Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Корниловская Средняя Общеобразовательная школа»
Методическая разработка урока географии
Тема урока
«Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны»
(8 класс)
Автор: учитель географии 1 кв. категории
Попова Светлана Александровна
п. Двинской 2014-2015 уч. год
Проект урока
21.11 14 год
Учитель: Попова С.А.
Предмет: география (физическая география России)
Класс: 8 «б» (компенсирующий)
Тема: Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.
Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ
Оборудование: учебник, наглядный материал для заданий, карта климатических поясов, компьютер, проектор, презентация к уроку.
Цель: Формирование понятия атмосферного фронта, циклона и антициклона
Задачи:
№ | Задачи | Для учителя | Для учеников |
1. | Общеобразовательные | Создать спокойную, доброжелательную обстановку (снять волнение, напряжение). Добиться самостоятельной постановки задач на уроке учениками. Дать представление об атмосферном фронте, его видах, причинах, следствии. Дать представление о циклональной и антициклональной деятельности в России. | Выявить специфику (особенности) образования теплого и холодного фронтов. Выявить причины разнообразных климатических условий России, благодаря определенной деятельности циклонов и антициклонов. |
2. | Развивающие | Создать условия для совершенствования учащимися навыков работы с различными источниками информации, применение полученных данных в новой ситуации, подключение каждого к обсуждению и достижению цели урока | Продолжить работу с различными источниками информации (учебник, литературные произведения, карта, презентация) Развивать умения выделять главное, сравнивать, делать умозаключения (выводы). |
3. | Воспитательные | Создать условия для нравственного воспитания (чувство патриотизма, гордость за свою Родину) Воспитывать коммуникативную культуру. | Воспитание экологической культуры (бережное отношение и понимание природы родного края) Развивать в себе умение выслушать выступающего ученика. |
Методы организации обучения:
Наглядные (работа с картой, рисунками, видео)
Проблемный (разрешение проблемного вопроса путем рассуждения от простого к сложному: почему летом после грозы наступает похолодание, почему облачность летом к прохладе, а зимой к оттепели)
Частично-поисковый (самостоятельная постановка задач)
Индуктивный (развитие умений общаться, отвечать на поставленные вопросы, с высказыванием своей точки зрения)
Дедуктивный (анализ пройденного материала и обобщение с новым изученным)
Принципы обучения:
Научность (применение понятийного аппарата)
Системность и последовательность (методически обоснованный переход от одной темы к другой, их взаимосвязь и взаимозависимость, а так же использование межпредметного восприятия нового материала (литература, экология))
Природосообразность (объяснение циклональной и антициклональной деятельности на примере погодных данных поселка Двинской, экологической ситуации в г.Коряжма)
Формы контроля:
Фронтальный опрос (при проверке д/з, используя ИКТ, при закреплении нового материала)
Индивидуальный опрос (при работе у доски: характеристика типов климата)
Самоконтроль (при проверке д/з)
Формы обучения:
Предполагаемый результат: понимание роли и места изучаемой темы в курсе физической географии России, умение характеризовать состояние погодных условий, применять полученные знания об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах.
Ход урока
№ | Структурные элементы | Время | Учебный материал | Дидактические задания | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. | Организационный момент | 0,5 минуты | | | Приветствуют друг друга | Приветствуют друг друга |
| Проверка усвоения материала по теме «Климатические пояса» | 5 мин. | | | Спрашивает понятия Поясняет задание Поясняет задание | Дают определения, проверяют себя, ставя соответствующий знак +/- Распределяет карточки на доске Определяют тип климата, поясняют почему. |
2. | Мотивация и целеполагание | 2 мин. | Народные приметы: прошла гроза – жди похолодания | | Направляет детей на формирование цели и задач урока | Формулируют цель и задачи урока |
3. | Новый материал | 25 минут | Работа с учебником, наглядные пособия, настенная таблица. Работа с презентацией слайды 2 - 6 | | Выделение главных особенностей теплого и холодного фронта, циклональной и антициклональной деятельности, закономерностей, постановка проблемных вопросов. | Поиск решений, ответы на поставленные??? Составление краткого конспекта по теплому и холодному фронтам, оформление рисунков циклона и анти циклона. |
4. | Закрепление | 6 минут | | | Наблюдение, помощь | Ответы учеников и пояснения. |
5. | Подведение итогов | 1,5 мин. | | Рефлексия. | Оценивание работы учащихся, задание домой. Пояснение: оценить свое отношение к работе на уроке с помощью магнитов | Запись д/з Оставляют на доске магниты у солнышка, если работа была продуктивной, у облака – если работа не понравилась. |
Используемая литература:
Учебник географии 8 кл. автор Баринова «Природа России»
Стихи Пушкина, Тютчева, Некрасова, Маршака, сайт Стихи.ру
Добрый день, ребята! Продолжаем нашу работу по теме «Климат России» и попутно готовимся к к.р. 1.Проверка усвоения материала. Несколько фронтальных вопросов классу:
- В каких климатических поясах лежит Россия?
- Как меняются температуры зимой?
- Как меняются температуры летом?
- Какой пояс самый большой?
Т.к. умеренный пояс самый большой и с севера на юг, и с запада на восток, значит, климат этого пояса будет в разных частях страны отличаться.
Ученик работает у доски, распределяя карточки с Т (зимней), количеством осадков, типами климата.
Итоговая работа ученика выглядит так:
Пока ученик работает у доски, остальные отрабатывают понятийный материал, расположенный на доске.
В основе работы лежит принцип самопроверки и самооценки: ответил на вопрос верно – ставишь себе в тетрадку «+», не знаешь ответа «-». В итоге ученик наглядно видит набор плюсов и минусов, делая вывод, над чем еще необходимо поработать.
Закрепление продолжается с использованием презентации, где ученики выступают в роли метеорологов, попутно оценивая себя.
Слайд 1 (листается щелчком мыши)
2. Мотивация и целеполагание.
Ребята, знаете ли вы народные приметы? «Прошла гроза – жди похолодания», «Дым из трубы столбом вверх - к хорошей погоде», а можете ли вы дать объяснение этим приметам? Давайте попробуем поставить цель и задачи нашего урока.
Ребята высказывают предположения, учитель координирует и направляет их.
3. Новый материал.
Записывают в тетради число, тему урока (слайд 2)
Учитель вводит понятие ВОЗДУШНАЯ МАССА, какие бывают виды воздушных масс (слайд 3)
Если ВМ с разными свойствами сталкиваются, то образуется АТМОСФЕРНЫЙ ФРОНТ.
Записывают определение атмосферного фронта в тетради (слайд 4)
Атмосферные фронты, в зависимости от того, какая воздушная масса активнее, могут быть теплыми и холодными. (слайд 4)
Самостоятельная работа детей с учебником, поиск информации об особенностях теплого и холодного фронта.
Картинка с теплым фронтом – это гиперссылка на видео (слайд 5)
Картинка с холодным фронтом – это гиперссылка на видео (слайд 6)
Затем ученики дают характеристику теплого и холодного фронтов, учитель, направляя, выводит эту информацию на слайд. Дети делают краткие записи.
Слайд 5 Слайд 6
Первичное закрепление понятий ТЕПЛОГО и ХОЛОДНОГО фронтов в виде динамической паузы.
Закрываются слайды и записи в тетради.
Учитель читает высказывания, ученики определяют о каком фронте идет речь, при этом 1 вариант встает, если речь идет о теплом фронте, 2 вариант – если речь идет о холодном фронте, например:
- изменение погоды наступает быстро (2 вар)
- осадки имеют ливневый характер (2 вар)
- теплый воздух надвигается на холодный (1 вар) и т.д.
Очень часто прогноз погоды передает: «На Европейскую часть России надвигается обширный антициклон или над Архангельской областью наблюдается активная циклональная деятельность». Так что же такое циклон и антициклон???
Ребята находят разницу в этих явлениях и совместно с учителем составляют схему ЦИКЛОНА, а затем АНТИЦИКЛОНА, отвечая на главный вопрос: какая погода будет при циклоне летом и зимой, какая погода будет при антициклоне летом и зимой и ПОЧЕМУ???
Можно воспользоваться для первичного закрепления понятий циклона и антициклона на (слайде 7)
4. Закрепление изученного материала (с использованием литературных произведений)
Учащиеся указывают автора и название стихотворения, а так же о каком явлении идет речь (теплый, холодный фронт, циклон, антициклон) и какие слова в стихотворении являются определяющими.
1.Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры… (Пушкин «Зимнее утро», Антициклон)
2. Грянул гром нежданно, наобум -
Яростный удар и гул протяжный.
А потом пронёсся лёгкий шум,
Торопливый, радостный и влажный. (Маршак «Грянул гром нежданно, наобум», Холодный фронт)
3.Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела. (Пушкин «Зимнее утро», Циклон)
4.Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя. (Пушкин «Зимний вечер», Циклон)
5.Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз. (Некрасов «Крестьянские дети» Антициклон)
6.Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые, (холодный фронт)
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит. (Тютчев «Весенняя гроза», теплый фронт)
7.Видишь, дождик моросит,
Ты в обновке не форси! (теплый фронт)
8. Опять взвихрились над землей …, (циклоны)
На улице – декабрьские дожди. (теплый фронт)
Сменился климат, спутаны все зоны –
Который год подряд зимы не жди. (стихи.ру)
5. Рефлексия
Запись домашнего задания, подготовиться
к проверочной работе.
Уходя с урока, ученики прикрепляют магниты
на доску к оставшейся после урока схеме
«циклоны и антициклоны» к тучке,
если на уроке было скучно, неинтересно,
к солнышку – если урок был интересен и
продуктивен.
Слайды презентации
Слайд 2 Слайд 3
Слайд 4 Слайд 5
Слайд 6 Слайд 7