Развивающая – развивать умение выявлять причины особенностей природы, выбирать карты для характеристики рельефа и строения земной коры материка, сопоставлять их, работать с разными источниками знаний – учебником, картами атласа.
Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать самостоятельно.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Организационный момент
– Сегодня на уроке нам откроет свои тайны ещё один океан – Атлантический. Прежде чем отправиться в путешествие по этому океану, вы должны хорошо усвоить знания о ранее изученных океанах – Тихом и Индийском. Проверку ваших знаний проведем в виде цифрового диктанта (выполняется на листочках).
Проверка домашнего задания
Цифровой диктант по теме: «Тихий и Индийский океаны»
Прослушав утверждение, определите, о каком океане идет речь. Если речь идет о Тихом океане, запишите цифру «1», если об Индийском – цифру «2».
Тихий океан - 1
Индийский океан - 2
1) Третий океан на Земле по величине.
2) Название океану дал Ф. Магеллан.
3) В этом океане расположен Марианский желоб.
4)Северной частью океан омывает материк Евразия.
5) Одно из морей океана имеет самую высокую соленость в мире.
6) Этот океан соединен с Северным Ледовитым океаном Беринговым проливом.
7) Богатейшее месторождение нефти на шельфе Персидского залива.
8) Самый теплый океан по температуре поверхностных вод.
9) На западе океан омывает Евразию, на востоке – Америку.
10) В северной части океана – мощное Муссонное течение.
11) Этот океан занимает почти 1/3 земной поверхности.
12) Западной частью омывает Африку
Учащиеся сдают листочки с ответами на проверку учителю.
–Итак, мы начинаем наше путешествие по Атлантическому океану.
Запишите в тетради число и тему урока: “Атлантический океан” (запись темы урока в тетрадь).
Сегодня на уроке мы должны изучить ГП, историю исследования, особенности природы и хозяйственное использование Атлантического океана.
Знакомиться с океаном мы будем по плану:
ГП
История исследования океана
Особенности природы
Хозяйственная деятельность
Из всех океанов Атлантический занимает наиболее важное место в жизни человечества. С древнейших времен он осваивался человеком. Само название океана впервые появилось на карте в 1507 г. и связано с мифом об Атланте и с легендой об Атлантиде.
По древнему греческому преданию это был большой остров в Атлантическом океане, расположенный к западу от Гибралтара. Остров населяли племена-атланты. В результате землетрясения остров опустился на дно океана. Ученые до сих пор сорят о его существовании и причинах гибели.
Основные характеристики океана:
–второй по величине – площадь – 91, 6 млн. км² – ср. глубина – 3600 м – наибольшая глубина – 8 742 м (желоб Пуэрто-Рико)
-Географическое положение.
–Открыли учебники на стр. 346, охарактеризуйте ГП океана по плану.
Работа с атласами, запись в тетрадь.
1. Между какими материками расположен Атлантический океан? С какими другими океанами он связан? (С.Америка, Ю.Америка, Евразия, Африка, Антарктида. С Тихим через панамский канал, с СЛО, С Индийским)
2.Как расположен океан относительно экватора, тропиков, полярных кругов и нулевого меридиана? (Пересекают материк: экватор, Сев и Юж полярный круг, тропики.)
3.В каких климатических поясах расположен океан? (Океан лежит во всех климатических поясах. )
-История исследования океана
Давайте прочитаем об истории исследования материка.
Вопросы:
Кто первым пересек океан? (Викинги)
Когда начались работы по исследованию океана?(В эпоху ВГО)
Какое место океан занимает по степени своей изученности?(Первое)
-Рельеф
- Атлантический океан–самый молодой.
Задание.Пользуясь картой «Строение земной коры», ответьте на вопросы:
В результате каких процессов образовался Атлантический океан? (Его образование связано с раздвижением плит литосферы. Современный Атлантический океан появился и начал медленно расширяться около 200 млн лет назад в результате раскола суперматерика Пангея и постепенного отодвигания материков Северная Америка и Южная Америка от Европы и Африки.)
Какие литосферные плиты образуют дно океана, в каком направлении и с какой скоростью они перемещаются? (Американское, Евразиатская, Африканская).
Рельеф дна океана
Почти посередине океана проходит Срединно -Атлантический хребет длиной более 17 тыс.км и шириной 1 000 км.
2.На севере океана хребет выходит на поверхность – остров Исландия.
Океан лежит во всех климатических поясах. Наиболее широкая часть Атлантики расположена в тропических и умеренных широтах. - В какой части Атлантики штормы бушуют во все сезоны года? (Ответ на вопрос найдите в тексте учебника на с. 209)
Температура и соленость воды в океане
Особенности климата отражаются на свойствах водных масс.
Температура поверхностных вод в Атлантике в среднем ниже, чем в Тихом и Индийском океанах. Чем это объясняется? (Ответ на вопрос найдите в тексте учебника на с. 209-210) Значительные различия между температурой воды и воздуха в некоторых районах вызывают образование сильных туманов, осложняющих судоходство.
Одна из особенностей водных масс Атлантического океана – повышение солености до 37 ‰ по сравнению со средним показателем. Это связано с тем, что значительная часть испарившейся с поверхности влаги из-за относительной узости океана переносится ветрами на материки.
Запись в тетрадь: соленость — 37‰. Средняя соленость его поверхностных вод – 35,3‰,(Запись в тетрадь)
Течения
- В водах Атлантики имеются теплые и холодные течения. Назовите их и покажите на карте. - Течения в океане направлены не по широте, а почти вдоль меридианов. Причина этого в большой вытянутости океана с севера на юг и очертаниях береговой линии.
Айсберги
Особенность Атлантического океана – многочисленные айсберги и плавучий морской лед в северной части.
Айсберг — глыба пресного материкового льда, дрейфующая (или сидящая на мели) в океане. Айсберги образуются при обламывании концов ледников, спускающихся в воду с суши. Под водой может находиться до 90% объёма глыбы. Айсберги могут достигать 100 м в высоту и нескольких десятков километров в длину
Течения выносят айсберги в открытый океан до 400 с.ш. Эти районы Атлантики опасны для судоходства. Трагедия «Титаника», который на полном ходу столкнулся с айсбергом, привела к учреждению Международного ледового патруля, который сообщает всем судам о размерах, координатах и путях дрейфа айсбергов.
- Органический мир
Органический мир Атлантики беднее видами, чем органический мир Тихого океана. Объясняется это его молодостью, сильным похолоданием климата во время последнего оледенения.
Атлантический океан богат промысловыми видами рыб: сельдью, морским окунем, треской, скумбрией, мойвой и другими. Встречаются акулы, киты, тюлени. Район Канарских островов богат лангустами и анчоусами. В северной части встречаются морские ежи, моллюски.
Хозяйственная деятельность в океане (рассказ учителя, запись в тетрадь видов хозяйственной деятельности в океане)
Транспортные пути
Издавна Атлантический океан используется для транспортного сообщения между материками и странами. На долю океана приходится половина всех морских перевозок. Для улучшения связи Атлантического океана с другими океанами сооружены Суэцкий и Панамский каналы (показать на карте каналы).
Рыбный промысел
Атлантический океан самый рыбопродуктивный. Обилие промысловых рыб привело к развитию интенсивного рыбного промысла. Большая часть улова рыбы приходится на его северную часть.
Добыча полезных ископаемых
Шельфы Атлантического океана богаты месторождениями нефти и другими полезными ископаемыми. Тысячи скважин пробурены на дне Мексиканского залива и Северного моря (показать на карте.)
Рекреационные ресурсы
Атлантический океан и его моря принимают на свои берега миллионы отдыхающих. К наиболее крупным морским рекреационным центрам относятся Средиземное море, Черное море, южное побережье Балтийского моря, Флорида, Антильские и Бермудские острова, Венесуэла, Куба, Колумбия, Бразилия (показать на карте).
Экологические проблемы
В связи с развитием судоходства, ростом городов на побережье океана природные условия в нем резко ухудшились. Ежегодно в океан попадают десятки миллионов тонн вредных токсичных веществ.
Океан уже не в состоянии самоочищаться. Требуются международные усилия по спасению Атлантического океана. Подписаны договоры, запрещающие сброс в океан опасных радиоактивных отходов.
Закрепление
–Изучению какого океана мы посвятили урок?
Игра “ Кто это? Что это?”
Саргассово – море
Викинги – первые пересекли океан
Скумбрия – промысловая рыба
Суэцкий – канал
Карибское – море
Мексиканский – залив
Гольфстрим – теплое течение
Исландия –остров
Срединно-Атлантический – хребет
Средиземное – море
4. Домашнее задание
1.Читать параграф. Отвечать на вопросы.
2. Задание в к/к.
Отметить на карте Атлантического океана следующие объекты: