kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по географии в 8 классе "Сезонная циркуляция атмосферы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сезонная циркуляция атмосферы. Ветры                                                 

Тип урока: комбинированный

ТДЦ  урока:

обучить- организовать деятельность учащихся по изучению основных признаков и особенностей размещения атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов. Познакомить учащихся с ветрами, дующими на территории Казахстана.

развить - развивать умения систематизировать, анализировать, сравнивать, делать выводы; способствовать формированию коммуникативной и информационной компетентностей учащихся

Воспитать - воспитывать интерес к предмету. 

Оборудование: атласы, Физическая карта РК, климатическая карта и синоптическая карта РК

Литература: учебник 8 класса, рабочая тетрадь

Метод обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, эвристическая беседа

Форма организации: фронтальная, индивидуальная (инклюзивная) (карточки)

Оборудование: климатическая карта Казахстана, физическая карта Казахстана, атлас, учебник

Приемы критического мышления: рефлексия, размышление

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии в 8 классе "Сезонная циркуляция атмосферы"»

Предмет: география класс: 8

Тема урока: Сезонная циркуляция атмосферы.

Цель урока: В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны:знать климатообразующие факторы, о влиянии воздушных масс на климат Казахстана. Уметь работать с географической картой, сопоставлять различные карты.Развивать навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе, логическое мышление, внимание, память.

Оборудование: комплексная карта Казахстана, атласы, презентация, видеофильм.

Тип урока: нестандартный.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой.

Деление класса на группы.

  1. Проверка домашнего задания.

Данино

1.Как называется многолетний режим погоды, характерный для определенной местности? (Климат)


2.Как называется сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней предметы? (Атмосферное давление)


3.Как называется движение воздуха в горизонтальном направлении? (Ветер)


4.В каких единицах измеряется атмосферное давление? (В миллибарах, в миллиметрах ртутного столба)


5.Где в Казахстане будет самое низкое давление, если учитывать рельеф местности? ( На пике Хан-Тенгри)


6.Где в Казахстане будет самое высокое давление? ( Впадина Карагие)


7.Как называется полоса высокого давления вдоль 50 градуса северной широты, в обе стороны от которой давление постепенно понижается? (Ось Воейкова)


8.Сколько дней в году может дуть ветер эби? (70 – 100 дней)


9.С какой скоростью может дуть курдайский ветер? (144 км/ч)


10.Из какой области атмосферного давления будет дуть ветер (Из области высокого давления в область низкого давления)


11.Как называется линия на карте, соединяющая линии с одинаковым давлением? ( Изобара)


12.Как называется горно-долинный ветер в долине реки Или? (Чилик)


13.В каком направлении ветер чилик дует ночью? (С юго-востока на северо-запад)


14.Кто впервые описал ветер эби? (Ш. Уалиханов)


15.Как можно использовать постоянные ветры Казахстана? (В ветродвигателях и для выработки электроэнергии)


16.Какая связь между температурой воздуха и давлением? (Чем выше температура воздуха, тем ниже давление)


17.Как называется величина, характеризующая отражательную способность какого-либо тела или поверхности? (Альбедо)


18.Чему равна протяженность Казахстана с запада на восток? (3000 км)


19.Какая платформа относится к числу молодых платформ? (Туранская)


20.Когда Казахстан объявлен независимым государством? (16 декабря 1991 году)


Из предложенных найти признаки циклона, антициклона, атмосферного фронта.

  1. Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре. (антициклон)

  2. Атмосферный вихрь с низким давлением в центре. (циклон)

  3. Приносит пасмурную погоду. (циклон)

  4. Устойчив и малоподвижен. (антициклон)

  5. Устанавливается над Восточной Сибирью. (антициклон)

  6. Зона столкновения теплых и холодных воздушных масс. (атмосферный фронт)

  7. Восходящие потоки воздуха в центре. ()

  8. Нисходящее движение воздуха в центре.

  9. Движение от центра к периферии.

  10. Движение против часовой стрелки к центру.

11. Они бываю теплые и холодные. (атмосферный фронт)

  1. Целеполагание.

- Так как территория Казахстана равноудалена от всех четырех океанов, следовательно, над территорией формируются как планетарная циркуляция атмосферы, так и зональная. Поэтому у нас имеются контрасты, связанные с климатическими особенностями.

Тема нашего урока «Сезонная циркуляция атмосферы».

- Сформулируйте цель урока.

  1. Объяснение новой темы.

- Какие ассоциации вызывает у вас понятие циркуляция атмосфера?

- Что такое воздушная масса?

- Какие типы воздушных масс действуют на территории Евразии?

- Какие из них оказывают влияние на климат Казахстана?


Почему погода может резко измениться в течение одного дня? Как можно предсказать погоду, если вы увидели на небе перистые облака?. Атмосферные фронты.

На климат РК влияют воздушные массы –Арктические ВМ из Северного Ледовитого океана приносят сухой .холодный воздух. Весной выпадает снег ,весенние заморозки, осенью земля промерзает. Умеренные ВМ- медленно двигаются с Атлантического океана .теряют силу .принося на запад осадки, повышение температуры зимой и понижение ее летом. Тропические ВМ- формируются над Средней Азией и Ираном .влияют на юг. .темперпература повышается ,приводит к засухам.

Воздушные массы находятся постоянно в движении их свойства изменяются .Между различными ВМ находятся контактные зоны разной ..Атмосферный фронт – это полоса, разделяющая разные по своим свойствам воздушные массы.

- Чем различаются по своим свойствам воздушные массы?)Ширина фронтов достигает несколько десятков километров. На фронтах всегда происходит смена температуры, облачности, давления воздуха – смена погоды. В тех случаях, когда соприкасаются близкие по своим свойствам воздушные массы, атмосферный фронт не возникает и значительного изменения погоды не происходит.

Виды атмосферных фронтов: Арктический – отделяет арктический воздух от умеренной воздушной массы. Полярный – отделяет умеренный воздух от тропического .Тропический – отделяет тропический воздух от экваториального. Фронты= теплый и холодный Если теплый воздух оттесняет холодный . то температура повышается ,-это теплые фронта. Если холодный воздух оттесняет теплый, погода становится холодной –это холодные фронта..


Прослушивание аудиозаписи (электронный учебник)

Задание 1 группе: 1) прочитать текст, обсудить в группе; 2) охарактеризовать влияние арктических воздушных масс на климат Казахстана.


Задание 2 группе: 1) прочитать текст, обсудить в группе; охарактеризовать влияние умеренных воздушных масс на климат Казахстана.


Задание 3 группе: 1) прочитать текст, обсудить в группе; 2) охарактеризовать влияние тропических воздушных масс на климат Казахстана.


Задание 4 группе: 1) прочитать текст, обсудить в группе; 2) составить 6 вопросов (каждой группе по 2 вопроса) по теме.


Каждая группа выступает с ответами. 4-ая группа задает вопросы. Обсуждение ответов.

Взаимооценивание.

  1. Закрепление.

1. Назовите типы воздушных масс проходящих над территорией Казахстана?

2. В какой части умеренного пояса находится Казахстан?

3. Какие океаны оказывают влияние на климат Казахстана?

4. Какая атмосферная циркуляция называется планетарной и как она влияет на территорию Казахстана?

5. Кроме планетарной атмосферной циркуляции на территории Казахстана имеется зональная, объясните ее особенности.

6. Какие особенности атмосферной циркуляции можно выделить на территории Казахстана?


Выполнить тестовые задания (работа в группах):

Ответ: 1с ,2с ,3в ,4е ,5в ,6с ,7в ,8с ,9а ,10 а ,11в




1. Тип климата Казахстана:

A) Морской умеренный.

B) Умеренно-континентальный.

+C) Резко-континентальный.

D) Арктический.

E) Континентальный.

2. В каком климатическом поясе расположен Казахстан?

A) Арктическом.

B) Субарктическом.

+C) Умеренном.

D) Тропическом.

E) Субтропическом.

3. Сколько процентов солнечной радиации, поступающей на Землю, отражается в атмосфере?

A) 10 %.

+B) 20 %.

C) 30 %.

D) 40 %.

E) 50 %.

4. Какие типы воздушных масс влияют на формирование климата Казахстана?

A) Арктические.

B) Арктические, умеренные.

C) Умеренные.

D) Умеренные, тропические.

+E) Арктические, умеренные, тропические.

5. Какие океаны оказывают влияние на формирование климата Казахстана?

A) Северный Ледовитый, Тихий.

+B) Северный Ледовитый, Атлантический.

C) Атлантический, Тихий.

D) Атлантический, Индийский.

E) Тихий, Индийский.

6. Воздушные массы, формирующие сухую ясную погоду: зимой - морозную, а летом - жаркую:

А) Морские умеренные.

B) Тропические.

+C) Арктические.

D) Умеренные.

E) Экваториальные.

7. Воздушные массы, приходящие с запада, с Атлантического океана:

A) Атлантические.

+B) Морские умеренные.

C) Арктические.

D) Тропические.

E) Умеренные.

8. Воздушные массы, проникающие в Казахстан летом с территории Средней Азии и Ирана:

A) Морские умеренные.

B) Умеренные.

+C) Тропические.

D) Арктические.

E) Экваториальные.

9. Основная причина разнообразия давления:

+A) В неравномерном распределении солнечного тепла на поверхности Земли.

B) Разнообразие рельефа.

C) Циркуляция атмосферы.

D) Конфигурация материка.

E) Подстилающая поверхность.

10. Воздушные массы, формирующиеся над Северным Ледовитым океаном, характеризуются низкими температурами и зимой и летом и потому малым содержанием влаги:

+A) Арктические.

B) Умеренные.

C) Морские умеренные.

D) Континентальные.

E) Морские.

11. Большие вихревые объемы воздуха с низким атмосферным давлением в центре:

A) Торнадо.

+B) Циклон.

C) Антициклон.

D) Смерч.

E) Ураган.

  1. Подведение итога урока.

  2. Выставление оценок.

  3. Домашнее задание. §21 читать, ответить на вопросы после параграфа.

  4. Рефлексия.

- Достигнута ли поставленная вами цель урока?

- Что нового вы узнали?

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

Если да – поднимите желтые карточки, если нет – красные.


Задание 1 группе:

1) прочитать текст (стр. 86-87), обсудить в группе; 2) охарактеризовать влияние арктических воздушных масс на климат Казахстана.

Задание 2 группе:

1) прочитать текст (стр. 86-87), обсудить в группе; охарактеризовать влияние умеренных воздушных масс на климат Казахстана.


Задание 3 группе:

1) прочитать текст (стр. 86-87), обсудить в группе; 2) охарактеризовать влияние тропических воздушных масс на климат Казахстана.


Задание 4 группе:

1) прочитать текст (стр. 86-87), обсудить в группе; 2) составить 6 вопросов (каждой группе по 2 вопроса) по теме.

Выполнить тестовые задания (работа в группах):

1. Тип климата Казахстана:

A) Морской умеренный.

B) Умеренно-континентальный.

C) Резко-континентальный.

D) Арктический.

E) Континентальный.


2. В каком климатическом поясе расположен Казахстан?

A) Арктическом.

B) Субарктическом.

C) Умеренном.

D) Тропическом.

E) Субтропическом.


3. Сколько процентов солнечной радиации, поступающей на Землю, отражается в атмосфере?

A) 10 %.

B) 20 %.

C) 30 %.

D) 40 %.

E) 50 %.


4. Какие типы воздушных масс влияют на формирование климата Казахстана?

A) Арктические.

B) Арктические, умеренные.

C) Умеренные.

D) Умеренные, тропические.

E) Арктические, умеренные, тропические.


5. Какие океаны оказывают влияние на формирование климата Казахстана?

A) Северный Ледовитый, Тихий.

B) Северный Ледовитый, Атлантический.

C) Атлантический, Тихий.

D) Атлантический, Индийский.

E) Тихий, Индийский.


6. Воздушные массы, формирующие сухую ясную погоду: зимой - морозную, а летом - жаркую:

А) Морские умеренные.

B) Тропические.

C) Сибирский антициклон.

D) Умеренные.

E) Экваториальные.


7. Воздушные массы, приходящие с запада, с Атлантического океана:

A) Атлантические.

B) Морские умеренные.

C) Арктические.

D) Тропические.

E) Умеренные.


8. Воздушные массы, проникающие в Казахстан летом с территории Средней Азии и Ирана:

A) Морские умеренные.

B) Умеренные.

C) Тропические.

D) Арктические.

E) Экваториальные.


9. Основная причина разнообразия давления:

A) В неравномерном распределении солнечного тепла на поверхности Земли.

B) Разнообразие рельефа.

C) Циркуляция атмосферы.

D) Конфигурация материка.

E) Подстилающая поверхность.


10. Воздушные массы, формирующиеся над Северным Ледовитым океаном, характеризуются низкими температурами и зимой и летом и потому малым содержанием влаги:

A) Арктические.

B) Умеренные.

C) Морские умеренные.

D) Континентальные.

E) Морские.


11. Большие вихревые объемы воздуха с низким атмосферным давлением в центре:

A) Торнадо.

B) Циклон.

C) Антициклон.

D) Смерч.

E) Ураган.


«Данино»

1.Как называется многолетний режим погоды, характерный для местности?

(Климат)

2.Как называется сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней предметы?

(Атмосферное давление)

3.Как называется движение воздуха в горизонтальном направлении?

(Ветер)

4.В каких единицах измеряется атмосферное давление?

(В миллибарах, в миллиметрах ртутного столба)

5.Где в Казахстане будет самое низкое давление, если учитывать рельеф местности?

( На пике Хан-Тенгри)

6.Где в Казахстане будет самое высокое давление?

( Впадина Карагие)

7.Как называется полоса высокого давления вдоль 50 градуса северной широты, в обе стороны от которой давление постепенно понижается?

(Ось Воейкова)

8.Сколько дней в году может дуть ветер эби?

(70 – 100 дней)

9.С какой скоростью может дуть курдайский ветер?

(144 км/ч)

10.Из какой области атмосферного давления будет дуть ветер

(Из области высокого давления в область

низкого давления)

11.Как называется линия на карте, соединяющая линии с одинаковым давлением?

( Изобара)

12.Как называется горно-долинный ветер в долине реки Или?

(Чилик)

13.В каком направлении ветер чилик дует ночью?

(С юго-востока на северо-запад)

14.Кто впервые описал ветер эби?

(Ш. Уалиханов)

15.Как можно использовать постоянные ветры Казахстана?

(В ветродвигателях и для выработки электроэнергии)

16.Какая связь между температурой воздуха и давлением?

(Чем выше температура воздуха, тем ниже давление)

17.Как называется величина, характеризующая отражательную способность какого-либо тела или поверхности?

(Альбедо)

18.Чему равна протяженность Казахстана с запада на восток?

(3000 км)

19.Какая платформа относится к числу молодых платформ?

Туранская

20.Когда Казахстан объявлен независимым государством?

(16 декабря 1991 году)


Из предложенных найти признаки циклона, антициклона, атмосферного фронта.

1.Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре

2.Атмосферный вихрь с низким давлением в центре.

3.Приносит пасмурную погоду.

4.Устойчив и малоподвижен.

5.Устанавливается над Восточной Сибирью.

6.Зона столкновения теплых и холодных воздушных масс.

7.Восходящие потоки воздуха в центре.

8.Нисходящее движение воздуха в центре.

9.Движение от центра к периферии.

10.Движение против часовой стрелки к центру.

11. Они бываю теплые и холодные.

Из предложенных найти признаки циклона, антициклона, атмосферного фронта.


1.Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре

2.Атмосферный вихрь с низким давлением в центре.

3.Приносит пасмурную погоду.

4.Устойчив и малоподвижен.

5.Устанавливается над Восточной Сибирью.

6.Зона столкновения теплых и холодных воздушных масс.

7.Восходящие потоки воздуха в центре.

8.Нисходящее движение воздуха в центре.

9.Движение от центра к периферии.

10.Движение против часовой стрелки к центру.

11. Они бываю теплые и холодные.


Из предложенных найти признаки циклона, антициклона, атмосферного фронта.

1.Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре

2.Атмосферный вихрь с низким давлением в центре.

3.Приносит пасмурную погоду.

4.Устойчив и малоподвижен.

5.Устанавливается над Восточной Сибирью.

6.Зона столкновения теплых и холодных воздушных масс.

7.Восходящие потоки воздуха в центре.

8.Нисходящее движение воздуха в центре.

9.Движение от центра к периферии.

10.Движение против часовой стрелки к центру.

11. Они бываю теплые и холодные.





Из предложенных найти признаки циклона, антициклона, атмосферного фронта.

1.Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре

2.Атмосферный вихрь с низким давлением в центре.

3.Приносит пасмурную погоду.

4.Устойчив и малоподвижен.

5.Устанавливается над Восточной Сибирью.

6.Зона столкновения теплых и холодных воздушных масс.

7.Восходящие потоки воздуха в центре.

8.Нисходящее движение воздуха в центре.

9.Движение от центра к периферии.

10.Движение против часовой стрелки к центру.

11. Они бываю теплые и холодные.


Из предложенных найти признаки циклона, антициклона, атмосферного фронта.

1.Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре

2.Атмосферный вихрь с низким давлением в центре.

3.Приносит пасмурную погоду.

4.Устойчив и малоподвижен.

5.Устанавливается над Восточной Сибирью.

6.Зона столкновения теплых и холодных воздушных масс.

7.Восходящие потоки воздуха в центре.

8.Нисходящее движение воздуха в центре.

9.Движение от центра к периферии.

10.Движение против часовой стрелки к центру.

11. Они бываю теплые и холодные.

=

Предмет: география класс: 8

Тема урока: Сезонная циркуляция атмосферы.

Цель урока: В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать климатообразующие факторы, о влиянии воздушных масс на климат Казахстана. Уметь работать с географической картой, сопоставлять различные карты.Развивать навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе, логическое мышление, внимание, память.

Оборудование: комплексная карта Казахстана, атласы, презентация, видеофильм.

Тип урока: нестандартный.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой.

Деление класса на группы.

  1. Проверка домашнего задания.

Данино

1.Как называется многолетний режим погоды, характерный для определенной местности? (Климат)


2.Как называется сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней предметы? (Атмосферное давление)


3.Как называется движение воздуха в горизонтальном направлении? (Ветер)


4.В каких единицах измеряется атмосферное давление? (В миллибарах, в миллиметрах ртутного столба)


5.Где в Казахстане будет самое низкое давление, если учитывать рельеф местности? ( На пике Хан-Тенгри)


6.Где в Казахстане будет самое высокое давление? ( Впадина Карагие)


7.Как называется полоса высокого давления вдоль 50 градуса северной широты, в обе стороны от которой давление постепенно понижается? (Ось Воейкова)


8.Сколько дней в году может дуть ветер эби? (70 - 100 дней)


9.С какой скоростью может дуть курдайский ветер? (144 км/ч)


10.Из какой области атмосферного давления будет дуть ветер (Из области высокого давления в область низкого давления)


11.Как называется линия на карте, соединяющая линии с одинаковым давлением? ( Изобара)


12.Как называется горно-долинный ветер в долине реки Или? (Чилик)


13.В каком направлении ветер чилик дует ночью? (С юго-востока на северо-запад)


14.Кто впервые описал ветер эби? (Ш. Уалиханов)


15.Как можно использовать постоянные ветры Казахстана? (В ветродвигателях и для выработки электроэнергии)


16.Какая связь между температурой воздуха и давлением? (Чем выше температура воздуха, тем ниже давление)


17.Как называется величина, характеризующая отражательную способность какого-либо тела или поверхности? (Альбедо)


18.Чему равна протяженность Казахстана с запада на восток? (3000 км)


19.Какая платформа относится к числу молодых платформ? (Туранская)


20.Когда Казахстан объявлен независимым государством? (16 декабря 1991 году)


Из предложенных найти признаки циклона, антициклона, атмосферного фронта.

  1. Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре. (антициклон)

  2. Атмосферный вихрь с низким давлением в центре. (циклон)

  3. Приносит пасмурную погоду. (циклон)

  4. Устойчив и малоподвижен. (антициклон)

  5. Устанавливается над Восточной Сибирью. (антициклон)

  6. Зона столкновения теплых и холодных воздушных масс. (атмосферный фронт)

  7. Восходящие потоки воздуха в центре. ()

  8. Нисходящее движение воздуха в центре.

  9. Движение от центра к периферии.

  10. Движение против часовой стрелки к центру.

11. Они бываю теплые и холодные. (атмосферный фронт)

  1. Целеполагание.

- Так как территория Казахстана равноудалена от всех четырех океанов, следовательно, над территорией формируются как планетарная циркуляция атмосферы, так и зональная. Поэтому у нас имеются контрасты, связанные с климатическими особенностями.

Тема нашего урока «Сезонная циркуляция атмосферы».

- Сформулируйте цель урока.

  1. Объяснение новой темы.

- Какие ассоциации вызывает у вас понятие циркуляция атмосфера?

- Что такое воздушная масса?

- Какие типы воздушных масс действуют на территории Евразии?

- Какие из них оказывают влияние на климат Казахстана?


Почему погода может резко измениться в течение одного дня? Как можно предсказать погоду, если вы увидели на небе перистые облака?. Атмосферные фронты.

На климат РК влияют воздушные массы -Арктические ВМ из Северного Ледовитого океана приносят сухой .холодный воздух. Весной выпадает снег ,весенние заморозки, осенью земля промерзает. Умеренные ВМ- медленно двигаются с Атлантического океана .теряют силу .принося на запад осадки, повышение температуры зимой и понижение ее летом. Тропические ВМ- формируются над Средней Азией и Ираном .влияют на юг. .темперпература повышается ,приводит к засухам.

Воздушные массы находятся постоянно в движении их свойства изменяются .Между различными ВМ находятся контактные зоны разной ..Атмосферный фронт - это полоса, разделяющая разные по своим свойствам воздушные массы.

- Чем различаются по своим свойствам воздушные массы?)Ширина фронтов достигает несколько десятков километров. На фронтах всегда происходит смена температуры, облачности, давления воздуха - смена погоды. В тех случаях, когда соприкасаются близкие по своим свойствам воздушные массы, атмосферный фронт не возникает и значительного изменения погоды не происходит.

Виды атмосферных фронтов: Арктический - отделяет арктический воздух от умеренной воздушной массы. Полярный - отделяет умеренный воздух от тропического .Тропический - отделяет тропический воздух от экваториального. Фронты= теплый и холодный Если теплый воздух оттесняет холодный . то температура повышается ,-это теплые фронта. Если холодный воздух оттесняет теплый, погода становится холодной -это холодные фронта..


Прослушивание аудиозаписи (электронный учебник)

Задание 1 группе: 1) прочитать текст, обсудить в группе; 2) охарактеризовать влияние арктических воздушных масс на климат Казахстана.


Задание 2 группе: 1) прочитать текст, обсудить в группе; охарактеризовать влияние умеренных воздушных масс на климат Казахстана.


Задание 3 группе: 1) прочитать текст, обсудить в группе; 2) охарактеризовать влияние тропических воздушных масс на климат Казахстана.


Задание 4 группе: 1) прочитать текст, обсудить в группе; 2) составить 6 вопросов (каждой группе по 2 вопроса) по теме.


Каждая группа выступает с ответами. 4-ая группа задает вопросы. Обсуждение ответов.

Взаимооценивание.

  1. Закрепление.

1. Назовите типы воздушных масс проходящих над территорией Казахстана?

2. В какой части умеренного пояса находится Казахстан?

3. Какие океаны оказывают влияние на климат Казахстана?

4. Какая атмосферная циркуляция называется планетарной и как она влияет на территорию Казахстана?

5. Кроме планетарной атмосферной циркуляции на территории Казахстана имеется зональная, объясните ее особенности.

6. Какие особенности атмосферной циркуляции можно выделить на территории Казахстана?


Выполнить тестовые задания (работа в группах):

Ответ: 1с ,2с ,3в ,4е ,5в ,6с ,7в ,8с ,9а ,10 а ,11в


1. Тип климата Казахстана:

A) Морской умеренный.

B) Умеренно-континентальный.

+C) Резко-континентальный.

D) Арктический.

E) Континентальный.

2. В каком климатическом поясе расположен Казахстан?

A) Арктическом.

B) Субарктическом.

+C) Умеренном.

D) Тропическом.

E) Субтропическом.

3. Сколько процентов солнечной радиации, поступающей на Землю, отражается в атмосфере?

A) 10 %.

+B) 20 %.

C) 30 %.

D) 40 %.

E) 50 %.

4. Какие типы воздушных масс влияют на формирование климата Казахстана?

A) Арктические.

B) Арктические, умеренные.

C) Умеренные.

D) Умеренные, тропические.

+E) Арктические, умеренные, тропические.

5. Какие океаны оказывают влияние на формирование климата Казахстана?

A) Северный Ледовитый, Тихий.

+B) Северный Ледовитый, Атлантический.

C) Атлантический, Тихий.

D) Атлантический, Индийский.

E) Тихий, Индийский.

6. Воздушные массы, формирующие сухую ясную погоду: зимой - морозную, а летом - жаркую:

А) Морские умеренные.

B) Тропические.

+C) Арктические.

D) Умеренные.

E) Экваториальные.

7. Воздушные массы, приходящие с запада, с Атлантического океана:

A) Атлантические.

+B) Морские умеренные.

C) Арктические.

D) Тропические.

E) Умеренные.

8. Воздушные массы, проникающие в Казахстан летом с территории Средней Азии и Ирана:

A) Морские умеренные.

B) Умеренные.

+C) Тропические.

D) Арктические.

E) Экваториальные.

9. Основная причина разнообразия давления:

+A) В неравномерном распределении солнечного тепла на поверхности Земли.

B) Разнообразие рельефа.

C) Циркуляция атмосферы.

D) Конфигурация материка.

E) Подстилающая поверхность.

10. Воздушные массы, формирующиеся над Северным Ледовитым океаном, характеризуются низкими температурами и зимой и летом и потому малым содержанием влаги:

+A) Арктические.

B) Умеренные.

C) Морские умеренные.

D) Континентальные.

E) Морские.

11. Большие вихревые объемы воздуха с низким атмосферным давлением в центре:

A) Торнадо.

+B) Циклон.

C) Антициклон.

D) Смерч.

E) Ураган.



  1. Подведение итога урока.

  2. Выставление оценок.

  3. Домашнее задание. §21 читать, ответить на вопросы после параграфа.

  4. Рефлексия.

- Достигнута ли поставленная вами цель урока?

- Что нового вы узнали?

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

Если да - поднимите желтые карточки, если нет - красные. 

Задание 1 группе:


1) прочитать текст (стр. 86-87), обсудить в группе; 2) охарактеризовать влияние арктических воздушных масс на климат Казахстана. 

Задание 2 группе:


1) прочитать текст (стр. 86-87), обсудить в группе; охарактеризовать влияние умеренных воздушных масс на климат Казахстана. 

Задание 3 группе:


1) прочитать текст (стр. 86-87), обсудить в группе; 2) охарактеризовать влияние тропических воздушных масс на климат Казахстана. 

Задание 4 группе:


1) прочитать текст (стр. 86-87), обсудить в группе; 2) составить 6 вопросов (каждой группе по 2 вопроса) по теме.


Выполнить тестовые задания (работа в группах):

=

Физическая география Казахстана 8 класс

Тема урока: местная циркуляция атмосферы

Цель: научить методом анализа и сравнения устанавливать направление преобладающих ветров своей местности;

Задачи: учить объяснять атмосферные явления в разные сезоны года.

Развивать аналитические способности, логическое мышление, память, речь.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью в холодное время года

Оборудование: физическая карта Казахстана, климатическая карта Казахстана, атлас 8 класс, схема местных ветров Казахстана, календарь погоды за осенние за 1 год (декабрь 2012- ноябрь 2013), карточки с названием времён года, компьютер, интерактивная доска, список терминов и понятий по темам «Атмосфера», «Гидросфера», «Литосфера», «Биосфера».

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Дети разделены на 4 группы. На столах название команд «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»

Проверка готовности к уроку. (1 мин)

  1. Психологический настрой. (1 мин)

  2. Сообщение темы, цели и плана урока (2 мин)

(план урока вывешивается на доске или демонстрируется на экране интерактивной доски)

  1. Повторение ранее изученного материала

Учащимся предлагается на выбор 1 тема из 4.

На экране компьютерной доски (или на карточках) демонстрируются темы для повторения «Атмосфера», «Гидросфера», «Литосфера», «Биосфера». Методом голосования выбирается одна, затем объявляется правила игры «Вспомнить всё». Побеждает та команда, которая последней озвучит фразу по данной теме.

Игра «Вспомнить всё» - группы отвечают по очереди

Для стимулирования активности учащихся на экране демонстрируется список терминов и понятий по выбранной теме.

  1. Игра «Загадай – покажи» - работа в паре

Учащиеся работают парами. По 2 минуты они загадывают друг другу объекты на карте Казахстана (города, реки, озёра, равнины, горы). По сигналу учителя они меняются ролями. Сразу подсчитывают, кто показал правильно больше объектов, и оценивают работу друг друга. В ходе игры можно пропускать объекты, если не знаешь где они расположены. При этом задающий ученик сам должен их показать.

  1. Игра «Театр» - работа в группе (опережающее задание) – инсценировка «Циклон», «Антициклон», «Атмосферный фронт», «Торнадо» (6 мин)

Группы по очереди показывают сценки

Оценивается работа коллективно.

  1. Новая тема (5 мин)

Сообщение учащихся (опережающее задание)

Учащиеся выступают с информацией о наиболее устойчивых местных ветрах Казахстана.

  • Эби

  • Сайкан

  • Арыстанды-Карабасский

  • Чиликский

  • Курдайский

  • Мугалжарский

(параллельно идёт работа с картой Казахстана, атласом и контурной картой – нанесение на контурную карту направлений данных ветров. Подписывание названия ветра и его скорости)

  1. Закрепление нового материала – работа в группах (15 мин) (каждая группа вычерчивает розы ветров по месяцам своего сезона)

  • Работа с календарём погоды. Вычерчивание роз ветров (5 мин)

  • Анализ роз ветров, составление вывода (2 мин)

  • Выступление групп (4 мин)

  • Оформление общего вывода в тетради (2 мин)

  1. Подведение итога урока (1 мин)

Как влияет циркуляция атмосферы на жизнедеятельность человека? Какие стихийные бедствия связаны с циркуляцией атмосферы.

  1. Оценивание. Учащиеся выполняют взаимооценку работы групп. Индивидуальные оценки выставляются также методом взаимного оценивания в оценочном листе внутри группы.

  2. Домашнее задание § 22



Приложение 1.



План урока

  1. Игра «Вспомнить всё» - работа в группах (5 мин)

  2. Игра «Загадай – покажи» - работа в паре (4 мин)

  3. Игра «Театр» - работа в группе (опережающее задание) – инсценировка «Циклон», «Антициклон», «Атмосферный фронт» (6 мин)

  4. Новая тема (5 мин)

  • Сообщение учащихся (опережающее задание)

  • Работа с картами

  1. Закрепление нового материала – работа в группах (15 мин)

  • Работа с календарём погоды. Вычерчивание роз ветров (5 мин)

  • Анализ роз ветров, составление вывода (2 мин)

  • Выступление групп (4 мин)

  • Оформление общего вывода в тетради (2 мин)

  1. Подведение итога урока (1 мин)

=



Тема урока:

Циркуляция атмосферы. Воздушные массы.

Общие цели:

Формирование знаний о движении воздушных масс по территории Казахстана. Углублении знаний о свойствах арктических, умеренных, полярных и тропических воздушных масс

Результаты обучения:

Уч-ся знают движении и свойства воздушных масс.

Оборудование: таблицы, схема

Этапы урока

Время

Задание 1

А

 3 мин



5 мин

Ключевые термины:

1.Солнечная радиация – излучение солнца тепла и света.

2.Прямая радиация – 80% радиации достигающей земную поверхность.

3.Рассеянная радиация – водяными парами, кристаллами льда, частица пыли, облаками в атмосфере.

4.Поглащающая радиация – поглощает земную поверхность

5.Отражающая радиация - отражает поверхность земли.

Этапы урока


Время

Задание 2.

В


15 мин



1. Дать характеристику атмосферной циркуляции


Планетарная Зональная

Усиление потока континентальность

океанических воздушных климата ослабевает

масс с запада на восток


Вывод: Атмосферная циркуляция над территорией Казахстана – часть общей циркуляции атмосферы

Этапы урока

Время

Задание 3


С

15 мин

2.Заполнить таблицу.

Воздушные массы

Район формирования

Свойства вм

Период господства на терр. Каз-на

Влияние на климат

t

влаж-

ность

Арктические






Умеренные






Тропические







Вывод: на климат территории Казахстана в основном влияют все воздушные массы.

Этап

Рефлексия

Время

5 мин


- какова роль циркуляции атмосферы в формировании климата Каз-на.


Домашнее задание


Стр 85-87 № 21

§21. Циркуляция атмосферы. Воздушные массы


Атмосфера всегда находится в движении. В ее нижней части - тропосфере - возникают обширные воздушные течения, переносящие воздух из одних широт в другие, с океанов на материки и с материков на океаны. Каждое воз­душное течение обладает особыми свойствами, которые оно приобретает в районе, где формируется. Температура, влаж­ность и прозрачность воздуха характеризуют его свойства. Составляющая воздушные потоки масса, попадая в движе­ние, еще долгое время сохраняет свои свойства. Поэтому она определяет погоду территории, над которой находится.

Циркуляция атмосферы над территорией Казахстана происходит пол влиянием планетарной циркуляции. Напри* меР. усиление зональной циркуляции воздуха в Северном



полушарии приводит к усилению потока океанических воз­душных масс с запада на восток, и за 2-2,5 суток они без существенных изменений достигают Казахстана. Во время зональной циркуляции, несмотря на расположение страны в центре Евразии, континентальность климата ослабевает. Таким образом, атмосферная циркуляция над территори­ей Казахстана - часть общей циркуляции атмосферы. Эго вы уже изучали в курсе географии 7 класса.

1.             Что такое воздушная масса?

2.             Какие типы воздушных масс действуют на территории Евразии?

3.             Какие из них оказывают воздействие на климат Казахстана?

Воздушные массы. На климат территории Казахстана в основном влияют воздушные массы арктических, умерен­ных и тропических широт. Все типы воздушных масс делят­ся наконтинентальные (сформировавшиеся над сушей) и морские (образовавшиеся над незамерзающей поверхностью океана).

Казахстан расположен на значительном расстоянии от океанов. Воздушные массы, формирующиеся над Тихим и Индийским океанами, на его территорию не поступают, по­тому что в умеренных широтах господствуют западные вет­ры. Кроме того, с юга воздушным массам с Индийского оке­ана преграждают путь высокие горные хребты Памира и Тянь-Шаня. Поэтому на климат Казахстана оказывают вли­яние только Атлантический и Северный Ледовитый океа­ны и их моря. Отсутствие горных преград дает возможность воздушным массам свободно перемещаться как с севера на юг, так и с запада на восток.

Арктические воздушные массы формируются в Арктике над Северным Ледовитым океаном и его побережьем. Арк­тический воздух характеризуется низкими температурами и зимой, и летом. Воздух очень прозрачный и сухой. С его вторжением с севера на территории Казахстана (в основ­ном зимой) устанавливается антициклональная погода, которая образуется под воздействием антициклонов, т. е. больших объемов воздуха высокого давления. Они форми­руют сухую ясную погоду: зимой - морозную, а летом - жаркую. Арктические континентальные воздушные массы часто проникают на юг республики в межсезонье, с ними

связаны весенние и осенние заморозки. Продвигаясь летом на юг, арктический воздух быстро прогревается и приобре­тает свойства континентального умеренного воздуха. Изме­нение свойств воздушной массы при перемещении из одно­го района в другой, приводящее к изменению ее географи­ческого типа, называется трансформацией. Зимой эти воз­душные массы приносят сильные морозы, летом - похоло­дание.

Воздушные массы умеренных широт формируются в средних широтах материка. Казахстан полностью располо­жен в южной части умеренного климатического пояса, по­этому здесь преобладает воздух умеренных широт. Прихо­дящие с запада, с Атлантического океана, воздушные мас­сы называются морскими умеренными. Пройдя огромные расстояния, они теряют много влаги и попадают в Казах­стан уже значительно иссушенными. Тем не менее, они при­носят основную часть осадков, выпадающих в стране.

Находящаяся в приземном слое атмосферы влага по до­роге теряется, и на равнины выпадает мало дождей. Влага, содержащаяся в верхних слоях, в большом количестве вы­падает на западные, северо-западные склоны горных хреб­тов. Эти воздушные массы зимой смягчают морозы, а летом умеряют жару. Если массы умеренного воздуха формиру­ются над материком Евразия, в частности над Казахстаном, то они называются континентальными умеренными воз­душными массами.

Тропические воздушные массы, которые приходят в Ка­захстан летом с территории Центральной Азии и Ирана, называют также иранскими. Они проникают в крайние юж­ные районы Казахстана и достигают широты, соединяющей северные побережья Аральского моря и озера Валкаш, т. е. охватывают территории Кызылордннской, Южно-Казах­станской, Жамбылской и Алматинской областей.

1. Какова роль атмосферной циркуляции в формировании климата

Казахстана?

2.      Какие типы воздушных масс влияют на климат Казахстана? Какую погоду они формируют?

3.              С чем связаны свойства воздушных масс?

4.      Влияние каких воздушных масс на климат сильнее ошушяется в вашей местности?



II. Что такое атмосферное давление? 2. Объясните основную причину различного распределения давления.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по географии в 8 классе "Сезонная циркуляция атмосферы"

Автор: Мальтиева Кмбат Бисенгалиевна

Дата: 06.04.2017

Номер свидетельства: 407033


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства