Тема: «Человечество – единый биологический вид»
Цели:
Сформировать представление о человечестве как о едином биологическом виде
Показать внешние признаки рас человека
Сформировать жизненную позицию о равенстве всех рас
Учебно-воспитательные цели:
Ведущие понятия: раса человека, европеоид, монголоид, негроид, антропология, антропогония.
Оборудование: учебник, атлас, физическая карта мира, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал: «Дневник путешественника».
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Ход урока
Организационный момент.
Подготовка класса к уроку, проверка готовности учебных принадлежностей.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мы начинаем с вами очередной урок географии. Но как вы уже, наверное, заметили, не совсем обычно. У нас на уроке присутствуют гости, давайте повернемся к ним и подарим им свои улыбки! И больше отвлекаться не будем. Я попрошу вас, начать наш урок с полной тишины. Сели ровно, красиво и посидим секундочку очень-очень тихо.(не дыша))Ребята, скажите, а что вы слышите? Слышите. Как быстро идет время, можно сказать, бежит и даже катиться. И, двигаясь по кругу, стрелки часов начали отсчитывать время нашего урока. Давайте будем очень внимательны, и не будем терять ни секунды драгоценного времени.
Изучение нового материала.
На экране (1 слайд) эпиграф к уроку, который после вступительного слова учитель зачитывает
Создал мир большим Творец:
семь морей в один конец,
И народов на пути не перечесть.
То, о чем мечтали в Йорке, -
проза будней на Майорке.
То, что в Лондоне позор,
в Рангуне – честь.
Р. Киплинг
Вопрос: как вы думаете, о чем пойдет речь на данном уроке? (о народах мира)
Вы правильно предположили. На уроке мы совершим путешествие во времени и попытаемся разгадать тайну происхождения людей на Земле. Совершим путешествие в пространстве и познакомимся с различными людьми, населяющими нашу планету. Познакомимся с человеческими расами. Во время путешествия мы будем вести дневник. На партах у вас лежат дневники путешественников, подпишите их.
И так мы начинаем наше таинственное путешествие в глубь веков. А помогут нам совершить путешествие во времени антропогония и антропология.
Все многообразие мифов о происхождении человека, названо антропогонией.
Вопросами, связанными с происхождением и развитием человека, занимается наука
антропология
Она собирает научные доказательства происхождения человека. (слайд 2)
Учитель: одним из ученых занимавшимся антропологией был английский натуралист и путешественник Чарльз Дарвин. (слайд 3). Он один из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков.
Так отделение ветви человеческих предков от предков обезьян произошло от 3 до 5 миллионов лет назад. И примерно 30 – 40 тысяч лет назад возник современный биологический вид – человек разумный (Homo Sapiens) в Африке и Юго-западной Азии.
Постепенно люди расселились по другим материкам земного шара (слайд 4). Первыми были заселены материки Евразия и Африка. Затем древние люди проникли в северную и Южную Америку и Австралию. Не был лишь заселен материк Антарктида. Люди жили в различных климатических условиях, что привело их к постепенным внешним изменениям.
Так возникли разные по внешним признакам группы людей – человеческие расы. (найти определение термина «раса» в учебнике и зачитать его). (слайд5)
Человеческие расы – это группы людей, объединенных на основании общности происхождения и некоторых внешних наследственных признаков (цвет кожи и волос, форма головы, строение лица и др.) . (запишите в тетрадях новое понятие)
Все эти различия появились очень давно, когда на земле было мало людей. Цвет кожи и другие внешние признаки, которыми одна группа людей отличается от другой называют расовыми признаками. Они передаются из поколения в поколение, о родителей к их детям.
Итак, наступило время сделать первую запись в наших дневниках. Выполним первое задание и впишем пропущенные термины
(Учащиеся под руководством учителя заполняют пропуски задания №1 в Дневнике путешественника. Проверяют выполненную работу).
Физкультминутка
Упражнение для снятие общего утомления.
А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять,
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
Рассказ учителя: (слайд 6).
Древние люди пытались как-то объяснить историю своего появления на Земле. Так сложились мифы о происхождении людей от животных, о сотворении людей богами или фантастическими героями.
«Североамериканские индейцы, увидев бледнолицых (так они называли европейцев) и завезенных ими в Новый Свет из Африки темнокожих рабов, объяснили причину их появления так. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы.
В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черны, как головёшки. Так возникли негры.
А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились бледно-розового цвета. Так появились европейцы»
Вопрос: Ребята, доказывает ли этот миф общее происхождение людей? (ответы детей о том, что все люди изначально были одинаковыми и были сделаны из одного материала - глины). Учащиеся соглашаются с тем, что все люди на Земле имеют общее происхождение, и поэтому человечество – это единый биологический вид.
Учитель:
Для того, чтобы доказать, что человечество единый биологический вид, каждая группа рассмотрит особенности каждой расы.
Сейчас мы с вами рассмотрим, какие расы выделяют на нашей планете. (слайд7 ):
Всех людей делят на 3 большие расы
Монголоидную;
Европеоидную;
Негроидную
(предлагаем учащимся собрать таблицу, найти с помощью учебника особенности каждой расы)
(Учащиеся под руководством учителя проверяют работу с помощью презентации и записывают в таблицу «Расы Земли» задания №2 в Дневнике путешественника)
(слайд 9,10,11)
Учитель:
А теперь, ребята, познакомимся с народами. Определите расу, опираясь на свои записи. (детям раздаются карточки с народами, которые надо распределить по расам)
(на доске учитель вывешивает расы, к которым нужно отнести все народы. Учитель называет расу и учащийся из группы вывешивает картинки к расе и все группы проверяют.
Учитель:
Как вы объясните, что представители разных рас имеют существенные различия во внешнем облике? Что же способствовало формированию рас?
Как вы объясните темный цвет кожи и другие характерные признаки негроидов?
Учащиеся отвечают, что темный цвет кожи, курчавые волосы помогают представителям этих рас справиться с жарким климатом.
Учитель: Назовите способы защиты светлокожих людей от прямых солнечных лучей?
Учащиеся называют головной убор, одежда светлых тонов, желательно из хлопка, солнцезащитные очки.
Учитель: Ребята, посмотрите еще раз внимательно на экран компьютера и подумайте представители какой расы реже всего болеют конъюнктивитом – воспалением глаз. Объясните, почему?
Учащиеся без труда называют представителей монголоидной расы, так как представители этой расы имеют узкий разрез глаз, что защищает от попадания пыли.
У монголоидов, формировавшихся в степях и полупустынях Центральной Азии с сухим климатом, сильными ветрами и пыльными бурям.
Учитель: Как людям европеоидной расы защитить глаза при сильном ветре с пылью?
Учащиеся называют: очки, носовой платок, при попадании пыли в глаза, промыть проточной водой.
Назови расы, для которых характерны данные признаки:
1.Светлая кожа, светлые глаза, узкий нос, места расселения: Европа, Северная Америка, Африка, Юго-Западная Азия – Европеоидная.
2. Желтоватый цвет кожи, прямые черные волосы, узкий разрез глаз, выступающие скулы, места расселения: Азия, Америка – Монголоидная
3. Темная кожа, темные глаза, жесткие курчавыеволосы, широкий нос, толстые губы, места расселения: Африка, Америка - Негроидная
Закрепление
Ребята, теперь я вам предлагаю посмотреть на фотографии людей, и назвать к какой расе они относятся (слайд 12).
Проверь себя
Определите, какой расе Земли соответствуют перечисленные ниже признаки.
Светлая или смуглая кожа.
Населяют Африку, Северную и Южную Америку.
Населяют степные и полупустынные районы Азии.
Черные курчавые волосы.
Волосы волнистые, прямые, разных оттенков.
Узкий разрез глаз, выраженные скулы.
Толстые губы и широкий нос.
Волосы черные прямые.
Населяют Евразию, Северную Америку, Юго-Западную Азию, Индию.
а) европеоидная
б) монголоидная
в) негроидная
№ | Ответ |
1. | а |
2. | в |
3. | б |
4. | в |
5. | а |
6. | б |
7. | в |
8. | б |
9. | б |
| |
Вывод: современное человечество представляет собой единый биологический вид, расы которого объединены одинаковым уровнем физического и психического развития.
VIII. Рефлексия.
Что нового узнал? | |
Что не понял? | |
О чём бы ещё хотел узнать? | |
Домашнее задание (слайд 13):
Творческое задание: изобразите литературных героев, которые относятся к разным расам.
А теперь оцените нашу деятельность на уроке: если вам не совсем понравилась тема урока и то, чем мы занимались – поднимите одну ладошку, а если вам понравился наш урок и как мы работали – поднимите две ладошки.