок с полной тишины. Сели ровно, красиво и посидим секундочку очень-очень тихо.(не дыша))Ребята, скажите, а что вы слышите? Слышите. Как быстро идет время, можно сказать, бежит и даже катиться. И, двигаясь по кругу, стрелки часов начали отсчитывать время нашего урока. Давайте будем очень внимательны, и не будем терять ни секунды драгоценного времени.

  1. Изучение нового материала.

На экране (1 слайд) эпиграф к уроку, который после вступительного слова учитель зачитывает

Создал мир большим Творец:

семь морей в один конец,

И народов на пути не перечесть.

То, о чем мечтали в Йорке, -

проза будней на Майорке.

То, что в Лондоне позор,

в Рангуне – честь.

Р. Киплинг


Вопрос: как вы думаете, о чем пойдет речь на данном уроке? (о народах мира)


Вы правильно предположили. На уроке мы совершим путешествие во времени и попытаемся разгадать тайну происхождения людей на Земле. Совершим путешествие в пространстве и познакомимся с различными людьми, населяющими нашу планету. Познакомимся с человеческими расами. Во время путешествия мы будем вести дневник. На партах у вас лежат дневники путешественников, подпишите их.

И так мы начинаем наше таинственное путешествие в глубь веков. А помогут нам совершить путешествие во времени антропогония и антропология.


Все многообразие мифов о происхождении человека,  названо антропогонией.

Вопросами, связанными с происхождением и развитием человека, занимается наука

 ан­тропология

Она собирает научные доказательства происхождения человека. (слайд 2)


Учитель: одним из ученых занимавшимся антропологией был английский натуралист и путешественник Чарльз Дарвин. (слайд 3). Он один из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков.

Так отделение ветви человеческих предков от предков обезьян произошло от 3 до 5 миллионов лет назад. И примерно 30 – 40 тысяч лет назад возник современный биологический вид – человек разумный (Homo Sapiens) в Африке и Юго-западной Азии.

Постепенно люди расселились по другим материкам земного шара (слайд 4). Первыми были заселены материки Евразия и Африка. Затем древние люди проникли в северную и Южную Америку и Австралию. Не был лишь заселен материк Антарктида. Люди жили в различных климатических условиях, что привело их к постепенным внешним изменениям.


Так возникли разные по внешним признакам группы людей – человеческие расы.айти определение термина «раса» в учебнике и зачитать его). (слайд5)


Человеческие расы – это группы людей, объединенных на основании общности происхождения и некоторых внешних наследственных признаков (цвет кожи и волос, форма головы, строение лица и др.) . (запишите в тетрадях новое понятие)


Все эти различия появились очень давно, когда на земле было мало людей. Цвет кожи и другие внешние признаки, которыми одна группа людей отличается от другой называют расовыми признаками. Они передаются из поколения в поколение, о родителей к их детям.

Итак, наступило время сделать первую запись в наших дневниках. Выполним первое задание и впишем пропущенные термины

(Учащиеся под руководством учителя заполняют пропуски задания №1 в Дневнике путешественника. Проверяют выполненную работу).

Физкультминутка

Упражнение для снятие общего утомления.

А теперь, ребята, встать

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять,

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.


Рассказ учителя: (слайд 6).

Древние люди пытались как-то объяснить историю своего появления на Земле. Так сложились мифы о происхождении людей от животных, о сотворении людей богами или фантастическими героями.


«Североамериканские индейцы, увидев бледнолицых (так они называли европейцев) и завезенных ими в Новый Свет из Африки темнокожих рабов, объяснили причину их появления так. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы.

В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черны, как головёшки. Так возникли негры.

А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились бледно-розового цвета. Так появились европейцы»


Вопрос: Ребята, доказывает ли этот миф общее происхождение людей? (ответы детей о том, что все люди изначально были одинаковыми и были сделаны из одного материала - глины). Учащиеся соглашаются с тем, что все люди на Земле имеют общее происхождение, и поэтому человечество – это единый биологический вид. 



Учитель:

Для того, чтобы доказать, что человечество единый биологический вид, каждая группа рассмотрит особенности каждой расы.


Сейчас мы с вами рассмотрим, какие расы выделяют на нашей планете.  (слайд7 ):

Всех людей делят на 3 большие расы

  • Монголоидную;

  • Европеоидную;

  • Негроидную


(предлагаем учащимся собрать таблицу, найти с помощью учебника особенности каждой расы)


(Учащиеся под руководством учителя проверяют работу с помощью презентации и записывают в таблицу «Расы Земли» задания №2 в Дневнике путешественника)

(слайд 9,10,11)


Учитель:

А теперь, ребята, познакомимся с народами. Определите расу, опираясь на свои записи. (детям раздаются карточки с народами, которые надо распределить по расам)


(на доске учитель вывешивает расы, к которым нужно отнести все народы. Учитель называет расу и учащийся из группы вывешивает картинки к расе и все группы проверяют.


Учитель:
Как вы объясните, что представители разных рас имеют существенные различия во внешнем облике? Что же способствовало формированию рас?


Как вы объясните темный цвет кожи и другие характерные признаки негроидов?
Учащиеся отвечают, что темный цвет кожи, курчавые волосы помогают представителям этих рас справиться с жарким климатом.

Учитель: Назовите способы защиты светлокожих людей от прямых солнечных лучей?

Учащиеся называют головной убор, одежда светлых тонов, желательно из хлопка, солнцезащитные очки.

Учитель: Ребята, посмотрите еще раз внимательно на экран компьютера и подумайте представители какой расы реже всего болеют конъюнктивитом – воспалением глаз. Объясните, почему?
Учащиеся без труда называют представителей монголоидной расы, так как представители этой расы имеют узкий разрез глаз, что защищает от попадания пыли.
У монголоидов, формировавшихся в степях и полупустынях Центральной Азии с сухим климатом, сильными ветрами и пыльными бурям.


Учитель: Как людям европеоидной расы защитить глаза при сильном ветре с пылью?
Учащиеся называют: очки, носовой платок, при попадании пыли в глаза, промыть проточной водой.






Назови расы, для которых характерны данные признаки:

1.Светлая кожа, светлые глаза, узкий нос, места расселения: Европа, Северная Америка, Африка, Юго-Западная Азия – Европеоидная.

2. Желтоватый цвет кожи, прямые черные волосы, узкий разрез глаз, выступающие скулы, места расселения: Азия, Америка – Монголоидная

3. Темная кожа, темные глаза, жесткие курчавыеволосы, широкий нос, толстые губы, места расселения: Африка, Америка - Негроидная


Закрепление

Ребята, теперь я вам предлагаю посмотреть на фотографии людей, и назвать к какой расе они относятся (слайд 12).


Проверь себя 

            Определите, какой расе Земли соответствуют перечисленные ниже признаки.

  1. Светлая или смуглая кожа.

  2. Населяют Африку, Северную и Южную Америку.

  3. Населяют степные и полупустынные районы Азии.

  4. Черные курчавые волосы.

  5. Волосы волнистые, прямые, разных оттенков.

  6. Узкий разрез глаз, выраженные скулы.

  7. Толстые губы и широкий нос.

  8. Волосы черные прямые.

  9. Населяют Евразию, Северную Америку, Юго-Западную Азию, Индию.


а) европеоидная

б) монголоидная

в) негроидная



Ответ

         1.          

а 

         2.          

 в

         3.          

б 

         4.          

в 

         5.          

 а

         6.          

 б

         7.          

 в

         8.          

 б

         9.          

 б

               

 



Вывод:  современное человечество представляет собой единый биологический вид, расы которого  объединены одинаковым уровнем физического и психического развития. 


VIII. Рефлексия.

Что нового узнал?

 

Что не понял?

 

О чём бы ещё хотел узнать?

 


Домашнее задание (слайд 13):

  1. Творческое задание: изобразите литературных героев, которые относятся к разным расам.

  2. А теперь оцените нашу деятельность на уроке: если вам не совсем понравилась тема урока и то, чем мы занимались – поднимите одну ладошку, а если вам понравился наш урок и как мы работали – поднимите две ладошки.







Просмотр содержимого документа
«народы и расы»

Расы и народы.

Европеоидная раса


Монголоидная раса





русские







буряты






шведы
















китайцы






американцы
















японцы






индийцы





тайцы


Расы и народы.

Негроидная раса











масаи

















пигмеи
















готтентоты
















эфиопы














Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Человечество – единый биологический вид.

Человечество – единый биологический вид.

Создал мир большим Творец:  семь морей в один конец, И народов на пути не перечесть. То, о чем мечтали в Йорке, - Проза жизни на Майорке, То, что в Лондоне позор,  в Рангуне – честь.   Р. Киплинг
  • Создал мир большим Творец:
  • семь морей в один конец,
  • И народов на пути не перечесть.
  • То, о чем мечтали в Йорке, -
  • Проза жизни на Майорке,
  • То, что в Лондоне позор,
  • в Рангуне – честь.
  • Р. Киплинг
Все многообразие мифов о происхождении человека, названо – АНТРОПОГОНИЕЙ.  АНТРОПОЛОГИЯ – наука, изучающая происхождение и развитие человека.

Все многообразие мифов о происхождении человека, названо – АНТРОПОГОНИЕЙ.

АНТРОПОЛОГИЯ – наука, изучающая происхождение и развитие человека.

Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882)

Чарльз Роберт Дарвин

(1809-1882)

Человеческие расы  – это группы людей, объединенных на основании общности происхождения и некоторых внешних наследственных признаков (цвет кожи и волос, форма головы, строение лица и др.).

Человеческие расы – это группы людей, объединенных на основании общности происхождения и некоторых внешних наследственных признаков (цвет кожи и волос, форма головы, строение лица и др.).

Североамериканские индейцы, увидев бледнолицых (так они называли европейцев) и завезенных ими в Новый Свет из Африки темнокожих рабов, объяснили причину их появления так. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы.  В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черны, как головёшки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились бледно-розового цвета. Так появились европейцы.
  • Североамериканские индейцы, увидев бледнолицых (так они называли европейцев) и завезенных ими в Новый Свет из Африки темнокожих рабов, объяснили причину их появления так. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы.
  • В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черны, как головёшки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились бледно-розового цвета. Так появились европейцы.
Европеоидная Негроидная Монголоидная

Европеоидная

Негроидная

Монголоидная

РАСЫ ЗЕМЛИ Раса Цвет кожи Европеоидная Волосы Негроидная Другие внешние признаки Монголоидная Районы проживания

РАСЫ ЗЕМЛИ

Раса

Цвет кожи

Европеоидная

Волосы

Негроидная

Другие внешние признаки

Монголоидная

Районы проживания

Раса Цвет кожи Европеоидная Глаза СВЕТЛАЯ Другие внешние признаки СВЕТЛЫЕ Районы проживания УЗКИЙ НОС, РУСЫЕ ВОЛОСЫ ЕВРОПА, СЕВ. АФРИКА, Ю-З АЗИЯ, ИНДИЯ,СЕВ. И ЮЖНОЙ АМЕРИКЕ

Раса

Цвет кожи

Европеоидная

Глаза

СВЕТЛАЯ

Другие внешние признаки

СВЕТЛЫЕ

Районы проживания

УЗКИЙ НОС, РУСЫЕ ВОЛОСЫ

ЕВРОПА, СЕВ. АФРИКА, Ю-З АЗИЯ, ИНДИЯ,СЕВ. И ЮЖНОЙ АМЕРИКЕ

Раса Цвет кожи Европеоидная Негроидная Глаза СВЕТЛАЯ Другие внешние признаки СВЕТЛЫЕ ТЕМНАЯ ТЕМНЫЕ УЗКИЙ НОС, РУСЫЕ ВОЛОСЫ Районы проживания ЕВРОПА, СЕВ. АФРИКА, Ю-З АЗИЯ, ИНДИЯ,СЕВ. И ЮЖНОЙ АМЕРИКЕ  ШИРОКИЙ НОС, ЖЕСТКИЕ КУРЧАВЫЕ ВОЛОСЫ АФРИКА, СЕВ. И ЮЖ. АМЕРИКА

Раса

Цвет кожи

Европеоидная

Негроидная

Глаза

СВЕТЛАЯ

Другие внешние признаки

СВЕТЛЫЕ

ТЕМНАЯ

ТЕМНЫЕ

УЗКИЙ НОС, РУСЫЕ ВОЛОСЫ

Районы проживания

ЕВРОПА, СЕВ. АФРИКА, Ю-З АЗИЯ, ИНДИЯ,СЕВ. И ЮЖНОЙ АМЕРИКЕ

ШИРОКИЙ НОС, ЖЕСТКИЕ КУРЧАВЫЕ ВОЛОСЫ

АФРИКА, СЕВ. И ЮЖ. АМЕРИКА

Раса Цвет кожи Европеоидная Негроидная ГЛАЗА СВЕТЛАЯ Монголоидная ТЕМНАЯ СВЕТЛЫЕ Другие внешние признаки УЗКИЙ НОС, РУСЫЕ ВОЛОСЫ. Районы проживания ТЕМНЫЕ ЖЕЛТОВАТЫЙ ЕВРОПА, СЕВ. АФРИКА, Ю-З АЗИЯ, ИНДИЯ,СЕВ. И ЮЖНОЙ АМЕРИКЕ  ШИРОКИЙ НОС, ЖЕСТКИЕ КУРЧАВЫЕ ВОЛОСЫ УЗКИЙ РАЗРЕЗ ГЛАЗ АФРИКА, СЕВ. И ЮЖ. АМЕРИКА ВЫРАЖЕННЫЕ СКУЛЫ,ВОЛОСЫ ЧЕРНЫЕ ПРЯМЫЕ АЗИЯ

Раса

Цвет кожи

Европеоидная

Негроидная

ГЛАЗА

СВЕТЛАЯ

Монголоидная

ТЕМНАЯ

СВЕТЛЫЕ

Другие внешние признаки

УЗКИЙ НОС, РУСЫЕ ВОЛОСЫ.

Районы проживания

ТЕМНЫЕ

ЖЕЛТОВАТЫЙ

ЕВРОПА, СЕВ. АФРИКА, Ю-З АЗИЯ, ИНДИЯ,СЕВ. И ЮЖНОЙ АМЕРИКЕ

ШИРОКИЙ НОС, ЖЕСТКИЕ КУРЧАВЫЕ ВОЛОСЫ

УЗКИЙ РАЗРЕЗ ГЛАЗ

АФРИКА, СЕВ. И ЮЖ. АМЕРИКА

ВЫРАЖЕННЫЕ СКУЛЫ,ВОЛОСЫ ЧЕРНЫЕ ПРЯМЫЕ

АЗИЯ

ОТГАДАЙ РАСУ!

ОТГАДАЙ РАСУ!

Домашнее задание: Творческое задание: нарисовать литературных героев разных рас. Оценивание урока 1 ладошка 2 ладошки

Домашнее задание:

  • Творческое задание: нарисовать литературных героев разных рас.

Оценивание урока

1 ладошка

2 ладошки


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока по географии, презентация для урока

Автор: Колбина Татьяна Валентиновна

Дата: 13.10.2014

Номер свидетельства: 118732

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока географии, презентация для урока " Добро пожаловать во Вьетнам""
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekturokaghieoghrafiipriezientatsiiadliaurokadobropozhalovatvovietnam"
    ["file_id"] => string(6) "302932"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457352900"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока ОБЖ, презентация для урока"
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-obzh-priezientatsiia-dlia-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "303248"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457473670"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока математики, презентация для урока "Действия с многозначными числами", для 5 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_matiematiki_priezientatsiia_dlia_uroka_dieistviia_s_mnoghoznac_1"
    ["file_id"] => string(6) "352313"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1477426263"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока математики, презентация для урока "Действия с многозначными числами", 5 класс."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_matiematiki_priezientatsiia_dlia_uroka_dieistviia_s_mnoghoznachn"
    ["file_id"] => string(6) "352301"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1477424715"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока географии "Соседи Солнца" в 5 классе. "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-sosiedi-solntsa-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "165057"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422733417"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства